Тема урока «Подготовка к ЕГЭ.
Комплексное повторение орфографии и пунктуации».
Цели урока:
Образовательные:
организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:
отрабатывать навык написания НЕ с разными частями речи, Н и НН в полных прилагательных и причастиях, навык постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
Развивающие:
Создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.
Воспитательные:
создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
Оборудование:
- компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
- интерактивная доска;
- тесты с заданиями по типу ЕГЭ (проект демоверсии по русскому языку);
- ключи для взаимоконтроля выполнения заданий.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Целеполагание.
Цели урока:
Повторить…
Закрепить…
Обобщить…
Подготовиться…
Текст
Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев и то не всегда. Какова должность сего диктатора?...Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади- не везут – а виноват смотритель. (А.С. Пушкин)
Учащиеся делают вывод: цели урока:
-повторить орфограммы- НЕ с разными частями речи; Н и НН в полных
прилагательных и причастиях;
пунктограммы- причастный оборот ;
- закрепить навыки правописания НЕ с разными частями речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях;
постановки знаков препинания при обособленных членах предложения;
- обобщить знания по орфографии и пунктуации;
- подготовиться к ЕГЭ ( части А)
3.Определение этапов урока.
Урок состоит из нескольких этапов:
1.Повторение орфограммы « НЕ с разными частями речи».
2.Повторение орфограммы «Н и НН в полных прилагательных и причастиях».
3. Повторение пунктограммы « Обособленные члены предложения».
Этапы урока
Орфоэпическая разминка
1 вариант
1. простыня
2. ободрить
3. близка
4. клала
5. в туфлях
6. осведомить
7. облегчить
8. щавель
9. обеспечение
10. озлобленный
2 вариант
1. диспансер
2. блокировать
3. шомпол
4. эксперимент
5. усугубить
6. упрочение
7. столяр
8. разогнутый
9 свекла
10. позвонишь
4. Не с разными частями речи. (правило)
5. Тренировочное задание.
Учитель предлагает учащимся не только пояснить написание НЕ с разными
частями речи, но и расставить ударения в данных словах.
Тренировочное задание. Не с разными частями речи
Афера (не) удалась
(Не) подписанный договор
(Не) обычный случай
Вовсе (не) большой ломоть
(Не) громко кашлянуть
(Не) подумав о намерении
Водопровод , (не) проведѐнный рабочими
Позвонишь (не) знакомцу
6 Работа с тестом.
Каждому учащемуся выдается тест по данной теме( на 3 минуты)
НЕ с разными частями речи.
Тестирование
1 вариант
1.В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а)(не)выразимая радость;(не)далеко, а близко;
б)(не)думающий человек;(не)думая
в)(не)знал; (не)читая;
г)(не)отъемлемый; (не)редко.
2.В каком предложении НЕ пишется слитно:
а)Книгу читали далеко(не) многие.
б) Нас засыпал ни на минуту (не) прекращающийся снег.
в)(Не)ответив, она ушла
г)Озеро оказалось (не)глубокое.
3.В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не) глубоко, а мелко;(не)приятель б)(не)заметная в небе звезда; (не)
понять
в)(не)званный гость;(не)правда г)солнце,(не)палящее лучами;(не)годуя
4. В каком предложении НЕ пишется слитно:
а)Ничуть (не) интересно.
б) Он пел песню,(не)смущаясь.
в) На экзамене он (не)набрал баллы.
г) Слышны(не)умолкающие звуки.
5.В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а)(не)бывать; вовсе(не) важно.
б)совсем(не) тяжело; (не)опрятный
в) (не)мелко;(не)лепо.
г)(не)решенная задача; (не)много, а мало.
1 ошибка- «4» ; 2 ошибки-«3»
НЕ с разными частями речи.
2 вариант
1.В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а)(не)глубокая река; не друг, а враг;
б)(не)знающий ничего человек;(не)решая;
в)(не)сладкий; (не)годовать;
г)(не)заметив;(не)далеко.
2.В каком предложении НЕ пишется слитно:
а) Я помню(не) ожиданную горечь ее слов.
б) Это было вовсе (не)известно.
в)(Не)размышляя, она уехала.
г) (Не)глубокое, а мелкое озеро.
3.В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)маленькая;(не)верно
б)(не)решенная учеником задача; (не)видеть.
в)(не)терпимый характер;(не)лепость.
г)(не)видя;(не)добрый взгляд.
4. В каком предложении НЕ пишется слитно:
а)Это были (не)привычные звуки.
б) Он шел по дороге,(не)глядя под ноги.
в) Я никогда (не)играл в шахматы.
г)Она прошла, (не)поднимая глаз.
5.В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а)(не)думать; далеко(не)интересно.
б)(не)легко; (не)брежный.
в) (не)возлюбить;(не)читая
г)(не)легкая задача; (не)много, а мало.
После выполнения работы учащиеся меняются вариантами и ставят друг другу оценки за тест, используя ключ.
7. Повторение и закрепление знаний по блоку « Н и НН в полных прилагательных и причастиях».
А). Работа по опорному конспекту «Н и НН в полных прилагательных и
причастиях».
8 . З
Пчели…ый , бараба... ый, жела…ый,зва…ый, ране…ый, недрёма…ое око, прида…ое, назва…ый брат, оловя… ый , песча… ый , масл…ый блин, закова…ый, подли…ый, лата…ый - перелата..ый, ветр…ый, ю…ый, пря…ый, серебря…ый, золочё…ый, немощё…ая дорога, кова…ый, свежемороже…ый, румя…ый, бракова…ый, жема..ый, овчи…ый
9. Проверка Пчелиный , барабанный, желанный,званый, раненый, недрёманное око, приданое, названый брат, оловянный, , песчаный , масленый блин, закованный, подлинный, латаный - перелатаный, ветреный, юный, пряный, серебряный, золочёный, немощёная дорога, кованый, свежемороженый, румяный,бракованный, жеманный, овчинный
10. Повторение .Как отличить краткие прилагательные от кратких причастий?
11. Закрепление теоретических знаний на практике..
А.Стулья завале ы книгами
Лома ая линия
Копче ая рыба
Замороже ое филе
Поджаре ая колбаса
Гримирова ый артист
Лица вымаза ы сажей
Лома ый грош
Машина заправле а
Тяжело груже ая баржа
Ягоды подавле ы в корзине
Каша сваре а
Запута ые нитки
Пута ые мысли
Плете ая из ивняка корзина
Б. Сейчас усложняется задача : необходимо определить, в какой части речи пропущена буква.
12. Правописание НН в наречиях. Отличие наречий от кратких форм прилагательных и причастий.
13. Работа с тестом.
Каждому учащемуся выдается тест по данной теме( на 3 минуты)
Тестирование . Правописание Н и НН
1 вариант
1.В каком ряду пропущено НН:
а)Оловя..ый солдатик; веществе..ое доказательство
б)выбеле..ая ткань; песча..ый остров
в)гуси. .ое перо;скоше..ая трава
г)краше..ые масляной краской; кипяче..ая вода
2. В каком ряду пропущено Н:
а)Квалифицирова..ый сотрудник; некоше..ый луг
б)бли..ая мука; урага..ый ветер
в)мороже..ые овощи; кури..ый бульон
г)искусстве..ый цветок; румя..ые щеки
3.В каком ряду указаны слова с НН:
а)сезо..ая работа;кипяче..ая вода
б)ране…ый боец ;реше..ая мною задача
в)пенсио..ый возраст;уката..ая дорога
г)спута.ые нитки; естестве..ый метод
а) В,Г б) А,В в)А,Б г) Б,Г
4. В каком ряду пропущено Н:
а)осли..ое упрямство; плете..ая корзина.
б) торжестве..о;кожа..ый портфель
в)карма..ый; испече..ый в кожуре
г)моче..ый; асфальтирова..ая
5.В каком ряду пишется НН:
А)осе..ий; стекля..ый;
б)гуси..ый; копче..ая колбаса
в)выуче..ое правило;полотня..ая салфетка
г)стари..ый замок;варе..ый картофель
1 ошибка- «4» ; 2 ошибки-«3»
2 вариант
1.В каком ряду пропущено НН:
а)Жаре..ый картофель; телефонные станции
б) ране..ый боец; песча..ый остров
в)гуси. .ое перо;скоше..ая трава
г)изреза..ые пальцы; замороже..ое мясо
2. В каком ряду пропущено Н:
а)нарисова..ая мною картина; суше..ые грибы
б)оловя..ый солдатик; усиле..ый ветер
в)коше..ый луг; кури..ый бульон
г)измуче..ый человек; ути..ое мясо
3.В каком ряду указаны слова с НН:
а)Авиацио..ый;кипяче..ая вода
б)Пече..ый картофель;пече..ый детьми картофель
в)традицио..ый; осе..ий
г)наброше..ый; естестве..ый метод
а) В,Г б) А,В в)А,Б г) Б,Г
4. В каком ряду пропущено Н:
а)тигри..ые; плете..ая корзина.
б)вызубре..ый;груже..ая баржа
в)потеря..ый;засуше.ый в печи
г)осли..ый;асфальтирова..ая.
5.В каком ряду пишется НН:
А)прослуша..ый; стекля..ый;
б)орли..ый; песча..ый
в)заготовле..ый;тополи.ый
г)стари..ыедома;змеи..ый
1 ошибка- «4» ; 2 ошибки-«3»
После выполнения работы учащиеся меняются вариантами и ставят друг другу оценки за тест, используя ключ.
Ключ к тесту
Итоги урока.
Домашнее задание
Тренировочное задание
1) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой
слух.
2) Я прожил жизнь, которая была