СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронный образовательный ресурс по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения." (Презентация)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для учащихся 9 класса. В ней представлены способы зжатия текста.

Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения." (Презентация)»

Сжатое изложение

Сжатое изложение

Коммуникативно-речевые умения Умение отобрать основное содержание текста; Умение выделить в нём главное; Умение найти факты, которые можно обобщить; Умение грамотно, логично, лаконично излагать свои мысли; Умение уместно использовать языковые средства обобщённости содержания.

Коммуникативно-речевые умения

  • Умение отобрать основное содержание текста;
  • Умение выделить в нём главное;
  • Умение найти факты, которые можно обобщить;
  • Умение грамотно, логично, лаконично излагать свои мысли;
  • Умение уместно использовать языковые средства обобщённости содержания.
Три способа компрессии текста: Исключение подробностей, деталей (удаление); Обобщение конкретных, единичных явлений (объединение); Сочетание исключения и обобщения (замена).

Три способа компрессии текста:

  • Исключение подробностей, деталей (удаление);
  • Обобщение конкретных, единичных явлений (объединение);
  • Сочетание исключения и обобщения (замена).
Приёмы сжатия материала:   Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; Образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части; Разбивка сложного предложения на сокращённые простые; Перевод прямой речи в косвенную; Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Приёмы сжатия материала:

  • Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
  • Образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
  • Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части;
  • Разбивка сложного предложения на сокращённые простые;
  • Перевод прямой речи в косвенную;
  • Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
  • Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Требования к сжатому изложению:   Наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; Использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; Установление смысловой связи между предложениями; Использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания.

Требования к сжатому изложению:

  • Наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
  • Использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;
  • Установление смысловой связи между предложениями;
  • Использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания.
Вопросы и задания для вычленения главной информации: Прочитайте предложения (текст) и подчеркните в них главную информацию; Какие предложения, перестроив, можно соединить? Объясните деление текста на абзацы. Сформулируйте микротему каждого из них. Замените ряд однородных членов обобщающим наименованием. Упростите предложение, употребив нейтральные синонимы. Упростите выражение, заменив его синонимом; Определите и запишите основную проблему текста; Сравните два текста (один – подробный, второй сжатый вариант). Сравните основную информацию текстов. Различается ли она?

Вопросы и задания для вычленения главной информации:

  • Прочитайте предложения (текст) и подчеркните в них главную информацию;
  • Какие предложения, перестроив, можно соединить?
  • Объясните деление текста на абзацы. Сформулируйте микротему каждого из них.
  • Замените ряд однородных членов обобщающим наименованием.
  • Упростите предложение, употребив нейтральные синонимы.
  • Упростите выражение, заменив его синонимом;
  • Определите и запишите основную проблему текста;
  • Сравните два текста (один – подробный, второй сжатый вариант). Сравните основную информацию текстов. Различается ли она?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!