СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся  с этапами работы над сочинением по пушкинскому роману.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»

Тема урока Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тема урока

Подготовка к написанию сочинения

по повести А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»

Цели и задачи Дать характеристики главным героям повести: П.Гриневу, М.Мироновой, Г.Швабрину и Е.Пугачеву.  Составить план написания сочинения.  Найти в тексте описание героев, их поведение в разных жизненных ситуациях.  Развивать речь учащихся, умение работать с учебником.  Воспитывать чувство справедливости, уважения, ответственности.

Цели и задачи

  • Дать характеристики главным героям повести: П.Гриневу, М.Мироновой, Г.Швабрину и Е.Пугачеву.
  • Составить план написания сочинения.
  • Найти в тексте описание героев, их поведение в разных жизненных ситуациях.
  • Развивать речь учащихся, умение работать с учебником.
  • Воспитывать чувство справедливости, уважения, ответственности.
Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» План I .Вступление.  Петр Гринев – главное действу-ющее лицо. II .Основная часть.  1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.  2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»

План

I .Вступление. Петр Гринев – главное действу-ющее лицо.

II .Основная часть.

1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

 3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости.   а) семья Мироновых;   б) любовь к Маше;   в) ссора со Швабриным.  4. Встреча с Пугачевым. Отношение  Пуга-  чева к Маше и Гриневу. III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Петра Гринева.

3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости.

а) семья Мироновых;

б) любовь к Маше;

в) ссора со Швабриным.

4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пуга- чева к Маше и Гриневу.

III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Петра Гринева.

Петр Гринев – главное действующее лицо.  Петр Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действую-щее лицо, но и «автор» записок, повест-вователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, рас-крывающийся в истории по жизни, в по-ступках и образ старого помещика, офи-цера в отставке, уже умудренного житей-ским опытом, теперь на досуге вспоми-нающего историю своей молодости.
  • Петр Гринев – главное действующее лицо.

Петр Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действую-щее лицо, но и «автор» записок, повест-вователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, рас-крывающийся в истории по жизни, в по-ступках и образ старого помещика, офи-цера в отставке, уже умудренного житей-ским опытом, теперь на досуге вспоми-нающего историю своей молодости.

II. Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя. Вспомните юного Петрушу Гринева. Кто оказал большое влияние на формирование его личности?  Какие уроки герой получил от отца?  («…пускай послужит он в армии, …да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон»; «… помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду»; «на службу не напрашивайся», «от службы не отговаривайся»).  Расскажите о матери Гринева.  Уроки преданного Савельича и «доброго малого» мосье Бопре.

II. Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

  • Вспомните юного Петрушу Гринева. Кто оказал большое влияние на формирование его личности?
  • Какие уроки герой получил от отца?

(«…пускай послужит он в армии, …да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон»; «… помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду»; «на службу не напрашивайся», «от службы не отговаривайся»).

  • Расскажите о матери Гринева.
  • Уроки преданного Савельича и «доброго малого» мосье Бопре.
2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь. Как проявляется характер молодого Гринева в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой – «вожатым»? (мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным, сме-няясь глубоким стыдом и раскаянием. Зато встреча с «вожатым» помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что вынес он из родительского дома).

2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

  • Как проявляется характер молодого Гринева в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой – «вожатым»?
  • (мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным, сме-няясь глубоким стыдом и раскаянием. Зато встреча с «вожатым» помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что вынес он из родительского дома).
3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости. Какое впечатление произвела на Гринева Бело-горская крепость? Какими видит Гринев Ивана Кузьмича и Васили-су Егоровну? (Гринев умеет по достоинству оценить людей. В людях он видит прежде всего хорошее, поэтому супруги Мироновы для него – люди самые поч-тенные. Иван Кузьмич – человек необразован-ный, но самый честный и добрый, а Маша Миро-нова – девушка благоразумная и чувствительная).

3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости.

  • Какое впечатление произвела на Гринева Бело-горская крепость?
  • Какими видит Гринев Ивана Кузьмича и Васили-су Егоровну?
  • (Гринев умеет по достоинству оценить людей. В людях он видит прежде всего хорошее, поэтому супруги Мироновы для него – люди самые поч-тенные. Иван Кузьмич – человек необразован-ный, но самый честный и добрый, а Маша Миро-нова – девушка благоразумная и чувствительная).
Какое первое впечатление героя о Марье Ива-новне?  Какие черты героя раскрываются в любви к Ма-ше?  Что стало причиной ссоры со Швабриным? ( Петра Гринева возмутила пошлость Швабрина, поэтому он вступается за честь девушки. В его чувствах к Маше раскрываются лучшие качества характера: искренность и прямота, мужество, верность в любви. Эти чувства в трагические дни еще больше закалились и окрепли).
  • Какое первое впечатление героя о Марье Ива-новне?
  • Какие черты героя раскрываются в любви к Ма-ше?
  • Что стало причиной ссоры со Швабриным?
  • ( Петра Гринева возмутила пошлость Швабрина, поэтому он вступается за честь девушки. В его чувствах к Маше раскрываются лучшие качества характера: искренность и прямота, мужество, верность в любви. Эти чувства в трагические дни еще больше закалились и окрепли).
4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пугачева к Гриневу и Маше. Почему Пугачев пощадил Гринева после падения Белогорской крепости?  Какие изменения происходят в душе Гринева под влиянием встреч с Пугачевым? ( Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого)  Что чувствует Гринев во время казни Пугачева? ( возможно, в эту минуту Гриневу хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву).

4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пугачева к Гриневу и Маше.

  • Почему Пугачев пощадил Гринева после падения Белогорской крепости?
  • Какие изменения происходят в душе Гринева под влиянием встреч с Пугачевым?
  • ( Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого)
  • Что чувствует Гринев во время казни Пугачева?
  • ( возможно, в эту минуту Гриневу хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву).
III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Гринева. Гринев приехал в Белогорскую крепость недорослем, не знающим жизни. А расстается с ней молодым человеком с утвердившимися нравственными принципами, закаленным в жизненных испытаниях. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.

III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Гринева.

Гринев приехал в Белогорскую крепость недорослем, не знающим жизни. А расстается с ней молодым человеком с утвердившимися нравственными принципами, закаленным в жизненных испытаниях. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.