Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»
Тема урока
Подготовка к написанию сочинения
по повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Цели и задачи
- Дать характеристики главным героям повести: П.Гриневу, М.Мироновой, Г.Швабрину и Е.Пугачеву.
- Составить план написания сочинения.
- Найти в тексте описание героев, их поведение в разных жизненных ситуациях.
- Развивать речь учащихся, умение работать с учебником.
- Воспитывать чувство справедливости, уважения, ответственности.
Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»
План
I .Вступление. Петр Гринев – главное действу-ющее лицо.
II .Основная часть.
1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости.
а) семья Мироновых;
б) любовь к Маше;
в) ссора со Швабриным.
4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пуга- чева к Маше и Гриневу.
III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Петра Гринева.
- Петр Гринев – главное действующее лицо.
Петр Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действую-щее лицо, но и «автор» записок, повест-вователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, рас-крывающийся в истории по жизни, в по-ступках и образ старого помещика, офи-цера в отставке, уже умудренного житей-ским опытом, теперь на досуге вспоми-нающего историю своей молодости.
II. Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
- Вспомните юного Петрушу Гринева. Кто оказал большое влияние на формирование его личности?
- Какие уроки герой получил от отца?
(«…пускай послужит он в армии, …да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон»; «… помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду»; «на службу не напрашивайся», «от службы не отговаривайся»).
- Расскажите о матери Гринева.
- Уроки преданного Савельича и «доброго малого» мосье Бопре.
2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
- Как проявляется характер молодого Гринева в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой – «вожатым»?
- (мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным, сме-няясь глубоким стыдом и раскаянием. Зато встреча с «вожатым» помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что вынес он из родительского дома).
3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости.
- Какое впечатление произвела на Гринева Бело-горская крепость?
- Какими видит Гринев Ивана Кузьмича и Васили-су Егоровну?
- (Гринев умеет по достоинству оценить людей. В людях он видит прежде всего хорошее, поэтому супруги Мироновы для него – люди самые поч-тенные. Иван Кузьмич – человек необразован-ный, но самый честный и добрый, а Маша Миро-нова – девушка благоразумная и чувствительная).
- Какое первое впечатление героя о Марье Ива-новне?
- Какие черты героя раскрываются в любви к Ма-ше?
- Что стало причиной ссоры со Швабриным?
- ( Петра Гринева возмутила пошлость Швабрина, поэтому он вступается за честь девушки. В его чувствах к Маше раскрываются лучшие качества характера: искренность и прямота, мужество, верность в любви. Эти чувства в трагические дни еще больше закалились и окрепли).
4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пугачева к Гриневу и Маше.
- Почему Пугачев пощадил Гринева после падения Белогорской крепости?
- Какие изменения происходят в душе Гринева под влиянием встреч с Пугачевым?
- ( Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого)
- Что чувствует Гринев во время казни Пугачева?
- ( возможно, в эту минуту Гриневу хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву).
III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Гринева.
Гринев приехал в Белогорскую крепость недорослем, не знающим жизни. А расстается с ней молодым человеком с утвердившимися нравственными принципами, закаленным в жизненных испытаниях. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.