СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подчинительные союзы. Сложноподчинённое предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подчинительные союзы. Сложноподчинённое предложение»

Подчинительные союзы. Сложноподчинённое предложение

Подчинительные союзы. Сложноподчинённое предложение

Союз − служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Союз

служебная часть речи,

которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

? Союзы по значению  подчинительные сочинительные соединительные противительные разделительные

?

Союзы по значению

подчинительные

сочинительные

соединительные

противительные

разделительные

№ 1. Вставьте подходящие по смыслу союзы. Определите их разряд по значению. Расставьте необходимые знаки препинания. Редеет мгла ненастной ночи , …  бледный день уж настает. (А. Пушкин) Не может волк … охнуть, … вздохнуть. (И. Крылов) Мал золотник, … дорог. (Пословица) Мы не надеялись никогда более встретиться, … встретились. (М. Лермонтов) Твой конь не боится опасных трудов, он, чуя господскую волю, … смирно стоит под стрелами врагов, … мчится по бранному полю. (А. Пушкин) И ни ни да но то то

1. Вставьте подходящие по смыслу союзы. Определите их разряд по значению. Расставьте необходимые знаки препинания.

  • Редеет мгла ненастной ночи , … бледный день уж настает. (А. Пушкин)
  • Не может волк … охнуть, … вздохнуть. (И. Крылов)
  • Мал золотник, … дорог. (Пословица)
  • Мы не надеялись никогда более встретиться, … встретились. (М. Лермонтов)
  • Твой конь не боится опасных трудов, он, чуя господскую волю, … смирно стоит под стрелами врагов, … мчится по бранному полю. (А. Пушкин)

И

ни

ни

да

но

то

то

Подчинение с пельменями. ?  союз Я съел все пельмени - Когда? - Почему? - С какой целью? - Несмотря на что? - Как? - Кто это сказал?

Подчинение с пельменями.

?

союз

Я съел все пельмени

- Когда?

- Почему?

- С какой целью?

- Несмотря на что?

- Как?

- Кто это сказал?

когда? отец работал. Я съел все пельмени пока - Когда? временные пока когда прежде чем едва с тех пор как

когда?

отец работал.

Я съел все пельмени

пока

- Когда?

временные

пока

когда

прежде чем

едва

с тех пор как

 почему? был голоден. потому что Я съел все пельмени - Почему? причинные оттого что ибо в связи с тем что

почему?

был голоден.

потому что

Я съел все пельмени

- Почему?

причинные

оттого что

ибо

в связи с тем что

зачем? чтобы они не достались врагу. Я съел все пельмени целевые - С какой целью? для того, чтобы с тем, чтобы затем, чтобы

зачем?

чтобы

они не достались врагу.

Я съел все пельмени

целевые

- С какой целью?

для того, чтобы

с тем, чтобы

затем, чтобы

несмотря на что? хотя мне и запретили это делать. Я съел все пельмени уступительные - Несмотря на что? несмотря на то, что вопреки тому, что пускай

несмотря на что?

хотя

мне и запретили это делать.

Я съел все пельмени

уступительные

- Несмотря на что?

несмотря на то, что

вопреки тому, что

пускай

при каком условии? если бы мне не помешали. Я бы съел все пельмени - При каком условии? условные раз ли если

при каком условии?

если бы

мне не помешали.

Я бы съел все пельмени

- При каком условии?

условные

раз

ли

если

с чем это сравнимо? словно их кто-то отбирал. Я съел все пельмени - С чем это можно сравнить? сравнительные словно будто как подобно тому, как

с чем это сравнимо?

словно

их кто-то отбирал.

Я съел все пельмени

- С чем это можно сравнить?

сравнительные

словно

будто

как

подобно тому, как

О чем? что съел все пельмени. Я пожалел - Кто об этом рассказал? изъяснительные как что будто чтобы

О чем?

что

съел все пельмени.

Я пожалел

- Кто об этом рассказал?

изъяснительные

как

что

будто

чтобы

Запомним! В предложении с изъяснительным союзом от одной части к другой можно поставить вопрос косвенного падежа. о чём? Сторож предупредил ребят, чтобы не воровали яблоки. что? Я объяснил прохожему, как добраться до вокзала.

Запомним!

В предложении с изъяснительным союзом от одной части к другой можно поставить вопрос косвенного падежа.

о чём?

Сторож предупредил ребят, чтобы не воровали яблоки.

что?

Я объяснил прохожему, как добраться до вокзала.

Союзы простые  составные состоят из одного слова состоят из двух и более слов

Союзы

простые

составные

состоят из одного слова

состоят из двух

и более слов

Союзы  подчинительные сочинительные однородные члены и равноправные части (в сложносочинённом предложении) неравноправные части (в сложноподчинённом предложении)

Союзы

подчинительные

сочинительные

однородные члены и равноправные части

(в сложносочинённом предложении)

неравноправные части

(в сложноподчинённом предложении)

сочинительные  подчинительные соединительные временные причинные противительные целевые разделительные уступительные условные сравнительные изъяснительные

сочинительные

подчинительные

соединительные

временные

причинные

противительные

целевые

разделительные

уступительные

условные

сравнительные

изъяснительные

№ 2. Попробуем подставить подходящий союз. потому что Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. ( почему? ) Мы отправились в поход рано утром, … до вечера добраться до нужного пункта. ( с какой целью? ) Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода . ( когда? ) Мы бы отправились в поход рано утром, …  была солнечная погода. ( при каком условии? ) чтобы когда если бы

2. Попробуем подставить подходящий союз.

потому что

  • Мы отправились в поход рано утром, …

была солнечная погода. ( почему? )

  • Мы отправились в поход рано утром, …

до вечера добраться до нужного пункта. ( с какой целью? )

  • Мы отправились в поход рано утром, …

была солнечная погода . ( когда? )

  • Мы бы отправились в поход рано утром, …

была солнечная погода. ( при каком условии? )

чтобы

когда

если бы

№ 3. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, постройте схемы, укажите вид придаточного. 1. Я понял что летчик должен знать свойства воздуха все его наклонности и капризы. 2. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель и падают снежинки на тихую задумчивую ель. 3. Дельфины играли чаек качал простор и длинные серые корабли поворачивали на Босфор. 4 . Трава зеленеет сквозь иней, и рябина сквозь иней горит.

3. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, постройте схемы, укажите вид придаточного.

1. Я понял что летчик должен знать свойства воздуха все его наклонности и капризы. 2. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель и падают снежинки на тихую задумчивую ель. 3. Дельфины играли чаек качал простор и длинные серые корабли поворачивали на Босфор. 4 . Трава зеленеет сквозь иней, и рябина сквозь иней горит.

№ 3. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, постройте схемы, в СПП укажите вид придаточного. Проверка. 1. Я понял, что летчик должен знать свойства воздуха, все его наклонности и капризы (изъясн.) 2. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель, и падают снежинки на тихую задумчивую ель (ССП). 3. Дельфины играли, чаек качал простор, и длинные серые корабли поворачивали на Босфор (СП с разными видами связи: БСП, ССП). 5. Трава зеленеет сквозь иней, и рябина сквозь иней горит (ССП).

3. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, постройте схемы, в СПП укажите вид придаточного. Проверка.

1. Я понял, что летчик должен знать свойства воздуха, все его наклонности и капризы (изъясн.) 2. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель, и падают снежинки на тихую задумчивую ель (ССП). 3. Дельфины играли, чаек качал простор, и длинные серые корабли поворачивали на Босфор (СП с разными видами связи: БСП, ССП). 5. Трава зеленеет сквозь иней, и рябина сквозь иней горит (ССП).

4. Спишите предложение, расставляя знаки препинания, и определите вид союза. Если мы будем читать слишком быстро или слишком медленно мы ничего не поймем.  Сейчас на реке я подумал что шедевры существуют не только в искусстве но и в природе. Чтобы выбрать профессию необходимо сначала познать себя. Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались высокими и пухлыми.

4. Спишите предложение, расставляя знаки препинания, и определите вид союза.

  • Если мы будем читать слишком быстро или слишком медленно мы ничего не поймем.
  • Сейчас на реке я подумал что шедевры существуют не только в искусстве но и в природе.
  • Чтобы выбрать профессию необходимо сначала познать себя.
  • Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались высокими и пухлыми.
4. Спишите предложение, расставляя знаки препинания, и определите вид союза.Проверка Если мы будем читать слишком быстро или слишком медленно мы ничего не поймем (усл.).  Сейчас на реке я подумал что шедевры существуют не только в искусстве но и в природе (изъяснит.). Чтобы выбрать профессию необходимо сначала познать себя (изъясн.). Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались высокими и пухлыми (прич.).

4. Спишите предложение, расставляя знаки препинания, и определите вид союза.Проверка

  • Если мы будем читать слишком быстро или слишком медленно мы ничего не поймем (усл.).
  • Сейчас на реке я подумал что шедевры существуют не только в искусстве но и в природе (изъяснит.).
  • Чтобы выбрать профессию необходимо сначала познать себя (изъясн.).
  • Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались высокими и пухлыми (прич.).
№ 5. Составьте предложения по схемам, определите разряд союза.

5. Составьте предложения по схемам, определите разряд союза.

Морфологический разбор союзов

Морфологический разбор союзов

Морфологический разбор союза План разбора 1. Часть речи. Что соединяет 2. Морфологические признаки

Морфологический разбор союза

План разбора

1. Часть речи. Что соединяет

2. Морфологические признаки

Наступила ночь , а  друзья всё разговаривали. 3 А – союз 1. Часть речи. Общее значение 1 . [ ], а [ ] 2. Морфологические признаки 2. сочин., прост.

Наступила ночь , а друзья всё разговаривали.

3

А – союз

1. Часть речи. Общее значение

1 . [ ], а [ ]

2. Морфологические признаки

2. сочин., прост.

Дни летом стояли то жаркие, то холодные. 3 3 То - то – союз 1. Часть речи. Общее значение 1 . то ,   то  2. Морфологические признаки 2. сочин., составн.

Дни летом стояли то жаркие, то холодные.

3

3

То - то – союз

1. Часть речи. Общее значение

1 . то ,

то

2. Морфологические признаки

2. сочин., составн.

Они отправились в путь, лишь рассвело . 3 Лишь – союз 1.  [ ] , (лишь …) . 2. Морф. призн.: подчин., сост.

Они отправились в путь, лишь рассвело .

3

Лишь – союз

1. [ ] , (лишь …) .

2. Морф. призн.: подчин., сост.

Морфологический разбор союза 1. Часть речи. Что соединяет План разбора 2. Морфологические признаки простой/ составной сочинительный/ подчинительный

Морфологический разбор союза

1. Часть речи. Что соединяет

План разбора

2. Морфологические признаки

простой/

составной

сочинительный/

подчинительный


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!