Поддержка детской инициативы
в экспериментально-исследовательской деятельности
с применением ИКТ
Выполнила:
воспитатель высшей категории
МБДОУ детский сад «Радуга»
Смирнова В.В .
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи
Поисковая активность детей выражается в потребности исследовать окружающий мир, она заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Но организовать экспериментально-исследовательскую деятельность с детьми дошкольного возраста не всегда легко, так как некоторые опыты сложны для воспроизводства, а процессы и явления сложно объяснить. Для того чтобы сделать опытно-экспериментальную деятельность доступной для всех, рекомендуют применение информативно-коммуникационных технологий при организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.
Актуальность.
В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В решении этой задачи ведущая роль отводится образованию, и что, в свою очередь, приводит к качественным изменениям в системе образования, а перед педагогами ставится задача изменить способ подачи информации, сохраняя при этом мотивацию к учению.
Немаловажная роль отводится и дошкольному образованию, направленного на обеспечение саморазвития и самореализацию ребенка, способствующее развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника
(Н. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Поэтому необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности, c использованием современных ИКТ средств.
Главной целью использования мультимедийных презентаций на занятиях является усиление наглядности, облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
ИКТ одна из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм, признанных педагогами в организации экспериментально – исследовательской деятельности дошкольников.
Использование ИКТ в учебном процессе это:
Повышение качества усвоения материала
Усиление образовательных эффектов
Осуществление дифференцированного подхода к детям с разным видом подготовки
Развитие умения детей ориентироваться в информационных потоках
Космос
Влияние ИКТ на экспериментально – исследовательскую деятельность ребенка
Приобретение социального опыта
Вызывает у дошкольников эмоциональный подъем
Желание добиваться успехов
Широкое знакомство с различными ситуациями и возможностями
Способность приобретения новых знаний
Ознакомление с окружающим миром
Металл
Рост и размножение растений
В дошкольном учреждении мультимедийные технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд – фильмов и презентаций.
Мультимедийные презентации, несут в себе большой потенциал, так как:
- содержат в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам,
- дают возможность моделировать различные ситуации,
- активизируют внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике,
-способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный,
- занятия-презентации особенно в игровой форме, вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание,
-многогранность и объединение различных возможностей медиа: текст, графика, фото, видео, аудио, игра, тест - в итоге получается мини – программа с разными формами работы.
Компьютерные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, показать процесс извержения вулкана, образование континентов и т.д. Возможности ИКТ позволяют увеличить объем материала, предлагаемого для ознакомления.
Извержение вулкана
Виртуальные экскурсии (музей динозавров, зоопарк)
Включение икт – средств в познавательно-исследовательскую деятельность способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности дошкольников:
дети проявляют осознанное внимание и интерес к предмету исследования или деятельности;
задают много вопросов, свидетельствующих о глубине проникновения в наблюдаемые явления (об образе жизни, о явлениях природы);
у детей постоянно имеется положительное эмоциональное отношение к предмету или деятельности (разнообразные эмоции, вызываемые ими);
проявляют активное и самостоятельные действия, направленные на познание предмета или деятельности, на лучшее распознание устройства предмета, понимание его функционального назначения в исследовательской деятельности
Подготовка совместно с родителями презентаций
Исследовательские работы с родителями и выступление на род. собрании
«По секрету всему свету»
Онлайн-олимпиада
Исходя из вышесказанного, использование современных информационных технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников, происходит обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности. Средства ИКТ, являясь мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников, вместе с тем не исключает привычных методов и технологий образовательной работы с детьми, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребенка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в формировании познавательного интереса дошкольников.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский
Спасибо
за внимание