Подчинительные союзы. Сложноподчинённое предложение
Союз −
служебная часть речи,
которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
?
Союзы по значению
подчинительные
сочинительные
соединительные
противительные
разделительные
№ 1. Вставьте подходящие по смыслу союзы. Определите их разряд по значению. Расставьте необходимые знаки препинания.
- Редеет мгла ненастной ночи , … бледный день уж настает. (А. Пушкин)
- Не может волк … охнуть, … вздохнуть. (И. Крылов)
- Мал золотник, … дорог. (Пословица)
- Мы не надеялись никогда более встретиться, … встретились. (М. Лермонтов)
- Твой конь не боится опасных трудов, он, чуя господскую волю, … смирно стоит под стрелами врагов, … мчится по бранному полю. (А. Пушкин)
И
ни
ни
да
но
то
то
Подчинение с пельменями.
?
союз
Я съел все пельмени
- Когда?
- Почему?
- С какой целью?
- Несмотря на что?
- Как?
- Кто это сказал?
когда?
отец работал.
Я съел все пельмени
пока
- Когда?
временные
пока
когда
прежде чем
едва
с тех пор как
почему?
был голоден.
потому что
Я съел все пельмени
- Почему?
причинные
оттого что
ибо
в связи с тем что
зачем?
чтобы
они не достались врагу.
Я съел все пельмени
целевые
- С какой целью?
для того, чтобы
с тем, чтобы
затем, чтобы
несмотря на что?
хотя
мне и запретили это делать.
Я съел все пельмени
уступительные
- Несмотря на что?
несмотря на то, что
вопреки тому, что
пускай
при каком условии?
если бы
мне не помешали.
Я бы съел все пельмени
- При каком условии?
условные
раз
ли
если
с чем это сравнимо?
словно
их кто-то отбирал.
Я съел все пельмени
- С чем это можно сравнить?
сравнительные
словно
будто
как
подобно тому, как
О чем?
что
съел все пельмени.
Я пожалел
- Кто об этом рассказал?
изъяснительные
как
что
будто
чтобы
Запомним!
В предложении с изъяснительным союзом от одной части к другой можно поставить вопрос косвенного падежа.
о чём?
Сторож предупредил ребят, чтобы не воровали яблоки.
что?
Я объяснил прохожему, как добраться до вокзала.
Союзы
простые
составные
состоят из одного слова
состоят из двух
и более слов
Союзы
подчинительные
сочинительные
однородные члены и равноправные части
(в сложносочинённом предложении)
неравноправные части
(в сложноподчинённом предложении)
сочинительные
подчинительные
соединительные
временные
причинные
противительные
целевые
разделительные
уступительные
условные
сравнительные
изъяснительные
№ 2. Попробуем подставить подходящий союз.
потому что
- Мы отправились в поход рано утром, …
была солнечная погода. ( почему? )
- Мы отправились в поход рано утром, …
до вечера добраться до нужного пункта. ( с какой целью? )
- Мы отправились в поход рано утром, …
была солнечная погода . ( когда? )
- Мы бы отправились в поход рано утром, …
была солнечная погода. ( при каком условии? )
чтобы
когда
если бы
№ 3. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, постройте схемы, укажите вид придаточного.
1. Я понял что летчик должен знать свойства воздуха все его наклонности и капризы. 2. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель и падают снежинки на тихую задумчивую ель. 3. Дельфины играли чаек качал простор и длинные серые корабли поворачивали на Босфор. 4 . Трава зеленеет сквозь иней, и рябина сквозь иней горит.
№ 3. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, постройте схемы, в СПП укажите вид придаточного. Проверка.
1. Я понял, что летчик должен знать свойства воздуха, все его наклонности и капризы (изъясн.) 2. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель, и падают снежинки на тихую задумчивую ель (ССП). 3. Дельфины играли, чаек качал простор, и длинные серые корабли поворачивали на Босфор (СП с разными видами связи: БСП, ССП). 5. Трава зеленеет сквозь иней, и рябина сквозь иней горит (ССП).
4. Спишите предложение, расставляя знаки препинания, и определите вид союза.
- Если мы будем читать слишком быстро или слишком медленно мы ничего не поймем.
- Сейчас на реке я подумал что шедевры существуют не только в искусстве но и в природе.
- Чтобы выбрать профессию необходимо сначала познать себя.
- Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались высокими и пухлыми.
4. Спишите предложение, расставляя знаки препинания, и определите вид союза.Проверка
- Если мы будем читать слишком быстро или слишком медленно мы ничего не поймем (усл.).
- Сейчас на реке я подумал что шедевры существуют не только в искусстве но и в природе (изъяснит.).
- Чтобы выбрать профессию необходимо сначала познать себя (изъясн.).
- Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались высокими и пухлыми (прич.).
№ 5. Составьте предложения по схемам, определите разряд союза.
Морфологический разбор союзов
Морфологический разбор союза
План разбора
1. Часть речи. Что соединяет
2. Морфологические признаки
Наступила ночь , а друзья всё разговаривали.
3
А – союз
1. Часть речи. Общее значение
1 . [ ], а [ ]
2. Морфологические признаки
2. сочин., прост.
Дни летом стояли то жаркие, то холодные.
3
3
То - то – союз
1. Часть речи. Общее значение
1 . то ,
то
2. Морфологические признаки
2. сочин., составн.
Они отправились в путь, лишь рассвело .
3
Лишь – союз
1. [ ] , (лишь …) .
2. Морф. призн.: подчин., сост.
Морфологический разбор союза
1. Часть речи. Что соединяет
План разбора
2. Морфологические признаки
простой/
составной
сочинительный/
подчинительный