Тема: «Спасем буквы от злого волшебника Буквоеда».
Задачи: закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, продолжать упражнять детей в умении определять позицию звука в слове, закреплять умения составлять схемы слов и предложений, упражнять в умении читать слоги, слова, предложения, закреплять названия букв, побуждать детей отвечать полными предложениями.
Оборудование: презентация, цифры, рабочие тетради, ручки.
Ход занятия.
Организация начала занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами должны вспомнить все, чему научились на занятиях обучению грамоте, а именно, какие звуки есть в русском языке, чем они отличаются, как вы их умеете слышать, характеризовать, как мы определяем слоги в словах, определяем ударный слог, строим схемы слов и предложений.
2. Основная часть.
-Ребята, посмотрите, что случилось с нашим «домом букв»? Да, случилась беда – все буквы исчезли. Смотрите, из почтового ящика выглядывает конверт. Наверное, это письмо нам. Давайте прочитаем адрес и тогда мы все поймем. Итак, адрес – детский сад. Давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки! Я – злой волшебник – Буквоед! Это я похитил ваши буквы и хочу съесть их сегодня на ужин. Я даю вам возможность спасти свои буквы. Вы должны выполнить все мои задания, приготовленные для вас. Спешите!»
-Будем спасать наши буквы? Тогда надо торопиться. Злой волшебник живет далеко, и пешком до ужина нам не успеть. Я вам помогу. Мы полетим с вами на самом красивом самолете, который предоставила нам волшебная компания.
-А кто управляет самолетом?
-Правильно.
Самолеты любят сами пролетать под небесами!
Нет, ребята, без пилота не получится полета!
и сегодня вашим пилотом буду я. Вы будете пассажирами.
Запомните!!! Есть правила в самолетах - важно слушаться пилотов!
-Итак, уважаемые пассажиры, приглашаю вас в самолет, рассаживайтесь удобнее на своих местах. Оборудование нашего самолета отвечает всем требованиям международного стандарта. Компания «Волшебные полеты» гарантирует комфорт и безопасность полета.
-Вы готовы к полету?
-Тогда, внимание, пристегнуть ремни!
-Наш самолет волшебный, и без улыбки он не полетит.
Улыбнемся же друг другу, друзья, не страшна тогда любая высота!
-Ура! Мы взлетели! Наш самолет набирает высоту. Переключаю управление самолетом на автопилот. А что такое автопилот? Да, когда самолетом управляет не человек, а бортовой компьютер.
-Смотрите, какое-то странное облако на нашем пути. На нем первое задание для нас от волшебника.
1 облако.
Задание: рассмотрите картинки. Что на них изображено? Определите, какие гласные звуки есть в этих словах? Почему вы решили, что эти звуки гласные?
Стул, лось, лиса, рысь, белка
- Какое слово здесь лишнее? Почему?
-Буквоед освободил несколько букв. Как правильно они называются? Берем их с собой и летим дальше.
-Смотрите, еще одно облако с заданием.
2 облако.
Задание: «Доскажи словечко…»
Изваляется в варенье
Чистит лапкой свое тело.
И жужжит у уха
Надоеда (Муха.)
-Охарактеризуйте каждый звук в слове «муха» и постройте схему.
Пальчиковая игра
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять,
1, 2, 3, 4, 4, 5 – в домик спрятались опять.
- Буквоед еще освободил буквы. Какие? Летим дальше.
-Ребята, пока наш самолет лети, мы с вами отдохнем на его борту.
Физкультминутка.
Самолет летит,
Самолет гудит:
-У-у-у, я лечу в Москву!
Командир – пилот
Самолет ведет.
-У-у-у, я лечу в Москву!
А внизу кусты, а внизу листы,
У-у-у, видим я и ты.
Мы в окно глядим,
Над страной летим.
-У-у-у, мы лететь хотим.
3 облако.
«Отгадай по описанию»
Кукла.
Это игрушка. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. Она резиновая. Может быть и пластмассовая, тряпичная. У нее есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. На ней красное платьице и белые туфельки. Больше с ней играют девочки. С игрушкой нужно обращаться аккуратно.
Мяч.
Это игрушка. Сделана из резины. Форма круглая. Бывает футбольный и баскетбольный.
Конструктор.
Это игрушка. В нее играют и девочки, и мальчики. Делают эту игрушку из разных материалов: дерева, металла, пластмассы. Детали бывают разной формы. Из этих деталей можно строить разные замки, гаражи, мосты.
Машинка.
Это игрушка. Больше в нее играют мальчики. Они бывают разные по форме, по величине, цвету. Материал, из которого они сделаны, разный. Это и пластмасса, и металл. Бывают грузовые, легковые.
Задание: «Слоги. Ударение».
- Определите, сколько слогов в этих словах? Покажите цифрой, сколько слогов в слове. Какой слог ударный?
- Постройте схемы этих слов.
Пальчиковая игра «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
4 облако.
Задание: прочитайте слоги на моем облаке. Составьте с ними слова.
5 облако.
Задание: Какое сейчас время года? Почему вы так решили?
- Что делают дети зимой на улице?
-Составьте со словом «зима» предложение. Определите, сколько слов в предложении? Постройте схему этого предложения. Прочитайте, что появилось на облаке.
ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!
-смотрите, Буквоед освободил последние наши буквы. Какие? Нам пора возвращаться в детский сад. Итак, разворачиваем самолет и летим в детский сад.
3. Итог.
-Вот мы и вернулись. Буквы устали и заснули в самолете. Когда они проснуться, мы их расселим в свои квартиры. Вы, ребята, молодцы! Показали хорошие знания и умения, что даже моя помощь вам не понадобилась.