Двадцать первое марта Классная работа
Подчинительные союзы
Цели урока:
- познакомить учащихся с видами подчинительных союзов;
- научить отличать подчинительные союзы от союзных слов;
- развитие мышления в упражнении на соотнесение.
Словарная работа.
Г…мнастика, трен…р, трен…роваться, ба(с,сс)ейн, (на) скаку, чтобы, ст…рательно, (с)налету,д…станция, ориентироваться, снаряд.
Спишите слова, вставив буквы и раскрыв скобки.
Какое из записанных слов относится к теме урока сегодня?
Синтаксический разбор предложения.
Тренер убедительно просил нас, чтобы мы по утрам обязательно выполняли гимнастические упражнения.
СОЮЗЫ
?
подчинительные
(потому что, так как и др.)
(чтобы, для того чтобы и др.)
(когда, едва, лишь, пока и др.)
(если, раз, ли и др.)
(как, будто, точно и др.)
(что, чтобы, как и др.)
(и, да=и, не только – но и)
(а, но, да=но, однако (же), зато)
(или, либо, то –то, не то – не то)
Из данных ниже простых предложений составьте сложные причины или следствия, не меняя местами. Какие союзы вы используете?
- Лед был хрупким. Идти по р…ке опасно.
- Могучие ели не пропускали ветра. В л…су было тихо.
- Птица не могла л…теть. Одно крыло у нее было сломано.
- Мотор самолета работал с перебоями. Пилот решил посадить машину на ближайшем аэродроме.
- Мы с трудом различали дорогу. Было очень темно.
В записанных предложениях найдите слова, в которых:
- букв меньше, чем звуков;
- букв больше, чем звуков;
- количество букв равно количеству звуков
Выполните фонетический разбор одного из слов.
Спишите, расставляя пропущенные запятые. Определите значение союзов.
- Ребята пошли в спортзал чтобы посмотреть на новые спортивные снаряды.
- Спортсмен сошел с дистанции потому что получил травму.
- Мы с тренером часто выезжали в лес, пока не научились ориентироваться на местности.
Допишите предложения, используя нужное окончание, данное справа. Определите значение союзов.
- Я зайду к товарищу, если…
- Я поеду на юг, если…
- Мы пойдем в лес, если…
- Приятели пойдут в театр, если…
- Автобус поедет дальше, если…
- Лесник оштрафует, если…
- они оставят мусор на поляне.
- врачи мне разрешат.
- они достанут билеты.
- исправят мотор.
- у меня будет свободное время.
- погода будет хорошей.
Проверим
- Я зайду к товарищу, если…
- Я поеду на юг, если…
- Мы пойдем в лес, если…
- Приятели пойдут в театр, если…
- Автобус поедет дальше, если…
- Лесник оштрафует, если…
у меня будет свободное время.
врачи мне разрешат.
погода будет хорошей.
они достанут билеты.
исправят мотор.
они оставят мусор на поляне.
В записанных предложениях найдите слова, которые образованы :
- приставочным способом;
- суффиксальным способом;
3. приставочно – суффиксальным способом
Какие еще способы образования слов вы знаете?
Приведите примеры.
Составьте по схемам предложения с подчинительной связью, используя слова из словаря.
1. [ ], ( потому что… ).
2. [ ], ( поэтому… ).
3. [ ], ( чтобы… ).
Домашнее задание:
Чтение теоретического материала учебника на странице
РЕФЛЕКСИЯ
- Сегодня я узнал (а)….
- Было трудно….
- Я научился (лась)…
- Теперь я могу…
- Самым интересным моментом на уроке…
- Я научился (лась)…
- Сегодняшний урок дал мне…..