СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского  языка  в  рамках  подготовки  к  ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалёво











Урок русского языка на тему

«Этапы работы над сочинением»













Конспект урока разработала:

Маслова Татьяна Петровна,

учитель русского языка и

литературы высшей

квалификационной категории

МБОУ «СОШ №3» г. Пикалёво











Тема урока «Этапы работы над сочинением»

10 класс

Тип урока – урок развития речи, аналитическое прочтение текста

Форма урока - урок-исследование



Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование

  2. Карточки с высказываниями русских поэтов и прозаиков

  3. Тексты В.Белова «Надо быть современным» и В. Распутина «Возвращение на Родину».

  4. Тексты повести В.Распутина «Прощание с Матерой»

  5. Полонез М.К. Огинского «Прощание с Родиной»

  6. Видеоряд о строительстве Усть – Илимской ГЭС «Жили-были люди на дне Усть-Илимского моря». Музыка «Танец огня».

  7. Карточки-памятки по определению стилистической принадлежности текста



Цели урока:

  1. Обучающая: продолжить работу над созданием собственного высказывания, создав проблемное поле для самостоятельных поисков и размышлений.

  2. Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности; формировать умение создавать текст дискуссионного характера в публицистическом стиле; совершенствовать навыки лингвистического анализа; учить видеть и оценивать ситуацию с разных позиций.

  3. Воспитывающие: помочь учащимся осмыслить такое нравственно-этическое понятие, как чувство любви к родной земле.

Эпиграф:

Ты вспоминаешь родину такою,

Какой ее ты в детстве увидал:

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком

К.Симонов

Но моя родимая землица

Надо мной удерживает власть,-

Память возвращается, как птица,

В то гнездо, в котором родилась,

И вокруг любви непобедимой

К сёлам, к соснам, к ягодам Руси

Жизнь моя вращается незримо,

Как земля вокруг своей оси!..

Н.Рубцов







Ход урока



1. Организационный момент

2. Введение в тему. Первая учебная ситуация.

Звучит полонез Огинского. Видеоряд: просторы России. На фоне музыки - чтение учителем отрывка из стихотворения Николая Рубцова, данного в качестве эпиграфа.

Слово учителя: «Прочитайте, пожалуйста, высказывания о Родине, принадлежащие русским поэтам К.Симонову, Н.Рубцову, А.С.Пушкину и французскому философу Ш.Л.Монтескье (Карточки. Они даны в качестве эпиграфов к уроку). Вы прослушали музыкальное произведение польского композитора Михаила Клеофаса Огинского. О чем размышляли польский композитор и русские поэты 19 и 20 столетий? Что вы вкладываете в понятие «Родина»?

Ученики (далее в кратком изложении): Современного человека, как и авторов предложенных высказываний, волнуют самые разные ее аспекты: чувство Родины, судьба отечества, прошлое, настоящее и будущее, судьба родного языка, родной природы, проблема исторической памяти, исторических корней, национальных традиций.

Слово учителя. Способность любить родину, ощущать неразрывную связь с ней, беречь ее - великий дар судьбы. Это кропотливая работа над собой. Она сродни подвигу. Русские поэты и писатели боготворили Родину, издавна на Руси почитали землю, называя кормилицей, матушкой, лелеяли, берегли. Как изменил нас бег времени? Об этом размышляют Василий Белов и Валентин Распутин. Поведем с ними диалог о судьбе каждого из нас. Думы о родной земле наших современников, я уверена, помогут вам в создании собственного высказывания на итоговой аттестации.

На предыдущих уроках мы знакомились с требованиями к сочинению – рассуждению. Цель нашего занятия - создать устное высказывание по проблеме текста, применив полученные знания, умения, навыки. Обратимся к тексту Валентина Распутина (листы с текстами у каждого ученика).

3. Работа с текстом В. Распутина. Чтение текста. Вторая учебная ситуация.

Учитель. Создавая собственное высказывание мы придерживаемся определенного плана. (Определите стилевую принадлежность текста, тему, идею, проблемы).

Задание группам:

  • Определите стилевую принадлежность текста. (Первая группа)

  • Определите тип речи. (Вторая группа)

  • Определите главную мысль произведения. (Третья группа)

  • Определите жанровую принадлежность (пятая группа)

  • Видеоряд. (Четвертая группа- домашнее задание)

Чтение текста учителем.

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослее и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае может оказаться большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой родине». Ее сменить нельзя.

Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, острова напротив и заходящее на другой берег солнце. Немало в жизни повидал я всяких красот, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой у меня ничего нет. Я верю, что в моем писательском деле она играет не последнюю роль: когда-то я вышел к Ангаре и обомлел - и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также и от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины.

«Малая» родина – это не только природа в деревне и истории в городе, но и еще человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык , и вера, и определенные склонности, вынесенные из самой земли вместе с солью. Это «родимые» пятна каждого человека, а в писателе он видны в особенности. (по В.Распутину)

Ответы детей.

1 группа.

Текст В.Распутина - публицистический, поскольку затрагивает важные аспекты общественной жизни, политики, вызывает живой интерес к поставленной проблеме. Автор текста призывает к бережному отношению к родной земле, разумному хозяйствованию. Лексика общественно-политическая, встречаются публицистические фразеологизмы. (Приводят примеры). Данный текст - газетная публикация.

2 группа.

Предложенный текст – размышление о судьбе малых городов и поселений русской глубинки. Автор приводит аргументы-свидетельства кровной привязанности к родным местам. Воспоминания о нелегкой судьбе родной Аталанки не могут оставить равнодушными. Вывод - своеобразная клятва верности малой родине.

3 группа

Автор повествует о судьбе малой родины, в которой, как в зеркале, отражена судьба России.

4 группа

Это очерк. Небольшое произведение, краткое описание жизненной ситуации. В нем затронуты вопросы, вызывающие общественный резонанс. Очерк достоверен, включает в себя факты действительности, размышления автора. Используя художественные образы, автор делает обобщения.

Учитель. Важно понять, выяснить, о чем пишет автор, что его тревожит, какими мыслями, чувствами, переживаниями он хочет поделиться с читателем, в чем хочет убедить его, то есть «правильно» прочитать текст.

Разделяете ли вы чувства автора?

Какая мысль тревожит, становится предметом переживания В. Распутина?

Ученики. Святое место – Ангара. Чувство святости, нерасторжимости с родной землей, с малой родиной. Валентин Распутин утверждает мысль о том, что родину не выбирают.

Учитель. Чем грозит человеку отречение от родины?

Ученики. Нравственной гибелью.

Учитель. Однако случается, что человек не по своей воле оторван от родной почвы. Домы вы должны были отобрать материал о строительстве одной из сибирских гидроэлектростанций. Гибель родной земли – отражение проблем, которыми страдает современное общество.

5 группа. Видеоряд «Жили-были старики на дне Усть-Илимского моря».

4. Третья учебная ситуация. Выявление позиции автора по затронутой проблеме.

Учитель . Какое впечатление произвели на вас свидетельства и воспоминания очевидцев?

Насколько значима данная проблема? Как, на ваш взгляд, созвучны мысли писателя Распутина и воспоминания очевидцев событий недалекого прошлого?

Ученики. Свидетельства и воспоминания очевидцев тех событий не могут оставить нас равнодушными. Это и гражданская позиция писателя. Валентин Распутин тоже говорит о гибели русской деревни, вековых корней, культуры, исчезновении нравственности, исторической памяти. Это проблемы государственной важности. Это судьба нашего народа. Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа.

Учитель. Это особое художественное и духовное откровение, мысли русского человека, которого по чьему-то злому умыслу разлучили с родными корнями. Та же мысль прослеживается и в повести «Прощание с Матерой». Есть произведения, из которых мы извлекаем нравственные уроки. Кто я? Зачем живу на этой прекрасной земле? Что я оставлю после себя? Нас привлекает символичность повести Распутина. Читаем финальную сцену. (Текст был прочитан заранее)

Учитель. Почему Павел блуждает в тумане? Обсуждение:

  • Туман, окутывающий остров, туман непонимания людьми друг друга.

  • Туман, в котором мы бредем неизвестно куда и зачем.

  • Герой повести, Павел, мечется, выбирая между голосом сердца и голосом «горькой правды», так и не пристав к берегу, потеряв в тумане цивилизации мать, прошлое, дом - родимое пятно взрастившей его Матеры.

Учитель. Что связывает воедино эпиграфы к уроку, тексты произведений В.Распутина и документальный материал?

В повести "Прощание с Матёрой" Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира "именем прогресса".

Размышление о малой родине, о человеке, о его гражданской позиции. Ощущение сопричастности к традициям, вере, отчему дому, родному языку расширяет границы внутреннего мира человека, делает его чище, богаче, восприимчивее к доброму.

Учитель. Мы с вами обозначили актуальные проблемы, выявили позицию автора, привели два аргумента к затронутой проблеме. Наш разговор об отношении человека к малой родине, о разумности его пребывания на земле я хотела бы завершить выдержкой из сочинения моей ученицы, окончившей школу с золотой медалью: «Малая родина - это нравственный причал, куда всегда будет стремиться бунтующая совесть человека». Удивительные точные строки.

5. Четвертая учебная ситуация. Домашнее задание

Учитель. Перед вами тексты Василия Белова. Дома вам предстоит самостоятельно написать сочинение. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Определите позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного произведения. Свой ответ аргументируйте. Ученики:

  • Проблема выбора между голосом разума и памятью сердца (должен ли современный человек быть безжалостным к прошлому?)

  • Проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?)

  • Позиция автора: голос рассудка не должен заглушать в душе человека память о малой родине, о родительском доме; отчий дом - это начало всех начал в жизни человека.

Учитель. Спасибо за урок! Помните: чувство родины живет в каждом из нас, но проявляется в разных обстоятельствах. У одних - при встрече с чем-то исключительным, у других осознается при встрече с чем-то будничным. Заключительным аккордом прозвучит песня «Малиновый звон» в исполнении братьев Радченко.











Комментарий к слайдам презентации.

Слайд первый. Валентин Распутин

Слайд второй. Существовали два проекта строительства Усть-илимской ГЭС: в обход населенных пунктов (дорогостоящий) и более дешевый. Решили сэкономить на людях.

Слайд третий. 1964 год – начало строительства ГЭС.

Слайд четвертый. Затоплению подлежали уникальные карстовые пещеры, которые принимали иностранные делегации.

Слайд пятый. Так выглядел берег Ангары, пока не поднялась вода на 50 метров.

Слайд шестой. Новые поселки мастерили на скорую руку, без хозяйственных построек, так нужных в крестьянском хозяйстве.

Слайд седьмой. Уникальная церковь, которая простояла 300 лет, была сожжена.

Слайд восьмой. Ангара была богата боровой дичью.

Слайд девятый. Сюда прилетали самолеты.

Слайд десятый. Нехитрый домашний скарб перевозили водой. Бросали насиженные места.

Слайды 12-16. Жгли дома. Пустела Ангара перед надвигающейся трагедией.

Слайд 17. Разрушены так и не ставшие родными временные дома.

Слайд 18. Ушли под воду пойменные луга.

Слайд 19. Старые, уникальные церквушки переносили на новые земли, и стояли они, неприкаянные, не нашедшие своего места, одинокие на чужом «празднике» жизни.

Слайд двадцатый. Грандиозный памятник - стройка века.

Слайд двадцать первый. Память о той жизни, что никогда не повторится в судьбах людских. Жили-были люди на дне Усть-илимского моря.