СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поддержка детей с ОВЗ поддержание их культурного , интеллектуального, физичесского развития и творческого потенциала посредством совершенствования условий получения ими качественного и общедоступного образования

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, занимающую значительное место в общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои возможности. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей. Основной задачей школы является помочь обучающимся с ОВЗ, раскрыть их потенциал, дать им возможность стать увереннее и сильнее. 

Просмотр содержимого документа
«Поддержка детей с ОВЗ поддержание их культурного , интеллектуального, физичесского развития и творческого потенциала посредством совершенствования условий получения ими качественного и общедоступного образования»







Доклад

«Поддержка детей поддержание их культурного , интеллектуального, физичесского развития и творческого потенциала посредством совершенствования условий получения ими качественного и общедоступного образования и расширения возможностей для участия в конкурсных мероприятиях различного уровня в целях самореализации и личностного роста»







Педагог-психолог: Квернадзе Л.Ф.











Образно говоря, школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс – отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик – это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические качества личности выпускника школы.

Хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду или как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Организационная культура школы и класса создаёт необходимые условия для того, чтобы её выпускники были подобны плодам из хорошего сада, в котором работает умный садовник.

Развитие одарённости и креативности у детей до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти неуправляемым. Сегодня положение резко изменилось. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения и воспитания. Развитие таких детей в школе происходит по нескольким направлениям: развитие творческих способностей и общих интеллектуальных. Под общими интеллектуальными способностями понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Под творческими же способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике (Н.К.Винокурова). В связи с этим в школьной практике есть смысл не только не разводить эти два направления, а работать в направлении их интеграции в одно – интеллектуально-творческое.


В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, занимающую значительное место в общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои возможности. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей. Основной задачей школы является помочь обучающимся с ОВЗ, раскрыть их потенциал, дать им возможность стать увереннее и сильнее. Просто поверить в себя, в свои силы.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в отсутствии опыта. Ребёнок с ОВЗ может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем. Обнаружить свои дарования и таланты может помочь вовлечение обучающихся в конкурсы различного уровня, олимпиады, конференции. Очень важно дать возможность ребенку прочувствовать ситуацию успеха, оценить свои силы: «Я смогу, я знаю».

На начальной ступени обучения (1-4 классы) ребенок еще не полностью осознает свою значимость, ему приятна похвала, одобрение коллектива. Он только учится вести себя на публике, быть в центре внимания. Хотя последнее может быть камнем преткновения и в более позднем возрасте. Задача педагога всегда находиться рядом, оказать поддержку, помочь стать успешным. Одержать победу не столько в конкурсе, сколько над самим собой. Этот начальный этап в подготовке к работе самый важный. Это настрой. Ребята с интересом, увлеченно включались в работу. Каждый пробовал свои силы и получал похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход способствует высокой активности детей и желанию поучаствовать еще раз. В обучении детей с ОВЗ учителю важно понимать то, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития и главное - не являются ущербными по сравнению с другими. Важным моментом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Думаю, что каждому учителю приходилось работать с детьми с ОВЗ. Для каждого учителя актуальной проблемой в своей педагогической деятельности является поиск эффективных методов и приёмов обучения. В моей педагогической практике большой опыт обучения детей с ОВЗ. В своей профессиональной деятельности придерживаюсь общих принципов и правил коррекционной работы, а так же использую активные приёмы, методы для активизации деятельности учащихся с ОВЗ.

Активные методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях, и на различных этапах подготовки к конкурсам, олимпиадам, конференциям.

Так, в начале подготовки активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению обучающихся в процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью могут использоваться различные эмоциональные приветствия, психологический настрой.

Демонстрировать свои способности, возможности, свой талант и опыт всегда сложно. Продемонстрировать их на конкурсах и соревнованиях, да еще перед членами компетентного жюри, сложнее вдвойне. Представленные методики по развитию эмоциональной устойчивости позволяют педагогам самостоятельно использовать тренинговые упражнения в работе с обучающимися, а обучающиеся получают возможность развивать свою эмоциональную устойчивость самостоятельно.

Большой популярностью пользуются заочные дистанционные конкурсы, где есть возможность попробовать свои силы. Эти мероприятия позволяют обучающимся с ОВЗ повысить самооценку, т.к. наряду с дипломами за призовые места эти ученики получают сертификат участника.

Подготовка к олимпиадным мероприятиям, интеллектуальным конкурсам требует от педагога наработки особенных навыков и умений, способствующих развитию творческой компетенции обучающихся. Методика социально-психологической работы педагога при подготовке обучающихся к таким мероприятиям должна основываться на развитии нескольких компонентов:

  • • интеллектуального (память, гибкое мышление, творческое воображение при решении проблемной ситуации)

  • • личностного (стрессоустойчивость, умение планировать, концентрироваться на процессе, умение работать в команде, самостоятельность, уверенность в себе и др.). В реализации этого направления важна тренинговая работа с воспитанниками, направленная:

  • • на развитие самосознания, широкого и глубокого понимания ими своих способностей и возможностей;

  • • расширение имеющегося в его распоряжении репертуара поведенческих реакций, коррекцию сложившихся форм поведения, осознание ребенком своей позиции;

  • • осознание ребенком своей одаренности, построение им своей системы отношений с миром и самим собой сквозь призму своих особенностей и возможностей (частная задача — восстановление или формирование навыков продуктивной учебной деятельности, режимных моментов жизни);

  • • обучение социально-психологическим навыкам и умениям делового сотрудничества с людьми, понимания смысла действий и реакций партнеров по общению.

Педагог – это немного волшебник. То, что происходит на его глазах, как раскрывается личность ребенка, не может не удивлять. И тем не менее главный персонаж-это ребенок, это центр, центр вселенной, со своими планами, амбициями возможностями. Мероприятия различной направленности конкурсы мастерства, предметные олимпиады, научно – практические конференции помогают раскрыть потенциал каждого. Не получилось сегодня, получится в следующий раз. В нашей школе для обучающихся с ОВЗ огромное поле возможностей. Не проходит ни дня, без мероприятий, это и школьные конкурсы и викторины, и спорт, Вопреки всем убеждениям, я уверена, что наши дети получают гораздо больше, чем учащиеся массовых школ. Вот уже несколько лет подряд наша школа участвует в олимпиадах «Всё обо всем», где можно попробовать свои силы и испытать свои возможности.

Неоднократно учащиеся нашей школы становились победителями «Абилимпикса», участвуют и участвовали в спортивных соревнованиях по району и области, многие ребята неоднократно были призерами. Обучающиеся являются участниками «Российского движения школьников». Принимают активное участие в предметных конкурсах и олимпиадах различного уровня «Русский медвежонок», «Пегас», «Кенгуру» и т.д.

Не столь важна победа, как участие, приобретенный жизненный опыт, уверенность в себе и своих силах. Я думаю, нашим выпускникам очень пригодятся в жизни те знания и умения, которые им дала школа.

Закончить свое выступление я хочу цитатой «Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя» Г. Галилей