СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ - 2017 Задание 16. Обособленные члены предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация используется на уроке повторения знаков препинания в предложениях  с обособленными членами. В работе есть небольшой блок заданий с проверкой.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ - 2017 Задание 16. Обособленные члены предложения.»

Подготовка к ЕГЭ - 2017 Задание 16. Обособленные члены предложения

Подготовка к ЕГЭ - 2017

Задание 16.

Обособленные члены предложения

Причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Знаки препинания зависят от расположения причастного оборота по отношению к определяемому: ДО или ПОСЛЕ определяемого слова

1) Причастный оборот выделяется запятыми , если стоит ПОСЛЕ определяемого слова

Для народов (каких?), / жестикулирующих мало /, русское общение (какое?), / насыщенное жестами /, кажется излишне эмоциональным.

2) Причастный оборот не выделяется запятыми , если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.

Для / жестикулирующих мало / народов / насыщенное жестами / русское общение кажется излишне эмоциональным.

3) Если два причастных оборота соединяются при помощи союза И , то запятая перед и после И не ставится.

Эпоха (какая?), / начавшаяся после открытий Галилео Галилея / И / завершившаяся работами Исаака Ньютона /, обозначила важный поворот в истории человечества.

4) Если причастный оборот или прил. + зав.сл. относятся к личному местоимению, запятая ставиться ПЕРЕД и ПОСЛЕ опр.сл.

Мы (какие?), разгорячённые игрой , выбежали из спортзала.

5) Если прич. оборот или прил. +з ав.сл. содержат в себе ПРИЧИНУ (почему?), запятая ставится ПЕРЕД опр. сл.

Уставшие после длительного пути , (какие?) ребята присели отдохнуть.

Деепричастный оборот что делая? и что сделав? Обособляются ВСЕГДА, если нет условий для отсутствия запятой 1) Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают. Ипполит Матвеевич стоял (что делая?) под акацией, / погрязая в стыде /, и твердил (что делая?) три заученные фразы, / не глядя на гуляющих /. 2) Если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И , то запятая ПЕРЕД и ПОСЛЕ союза И не ставится , однако надо убедиться в том, что в этом случае деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нем. Ипполит Матвеевич, / погрязая в стыде /, стоял под акацией и, / не глядя на гуляющих /, твердил три заученные фразы . / Перелистывая книги из библиотеки Пушкина / И / изучая пометки на полях /, невольно приходишь к выводу, что поэт был еще и гениальным читателем.

Деепричастный оборот что делая? и что сделав?

Обособляются ВСЕГДА, если нет условий для отсутствия запятой

1) Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают.

Ипполит Матвеевич стоял (что делая?) под акацией, / погрязая в стыде /, и твердил (что делая?) три заученные фразы, / не глядя на гуляющих /.

2) Если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И ,

то запятая ПЕРЕД и ПОСЛЕ союза И не ставится , однако надо убедиться в том, что в этом случае деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нем.

Ипполит Матвеевич, / погрязая в стыде /, стоял под акацией и, / не глядя на гуляющих /, твердил три заученные фразы .

/ Перелистывая книги из библиотеки Пушкина / И / изучая пометки на полях /, невольно приходишь к выводу, что поэт был еще и гениальным читателем.

От однородных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и соединенных союзом И , следует отличать неоднородные обстоятельства, также выраженные деепричастными оборотами и связанные союзом И : Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении , и , опасаясь быть нескромными , вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль  (А. Пушкин). Запятая не ставится : одиночное деепричастие на А, Я = наречие Примечание : в приведенном предложении первый деепричастный оборот относится к глаголу остались ( остались что делая? шепотом толкуя .. .), второй деепричастный оборот относится к другому глаголу - разъехались (разъехались что делая? опасаясь быть нескромными ), следовательно, перед нами два неоднородных обстоятельства, поэтому их границы выделяются; запятыми. В данном случае запятая ставится и перед союзом И, и после него, так как деепричастные обороты относятся к разным глаголам. Я люблю читат ь (как? Каким образом?) лежа (наречие) Запятая не ставится : деепричастный оборот = фразеологизм Мы бежали  сломя голову .

От однородных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и соединенных союзом И , следует отличать неоднородные обстоятельства, также выраженные деепричастными оборотами и связанные союзом И :

Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении , и , опасаясь быть нескромными , вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль (А. Пушкин).

Запятая не ставится : одиночное деепричастие на А, Я = наречие

Примечание : в приведенном предложении первый деепричастный оборот относится к глаголу остались ( остались что делая? шепотом толкуя .. .), второй деепричастный оборот относится к другому глаголу - разъехались (разъехались что делая? опасаясь быть нескромными ), следовательно, перед нами два неоднородных обстоятельства, поэтому их границы выделяются; запятыми. В данном случае запятая ставится и перед союзом И, и после него, так как деепричастные обороты относятся к разным глаголам.

Я люблю читат ь (как? Каким образом?) лежа (наречие)

Запятая не ставится : деепричастный оборот = фразеологизм

Мы бежали сломя голову .

Алгоритм выполнения задания:

1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы :

  • причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному; деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.
  • причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному;
  • деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.

2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или? ПОСЛЕ определяемого слова он находится):

  • причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного; причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым? именем существительным.
  • причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;
  • причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым? именем существительным.

3) Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в предложении ВСЕГДА выделяются запятыми.

4) Не забывайте о том, что если два причастных или два деепричастных оборота соединяются союзом И , то чаще всего запятая до или после И не ставится.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)  в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи. 2, 3, 4

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.

2, 3, 4

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)  в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). А он меж тем (1) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понёсся (5) как молодой борзой пёс (6) красивейший (7) быстрейший (8) и молодший всех в стае. 1.3,4,5,6,7

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • А он меж тем (1) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понёсся (5) как молодой борзой пёс (6) красивейший (7) быстрейший (8) и молодший всех в стае.

1.3,4,5,6,7

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)  в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Паруса (1) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полёту (4) звенели (5) натянутой тетивой. 1, 4

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • Паруса (1) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полёту (4) звенели (5) натянутой тетивой.

1, 4

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)  в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Дом (1) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику. 1, 4

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • Дом (1) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику.

1, 4

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)  в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые. 1,2,3,4,6

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые.

1,2,3,4,6

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)  в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом. 1, 2, 4, 5

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.

1, 2, 4, 5

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)  в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенькую царицу о всём (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4) и изложить свою просьбу. 1, 3

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенькую царицу о всём (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4) и изложить свою просьбу.

1, 3

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)  в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак. 1, 2, 4, 5,6

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.

1, 2, 4, 5,6

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)  в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чём-то тихо беседуя (3) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев. 2,3,4,5

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чём-то тихо беседуя (3) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.

2,3,4,5

Источник Егораева Г.Т. РУССКИЙ ЯЗЫК Сборник заданий и методических рекомендаций, издательство «Экзамен», Москва, 2014.

Источник

  • Егораева Г.Т. РУССКИЙ ЯЗЫК Сборник заданий и методических рекомендаций, издательство «Экзамен», Москва, 2014.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!