СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поддержание здорового психологического климата в классном коллективе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, поддержки, взаимопомощи. Сплочение классного коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Поддержание здорового психологического климата в классном коллективе.»

Конспект урока.

«Правила общения в коллективе».

Поддержание здорового психологического климата в классном коллективе.


Подготовила и провела: педагог-психолог Соснина О.П.


Цели:

  • проанализировать психологический климат в классе, выявить проблемные области;

  • помочь справиться с переживаниями, которые препятствуют нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;

  • продолжить работу по сплочение классного коллектива;

  • создать положительный эмоциональный фон;

Задачи:

  • снизить эмоциональное напряжение;

  • скорректировать поведение с помощью ролевых игр;



«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается;

но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него,

ошибается еще сильнее»

Ф. де Ларошфуко

Согласно психологическим законам развития личности, одной из ведущих потребностей детей является общение. Как правило, снижение учебной мотивации особенно остро проявляется в тех классах, где ребята не могут наладить контакт друг с другом, когда в классе проявляется конкуренция, нетерпимость, деление на враждующие между собой группы.

В связи с этим, важно создать в классе атмосферу сотрудничества, сотворчества, проводить работу по сплочению класса, по формированию у учащихся навыков общения.


Вступительное слово «Хороший климат нужен всем».

Психолог: Психологический комфорт в классе – одно из важнейших условий эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого учащегося. Прошёл период адаптации обучающихся, позади шестой класс, впереди следующая ступень. С чем мы к ней подошли и какими мы стали? Научились ли мы общаться?

Дорогие ребята, еще несколько лет вам предстоит быть вместе. Как важно, чтобы в нашем коллективе был хороший климат, была нормальная, здоровая рабочая атмосфера.



Перед проведением классного часа провожу тестирование обучающихся.

«Определение индекса групповой сплоченности Сишора»

Назначение и инструкция: групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, -

можно определить  с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

    1. Как бы ты оценил свою принадлежность к классу?

  1. Чувствую себя членом, частью класса (5)

  2. Участвую в большинстве дел класса (4)

  3. Участвую в одних делах класса и не участвую в других (3)

  4. Не чувствую, что являюсь членом класса (2)

  5. Живу и существую отдельно от класса (-1)

  6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

II. Перешел бы ты в другой класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

  1. Да, очень хотел бы перейти (-1)

  2. Скорее перешел бы, чем остался (2)

  3. Не вижу никакой разницы (3)

  4. Скорее всего остался бы в своем классе (4)

  5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5)

  6. Не знаю, трудно сказать (1)

III. Каковы взаимоотношения между ребятами вашего класса?

  1. Лучше, чем в большинстве других классов (3)

  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)

  3. Хуже, чем в большинстве классов (-1)

  4. Не знаю, трудно сказать (1)

IV. Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?

  1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)

  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)

  3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)

  4. Не знаю (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем классе?

  1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)

  2. Примерно такое же, как и в большинстве классов школы (2)

  3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)

  4. Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности рассчитывается как среднее значение баллов всех отвечавших членов коллектива:

Уровни групповой сплоченности:

  • 16 баллов и выше – высокий уровень групповой сплоченности; 

  • 12–15 баллов – выше среднего; 

  • 7–11 – средний; 

  • 5–6 – низкий.

1.Игра-тест "Альпинист".

На доске делается рисунок и поясняется:

Психолог: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".

(Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)



Какой вывод, ребята, можно сделать, глядя на полученный результат? (Дети пытаются сделать вывод).

(Эта игра  направлена на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе. В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса).


2.Блицопрос «Как создать хороший климат?»

Психолог. Людям, как и цветам, нужен хороший климат. Но для растений в оранжерее климат создают садоводы и цветоводы, а климат в человеческом коллективе полностью зависит от людей. И создавать этот климат должны только мы с вами. Что для этого нужно сделать?

-Как нужно относиться к общим делам? {Все делать вместе, вместе проводить свободное время.)

-Как нужно относиться друг к другу? (Уважать друг друга, поддерживать слабых, новичков.)

-Какие черты нужно ценить в людях? (Трудолюбие, бескорыстие, честность...)

-Как относиться к чужим успехам и неудачам? (Радоваться успехам, переживать за неудачи.)

-Какие отношения должны быть между различными группировками в классе? (Отношения сотрудничества, взаимопонимания...)


3.Упражнения на отношения.

Психолог: Сейчас мы сделаем несколько упражнений, которые помогут вам проявить себя и лучше узнать друг друга.

1. Слушать и слышать

Психолог: Первое упражнение называется «Слушать и слышать». Чтобы узнать друг друга, нужно уметь слушать. Умеем ли мы слушать и слышать другого?

Внимание, задание. По моей команде «Адрес!» каждый из вас громко должен назвать свой адрес.

Начали! Адрес!

(Дети громко выкрикивают свои адреса.)

Теперь проверим, как мы поняли друг друга.

(Педагог обращается к нескольким ученикам с просьбой повторить адрес одного из одноклассников.)

Как видим, хоть и кричали все очень громко, но услышать друг друга нам не удалось. Зато каждый хорошо слышал

только себя.

-Какое правило общения можно

вывести из этого упражнения? (Нельзя перебивать, нужно уметь слушать и слышать.)

4. Уважать чужое мнение

Психолог. Следующее упражнение называется «Уважать чужое мнение». У многих из нас есть ярко выраженные качества, которые отличают нас от других людей. С помощью этих качеств можно дать краткую характеристику человека. Сейчас вы и будете это делать. Я буду читать краткие характеристики, а вы по цепочке будете угадывать, о ком идет речь. Причем одну и ту же характеристику будут угадывать два ученика, сидящие за одной

партой. Все остальные должны показать, что они могут уважать чужое мнение: не перебивать, не грубить, не хамить, не унижать других.

(Психолог читает характеристики, ученики поднимают руки, называют фамилии одноклассников.)

• Самостоятельный человек -так можно сказать о...

• Самый изобретательный и находчивый...

• В разведку я взял бы с собой...

• Самый надежный и добросовестный в нашем классе -это...

• Ему лучше не попадаться на язык: остроумие и острословие -его главные качества. Это...

• Самая яркая и одаренная личность в нашем классе -это...

• Своими бедами всегда можно поделиться с.

Всегда поймет вас и посочувствует...

• Если в классе скучно, значит, в нем отсутствует...

• Если в классе неуютно, значит, в нем не хватает...

• Если в классе вспыхнет ссора, врагов всегда помирит...

• Не побоится дать отпор любому хаму и грубияну...

• Всегда блистает умом и смекалкой...

• Возможно, станет крупным государственным деятелем...

• Самым добрым человеком в классе можно назвать...

• Скромность -это редкое качество украшает...


Возможно, кто-то и не ожидал, что одноклассники обнаружат

в нем такие качества, но, как говорят, со стороны виднее.

Всем нам надо учиться прислушиваться к чужому мнению, независимо от того, совпадает ли оно с нашим собственным.

Ученые утверждают, что только 1 из 10 людей умеет выслушать собеседника и объективно отнестись к его точке зрения.

Как видим, в нашем классе таких гораздо больше.


5. Узнать себя

Психолог. Выполняя предыдущее упражнение, вы показали, как хорошо знаете своих одноклассников, а

теперь покажите, как хорошо знаете самих себя. упражнение так и называется - «Узнать себя».

Итак, новое задание: я буду называть представителей различных групп, а те, кто к ним относится, должны громко хлопать в ладоши.

Внимание! Начали!

• Хлопают все ученики 7 « Г» класса!

• Хлопают только... девочки!

• Хлопают только те, кто любит... вкусно поесть!

• Хлопают только те, кто любит поспать... на уроках!

• Хлопают только те, кто обожает... математику!

• Хлопают только те, кто ненавидит... каникулы!

• Хлопают только... мальчики!

• Хлопают только те, кто жить не может без... двоек!

• Хлопают только те, кому нравится... опаздывать на уроки!

• Хлопают только те, кто ценит настоящую дружбу!

• Хлопают только те, у кого прекрасное настроение!

Это было, конечно, шуточное задание на внимание. Но и на умение выслушать до конца. Без этого умения легко попасть

в глупое и смешное положение

6.. Упражнение "Создание правил и законов нашего класса".

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны и приниматься всеми. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил.

Творческое задание: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе А4 и поставить подписи.

Давайте вместе проговорим правила которые вы придумали.

7."Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.

Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного.

Заключительная беседа «Какой климат в нашем классе?»

Психолог. Сегодня мы говорили о хорошем и плохом климате в коллективе.

Если климат в коллективе хороший, то всем хорошо, все довольны, активны, всем хочется все делать вместе, все делать

для других как можно лучше, все даже меньше болеют, потому что атмосфера в таком коллективе здоровая.

-Как вы считаете, можно ли сказать, что климат в нашем классе хороший, благоприятный, что у нас здоровая атмосфера в классе?

-И в чем это проявляется?

-Как сделать, чтобы климат в нашем классе не портился, а становился все лучше и лучше?

Примерные высказывания учащихся:

-Климат у нас хороший, все уважают друг друга, чувствуют себя как дома, в своей семье.

-Иногда мешают зависть, жадность, жестокость -все это портит атмосферу в нашем классе.

-Атмосфера у нас нормальная, здоровая, все помогают друг другу, подсказывают, даже дают списывать.

-Чтобы климат в нашем классе стал лучше, нужно почаще проводить классные праздники, экскурсии.

-Нельзя обзывать, дразнить других, мальчикам нельзя драться и обижать девочек.

-Нужно побольше узнавать друг о друге, почаще вместе собираться после школы


Подведение итогов (рефлексия)

Психолог. Полезно ли было для вас сегодняшнее общение? Что нового вы узнали о себе, о других?

Примерные высказывания детей:

-Узнал, что я, как и многие другие, не умею слушать собеседника.

-Узнал, что так много людей (9 из 10) тоже не умеют слушать и

слышать.

-Узнал, что от нас самих зависит атмосфера в нашем классе и лично от меня.

-Узнал, что хороший климат и здоровую атмосферу в классе нужно не только создавать, но и беречь.





Литература.

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989

2. Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. -

СПб.: Речь, 2006.

3. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко «Психологический комфорт в школе. Как его достичь» Акции,

тренинги, семинары. Волгоград Издательство «Учитель», 2009

4.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и

личность.- М.: Мысль, 1998.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!