СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку " Сочинение-рассуждения".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку для учащихся одиннадцатого класса, сочинение-рассуждение (как найти проблемы в тексте).

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку " Сочинение-рассуждения".»

 Работа с текстом при написании сочинения: подготовка к ЕГЭ. Учимся комментировать   Нарушевич Андрей Георгиевич, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и литературы ТИ имени А.П. Чехова

Работа с текстом при написании сочинения: подготовка к ЕГЭ. Учимся комментировать

Нарушевич Андрей Георгиевич, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и литературы ТИ имени А.П. Чехова

 Формулировка задания Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите  в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Аргументация собственного мнения Собственное мнение Позиция автора Комментарий к проблеме  Проблема  Композиция сочинения  Вывод

Аргументация собственного мнения

Собственное мнение

Позиция автора

Комментарий к проблеме

Проблема

Композиция сочинения

Вывод

 От позиции автора к проблеме  Выявите основную мысль текста   Запишите её в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение  Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

От позиции автора к проблеме

Выявите основную мысль текста

Запишите её в виде законченного предложения

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение

Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

 Формулировка проблемы  художественного текста  Проанализируйте поступки, отношения героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях  Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества ( долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм )  Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Формулировка проблемы художественного текста

Проанализируйте поступки, отношения героев

Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях

Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества ( долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм )

Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

 Формулировка проблемы  художественного текста  Проанализируйте поступки, отношения героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях  Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества ( долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм )  Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Формулировка проблемы художественного текста

Проанализируйте поступки, отношения героев

Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях

Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества ( долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм )

Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Комментарий  – это пояснительные замечания, рассуждения  по поводу сформулированной проблемы текста.  Что такое комментарий

Комментарий это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста.

Что такое комментарий

 Логика комментария        Комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей  к определённому выводу. Проблема Комментарий Позиция автора

Логика комментария

Комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

Проблема

Комментарий

Позиция автора

 Типы информации в тексте        Фактуальная информация – это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте. Концептуальная информация – это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.

Типы информации в тексте

  • Фактуальная информация – это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.
  • Концептуальная информация – это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.
  • Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.
 Принципы построения комментария        Комментарий должен быть логически связан с предшествующей и последующими частями сочинения. Комментарий должен опираться на текст, но не превращаться в пересказ. Фактуальная информация текста должна обрамляться концептуальной информацией от автора сочинения ( Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т.п .)

Принципы построения комментария

  • Комментарий должен быть логически связан с предшествующей и последующими частями сочинения.
  • Комментарий должен опираться на текст, но не превращаться в пересказ.
  • Фактуальная информация текста должна обрамляться концептуальной информацией от автора сочинения ( Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т.п .)
 Алгоритм работы с текстом        Сформулируйте проблему. Найдите в тексте 2 примера , важных для понимания именно этой проблемы . (Их можно подчеркнуть.) Продумайте, в чем важность, значимость этих примеров для раскрытия мысли автора. Логично включите эти примеры в текст сочинения. ( Движение мысли от проблемы к позиции автора. )

Алгоритм работы с текстом

  • Сформулируйте проблему.
  • Найдите в тексте 2 примера , важных для понимания именно этой проблемы . (Их можно подчеркнуть.)
  • Продумайте, в чем важность, значимость этих примеров для раскрытия мысли автора.
  • Логично включите эти примеры в текст сочинения. ( Движение мысли от проблемы к позиции автора. )
Что такое пример-иллюстрация Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.

Что такое пример-иллюстрация

Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.

Способы отсылки к тексту  Ссылка на номера предложений Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.

Способы отсылки к тексту

  • Ссылка на номера предложений

Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.

Способы отсылки к тексту  Цитирование  «Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная» , – пишет Ш.А.Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки  и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

Способы отсылки к тексту

  • Цитирование

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная» , – пишет Ш.А.Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.

Способы отсылки к тексту  Косвенное  цитирование Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению . Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

Способы отсылки к тексту

  • Косвенное цитирование

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению . Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

Способы отсылки к тексту  Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми  в тексте   Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен.  В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Способы отсылки к тексту

  • Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

 Работа с публицистическим текстом   Как автор строит рассуждение? Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость? Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат? Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события? Каково отношение автора к изображаемому?

Работа с публицистическим текстом

  • Как автор строит рассуждение?
  • Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?
  • Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?
  • Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
  • Каково отношение автора к изображаемому?

Типовые конструкции Автор раскрывает проблему на примере… Публицист ставит перед читателем сложные вопросы… Автор заставляет читателя задуматься (над чем)… Публицист обращает наше внимание на… В рассуждениях автора звучит мысль о том, что… Автор приводит слова (кого/зачем)…. « Цитата », - пишет автор, чтобы… Мне кажется, особого внимания заслуживают слова: « Цитата ». Автор хочет сказать, что … Не случайно упоминание о том, что…

Типовые конструкции

  • Автор раскрывает проблему на примере…
  • Публицист ставит перед читателем сложные вопросы…
  • Автор заставляет читателя задуматься (над чем)…
  • Публицист обращает наше внимание на…
  • В рассуждениях автора звучит мысль о том, что…
  • Автор приводит слова (кого/зачем)….
  • « Цитата », - пишет автор, чтобы…
  • Мне кажется, особого внимания заслуживают слова: « Цитата ». Автор хочет сказать, что …
  • Не случайно упоминание о том, что…
Ч. Айтматов «Книги открывающие нас»  Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.  Автор искренне убеждён в том, что книга – это «важное звено в духовной связи людей».  Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, объединяют людей, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

Ч. Айтматов «Книги открывающие нас»

Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.

Автор искренне убеждён в том, что книга – это «важное звено в духовной связи людей». Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, объединяют людей, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

Ч. Айтматов «Книги открывающие нас»  Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел». Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю. В самом деле, настоящая литература не только даёт пищу уму, но и пробуждает душу, не даёт нам очерстветь, стать равнодушными.

Ч. Айтматов «Книги открывающие нас»

Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел». Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю. В самом деле, настоящая литература не только даёт пищу уму, но и пробуждает душу, не даёт нам очерстветь, стать равнодушными.

Работа с художественным текстом  На каких примерах автор раскрывает проблему? Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему? Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события? Каково отношение автора к изображаемому?

Работа с художественным текстом

  • На каких примерах автор раскрывает проблему?
  • Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
  • Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
  • Каково отношение автора к изображаемому?
Типовые конструкции Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни (взаимоотношений кого/с кем)… Не случайно писатель изображает (кого/что)… « Цитата », − говорит герой. Эти слова показывают…  Поступок героя свидетельствует о том, что… Изображая (кого/что), автор подчёркивает… Симпатии автора на стороне (кого)…

Типовые конструкции

  • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни (взаимоотношений кого/с кем)…
  • Не случайно писатель изображает (кого/что)…
  • « Цитата », − говорит герой. Эти слова показывают…
  • Поступок героя свидетельствует о том, что…
  • Изображая (кого/что), автор подчёркивает…
  • Симпатии автора на стороне (кого)…
К.Г. Паустовский  «Акварельные краски»

К.Г. Паустовский «Акварельные краски»

 К.Г. Паустовский «Акварельные краски»    Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки». – Трепотня! – мрачно говорил Берг. –У таких, как мы, нет и не может быть родины. – Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором отвечали бойцы. –Ты землю не любишь, чудак. А ещё художник! Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

К.Г. Паустовский «Акварельные краски»

Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».

– Трепотня! – мрачно говорил Берг. –У таких, как мы, нет и не может быть родины.

– Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором отвечали бойцы. –Ты землю не любишь, чудак. А ещё художник! Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

 К.Г. Паустовский «Акварельные краски»    Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть  в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал. … Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, – мой первый пейзаж».

К.Г. Паустовский «Акварельные краски»

Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал.

… Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, – мой первый пейзаж».

 К.Г. Паустовский «Акварельные краски»     Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень  и крики журавлей. – Эх, Берг, сухарная душа! – вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что  любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

К.Г. Паустовский «Акварельные краски»

Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей.

– Эх, Берг, сухарная душа! – вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

Фрагмент сочинения.  Формулировка проблемы  Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.

Фрагмент сочинения. Формулировка проблемы

Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.

 Фрагмент сочинения.  Комментарий. 1-ый пример-иллюстрация  Писатель раскрывает проблему на примере своего героя – художника Берга, человека, равнодушного к родине и красоте её природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи». Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь.

Фрагмент сочинения. Комментарий. 1-ый пример-иллюстрация

Писатель раскрывает проблему на примере своего героя – художника Берга, человека, равнодушного к родине и красоте её природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи». Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь.

 Фрагмент сочинения.  Комментарий. 2-ой пример-иллюстрация  Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил её красоту, начал напряжённо работать, чтобы передать в рисунках «всё то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво  и просто ». Мы видим, как красота природы пробудила в герое чувство родины и вдохновила на творчество.

Фрагмент сочинения. Комментарий. 2-ой пример-иллюстрация

Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил её красоту, начал напряжённо работать, чтобы передать в рисунках «всё то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто ». Мы видим, как красота природы пробудила в герое чувство родины и вдохновила на творчество.

 Фрагмент сочинения.  Позиция автора    Таким образом, автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.

Фрагмент сочинения. Позиция автора

Таким образом, автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.

 Типичные ошибки комментирования     Типичные ошибки комментирования Комментарий Комментарий подменяется пересказом или цитированием «Имитация» комментария Комментарий не опирается не соответствует проблеме на текст

Типичные ошибки комментирования

Типичные

ошибки комментирования

Комментарий

Комментарий подменяется пересказом или цитированием

«Имитация» комментария

Комментарий

не опирается

не соответствует проблеме

на текст

 Комментарий не опирается на текст  Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.

Комментарий не опирается на текст

Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.

 Комментарий подменяется пересказом  К. Паустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не любил родину. Но потом, оставшись на месяц в муромских лесах, он понял, как прекрасна природа России. Так появился его первый пейзаж, написанный акварельными красками.

Комментарий подменяется пересказом

К. Паустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не любил родину. Но потом, оставшись на месяц в муромских лесах, он понял, как прекрасна природа России. Так появился его первый пейзаж, написанный акварельными красками.

 «Имитация» комментария  Раскрывая проблему, автор повествует о художнике Берге. Не случайно писатель упоминает о том, что Бергу не удавались пейзажи. Паустовский показывает, как в художнике проснулось ясное и радостное чувство родины, как «любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».

«Имитация» комментария

Раскрывая проблему, автор повествует о художнике Берге. Не случайно писатель упоминает о том, что Бергу не удавались пейзажи. Паустовский показывает, как в художнике проснулось ясное и радостное чувство родины, как «любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».

Ф.Кривин «Два камня»

Ф.Кривин «Два камня»

 Кир Булычев «Поломка на линии»  Я читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. Она рассказала о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:

Кир Булычев «Поломка на линии»

Я читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. Она рассказала о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:

 «Зимой, кажется, в январе, я зашёл к Черняеву. Было холодно. Мы подкладывали в «буржуйку» обломки стула. Вдруг Черняев сказал: – Со мной случилась странная история. На днях получил посылку. – Какую? – спрашиваю. – Ведь блокада. – Неизвестно от кого. Там было сгущённое молоко, сахар. – Это вам очень нужно, – говорю.

«Зимой, кажется, в январе, я зашёл к Черняеву. Было холодно. Мы подкладывали в «буржуйку» обломки стула.

Вдруг Черняев сказал:

– Со мной случилась странная история. На днях получил посылку.

– Какую? – спрашиваю. – Ведь блокада.

– Неизвестно от кого. Там было сгущённое молоко, сахар.

– Это вам очень нужно, – говорю.

А он отвечает: – А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить. – И вы им отдали посылку? – А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? – спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос.  Это, как ни печально сегодня сознавать, была моя последняя встреча с писателем».

А он отвечает:

– А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить.

– И вы им отдали посылку?

– А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? – спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос.

Это, как ни печально сегодня сознавать, была моя последняя встреча с писателем».

 Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик...  (По Киру Булычёву )

Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик...

(По Киру Булычёву )

Формулировки проблем

  • Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны. Рассказы о жизни блокадного Ленинграда – потрясающие примеры мужества и стойкости, человечности и готовности пожертвовать собой ради других. Именно проблему самопожертвования поднимает Кир Булычёв.
  • Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны. Рассказы о жизни блокадного Ленинграда – потрясающие примеры мужества и стойкости, человечности и готовности пожертвовать собой ради других. Именно проблему самопожертвования поднимает Кир Булычёв.
  • Что такое добродушие и как оно влияет на человека? Кир Булычёв рассказывает нам о добродушии человека во время блокады.
  • Что такое добродушие и как оно влияет на человека? Кир Булычёв рассказывает нам о добродушии человека во время блокады.
  • Должны ли мы помогать другим в сложное для нас время или следует заботиться только о себе? Над этим вопросом задумался писатель Кир Булычёв.
  • Должны ли мы помогать другим в сложное для нас время или следует заботиться только о себе? Над этим вопросом задумался писатель Кир Булычёв.
  • В тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему поколению.
  • В тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему поколению.
  • Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: каким должен быть истинно благородный поступок, а значит, и истинно благородный человек? Именно этой важной проблеме посвятил свой текст Кир Булычёв.
  • Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: каким должен быть истинно благородный поступок, а значит, и истинно благородный человек? Именно этой важной проблеме посвятил свой текст Кир Булычёв.
  • В данном тексте поднимается проблема голода во время блокады
  • В данном тексте поднимается проблема голода во время блокады

 Фрагмент сочинения 1   Булычёв в данном тексте рассказывает о писателе Черняеве. Как он жил в Ленинграде в блокаду, как он, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами. Как однажды он получил посылку от неизвестного человека, там было сгущённое молоко и сахар. Но он не оставил её себе, так как по соседству жили малыши, которые голодали.  Он был человеком благородным и пожертвовал её им, хотя сам еле ходил и был очень слаб. Можно сказать, это было одним из последних его добрых дел.

Фрагмент сочинения 1

Булычёв в данном тексте рассказывает о писателе Черняеве. Как он жил в Ленинграде в блокаду, как он, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами. Как однажды он получил посылку от неизвестного человека, там было сгущённое молоко и сахар. Но он не оставил её себе, так как по соседству жили малыши, которые голодали. Он был человеком благородным и пожертвовал её им, хотя сам еле ходил и был очень слаб. Можно сказать, это было одним из последних его добрых дел.

 Редактирование   Автор знакомит нас с содержанием статьи о писателе Черняеве. Булычёв не случайно упоминает о том, что Александр Григорьевич продолжал писать в блокадном Ленинграде, под обстрелами ездил выступать на фронт перед бойцами. Всё это указывает на его чувство долга и внутреннее благородство. Особое восхищение автора вызывает эпизод с посылкой, которую Черняев отдаёт голодающим малышам. Этот поступок – настоящий подвиг самопожертвования.

Редактирование

Автор знакомит нас с содержанием статьи о писателе Черняеве. Булычёв не случайно упоминает о том, что Александр Григорьевич продолжал писать в блокадном Ленинграде, под обстрелами ездил выступать на фронт перед бойцами. Всё это указывает на его чувство долга и внутреннее благородство. Особое восхищение автора вызывает эпизод с посылкой, которую Черняев отдаёт голодающим малышам. Этот поступок – настоящий подвиг самопожертвования.

 Фрагмент сочинения 2   Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Но человеку также свойственно нечто, зачастую противоречащее, если, конечно, это человек, а именно: милосердие, самопожертвование. Эти качества не чужды писателю Черняеву, отдавшему для спасения от голода детей посылку со сгущённым молоком и сахаром.  Возможно, именно это послужило причиной его смерти, кто знает… Но с уверенностью можно сказать одно: его смерть не была напрасной. Она была вынужденной мерой для спасения молодых жизней.

Фрагмент сочинения 2

Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Но человеку также свойственно нечто, зачастую противоречащее, если, конечно, это человек, а именно: милосердие, самопожертвование. Эти качества не чужды писателю Черняеву, отдавшему для спасения от голода детей посылку со сгущённым молоком и сахаром. Возможно, именно это послужило причиной его смерти, кто знает… Но с уверенностью можно сказать одно: его смерть не была напрасной. Она была вынужденной мерой для спасения молодых жизней.

 Редактирование   Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Однако человек, в отличие от животных, способен на самопожертвование ради жизни других. В качестве примера Кир Булычёв приводит поступок писателя Александра Черняева, который незадолго до своей смерти отдал посылку с продуктами для спасения голодных детей. Автор убеждён, что смерть этого человека не напрасна: он доказал, что даже в страшные годы войны в людях остаётся живо гуманное, подлинно человеческое начало.

Редактирование

Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Однако человек, в отличие от животных, способен на самопожертвование ради жизни других. В качестве примера Кир Булычёв приводит поступок писателя Александра Черняева, который незадолго до своей смерти отдал посылку с продуктами для спасения голодных детей. Автор убеждён, что смерть этого человека не напрасна: он доказал, что даже в страшные годы войны в людях остаётся живо гуманное, подлинно человеческое начало.

 Фрагмент сочинения 3   Кир Булычев рассказывает нам о своей встрече с писателем Александром Черняевым. Автор восхищается благородством этого человека, который не оставил родной город в трудную минуту, несмотря на обстрелы и бомбардировки, ездил выступать на фронт перед солдатами. Действительно, это был человек долга и чести, готовый прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Мы убеждаемся в этом, когда видим его очередной поступок: Александр Григорьевич отдает соседским детям посылку с продуктами , хотя сам страдает от истощения. Писатель не пережил блокаду, умер от голода, но память о нём и тысячах других ленинградцев остаётся в наших сердцах.

Фрагмент сочинения 3

Кир Булычев рассказывает нам о своей встрече с писателем Александром Черняевым. Автор восхищается благородством этого человека, который не оставил родной город в трудную минуту, несмотря на обстрелы и бомбардировки, ездил выступать на фронт перед солдатами. Действительно, это был человек долга и чести, готовый прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Мы убеждаемся в этом, когда видим его очередной поступок: Александр Григорьевич отдает соседским детям посылку с продуктами , хотя сам страдает от истощения. Писатель не пережил блокаду, умер от голода, но память о нём и тысячах других ленинградцев остаётся в наших сердцах.

 Фрагмент сочинения 4   Автор раскрывает проблему на примере поступка писателя Черняева, который отдал соседским детям посылку с едой, хотя сам страдал от голода . Этот поступок показывает, что любой пожилой человек думает не только о себе, но и о других. А что же сказать о молодом поколении? Молодые чаще озабочены только своей жизнью, которую они проживают, не делая ничего хорошего. Автора тревожит это равнодушие к окружающим, и он своим текстом призывает помогать ближним.

Фрагмент сочинения 4

Автор раскрывает проблему на примере поступка писателя Черняева, который отдал соседским детям посылку с едой, хотя сам страдал от голода . Этот поступок показывает, что любой пожилой человек думает не только о себе, но и о других. А что же сказать о молодом поколении? Молодые чаще озабочены только своей жизнью, которую они проживают, не делая ничего хорошего. Автора тревожит это равнодушие к окружающим, и он своим текстом призывает помогать ближним.

Проблема   Комментарий       Позиция автора Собственная позиция Аргумент 1 Аргумент 2 Вывод

Проблема

Комментарий

Позиция автора

Собственная позиция

Аргумент 1

Аргумент 2

Вывод

Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2017 Урок 1. Сформулировать проблему? Без проблем! Урок 2. Учимся комментировать. Урок 3. Как выявить позицию автора? Урок 4. Учимся аргументировать свою позицию Урок 5.  С чего начать и чем закончить? Композиция сочинения. Урок 6. Поговорим об ошибках. Урок 7. Обобщаем сказанное.

Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2017

Урок 1. Сформулировать проблему? Без проблем!

Урок 2. Учимся комментировать.

Урок 3. Как выявить позицию автора?

Урок 4. Учимся аргументировать свою позицию

Урок 5. С чего начать и чем закончить? Композиция сочинения.

Урок 6. Поговорим об ошибках.

Урок 7. Обобщаем сказанное.

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов н/Д.: Легион, 2017  Методика обучения написанию сочинения-рассуждения Алгоритмы, схемы, таблицы  Система творческих заданий  Анализ типичных ошибок

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов н/Д.: Легион, 2017

  • Методика обучения написанию сочинения-рассуждения
  • Алгоритмы, схемы, таблицы
  • Система творческих заданий
  • Анализ типичных ошибок
Нарушевич А.Г. Тесты для подготовки к ЕГЭ  с комментированными ответами.  М.: Просвещение, 2017 Тематические тесты Теоретический материал  к каждому разделу Комментированные ответы с подробным объяснением

Нарушевич А.Г. Тесты для подготовки к ЕГЭ с комментированными ответами. М.: Просвещение, 2017

  • Тематические тесты
  • Теоретический материал

к каждому разделу

  • Комментированные ответы с подробным объяснением
 А.Г. Нарушевич. Русский язык. Тесты  с комментированными ответами для подготовки к ОГЭ.  М.: Просвещение, 2018 Анализ средств выразительности Орфографический анализ Лексический анализ. Синонимия Словосочетание Грамматическая основа предложения Пунктуационный анализ Синтаксический анализ СПП. Типы придаточных Синтаксический анализ СПП с несколькими придаточными Комплексный синтаксический анализ Работа над сочинением Тренировочные тесты

А.Г. Нарушевич. Русский язык. Тесты с комментированными ответами для подготовки к ОГЭ. М.: Просвещение, 2018

  • Анализ средств выразительности
  • Орфографический анализ
  • Лексический анализ. Синонимия
  • Словосочетание
  • Грамматическая основа предложения
  • Пунктуационный анализ
  • Синтаксический анализ СПП. Типы придаточных
  • Синтаксический анализ СПП с несколькими придаточными
  • Комплексный синтаксический анализ
  • Работа над сочинением
  • Тренировочные тесты
Нарушевич А.Г, Смеречинская Н.М. Готовимся к устному собеседованию. Русский язык: практикум для 9 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018 Подготовка к выразительному чтению Подготовка к пересказу Подготовка к монологу Подготовка к участию в диалоге Упражнения 10 тренировочных вариантов

Нарушевич А.Г, Смеречинская Н.М. Готовимся к устному собеседованию. Русский язык: практикум для 9 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018

  • Подготовка к выразительному чтению
  • Подготовка к пересказу
  • Подготовка к монологу
  • Подготовка к участию в диалоге
  • Упражнения
  • 10 тренировочных вариантов
Нарушевич А.Г. Средства выразительности ан ЕГЭ и ОГЭ. Ростов н/Д.: Легион, 2017  Теоретический материал Анализ текста Упражнения Тестовые задания Ответы

Нарушевич А.Г. Средства выразительности ан ЕГЭ и ОГЭ. Ростов н/Д.: Легион, 2017

  • Теоретический материал
  • Анализ текста
  • Упражнения
  • Тестовые задания
  • Ответы
Контактная информация   Нарушевич Андрей Георгиевич  anarushevich@yandex.ru

Контактная информация

Нарушевич Андрей Георгиевич

[email protected]