СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ. Раздел "Экономика". Тема 14 "Типы рынков".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены теоретические материалы по данной теме и практические задания, взятые из открытого банка заданий ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Раздел "Экономика". Тема 14 "Типы рынков".»

Обществознание  (подготовка к ОГЭ) Раздел «ЭКОНОМИКА»

Обществознание (подготовка к ОГЭ)

Раздел «ЭКОНОМИКА»

14. Типы рынков Условия возникновения общественное разделение труда и специализация экономическая обособленность производителей самостоятельность производителя и свобода предпринимательства Рынок – экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена

14. Типы рынков

Условия возникновения

  • общественное разделение труда и специализация
  • экономическая обособленность производителей
  • самостоятельность производителя и свобода предпринимательства

Рынок –

экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена

Признаки рынка Нерегулируемое предложение (производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить )  Нерегулируемый спрос (потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупат ь)  Нерегулируемая цена (цены определяются на рынке , зависят от спроса и предложения ) Типы рынков I. С точки зрения действующего законодательства Легальный (законный) Нелегальный (теневой)

Признаки рынка

  • Нерегулируемое предложение (производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить )

  • Нерегулируемый спрос (потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупат ь)

  • Нерегулируемая цена (цены определяются на рынке , зависят от спроса и предложения )

Типы рынков

I. С точки зрения действующего законодательства

Легальный (законный)

Нелегальный (теневой)

II. Виды товаров и услуг потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы) и услуг средств производства рабочей силы инвестиций , т.е. долгосрочных вложений иностранных валют ценных бумаг ( фондовые биржи ) научно-технических разработок и инноваций информации БИРЖА – организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров III. Пространственный признак мировой  региональный национальный местный

II. Виды товаров и услуг

  • потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы) и услуг
  • средств производства
  • рабочей силы
  • инвестиций , т.е. долгосрочных вложений
  • иностранных валют
  • ценных бумаг ( фондовые биржи )
  • научно-технических разработок и инноваций
  • информации

БИРЖА –

организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров

III. Пространственный признак

мировой

региональный

национальный

местный

IV. Тип конкуренции (конкурентных рынков) такое состояние экономической системы, когда МНОГОЧИСЛЕННЫЕ НЕЗАВИСИМО действующие производители продают ОДИНАКОВУЮ продукцию, причем НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ в состоянии контролировать рыночную цену Свободной (чистой, совершенной) конкуренции Условия, при которых возможна свободная конкуренция много покупателей и продавцов , и ни одна отдельная группа не может влиять на положение на рынке для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его (сельское хозяйство и бытовые услуги)

IV. Тип конкуренции (конкурентных рынков)

такое состояние экономической системы, когда МНОГОЧИСЛЕННЫЕ НЕЗАВИСИМО действующие производители продают ОДИНАКОВУЮ продукцию, причем НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ в состоянии контролировать рыночную цену

  • Свободной (чистой, совершенной) конкуренции

Условия, при которых возможна свободная конкуренция

  • много покупателей и продавцов , и ни одна отдельная группа не может влиять на положение на рынке
  • для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги
  • ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные
  • покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его

(сельское хозяйство и бытовые услуги)

2. Чистой монополии рынок, на котором есть ТОЛЬКО ОДИН продавец Признаки  единственный продавец – монополист отсутствие близких заменителей товаров приводит к тому, что покупатель вынужден или покупать по требуемой цене, или не покупать вовсе существование барьеров для выхода на данный рынок конкурентов (электроэнергетика, железнодорожные перевозки) 3. Монополистической конкуренции рынок, где есть БОЛЬШОЕ ЧИСЛО продавцов, предлагающих СХОЖИЕ , но НЕ ИДЕНТИЧНЫЕ товары (конфет, зубной пасты, мороженого, кофе, одежды)

2. Чистой монополии

рынок, на котором есть ТОЛЬКО ОДИН продавец

Признаки

  • единственный продавец – монополист
  • отсутствие близких заменителей товаров приводит к тому, что покупатель вынужден или покупать по требуемой цене, или не покупать вовсе
  • существование барьеров для выхода на данный рынок конкурентов

(электроэнергетика, железнодорожные перевозки)

3. Монополистической конкуренции

рынок, где есть БОЛЬШОЕ ЧИСЛО продавцов, предлагающих СХОЖИЕ , но НЕ ИДЕНТИЧНЫЕ товары

(конфет, зубной пасты, мороженого, кофе, одежды)

4. Олигополия рынок, на котором господствует НЕСКОЛЬКО (от ТРЕХ до ПЯТИ ) КРУПНЫХ фирм (автомобильное и компьютерное производство, авиаперевозки) Функции рынка соединяет производителей и потребителей  информирует о качестве, ассортименте, издержках  устанавливает равновесную цену  стимулирует производство: пропорции, отрасли, территории и т.д.  «освобождает» экономику от неэффективной хозяйственной деятельности (например, через банкротство (разорение) неэффективных предприятий)

4. Олигополия

рынок, на котором господствует НЕСКОЛЬКО (от ТРЕХ до ПЯТИ ) КРУПНЫХ фирм

(автомобильное и компьютерное производство, авиаперевозки)

Функции рынка

  • соединяет производителей и потребителей

  • информирует о качестве, ассортименте, издержках

  • устанавливает равновесную цену

  • стимулирует производство: пропорции, отрасли, территории и т.д.

  • «освобождает» экономику от неэффективной хозяйственной деятельности (например, через банкротство (разорение) неэффективных предприятий)
Вопросы из  открытого банка заданий ОГЭ Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)Дефицит товаров на рынке возникает при цене, которая ниже равновесной. (Б)В этой ситуации, очевидно, страдающей стороной оказывается покупатель. (В)Покупатели стоят в очередях за дефицитным товаром. Определите, какие положения текста   1)  отражают факты 2)  выражают мнения  Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений

Вопросы из открытого банка заданий ОГЭ

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Дефицит товаров на рынке возникает при цене, которая ниже равновесной. (Б)В этой ситуации, очевидно, страдающей стороной оказывается покупатель. (В)Покупатели стоят в очередях за дефицитным товаром.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)В руках крупных собственников ресурсов и владельцев корпораций сосредоточена экономическая власть. (Б)Наверное, каждое общество вырабатывает своё представление о допустимых рамках социального неравенства, концентрации богатства и масштабах бедности. (В)Хорошо, что уже во многих цивилизованных странах публичная демонстрация богатства считается неприличной. Определите, какие положения текста   1)  отражают факты 2)  выражают мнения  Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.  Верны ли следующие суждения о рынке?  А. Рынок даёт производителям и потребителям информацию о ценах. Б. Рыночный механизм позволяет организовать производство и связать производителей и потребителей товаров и услуг.    1)  верно только А    2)  верно только Б    3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)В руках крупных собственников ресурсов и владельцев корпораций сосредоточена экономическая власть. (Б)Наверное, каждое общество вырабатывает своё представление о допустимых рамках социального неравенства, концентрации богатства и масштабах бедности. (В)Хорошо, что уже во многих цивилизованных странах публичная демонстрация богатства считается неприличной.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Верны ли следующие суждения о рынке?

А. Рынок даёт производителям и потребителям информацию о ценах.

Б. Рыночный механизм позволяет организовать производство и связать производителей и потребителей товаров и услуг.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Несколько регионов мира, производящих сахар, оказались в зоне ливневых дождей, от которых серьёзно пострадал урожай. Какое изменение может в связи с этим произойти на рынке сахара?    1)  снизится спрос на сахар    2)  улучшится качество сахара    3)  сократится предложение сахара    4)  возрастёт количество фирм, использующих сахар  Верны ли следующие суждения о торговле?  А. Оптовая торговля предполагает продажу крупных партий товаров. Б. Розничная торговля может осуществляться через торговые автоматы и по каталогам.     1)  верно только А    2)  верно только Б    3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

Несколько регионов мира, производящих сахар, оказались в зоне ливневых дождей, от которых серьёзно пострадал урожай. Какое изменение может в связи с этим произойти на рынке сахара?

1) снизится спрос на сахар

2) улучшится качество сахара

3) сократится предложение сахара

4) возрастёт количество фирм, использующих сахар

Верны ли следующие суждения о торговле?

А. Оптовая торговля предполагает продажу крупных партий товаров.

Б. Розничная торговля может осуществляться через торговые автоматы и по каталогам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Систему взаимодействия покупателей и продавцов для совершения ими сделок купли-продажи товаров и услуг называют    1)  рынком    2)  спросом    3)  предложением    4)  производством  Предприятия различных форм собственности в условиях рынка объединяет необходимость    1)  вложения средств в покупку земли    2)  уплаты налогов в государственный бюджет    3)  приобретения оборудования за рубежом    4)  ежегодной выплаты дивидендов по акциям  На рынке капиталов обращается(-ются)     1)  сырьевые ресурсы    2)  рабочая сила    3)  информационные ресурсы    4)  ценные бумаги

Систему взаимодействия покупателей и продавцов для совершения ими сделок купли-продажи товаров и услуг называют

1) рынком

2) спросом

3) предложением

4) производством

Предприятия различных форм собственности в условиях рынка объединяет необходимость

1) вложения средств в покупку земли

2) уплаты налогов в государственный бюджет

3) приобретения оборудования за рубежом

4) ежегодной выплаты дивидендов по акциям

На рынке капиталов обращается(-ются)

1) сырьевые ресурсы

2) рабочая сила

3) информационные ресурсы

4) ценные бумаги

Спрос и предложение на акции формируется на рынке    1)  недвижимости    2)  товаров и услуг    3)  ценных бумаг    4)  труда  Временная остановка производства на ряде предприятий вследствие аварии на одном из них вызвала падение курса акций предприятий отрасли. Данный пример иллюстрирует ситуацию на рынке    1)  ценных бумаг    2)  банковских кредитов    3)  товаров и услуг    4)  недвижимости  Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А)Экономический кризис затронул не только финансовые рынки, но и производственную сферу экономики. (Б)По данным статистики существенно сократилось производство в автомобильной отрасли. (В)Уже нет сомнений, что кризис окажется затяжным. Определите, какие положения текста 1)  отражают факты 2)  выражают мнение   Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Спрос и предложение на акции формируется на рынке

1) недвижимости

2) товаров и услуг

3) ценных бумаг

4) труда

Временная остановка производства на ряде предприятий вследствие аварии на одном из них вызвала падение курса акций предприятий отрасли. Данный пример иллюстрирует ситуацию на рынке

1) ценных бумаг

2) банковских кредитов

3) товаров и услуг

4) недвижимости

Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Экономический кризис затронул не только финансовые рынки, но и производственную сферу экономики. (Б)По данным статистики существенно сократилось производство в автомобильной отрасли. (В)Уже нет сомнений, что кризис окажется затяжным.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Спрос и предложение на рабочую силу формируются на рынке    1)  капитала    2)  потребительских товаров    3)  труда    4)  материалов и сырья  Соотношение числа рабочих мест и количества людей, стремящихся их занять, проявляется на рынке    1)  товаров    2)  ценных бумаг    3)  инноваций    4)  труда

Спрос и предложение на рабочую силу формируются на рынке

1) капитала

2) потребительских товаров

3) труда

4) материалов и сырья

Соотношение числа рабочих мест и количества людей, стремящихся их занять, проявляется на рынке

1) товаров

2) ценных бумаг

3) инноваций

4) труда

Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом завоёвывает всё большую популярность. Как удобно, не покидая дома или своего рабочего места, получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения. Но поскольку данный метод продаж вошёл в нашу жизнь недавно, то необходимо знать о некоторых особенностях, отличающих дистанционную торговлю от продажи товаров

в стационарных местах торговли.

Продажа товаров дистанционным способом подразумевает, что у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. А ознакомление происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т.п. Также при совершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу. Любая продажа, осуществлённая без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов, будет причислена к разряду дистанционных продаж.

При принятии решения о покупке товара дистанционным методом особое внимание следует уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, товаре и об условиях покупки. Если информация неполная или недостоверная, то следует воздержаться от покупки у этого продавца.

Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца, а также его адрес, а только указаны контактные телефоны, то стоит воздержаться от покупки. В противном случае если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по недостатку, то вы не будете знать, куда обратиться и предъявить претензию к покупке (товару).

Покупатель имеет право отказаться от товара в течение семи дней или, при непредоставлении информации об условиях возврата, в течение трёх месяцев с момента передачи ему товара. Основное здесь – сохранение товарного вида и потребительских свойств.

(По материалам интернет-сайта Общества защиты прав потребителей)

Какой информации при покупке товара дистанционным способом, по мнению авторов, следует уделить особое внимание? Как это может защитить права потребителя?  Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.  Почему право возврата приобретённого товара является одним из важных прав потребителя? Какие два условия, необходимые для возврата товара, должен выполнить потребитель?  В чём, по мнению авторов, состоит удобство дистанционной торговли? Как при дистанционной торговле потребитель знакомится с товарами, выбирает их?  В настоящее время интернет-магазины активно предлагают потребителям одежду, обувь, ювелирные украшения. Предположите, с какими проблемами может столкнуться потребитель при дистанционной покупке именно этих товаров . Выскажите три предположения.  Какие рекомендации, касающиеся дистанционной торговли, применимы и к покупкам в стационарных магазинах? Используя текст, приведите две рекомендации и в каждом случае кратко поясните свой выбор.

Какой информации при покупке товара дистанционным способом, по мнению авторов, следует уделить особое внимание? Как это может защитить права потребителя?

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Почему право возврата приобретённого товара является одним из важных прав потребителя? Какие два условия, необходимые для возврата товара, должен выполнить потребитель?

В чём, по мнению авторов, состоит удобство дистанционной торговли? Как при дистанционной торговле потребитель знакомится с товарами, выбирает их?

В настоящее время интернет-магазины активно предлагают потребителям одежду, обувь, ювелирные украшения. Предположите, с какими проблемами может столкнуться потребитель при дистанционной покупке именно этих товаров . Выскажите три предположения.

Какие рекомендации, касающиеся дистанционной торговли, применимы и к покупкам в стационарных магазинах? Используя текст, приведите две рекомендации и в каждом случае кратко поясните свой выбор.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!