СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: “Сложноподчинённое предложение”

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: “СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”

(Багыныңкы татаал сүйлөм)

Предмет:  Русская язык Класс ---9-------- Четверть----1------- № урока---4-----------

Цели урока:

Учащиеся достигают данного результата, если:

  1. Языковая: Познакомить учащихся содержанием темы.

Ученики познакомятся с  содержанием темы;

  1. Речевая: Совершенствовать умения и навыки логического мышления, употреблять словарный состав и познавательной активности, развитие творческой деятельности, обогатить словарный запас учащихся.

Развивают умения и навыки логического мышления, работы с текстом, расширяют словарный запас;

  1. Социо-культурная: Воспитать чувство уважения друг к другу, скромности.

Учатся скромности, стремятся к глубоким знаниям.

 

Вид урока: урок усвоения новых знаний;

Тип урока: комбинированный;

Ресурсы урока: книга, карточки, дополнительная литература, интерактивная доска, аудиозаписи.

Этапы урока и время:

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

 

Организационный этап:

Здравствуйте, ребята.  Я вам желаю успехов на уроке.

Ученики здороваются с учителем, и желают успехов друг другу.

2мин.

Актуализация опорных знаний

Вспомните:

            Давайте ребята,  вспомним, что такое подчинительная связь?

 

 

Ученики рассуждают и отвечают

на вопросы, делятся с мнениями.

10 мин.

Объяснение нового материала

В сложных предложениях подчинительная связь заключается в том, что одно простое предложение является главным, а другое подчиняется ему. Например: Я ушел, когда начался дождь. Первое предложение Я ушел – главное. Второе предложение когда начался дождь поясняет, когда, в какое время происходило действие первого предложения. Первое предложение независимо. Второе предложение зависит от главного предложения, подчинено ему, поясняет один из его членов.

          Сложное предложение, в котором одно предложение подчинено другому, поясняет его, называется сложноподчинённым предложением. Независимое, поясняемое предложение, которому подчинены другие предложения, входящие в состав сложноподчиненного, называется главным.

Предложение подчинённое, зависящее от другого, поясняющее его, называется придаточным.

Главное и придаточное предложения соединяются при помощи союзов или союзных слов.

          Разберём сложноподчинённое предложение Некрасов мечтал, чтобы простые люди читали его произведения. В этом сложном предложении второе предложение поясняет первое: в нём говорится, о чём мечталНекрасов. Оно отвечает на вопрос  о чём? И относится к сказуемому первого предложения. Главное предложение – Некрасов мечтал, придаточное – чтобы простые люди читали его произведения. Главное и придаточное предложения связываются при помощи союза чтобы.

          Простые предложения, составляющие сложноподчинённое предложение, разделяются на письме запятыми. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они. Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон: Тулуп, из которого я успел вырасти, был немножко для него узок. Главное предложение разделяется придаточным на две части. Придаточное предложение из которого я успел вырасти выделено с двух сторон запятыми.

 

Выполнение упр. №   287

Найдите в тексте сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Выполнение упр. №   288, 289

Образец:Если ветер утихал, в саду начинали летать желтые бабочки.

 

  1. Руководитель художественной самодеятельности объявил. Приглашения на концерт разосланы  (что).
  2. Сергей выдержал все испытания. Он не боялся трудностей (потому что).
  3. Пржевальский умирал. Он просил похоронить его на берегу  Ыссык-Куля. (когда)
  4. Вершины гор покрыты вечным снегом. На их склонах летом растёт мох (хотя).

Выполнение упр. №   292

Переведите с кыргызского на русский, используя сложноподчинённые предложения. Расставьте знаки препинания.

  1. Павел жатып уктап калганда, энеси төшөгүнөн туруп келди.
  2. Жанболот сабагына келбесе да, мугалимдин суроолоруна так жооп берди.
  3. Искендер жакшы окугандыктан, мактоо грамотасын алды.
  4. Эгерде алар калышса, менин да калышым керек.
  5. Биз кайда кааласак, ошол жакка барабыз.
  6. Окуучу тапшырманы билбегендиктен, биз класста калдык.

Словарная работа:

Исход дела –иштин натыйжасы

Благословить – бата берүү

Руководитель – жетекчи

Приглашение – чакыруу

Испытание – сыноолор

Художественная самодеятельность – өздүк көркөм чыгармачылык

Вечный – түбөлүктүү

Приказать – буйрук берүү

Замок – сепил, сарай

Настойчиво – дегенин койбой

Составить – түзүү

 

Ученики слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы,  и выполняют упр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики  выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики знакомятся с новыми словами

 

 

 

 

20мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Рефлекция

1.Какие два основных типа связи между словами в предложении вы знаете?

2. Как называется сложное предложение, в котором простые предложения соединены сочинительными союзами?

3. Какая связь между словами в предложении называется подчинительной? Приведите примеры подчинительной связи.

Ученики отвечают на вопросы

3

Оценивание

Оценивание по ответам учащихся

 

2

Домашнее задание

 

Упр. №    293

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

2

Просмотр содержимого документа
«Тема: “Сложноподчинённое предложение”»

ТЕМА: “СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”

(Багыныңкы татаал сүйлөм)

Предмет: Русская язык Класс ---9-------- Четверть----1------- № урока---4-----------

Цели урока:

Учащиеся достигают данного результата, если:

  1. Языковая: Познакомить учащихся содержанием темы.

Ученики познакомятся с содержанием темы;

  1. Речевая: Совершенствовать умения и навыки логического мышления, употреблять словарный состав и познавательной активности, развитие творческой деятельности, обогатить словарный запас учащихся.

Развивают умения и навыки логического мышления, работы с текстом, расширяют словарный запас;

  1. Социо-культурная: Воспитать чувство уважения друг к другу, скромности.

Учатся скромности, стремятся к глубоким знаниям.



Вид урока: урок усвоения новых знаний;

Тип урока: комбинированный;

Ресурсы урока: книга, карточки, дополнительная литература, интерактивная доска, аудиозаписи.

Этапы урока и время:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время


Организационный этап:

Здравствуйте, ребята. Я вам желаю успехов на уроке.

Ученики здороваются с учителем, и желают успехов друг другу.

2мин.

Актуализация опорных знаний

Вспомните:

Давайте ребята, вспомним, что такое подчинительная связь?



Ученики рассуждают и отвечают

на вопросы, делятся с мнениями.

10 мин.

Объяснение нового материала

В сложных предложениях подчинительная связь заключается в том, что одно простое предложение является главным, а другое подчиняется ему. Например: Я ушел, когда начался дождь. Первое предложение Я ушел – главное. Второе предложение когда начался дождь поясняет, когда, в какое время происходило действие первого предложения. Первое предложение независимо. Второе предложение зависит от главного предложения, подчинено ему, поясняет один из его членов.

Сложное предложение, в котором одно предложение подчинено другому, поясняет его, называется сложноподчинённым предложением. Независимое, поясняемое предложение, которому подчинены другие предложения, входящие в состав сложноподчиненного, называется главным.

Предложение подчинённое, зависящее от другого, поясняющее его, называется придаточным.

Главное и придаточное предложения соединяются при помощи союзов или союзных слов.

Разберём сложноподчинённое предложение Некрасов мечтал, чтобы простые люди читали его произведения. В этом сложном предложении второе предложение поясняет первое: в нём говорится, о чём мечталНекрасов. Оно отвечает на вопрос о чём? И относится к сказуемому первого предложения. Главное предложение – Некрасов мечтал, придаточное – чтобы простые люди читали его произведения. Главное и придаточное предложения связываются при помощи союза чтобы.

Простые предложения, составляющие сложноподчинённое предложение, разделяются на письме запятыми. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они. Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон: Тулуп, из которого я успел вырасти, был немножко для него узок. Главное предложение разделяется придаточным на две части. Придаточное предложение из которого я успел вырасти выделено с двух сторон запятыми.


Выполнение упр. № 287

Найдите в тексте сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Выполнение упр. № 288, 289

Образец:Если ветер утихал, в саду начинали летать желтые бабочки.


  1. Руководитель художественной самодеятельности объявил. Приглашения на концерт разосланы (что).

  2. Сергей выдержал все испытания. Он не боялся трудностей (потому что).

  3. Пржевальский умирал. Он просил похоронить его на берегу Ыссык-Куля. (когда)

  4. Вершины гор покрыты вечным снегом. На их склонах летом растёт мох (хотя).

Выполнение упр. № 292

Переведите с кыргызского на русский, используя сложноподчинённые предложения. Расставьте знаки препинания.

  1. Павел жатып уктап калганда, энеси төшөгүнөн туруп келди.

  2. Жанболот сабагына келбесе да, мугалимдин суроолоруна так жооп берди.

  3. Искендер жакшы окугандыктан, мактоо грамотасын алды.

  4. Эгерде алар калышса, менин да калышым керек.

  5. Биз кайда кааласак, ошол жакка барабыз.

  6. Окуучу тапшырманы билбегендиктен, биз класста калдык.

Словарная работа:

Исход дела –иштин натыйжасы

Благословить – бата берүү

Руководитель – жетекчи

Приглашение – чакыруу

Испытание – сыноолор

Художественная самодеятельность – өздүк көркөм чыгармачылык

Вечный – түбөлүктүү

Приказать – буйрук берүү

Замок – сепил, сарай

Настойчиво – дегенин койбой

Составить – түзүү


Ученики слушают учителя






















Ученики слушают учителя





















Ученики отвечают на вопросы, и выполняют упр.













Ученики выполняют упражнение
















Ученики знакомятся с новыми словами





20мин.






















3







Рефлекция

1.Какие два основных типа связи между словами в предложении вы знаете?

2. Как называется сложное предложение, в котором простые предложения соединены сочинительными союзами?

3. Какая связь между словами в предложении называется подчинительной? Приведите примеры подчинительной связи.

Ученики отвечают на вопросы

3

Оценивание

Оценивание по ответам учащихся


2

Домашнее задание


Упр. № 293

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!