Задания по теме «Сфера духовной культуры.
Наука в жизни современного общества»
Вариант 1
1. Что отличает науку от других областей духовной культуры?
1) воспитательное воздействие на личность
2) теоретическое объяснение явлений природы и общества
3) использование художественных образов
4) обращение к сверхъестественным силам
2. Андрей особое внимание уделяет таким школьным предметам, как литература, история, обществознание. Можно сказать, что сферой интересов Андрея являются
1) гуманитарные науки 2) естественные науки 3) точные науки 4) технические науки
3. В приведенном списке указаны черты сходства понятий «искусство» и «наука» и черты их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) отражает представления человека о мире и своем месте в нем;
2) не зависит от мнения конкретного человека;
3) выражает точку зрения конкретного человека;
4) является частью духовной жизни человека.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
4. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.
(А) Состоявшийся недавно конгресс представителей науки не оправдал ожиданий. (Б) Многие известные ученые не приняли в нем участие. (В) Отдельные доклады были поверхностными и бездоказательными.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты; 2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
5. Сферу деятельности человека, направленную на формирование системы теоретических знаний о природе и обществе, называют
1) религией 2) моралью 3) образованием 4) наукой
6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука объясняет законы развития окружающего мира.
Б. Наука раскрывает возможные перспективы развития природы и общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем вы ссылаетесь на мнения ученых, научные факты?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.
![](https://fhd.multiurok.ru/c/c/4/cc4b6c6b94d3d2af6e5f44acb748a105931bbd72/podghotovka-k-oge-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie_1.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/c/c/4/cc4b6c6b94d3d2af6e5f44acb748a105931bbd72/podghotovka-k-oge-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie_1.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/c/c/4/cc4b6c6b94d3d2af6e5f44acb748a105931bbd72/podghotovka-k-oge-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie_3.png)
7.1. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Никогда не обращаются к научным фактам при обсуждении различных проблем около половины опрошенных.
2) Редко обращаются в обсуждении проблем к научным фактам меньше опрошенных, чем те, которые делают это часто.
3) Затруднился в ответе на вопрос каждый десятый опрошенный.
4) Редко используют научные факты при обсуждении проблем менее трети опрошенных граждан.
5) Часто ссылаются на мнения ученых меньше опрошенных, чем те, которые не делают этого никогда.
7.2. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Научное знание мало связано с обыденными представлениями людей.
2) Достижения науки неизвестны значительной части населения.
3) Научное знание слабо применимо в повседневной жизни человека.
4) Многие люди недооценивают значение научного знания.
5) Наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе.
Задания по теме «Сфера духовной культуры.
Наука в жизни современного общества»
Вариант 2
1. Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?
1) получение объективных знаний о природе и обществе
2) вера в существование сверхъестественных сил
3) многообразие художественных стилей
4) формирование представлений о прекрасном
2. К гуманитарным наукам относится
1) история 2) биология 3) физика 4) математика
3. В приведённом ниже списке указаны черты сходства и черты различия между такими формами духовной культуры, как наука и искусство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) форма познания
2) систематизированное знание об окружающем мире
3) наличие особого языка для передачи знаний
4) объективное отражение действительности
| |
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
4. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Современная наука утверждает, что жизнь на планете Земля появилась около 4,7 млрд лет назад. (Б) Первые люди на планете появились около 3 млрд лет назад. (В) Принято считать, что человек не мог стать творцом окружающего его мира.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты; 2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
5. Описание, объяснение и предсказание процессов действительности является непосредственной целью
1) науки 2) искусства 3) морали 4) образования
6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Влияние науки на общественное развитие в современном мире понизилось.
Б. Современная наука выходит за рамки отдельных стран.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Начало формы
Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки в последние годы растёт, снижается или не меняется?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.
Ответы респондентов Образование респондентов
среднее высшее
Стремительно растёт 10 15
Постепенно растёт 15 10
Не меняется 30 30
Постепенно снижается 20 20
Стремительно снижается 10 5
Затрудняюсь ответить 15 20
7.1.Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что престиж науки стремительно растёт.
2) Доля тех, кто считают, что престиж науки постепенно растёт, выше среди получивших среднее образование, чем среди получивших высшее образование.
3) Среди тех, кто считали, что престиж науки не меняется, больше респондентов с высшим образованием, чем со средним образованием.
4) Среди опрошенных со средним образованием больше тех, кто считали, что престиж науки снижается постепенно, чем тех, кто считали, что престиж науки стремительно снижается.
5) Среди опрошенных с высшим образованием больше тех, кто считают, что престиж науки не меняется, чем тех, кто придерживается мнения, что престиж науки стремительно растёт.
7Конец формы
Начало формы7777777 777777777.2. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У опрошенных нет единого мнения о том, как меняется престиж науки.
2) Гражданам страны Z вопрос о престиже науки не интересен.
3) Граждане страны Z считают, что государство серьёзно относится к популяризации науки.
4) Опрошенные считают, что страна Z развивается как общество индустриального типа.
5) Уровень образования влияет на представления людей о том, как меняется престиж науки.
Конец формы