Занимательный материал, который может быть использован на уроках обучения грамоте в 1 классе.
I. Упражнения, для развития фонематического слуха.
Скороговорки и чистоговорки на каждый звук.
[з]Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
[с] Съел Слава сало, да сала было мало.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.
[д] Дятел дерево долбит,
День деньской кору дробит.
[т] У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика торчат
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи использую чистоговорки, которые дети с удовольствием придумывают сами.
Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.
Бу-бы-бу - сидит ворон на дубу.
Бо-бу-бы - в лесу растут дубы.
Бы-бо-ба - вот какая жаба.
Са-са-са - по лесу бежит лиса.
Ас-ас-ас - лиса боится нас.
Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.
Су-су-су - как красиво в лесу.
Су-сю-су - тихо осенью в лесу.
Ус-ус-ус - лису я не боюсь
Скороговорки и чистоговорки произносятся не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).
II. Дидактические игры.
“Найди пару”. Игровой материал: парные картинки (мышка- мишка, кот- кит, коса - коза, мак - рак, усы - осы, полка - пилка, трава - дрова, горка - корка, зайка - сайка, грач - врач, шишка - мишка). Дети подбирают картинку (название изображенного предмета имеет одинаковое звучание с названием одной из выставленных картинок на наборном полотне), произносят оба названия (коза- коса).
“Поймай звук”. Например, [с] (садик, Вася, слон, цапля, носы, гуси, мыс, маска, поросята, спелый, весь, заяц, лось, фасоль).
“Цветочный магазин” или “Собери букет”. Игровой материал: открытки с изображением цветов. Дети находят цветы в которых есть указанный звук например, [р] (роза, астра, пион, тюльпан, нарцисс, василек, ромашка, георгин, гвоздика).
“Внимательные покупатели”. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинается на [м] (матрёшка, мышка, машина, мяч, мишка. Эти игрушки можно взять. Но не ошибитесь.
“Зоопарк” Игровой материал: картинки с изображением зверей и звуковые модели слов. Нужно “расселить” зверей по клеткам, т.е. соотнести звуковую модель слова с картинкой (лиса, зебра, тигр, зайка).
“Хоккей” (любимая игра первоклассников). Руки согнутые в локтях - “ворота”, “шайба” - слово, которое начинается, или в котором есть, или отсутствует заданный звук. Например, “шайба” - слово, в котором нет звука [ш] (шар, жар, Саша, Паша, молодцы; шина, машина, жир; шест, жест, молодцы; шесть, месть). Одна группа детей - “ вратари”, другая - “судьи”, третья - “болельщики”. Они кричат: “Гол!” - если “шайба” попадает в ворота.
“Подбери слово”. Например, дана модель:
Учащиеся подбирают по ней слова. “Контролёр” принимает слова и не пропускает те, которые не соответствуют модели, объяснив ошибку.
“Узнай и назови звук”, “Подбери слово со звуком”….;
После прочтения слов в столбиках и уточнения их лексического значения предлагаю детям следующие задания:
- найдите и прочитайте слова, называющие действия;
- слова - имена
- найдите и прочитайте слово, соответствующее звуковой модели;
- отгадай загадку (отгадку дети находят среди прочитанных слов);
- измени слово по числу;
- назови признаки предмета;
- назовите лишнее слово в столбике (выбор уч-ся обосновывают связным высказыванием)
Игра “Большой-маленький”. Учитель называет слово, а дети его “уменьшают”” куст - (кустик), мост -…, костюм -…, самолет…:
- Подбери к следующим словам признаки: сестра (какая?) (родная, двоюродная, заботливая), струна - (какая?) (тонкая, стальная, гитарная), костюм - (какой?) (нарядный, спортивный, вечерний, шерстяной), мост -…., самолёт-…,
- Подбери к словам слова- действия: (что делает?).
Самолёт (что делает?) летит, гудит,…
Плакса….(плачет)
Сорока…
Куст…
Костёр …
Сон …
Для отработки способа чтения и письма включаю в урок игры на угадывание букв и слов.
1. “Рассыпанные буквы”. Из букв составить слова: С, В, О, О, Л; И, Н, К, Г, А; С, С, О, М, К, О; А, Т, Р, Е, К, А; О, Л, К, Ш, А; В, У, Р, Ь, К, А, Б;
2. Составь слова и придумай сам.
3. Впиши слова в пустые клетки.
__ __ЛЬ | - дерево; |
__ __ЛЬ__ | - танец; |
__ __ЛЬ__ __ | - ювелирное изделие; |
__ __ЛЬ__ __ | - верхняя одежда; |
__ __ЛЬ__ __ | - мелкая рыбка; |
__ __ ЛЬ__ __ | - часть патрона; |
4. Игра “Отними слог”.
лесок | сокол | болото |
пирог | коньки | ворота |
олень | победа | говорит |
майка | радуга | тюлень |
деньги | пожар | беседа |
5. “Буквы- невидимки”. Напиши гласные вместо точек, прочитай слова.
З__М__К
__Т Л__С
Ж__Р Н__Л
__Б__Ж__Р
6. Сочини слово.
Напишите согласную, прочитайте слова.
7. “Словесная мозаика”.
Слова написаны на карточках-пазлах. Нужно найти пару, составить фигуру и прочитать слово.
8. “Слог за слогом”. Даётся слово, состоящее из двух или более слогов. Дети подбирают слова и записывают так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Например: