Обществознание (подготовка к ОГЭ)
Раздел «ЭКОНОМИКА»
18. Деньги, денежная политика
Деньги – товар , используемый в качестве мерила стоимости всех других товаров и услуг
Функции
1) МЕРА СТОИМОСТИ
Способность измерить стоимость всех товаров. Стоимость товара, выраженная в денежной форме, называется его ЦЕНОЙ
2) СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ (ОБМЕНА)
Могут обмениваться на любой другой товар, Посредник в обмене товаров и услуг
3) СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ (СБЕРЕЖЕНИЯ)
Изъятие из обращения – превращаются в различные ценности : золото, ценные бумаги, недвижимость, валюту и т.д.)
4) СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА
Для выплат без прямого обмена на товары : уплата налогов, внесение арендной платы и т.д.)
5) МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ
Используются для расчетов на мировых рынках (раньше – только золото; сейчас – устойчивые национальные валюты)
Денежная масса
деньги , обращающиеся в данной стране
Наличные денежные средства
Безналичные денежные средства
- бумажные
- разменные монеты
- чековые и срочные вклады в банках
- облигации и др.
Чек – приказ владельца вклада банку о выдаче со своего счета денег лицу, указанному в чеке
Срочный вклад – вклад денежных средств в банк под проценты на определенный срок
Кредит – предоставление денег или товаров в долг , как правило, с уплатой процентов
Чековая книжка – определенное количество сброшюрованных бланков чеков , выдаваемых банком владельцу текущего банковского счета
Кредитная карточка – именной денежный документ , выпущенный банком или торговой фирмой, удостоверяющий личность владельца счета в банке и дающий ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными
С возникновением и распространением бумажных и кредитных денег
Проблема инфляции
Инфляция - обесценивание бумажных денег , сопровождаемое ростом цен на товары и услуги без повышения их качества
Основные источники инфляции
- Повышение заработной платы (под давлением профсоюзов)
- Увеличение цен на сырье и энергию
- Увеличение налогов
- Избыточный выпуск денег
Последствия
- Усиление диспропорций в экономике
- Падение реальных доходов населения
- Обострение социальных проблем (рост безработицы; снижение расходов госбюджета на реализацию социальных программ и др.)
- Перелив ресурсов из сферы производства в сферу обращения
- Рост спекулятивных операций
- Увеличение текущего потребления и снижение сбережений
- Нарушения в механизме денежной системы (подрыв стимулов к накоплению, деньги теряют свою ценность, погоня за недвижимостью, золотом, иностранной валютой)
Вопросы из открытого банка заданий ОГЭ
Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги играют роль всеобщего эквивалента стоимости всех остальных благ.
Б. Деньги могут обмениваться на любой другой товар, облегчая связь между производителями товара.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Цена булочки – 25 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство обращения
2) средство накопления
3) мера стоимости
4) мировые деньги
Анна планировала отправиться в путешествие в Южную Африку. Целый год она откладывала определённую часть зарплаты для последующего приобретения туристической путёвки. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мировые деньги
2) средство обращения
3) мера стоимости
4) средство накопления
Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги – это всеобщий эквивалент стоимости товаров и услуг.
Б. Деньги являются средством осуществления расчётов при обмене благами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В магазине женщина увидела, что цена понравившегося ей костюма – 5 тысяч рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство платежа
2) средство обмена
3) мера стоимости
4) мировые деньги
Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги выполняют функцию средства накопления.
Б. Деньги используются во внешнеторговых и в международных финансовых операциях.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам; страны, получившие кредиты ранее, выплатили организации по ним проценты. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мера стоимости
2) средство обращения
3) средство накопления
4) мировые деньги
Виолетта приобрела в магазине новое платье за 6000 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство учёта
2) средство обмена
3) средство накопления
4) мировые деньги
Марина получила зарплату и 1000 рублей потратила на продукты. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство обращения
2) средство накопления
3) мера стоимости
4) мировые деньги
Инна купив в магазине коробку конфет, пакет молока и пачку чая, потратила 400 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мировые деньги
2) средство обращения
3) средство накопления
4) мера стоимости товара
Цена торта – 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) средство обращения
2) средство накопления
3) мера стоимости
4) мировые деньги
Иван купил пачку печенья по цене 30 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство накопления
2) средство обращения
3) мера стоимости
4) мировые деньги
Женя купил шоколадку за 25 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство накопления
2) средство учёта
3) средство обращения
4) мировые деньги
Цена коробки конфет – 100 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мировые деньги
2) средство обращения
3) средство накопления
4) мера стоимости товара
Цена школьного учебника в книжном магазине — 120 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мировые деньги
2) средство обращения
3) средство накопления
4) мера стоимости
Что из перечисленного ниже относится к видам денег?
1) загородная недвижимость
2) товарные чеки
3) драгоценности
4) банкноты
Какое суждение характеризует функцию денег как средства обращения?
1) Деньги – посредник в обмене товаров.
2) Деньги – средство межгосударственных расчётов.
3) Деньги – измеритель ценности товаров и услуг.
4) Деньги – средство сохранения ценностей.
Особый товар, служащий всеобщим эквивалентом стоимости товаров и услуг, –
1) обмен
2) деньги
3) торговля
4) налог
Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. При хранении денег на счёте в банке происходит изъятие их из общего денежного оборота страны.
Б. При покупке товаров деньги выступают как средство накопления.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги являются мерой стоимости производимых товаров и услуг.
Б. В современном мире единственной формой платежа является использование наличных денег.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Николай купил себе костюм, рубашку и галстук, потратив часть своей зарплаты. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство обращения
2) средство накопления
3) мера стоимости
4) мировые деньги
Иван Петрович получил зарплату и отложил некоторую сумму на летний отдых. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мировые деньги
2) мера стоимости товара
3) средство накопления
4) средство обращения
Цена килограмма мандаринов 80 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мера стоимости
2) средство накопления
3) средство обращения
4) мировые деньги
Цена праздничной открытки 25 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство обращения
2) мера стоимости товара
3) средство накопления
4) мировые деньги
Анна Сергеевна получила зарплату и отложила некоторую часть на покупку мобильного телефона. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мера стоимости
2) средство накопления
3) средство обращения
4) средство учёта
Цена пакета молока в магазине — 40 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мировые деньги
2) средство обращения
3) средство накопления
4) мера стоимости
Цена коробки конфет в магазине – 250 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство учёта
2) средство обращения
3) средство накопления
4) мера стоимости
Цена торта 350 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мера стоимости
2) средство накопления
3) средство обращения
4) мировые деньги
Деньги выполняют функцию
1) средства накопления
2) показателя экономического роста
3) средства производства
4) стимулирования конкуренции
Цена резиновой шапочки для плавания – 50 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство накопления
2) средство обращения
3) мера стоимости
4) мировые деньги
Ирина Петровна приобрела недвижимость за городом. Как иначе она может сохранить свои сбережения от обесценивания в условиях высокой инфляции?
1) купить ценные бумаги процветающего предприятия
2) хранить сбережения в банковской ячейке
3) предоставить беспроцентный заём другу
4) приобрести товары первой необходимости
Одна пачка чая оценивается в 30 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мировые деньги
2) мера стоимости товара
3) средство накопления
4) средство обращения
Одна пачка печенья оценивается в 35 рублей. Какая функция денег иллюстрируется этим примером?
1) мировые деньги
2) мера стоимости товара
3) средство накопления
4) средство обращения
Цена букета роз 500 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство обращения
2) мера стоимости товара
3) средство накопления
4) мировые деньги
Цена букета роз – 800 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство обращения
2) мера стоимости
3) средство накопления
4) мировые деньги
Цена коробки конфет 150 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мера стоимости
2) средство учёта
3) средство обращения
4) мировые деньги
Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. При покупке товара деньги выступают как средство накопления.
Б. Деньги могут обмениваться на другой товар, связывая участников рынка.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Цена спортивного костюма – 3 тысячи рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство накопления
2) средство обращения
3) мера стоимости
4) мировые деньги
Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги выполняют роль средства обращения.
Б. Деньги выражают стоимость товаров и услуг.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Инна несколько месяцев откладывала часть зарплаты для последующего приобретения абонемента в бассейн. Какую функцию денег иллюстрирует приведённый пример?
1) мировые деньги
2) средство обращения
3) мера стоимости
4) средство накопления
Цена мороженого — 25 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мера стоимости
2) средство накопления
3) средство обращения
4) средство учёта
Цена пакета сока – 45 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мера стоимости
2) средство накопления
3) средство обращения
4) мировые деньги
Цена торта 500 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) средство обмена
4) мировые деньги
Собирая первоклассника в школу, родители потратили 2000 рублей на спортивную форму. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мировые деньги
2) средство обращения
3) средство накопления
4) мера стоимости
Инна, заплатив 500 рублей, приобрела билеты на театральную премьеру. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мера стоимости
2) средство обращения
3) средство накопления
4) мировые деньги
Артём получил зарплату и потратил 1500 рублей на покупку новых брюк. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мера стоимости
2) средство обращения
3) средство накопления
4) мировые деньги
Андрей получил заработную плату. Часть денег он потратил на покупку делового костюма. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство накопления
2) мировые деньги
3) средство обращения
4) мера стоимости
Марина несколько месяцев откладывала часть зарплаты для последующего приобретения туристической путёвки. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мировые деньги
2) средство обращения
3) мера стоимости
4) средство накопления
Деньги всегда выполняли несколько функций. Во-первых, они служили мерой стоимости всех товаров. Вторая функция, которую выполняли деньги, – функция средства обращения. Это дало людям возможность избавиться от натурального обмена и разделить моменты купли и продажи товаров как во времени, так и в пространстве. Деньги использовались как средство платежа. Но если получивший за свой товар деньги не хотел сразу их расходовать, а решал поберечь выручку, то тогда деньги начинали выполнять функцию средства накопления.
Для нормального функционирования экономики требуется наличие определённого количества денег в обращении. Периодически возникали и продолжают возникать ситуации, когда количество денег превышает действительную потребность экономики в них. В таких ситуациях говорят, что имеет место инфляция. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются: повышается рыночная цена золота, цены на товары и услуги, происходит падение курса национальной валюты по отношению
к иностранным денежным единицам.
По характеру инфляционного процесса различают инфляцию открытую и подавленную. При открытой инфляции происходит ничем не сдерживаемый рост цен. При подавленной – государство искусственно контролирует цены, что приводит к возникновению дефицита.
Существует два варианта политики государства в ситуации инфляции: приспособление к инфляции либо борьба с ней. В первом случае периодически проводится индексация доходов населения (повышение зарплат, пенсий, стипендий и т. д.). Однако непрерывная индексация может, в свою очередь, спровоцировать усиление инфляции. Борьба с инфляцией предполагает сокращение дефицита бюджета за счёт социальных программ, ограничение роли государства в экономике, поддержку предпринимательства, постепенное уменьшение количества денег в обращении.
(По материалам интернет-издания)
Опираясь на текст, назовите любые два направления индексации доходов населения . Раскройте отмеченную в тексте связь между непрерывной индексацией и ростом инфляции .
Какие четыре функции денег названы в тексте?
Какие два вида инфляции приведены в тексте? Назовите и проиллюстрируйте примером одно любое направление борьбы с инфляцией.
Что такое инфляция ? Объясните, чем инфляция опасна для государства.
В современной экономике используются различные виды денег. Назовите любые два вида и поясните преимущества каждого из них.
Составьте план текста . Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Современному человеку сложно представить жизнь в отсутствии денег. Приходя в магазин, мы открываем кошелёк и достаем ту сумму денег, которая написана на ценнике интересующего нас товара. При этом мы не задумываемся, что именно благодаря тому, кто когда-то много веков назад первым придумал использовать деньги при товарообмене, мы можем так легко сравнивать стоимость различных товаров, осуществлять покупку необходимого продукта, делать накопления на будущее.
Экономическая система любого современного государства не может обходиться без денег, поскольку они выполняют целый ряд экономических функций.
Деньги позволяют сопоставить между собой различные товары. Мы часто говорим: «Эта вещь стоит дорого, а эта – дёшево». Буханка хлеба стоит дешевле, чем килограмм мяса, а автомобиль дороже велосипеда. Как легко мы это определяем! Что позволяет нам провести это сравнение с такой лёгкостью? Мы сравниваем денежные выражения стоимостей этих вещей. И это сравнение мы можем произвести только потому, что знаем их стоимость в одинаковых денежных единицах. Таким образом, деньги на рынке выступают в качестве общего знаменателя, к которому приводится стоимость различных товаров.
Деньги играют роль посредника при обмене товаров. Производитель, для того, чтобы произвести товар, на имеющиеся у него деньги приобретает оборудование, материалы, нанимает работников, то есть превращает деньги в необходимые ему производственные ресурсы. С помощью этих ресурсов он производит товар и реализует его, превращая опять в деньги. Такое движение денег называется денежным обращением. В экономике каждого государства осуществляется внутреннее обращение денег в процессе купли-продажи, работы налоговой системы, социальной системы и т. д.
Кто из нас не пытался копить деньги? В качестве средства накопления выступают деньги, изъятые из обращения, полученные, но не потраченные. Накоплением занимаются не только частные лица, но и государство.
Деньги позволяют осуществлять экономическую взаимосвязь между различными государствами. В роли мировых денег может выступать золото или конвертируемая валюта – денежные единицы стран с относительно стабильной экономикой, которые могут быть обменены на валюты других стран. К обратимым валютам относятся, например, доллар США, британский фунт, евро, иена.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Составьте план текста . Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С какой целью могут накапливать деньги а) семья, б) государство? В каждом случае назовите одну любую форму накопления денег.
Проиллюстрируйте тремя примерами , как деньги позволяют осуществить экономическую взаимосвязь между государствами.
Что такое денежное обращение ? Какие примеры процессов , в ходе которых обращаются деньги, приведены в тексте?
Потребители используют в расчётах за товары, услуги как наличные, так и безналичные деньги. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одно любое преимущество и один любой недостаток безналичных денег.
Какие четыре функции денег рассмотрены в тексте?
В повседневной жизни мы пользуемся бумажными купюрами и монетами. Это разновидности наличных денег. Наличными деньгами рассчитываются, как правило, физические лица (население) при приобретении товаров или услуг: в магазинах, на рынках, в ресторанах и кафе, в прачечных и парикмахерских, приобретая билеты на самолёт или в кино. Расчёты между юридическими лицами (организациями) происходят, как правило, в безналичной форме. Каждая организация имеет расчётный счёт в банке.
Но на расчётных счетах банков могут хранить свои сбережения и отдельные граждане. При этом они также могут пользоваться в повседневной жизни безналичными деньгами: чеками, пластиковыми картами.
Чек – это письменный приказ владельца текущего счёта банку выплатить наличными или перевести на счёт другого лица определённую сумму денег. Банк выписывает владельцу вклада чековую книжку на сумму, не превышающую размера вклада. Совершая покупки, владелец чековой книжки проставляет сумму цен на чеке, а продавец предъявляет банку чек к оплате.
Пластиковая карта – другой вариант расчёта владельца банковского счёта за покупки, также не требующий передачи наличных денег. Она представляет собой пластиковый жетон, на специальной магнитной полоске которого закодирована информация о её владельце: фамилия, образец подписи, номер счёта в банке, срок действия карты.
Совершая покупку, обладатель пластиковой карты передаёт её продавцу, который с помощью специального устройства считывает информацию с пластиковой карточки и переносит её на чек. В копию чека вносится сумма покупки. Одна копия передаётся покупателю, вторая – в банк, где со счёта владельца карты снимается сумма покупки и передаётся продавцу, третья остаётся у продавца. В случае потери пластиковой карточки её владелец должен сообщить в банк о пропаже, и счёт будет заблокирован. С помощью современной техники – банкоматов – безналичные деньги легко превращаются в наличные.
Однако в России безналичные деньги пока не получили такого широкого распространения среди граждан, как в странах Западной Европы и США.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Составьте план текста . Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите и проиллюстрируйте примерами любые два преимущества использования потребителями безналичных денег.
Как чековая книжка и пластиковая карта связаны с договором банковского счёта? На основе текста объясните разницу в использовании чековой книжки и пластиковой карты.
Многие потребители жалуются, что не могут контролировать свои расходы, когда пользуются пластиковой картой. Используя текст и факты общественной жизни, дайте две рекомендации , как организовать такой контроль.
Предположите, почему в России использование безналичных денег до сих пор не получило такого широкого распространения среди населения, как в странах Западной Европы и США. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения.
Какие две формы расчётов указаны в тексте? Кто преимущественно пользуется каждой из форм?
Поначалу в качестве денег выступали наиболее незаменимые продукты, имея которые можно было приобрести все остальные товары.
В разное время у разных народов такую роль исполняли шкуры, зерно, соль, вино и др. Со временем выяснилось, что наиболее удобным мерилом при обмене является металл. И в качестве денег стали использовать благородные металлы, в первую очередь, серебро и золото.
Почему именно металлы оказались наиболее удобными деньгами? Дело в том, что практическая полезность самого благородного металла как товара достаточно низкая. Ведь в то время когда золото и серебро впервые стали использовать в качестве денег, они не имели широкого хозяйственного применения. Единственное, для чего использовали эти металлы, было изготовление украшений, то есть предметов, без которых обычные люди в повседневной жизни прекрасно обходились. Промышленное применение этих металлов возникло гораздо позже.
А товарные деньги, например соль, имели два полезных свойства: удовлетворяли потребности человека как товар, то есть были ценны сами по себе, и являлись эквивалентом, позволяющим приобрести другой товар.
Деньги – это эквивалент стоимости того или иного товара, промежуточное звено при товарообмене, позволяющее уравнять между собой различные товары. Деньги ценны прежде всего тем, что за ними стоят материальные ценности, товары, которые можно на эти деньги приобрести. Производить деньги (печатать банкноты или чеканить монеты) вправе только государство.
Кроме того, не следует забывать, что деньги, которыми мы пользуемся в современной жизни, – это некоторая условность.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Как автор определил роль денег в экономической жизни? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните, почему в современном мире только государство вправе производить деньги (дайте два объяснения).
Существует мнение, что стабильность курса национальной денежной единицы важна для каждого конкретного гражданина, семьи. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения этого мнения .
Автор пишет, что «деньги, которыми мы пользуемся в современной жизни, – это некоторая условность». Приведите два примера современных денег
и в каждом случае кратко поясните, в чём проявляется их условность.
Какое объяснение использования благородных металлов в качестве денег приведено в тексте? Используя обществоведческие знания, приведите два других объяснения .
Что первоначально люди использовали в качестве денег? О каких двух полезных свойствах подобных денег пишет автор?
Составьте план текста . Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Давайте попытаемся разобраться, как умело копить деньги и как их преумножать. Если копить бумажные деньги, велик риск их обесценивания, особенно когда речь идёт о денежных единицах, подверженных значительной инфляции. То есть, если пытаться копить деньги, складывая их под подушку, разбогатеть не получится, поскольку инфляция обесценит ваши накопления. Так в течение небольшого периода времени можно накопить средства лишь на какую-нибудь дорогую покупку. Строго говоря, обесцениванию подвержены любые денежные единицы, и попытка накопления средств путём приобретения относительно стабильной иностранной валюты тоже вряд ли приведёт к желаемому результату.
Другое дело – приобретение на свободные деньги реальных ценностей. К числу таких ценностей относятся драгоценные металлы в виде монет и слитков, украшения, произведения искусства, антиквариат – всё это предметы, которые обладают стабильной ценностью и не подвержены инфляции. Приобретая их, вы приобретаете возможность продать их в будущем по более высокой цене, то есть осуществить реальное накопление. Но следует понимать, что быстро и выгодно продать эти ценности едва ли удастся.
Чтобы приносить доход, деньги должны работать, то есть участвовать в производстве новых товаров и услуг. Один из способов заставить деньги работать – поместить их в банк. Правда, для того, чтобы вложенные в банк средства преумножились, необходимо, чтобы банковский процент был выше темпов инфляции. Только тогда ваше благосостояние будет реально расти.
Другой способ заставить деньги работать – инвестировать их, например, приобретя акции предприятий и рассчитывая получать доход от роста стоимости акций и выплаты дивидендов. Есть смысл вложить деньги в несколько разных предприятий, чтобы увеличить доходность и снизить риск вложений.
А теперь несколько слов о том, как нельзя разбогатеть. Не стоит вкладывать деньги в финансовые пирамиды. Этот способ накопления ведёт к неизбежному краху.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Почему накопление денег важно для экономики семьи ? Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, дайте два объяснения .
Какая функция денег рассмотрена в тексте ? Объясните, как инфляция препятствует реализации этой функции.
Каким способом, по мнению автора, нельзя разбогатеть? Привлекая факты общественной жизни и обществоведческие знания, укажите любые два признака , по которым можно распознать подобные организации.
Что автор называет «реальными ценностями»? В чём состоят преимущество и недостаток их приобретения?
В современном мире приобретает популярность формирование так называемого инвестиционного портфеля (вложение средств в значительное число разных предприятий). Объясните, почему эта услуга выгоднее , чем просто приобретение акций какой-либо одной фирмы. Какой фрагмент текста содержит объяснение этой ситуации?
Составьте план текста . Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В древности люди обменивались различными предметами, не имея денег. Но ценность вещей и продуктов разная. Чтобы упростить обмен, искали наиболее подходящий для этого предмет. Перепробовали многое: скот, продукты, меха, ткани. Но это были неудобные деньги. Овец и быков надо где-то держать и кормить. Продукты от хранения портятся…
Деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и переходе из рук в руки. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части и их легко можно было носить с собой… И чтобы при самом мелком делении общая ценность денег не уменьшалась…
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди — подешевле, из серебра — подороже, а из золота — самые дорогие. Но металлические деньги тяжёлые и занимают немало места. Богатым купцам, торговавшим с далёкими странами, было опасно и неудобно возить собой такой груз. Поэтому люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
Деньги, представляя собой ценности, могут служить средством сбережения, накопления. Однако сохранить ценности в виде денег бывает непросто. Хранение их в виде наличности лишает человека возможности получать проценты по вкладам. Надёжнее оказалось хранить деньги в банках. При этом важно, чтобы банк был способен в любое время рассчитаться со своими клиентами. Сегодня многие экономисты и простые граждане во всём мире считают, что наиболее удобны безналичные расчёты с использованием электронной техники, т.е. так называемые электронные деньги.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Используя знания обществоведческого курса и содержание текста, определите, какие функции денег рассмотрены в тексте . Назовите любые две функции и приведите соответствующие им фрагменты текста.
Какие четыре основные требования , которым должны соответствовать деньги, названы в тексте?
В тексте указывается, что сегодня многие считают наиболее удобными безналичные расчёты с использованием пластиковых карт. Согласны ли Вы
с такой оценкой? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Французский философ М.Монтень сказал: «Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их». В каком фрагменте текста выражена похожая мысль? Привлекая факты общественной жизни, приведите пример , иллюстрирующий мысль философа.
Используя содержание текста, укажите основное преимущество и недостаток металлических денег по сравнению с иными их видами.
Составьте план текста . Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Натуральный обмен (бартер) вызывает процесс, при котором наиболее желанные товары становятся заменителями денег – денежными товарами. Видимо, именно такое выделение товаров – «королей бартерного соизмерения» – и привело людей к гениальному открытию. Его суть внешне проста: рыночная ценность абсолютно всех товаров может быть соизмерена через один и тот же денежный товар, или, проще говоря, деньги.
Эта, казалось бы, столь очевидная мысль дала не менее мощный импульс всему экономическому прогрессу человечества, чем изобретение колеса или паровой машины. Её практическая реализация позволила перейти от сложного и медленного натурального обмена к наиболее удобной и быстрой форме обмена – торговле и открыла дорогу для дальнейшего развития разделения труда и роста производительности.
Но если люди утрачивают доверие к деньгам, то натуральный обмен немедленно возрождается, а затем появляются новые денежные товары. Переход от денежной торговли к натуральному обмену затрудняет торговлю и усугубляет экономические трудности государства. Поэтому понятно то внимание, которое правительства всех стран мира уделяют поддержанию порядка в денежном хозяйстве. Если в этом хозяйстве дела обстоят нормально, то можно не только улучшить условия для торговли. Появляется возможность организовать учёт доходов и расходов граждан и фирм в
единой системе единиц измерения. Значит, облегчается и организация производственно-коммерческой деятельности, равно как и улучшается деятельность государственных органов.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Используя обществоведческие знания, объясните смысл терминов «разделение труда», «производительность труда». Объясните, как связаны:
а) разделение труда и производительность труда; б) разделение труда и денежный обмен.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Объясните, почему правительство должно следить за денежным обращением в стране и при необходимости регулировать его. Используя текст и знания курса, приведите два объяснения .
Какие две формы обмена названы в тексте? Объясните различие между ними и проиллюстрируйте примером это различие.
Какие возможности появляются у государства в условиях нормального состояния денежного хозяйства? (Назовите четыре возможности).
Какие виды денег используются в современном обществе? Укажите любые два вида и поясните преимущества каждого из них. С чем связано изменение видов денег?