Поддержка инициатив волонтеров и мотивация к добровольческой деятельности
Из проекта федерального закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве»
- Волонтер – доброволец; гражданин, участвующий в решении социально значимых проблем в форме безвозмездного труда.
- Волонтерство – добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты и карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.
добровольчество предполагает:
- Мотивацию, не связанную с извлечением прибыли
- Отсутствие компенсации от государства
- Мотивацию через личную вовлеченность
Волонтеры и их организации вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Добровольцы не являются "дешевой рабочей силой", их инициатива и энергия привлекаются к работе по их собственному добровольному желанию и являются катализирующим элементом в работе всего проекта.
Мозговой штурм «Направления деятельности волонтерства»
Какие направления деятельности волонтерства могут быть?
- социальное патронирование детских домов и пожилых людей;
- помощь пожилым людям в освоении компьютерной грамотности;
- работа в молодежных юридических и психологических службах;
- помощь в реставрационных работах;
- экскурсионная деятельность;
- экологическая защита;
- спортивная, туристическая и военная подготовка;
- организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников;
- работа в службах милосердия в больницах;
- организация досуга детей, подростков, молодежи…
Добровольцы, выбравшие для себя направление деятельности – работа с социально незащищенными группами населения, отдают свое свободное время, оказывают помощь и поддержку пожилым людям, находящимся в доме для престарелых, сиротам в домах ребенка и детских домах. Старики и дети – это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании. Персонал домов-интернатов для детей и пожилых людей при всем своем желании не имеет физической возможности уделять в достаточной мере внимания каждому проживающему в таком учреждении. Волонтеры своим участием помогают пожилым людям достойно встретить старость, оказывают поддержку, потому что старики, как и дети, нуждаются в постоянной заботе, сочувствии и внимании.
Отдельно хотелось бы сказать о детях, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах и интернатах. Общеизвестно, что для нормального развития ребенка нужна полноценная социальная среда. Поэтому, дети, лишенные необходимого человеческого общения на ранних этапах своего развития, даже не имея проблем физического плана, развиваются с заметным отставанием от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Активное участие добровольцев в социальной, психологической и интеллектуальной реабилитации детей-сирот помогают им стать полноценными членами нашего общества.
Служба в больницах
На сегодняшний день в России еще не сложилась служба организации жизни ребенка в больнице, как, например, в ряде других стран. Потребность в волонтерах крайне велика. Однако специфика работы в этом направлении приводит к тому, что многие не выдерживают и уходят. Поэтому проблема отбора волонтеров, способных работать в больнице, оказывать действенную помощь является актуальной.
В перспективе развития волонтерской службы в больнице волонтеры, получив соответствующее обучение, могут выполнять более сложную работу, такую как уход за детьми-инвалидами, игровая терапия, оказание помощи и уход за больными в терминальной стадии и их родственниками в больнице и на дому.
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков
В помощи нуждаются как дети с нормальным, так и с нарушенным развитием. В рамках этого направления осуществляется: репетиторство, проведение праздников, организация досуга и др. Одной из основных проблем детей с особенностями психического и физического развития является отсутствие возможностей для социализации их в обществе здоровых людей. Контакт с волонтерами противодействует социальной изолированности детей – инвалидов, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним.
Профилактика здорового и безопасного образа жизни
Очень важным направлением является работа волонтеров с молодежью, направленная на оздоровление молодежной среды и профилактику наркотической и алкогольной зависимости.
В рамках реализации этой деятельности проводятся целенаправленные обучающие семинары, тренинги, антинаркотические акции, усиливается контроль над возможными каналами поступления наркотиков в молодежную среду.
Восстановление и сохранение памятников природы, истории и культуры
Охраняемые природные территории нуждаются в бескорыстной практической помощи добровольцев, – ведь именно добровольцы выполняют ту необходимую работу, на которую у сотрудников часто не хватает ни сил, ни средств, ни времени. Очень часто вход на эти территории закрыт для посетителей, только волонтерам разрешается побывать в местах, не тронутых цивилизацией, чтобы добрым делом помочь сохранить живое наследие нашей земли.
Защита окружающей среды
Добровольческая деятельность по защите окружающей среды предполагает участие молодых людей в разнообразных акциях по привлечению внимания общества или власти к экологическим проблемам, требующим решения. Волонтеры оказывают помощь в распространении информации по различным экологическим проектам. Это прежде всего проведение лекций, рассказов о современных технологиях, позволяющих без больших затрат сделать свой быт и свое рабочее место экологичнее. Среди активных видов деятельности можно назвать экологические инспекции: выявление незаконных рубок деревьев и кустарников, несанкционированных свалок мусора и др.
Помощь животным
Добровольцы, принимающие участие в оказании помощи бездомным животным, стараются воплощать в жизнь идеи гуманного отношения к животным и внедрения действительно эффективных мер по сокращению численности беспризорных животных.
Волонтеры оказывают помощь в приютах для животных, помогают уличным животным – благодаря этому многие животные находят старых или новых хозяев. Принимают меры по выявлению и пресечению случаев издевательств над животными, проводят акции по устройству животных «в семью».
Творческая деятельность
Молодые люди, выбирающие для себя участие в эстетическом направлении добровольческой деятельности, имеют возможность приобщения к миру искусства, общения с музыкантами, художниками мировой величины, расширения кругозора в области художественного и музыкального искусства. Они оказывают помощь в реализации конкретных проектов, дежурят на выставках, концертах, раздают рекламные буклеты, программки концертов. Волонтеры, которые знают иностранные языки, могут прикрепляться в качестве сопровождающих к зарубежному музыканту, знакомить гостя с городом и т.д. Кроме этого, иногда требуется помощь в переводе зарубежных книг и других материалов, необходимых для планирования концертной деятельности.
Деятельность в условиях музеев предполагает помощь в организации и проведении выставок в музее: монтаж выставки, контроль за посетителями, распространение информационных буклетов о предстоящем мероприятии среди знакомых и др.
Еще одним видом деятельности в этом направлении является работа в сети Интернет: поиск необходимой информации, оповещение слушателей о предстоящих концертах или выставках по электронной почте
Волонтерами в сфере искусства могут быть как молодые люди, имеющие подготовку по предметам эстетического профиля, так и обычные студенты и школьники. Ребята, которые собираются связать свою жизнь с профессией в сфере искусства, получают возможность пополнения своего профессионального багажа, получения опыта, который необходим при устройстве на работу.
Краеведческая деятельность
Участие молодых людей в волонтерских проектах, посвященных изучению истории своего края, позволяет с помощью экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений расширять кругозор детей и подростков, прививать им разносторонние практические навыков, воспитывать в них патриотизм, любовь к отечеству.
Мозговой штурм «Качества, желательные для волонтера»
Качества, желательные для волонтера
Личностные
Практические навыки (развиваются в процессе подготовки, но могут быть изначально присущи)
- Общительность, коммуникабельность
- Способность быть лидером
- Любознательность
- Эмпатия (сопереживание псих.состояния другого человека)
- Доброжелательность
- Интерес к проблеме
- Высокий общий уровень развития
- Терпеливость
- Корректность
- Тактичность
- Позитивность, оптимизм
- Уверенность в своих возможностях
- Умение принимать решения
- Умение вести за собой
- Умение выгодно себя преподнести
- умение расположить к себе собеседника
- Умение слушать и слышать
- Информированность по проблеме ПАВ, ВИЧ/СПИДа и смежным проблемам
- Опыт работы с группой, знание основ психологии
- Организаторские способности
Качества, нежелательные для волонтеров
Абсолютные
(сложно изменяемые)
Относительные
(изменяемые)
- Авторитарность
- Амбициозность
- Высокомерие
- Грубость
- Пошлость
- Завистливость
- Отсутствие самокритики
- Надменность
- Молчаливость, замкнутость
- Неумение слушать
- Конфликтность
- Стереотипность взглядов
- Стремление к манипулированию людьми
Мозговой штурм
«Методы отбора волонтеров»
Методы отбора волонтеров
- Анкета
- Опросник
- Собеседование
- Игровые методы
- Наблюдение
Анкета - разрабатывается тренером. Включает в себя вопросы о предыдущем опыте общественной работы, интересах, увлечениях, потенциальных возможностях, личные данные: Ф.И.О., телефон, адрес, класс.
Цель опросника – дать понять, что привлекает в данной деятельности ребенка, как он понимает цели и процесс деятельности лидерца.
Собеседование - которое позволяет оценить личностные и деловые качества подростка, степень его заинтересованности, организационные и временные возможности, его возможность к долгосрочной работе.
Игровые методы - Качества, цели, заинтересованность, временные возможности.
Наблюдение - очень действенный метод, благодаря которому будущего волонтера можно увидеть в действии на продолжении длительного времени (если мы говорим об образовательном учреждении).
Способы сохранения интереса к волонтерской деятельности
Способы сохранения интереса к добровольческой деятельности:
- Презентация своего опыта;
- Обмен опытом;
- Повышение компетенций, обучение новым способам проведения мероприятий;
- Изменения в деятельности;
- Четкая подготовка к мероприятиям;
- Рефлексия мероприятия;
- Ритуалы в группе добровольцев;
- Благодарность;
- Создание проектов, участие в конкурсах грантовых проектов.
- Презентация своего опыта - выступления на мероприятиях, освещение в СМИ, участие в конкурсах и пр.;
- Обмен опытом - фестивали, слеты, конгрессы, мастер-классы и пр.;
- Повышение компетенций - мастер-классы, обучающие тренинги и пр.;
- Изменения в деятельности - напр.: смена направлений добровольческой деятельности, новые задачи, другие целевые группы и пр.;
- Четкая подготовка к мероприятиям-
1.План. В нем четко должны быть пошагово отражены все действия организатора от разработки цели до анализа результатов, обязательно указание сроков и ответственных за выполнение лица. Чем подробнее будет прописан каждый шаг, тем более эффективным будет мероприятие.
2.Разработка содержания. Определение целей и задач. Цель – главный результат семинара, задачи – последовательные шаги, ведущие к достижению цели. Проработка темы и методология занятия
3.Организационные вопросы. Сюда относится все, что касается технического оснащения мероприятия.
Качественно проведенная подготовительная работа – это уверенность не только в своих силах, но и в эффективности проведенного мероприятия.
- Рефлексия - анализ своих действий, чувств, мысли;
- Ритуал
- Благодарность - признание важности деятельности (награждение: грамоты, призы; зачитывание писем с благодарностями при значимых людях и пр.)
Участие в конкурсах
Рефлексия
- Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения
- Участники озвучивают произошедшее и делятся своими впечатлениями
- Группа тщательно анализирует опыт
- Руководитель (тренер) управляет процессом
Правила проведения рефлексии
- не перебивать, но соблюдать регламент
- правило «свободного микрофона»
- оценка своих мыслей, ощущений (говори за себя)
- каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует
Вопросы на рефлексию мероприятия
- Что получилось? что важного произошло?
- Какие чувства у вас возникли?
- Какие мысли появились?
- Что нужно добавить (исправить или учесть) в следующий раз?
- Какой опыт для себя вы получили?
- Изменится ли что-то в вас или в вашей жизни?
Создание социальных проектов
- Позволяет четко определить цели, задачи, результаты, пошагово расписать мероприятия;
- Возможность привлечь средства (материалы, помощь и пр.) для проведения мероприятий;
- Мотивация к добровольческой деятельности;
- Активизация социальной и созидательной деятельности волонтеров;
- Предоставление возможности участия в решении социально значимых проблем;
- Повышение интеллектуального и культурного уровня волонтеров.
Структура проекта
- Актуальность и значимость
- Цель и задачи
- План проведения мероприятий
№
Название мероприятия
Дата проведения
Целевая группа и планируемый охват
Ожидаемый результат
Актуальность – краткое описание проблемы, которую необходимо решить в рамках проекта.
Цель и задачи – цель должна указывать на изменение, которое будет достигнуто в ходе работы по проекту; задача – шаги по достижению цели; задач должно быть не больше трех.
План проведения мероприятий – необходимо описать, какие действия планируется предпринять для достижения цели и задач; на кого нацелены мероприятия, кто будет осуществлять исполнение плана, какие ресурсы будут привлечены.
- Сотрудничество
- Ожидаемые результаты
- Информирование о результатах
- Устойчивость достижений проекта
- Финансирование
Ожидаемые результаты – описываются конкретные ожидаемые результаты в измеряемых показателях, методы измерения результатов.
Информирование о результатах – описание способов информирования о результатах проекта.
Устойчивость достижений проекта – описание дальнейших планов по поддержанию и развитию результатов проекта.
Финансирование – описание необходимого финансирования в виде сметы расходов, с указанием способов их привлечения средств, а также добровольческих трудозатрат.
Статьи и наименования расходов
Необходимые средства
Вклад из привлеченных средств
Возможные источники финансирования
Спасибо за внимание!