СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Диагностика, тесты по теме "Изобразительно- выразительные средства".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку для учащихся одиннадцатого класса по теме " Изобразительно-выразительные средства".

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Диагностика, тесты по теме "Изобразительно- выразительные средства".»


Диагностические и тренировочные работы по теме

«Выразительные средства языка»


Работа № 1.

Задание: Определить изобразительно-выразительные средства

Вариант № 1

  1. Медленно падал ленивый снег

  2. Вся комната янтарным блеском озарена

  3. Тройка летит, как птица, кони не знают удали

  4. Вечер черные брови насопил

  5. Звонкая тишина леса казалась странной

  6. Ты любишь читать Пушкина?

  7. Кленовый лист напоминает нам янтарь

  8. Вокруг ни пылинки

  9. Я мечтаю увидеть страну восходящего солнца

  10. В его исполнении Чайковский звучал по-новому

Вариант № 2

  1. Белое покрывало зимы было пушистым и мягким

  2. Весь пароход сбежался наблюдать за дельфинами

  3. Месяц гладит камыши

  4. Золото холодное луны

  5. Закат сиял улыбкой алой

  6. Река линялыми шелками качала белый пароход

  7. Огни плясали меж волнами

  8. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ и бледен

  9. Ученых много – умных мало, знакомых много – друга нет

  10. В саду горит костер рябины красной


Работа № 2

Задание: Определите средства выразительности

Вариант 1

  1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замёрзшую залу.

  2. Мне грустно… оттого что весело тебе.

  3. Торопливо подписывали приговоры. Зевали. Пили вино.

  4. В сто сорок солнц закат пылал.

  5. Спит земля в сиянье голубом.

  6. Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

  1. Её любовь к сыну была подобна безумию.

  2. На кого не действует новизна?

  3. Нас ведь вся Москва знает.

  4. Морозные белые пальмы

На стёклах беззвучно цветут.

Вариант 2

  1. Выхожу один я на дорогу.

  2. Бесконечность немых голосов.

  3. Красною кистью рябина зажглась.

  4. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

5. Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

6. Тогда ночной фиалкой пахнет всё:

Лета и лица. Мысли. Каждый случай.

7. Земля дымилась, словно щей горшок.

8. Время летит иногда птицей, иногда ползёт червяком.

9. Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.

10. Ночь расстилается на влажный берег.


Работа № 3

Задание: Определить стилистические фигуры речи.

Вариант №1

1. Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри…

2. Когда умирают кони - дышат.

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни

3. О лес! Как ты прекрасен!

4. Мысль важная в уме его родилась

5. После разлуки меня не покидала грустная радость

6. У кривды тысяча дорог, у правды лишь одна

7. Со снопом волос своих багряных отоснилась ты мне навсегда.

8. Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?

9. Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь

10. XXI век должен стать чистым веком. Веком нравственной чистоты. Веком чистоты планеты. Веком чистоты космоса.

11. Не час, не день, не год пойдет…

12. Мои друзья вчерашние – враги, враги – мои друзья

Вариант №2

1. Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

2. «Горячий снег» - один из лучших романов Ю.Бондарева

3. Перешагни, перескачи, перелети…

4. Прокатилось над рощей немою…

Прозвучало над ясной рекою,

прозвенело в померкшем лугу.

5. Я влюблен, я очарован,

Словом, я огончарован

6. Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем

7. Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням…

8. Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство!

9. Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

10. И блеск, и тень, и говор волн…

11. Не Русь ли пламенем объята,

Не Русь ли алая до дна?

Не Русь ли хохотом набата со всех сторон озарена?

12. Уста вещали громко и ясно


Работа № 4

Вариант I

  1. Соотнесите тропы и их определения

  1. Метафора

  2. Перифраза

  3. Литота

  4. Аллегория

  5. Эпитет

А. замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Б. непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.п. какого-либо предмета

В. образное определение предмета или действия

Г. перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства

Д. иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа

  1. Какие тропы использованы в следующих строках?

  1. Лес настороженно молчит, а травы шепчутся с ветром

  2. В сто сорок солнц закат пылал

  3. Гроздья рябины краснеют, как пламя

  4. Чёрные фраки мелькали по залу

  5. С каждым годом человек всё больше воздействует на природу


Вариант II

  1. Соотнесите тропы и их определения

  1. Метонимия

  2. Сравнение

  3. Гипербола

  4. Олицетворение

  5. Синекдоха

А. приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ

Б. замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого

В. сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого

Г. перенос значения с одного явления на другое по смежности

Д. непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.п. какого-либо предмета, явления

  1. Какие тропы использованы в следующих строках?

  1. Я мечтаю увидеть страну восходящего солнца

  2. Медведь на воеводстве

  3. Медленно падал ленивый снег

  4. Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец

  5. Жизнь человека – один миг


Работа № 5

Задание: назовите фигуру речи, которую использовал автор

  1. Мелькают мимо будки, бабы,
    Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах. ( А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава 7)

  1. Под вечер, осенью ненастной,
    В далёких дева шла местах…(А.С.Пушкин. Романс)

  2. Увижу ль я твой светлый взор?
    Услышу ль нежный разговор? (А.С. Пушкин Руслан и Людмила)

  3. И волны теснятся, и мчатся назад,
    И снова приходят и о берег бьют… (Лермонтов М. Ю. Баллада)

  4. Могу ль узреть во блеске новом
    Мечты увядшей красоту?

Могу ль опять одеть покровом
    Знакомой жизни наготу? ( Жуковский В. А.)

  1. Какое лето, что за лето!
    Да это просто колдовство! ( Ф. Тютчев)

  2. Хотя страшился он сказать,
    Нетрудно было б отгадать,
    Когда б… но сердце, чем моложе,
    Тем боязливее, тем строже… (М. Ю. Лермонтов)

  3. Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

  4. Что-то неуловимо восточное было в его лице, на седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

  5. Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
    Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
    И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Плечом. На тучу. Тяжко. Опёршись. (П. Антокольский)

Работа № 6

Задание: назовите фигуры речи, которые использованы авторами прозаических и поэтических строк.

Вариант№ 1.

  1. Швед, русский, колет, рубит, режет

  2. Роняет лес багряный свой убор

  3. О России петь – что стремиться в храм.

О России петь – что весну встречать.

  1. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.

  2. Кто из нас не любовался восходом солнца?

  3. Этим летом я увидел море. Первый раз.

  4. Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем.

  5. Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч обрушился на нас!

  6. Нет, я хотел…Быть может, вы…

  7. Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.

Вариант№ 2.

  1. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб. (Шенгелая)

  2. Вышел месяц ночью тёмной. (А.Неверов)

  3. Твой ум глубок, что море

Твой дух высок, что горы (В.Брюсов)

  1. Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. (Шенгелая)

  2. На кого не действует новизна? (А.П.Чехов)

  3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет (пословица)

  4. Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова)

  1. У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панферов)

  2. Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.С.Пушкин)

  3. Пришёл, увидел, победил. (Юлий Цезарь)


Работа № 7.

Вариант № 1

  1. Измените предложения, используя инверсию.

Белый снег покрыл тропинку.

Золотая листва облетает с деревьев.

  1. Составьте предложения со словами море, берёза, используя олицетворение, эпитет, метафору.

  2. Перед вами перифразы, многие из которых стали устойчивыми сочетаниями. Замените перифразы словами с прямым значением.

Сердце России – Цветы жизни -

Мастер пера – Королева цветов -

Ночное светило - закат жизни –

Слова для справок: луна, старость, роза, Москва, писатель, дети.

  1. Добавьте предложениям выразительности, используя эпитеты. Запишите эти предложения, подчеркните эпитеты.

Небо покрылось тучами.

Между корнями деревьев бежит ручей.

Поляна пестрела цветами.

Наступило утро.

Возле дома раскинулся сад.

  1. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой –

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

Найдите в тексте стихотворения и выпишите:

  1. Инверсию –

  2. Олицетворение –

  3. Многосоюзие –

  4. Сравнение –

  5. Эпитеты –


Вариант № 2

  1. Измените предложения, используя инверсию.

Пшеничное поле золотилось за селом.

Я медленно шёл по тенистой аллее.

  1. Составьте предложения со словами сосна, небо, используя олицетворение, эпитет, метафору.

  2. Перед вами перифразы, многие из которых стали устойчивыми сочетаниями. Замените перифразы словами с прямым значением.

Цветы жизни - Сердце России –

Мастер пера – Королева цветов -

Закат жизни – Ночное светило -

Слова для справок: луна, старость, роза, Москва, писатель, дети.


  1. Добавьте предложениям выразительности, используя эпитеты. Запишите эти предложения, подчеркните эпитеты.

Море бушевало у берегов.

К вечеру лёг туман.

От костра летели искры.

Небо покрылось тучами.

Возле дома раскинулся сад.

  1. Прочитайте стихотворение А.Фета.

Тихая, звёздная ночь,

Трепетно светит луна;

Сладки уста красоты

В тихую, звёздную ночь.

Друг мой! В сиянье ночном

Как мне печаль превозмочь?..

Ты же светла, как любовь,

В тихую, звёздную ночь.

Найдите в тексте стихотворения и выпишите:

  1. Сравнение –

  2. Метафору –

  3. Эпитет –

  4. Инверсию –

  5. Риторический вопрос –