Обществознание (подготовка к ОГЭ)
Раздел «ЭКОНОМИКА»
3. Ограниченность ресурсов
Ресурсы (от франц. ressourse - вспомогательное средство) –
это совокупность природных, социальных и интеллектуальных сил, которые могут быть использованы для создания материальных благ и оказания услуг
природные
материальные
трудовые
финансовые
вещества и силы природы
(земля, ее недра, леса, вода, воздух и др.)
все рукотворные (т.е. созданные человеком) средства производства (машины, станки, оборудование, здания и др.)
население в трудоспособном возрасте
денежные средства которые общество выделяет на организацию производства
Ресурсы всегда ограничены
(не могут удовлетворить всех потребностей , которые безграничны )
Наилучший вариант использования
При минимальных затратах – максимальный результат
Эффективное использование ресурсов –
условия успешного функционирования экономики
Вопросы из открытого банка заданий ОГЭ
Верны ли следующие суждения об ограниченных ресурсах?
А. Экономическая деятельность происходит в условиях ограниченности ресурсов.
Б. Общество стремится найти оптимальные пути распределения и использования ограниченных ресурсов .
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Под ограниченностью ресурсов понимают их недостаточность для создания необходимых товаров и услуг в сравнении с безграничными человеческими потребностями.
Б. Ограниченность ресурсов требует от общества разумной организации его хозяйственной деятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов связана с нехваткой имеющихся ресурсов для производства необходимого объёма благ.
Б. Проблема ограниченности ресурсов ощущается даже в развитых странах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об экономическом выборе?
А. В основе экономического выбора чаще всего лежит желание субъекта как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности.
Б. Проблема экономического выбора обусловлена ограниченностью экономических ресурсов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?
А. Общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов.
Б. Проблема экономического выбора обусловлена недостаточностью факторов производства и произведённых благ для удовлетворения потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов проявляется только в условиях рыночной экономической системы.
Б. Ограниченность ресурсов порождает проблему экономического выбора.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов проявляется в принципиальной невозможности одновременного удовлетворения всех потребностей всех людей.
Б. Ограниченность ресурсов порождает проблему экономического выбора.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?
А. Под ограниченностью ресурсов понимают недостаточность производственных ресурсов, необходимых для создания товаров и услуг.
Б. Проблема ограниченности ресурсов определяет необходимость рациональной организации хозяйственной деятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Ограниченность ресурсов – недостаточность ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности общества.
Б. Ограниченность ресурсов заставляет общество решать проблему экономического выбора.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов проявляется только в условиях рыночной экономической системы.
Б. Проблема ограниченности экономических ресурсов полностью разрешена совместными усилиями развитых стран.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения об экономических ресурсах?
А. Экономическая деятельность происходит в условиях ограниченности экономических ресурсов.
Б. Общество стремится найти оптимальные пути распределения и использования ограниченных ресурсов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Экономическая теория изучает проблемы, которые касаются всех людей без исключения, поскольку взаимоотношения между отдельными людьми и группами людей в процессе хозяйствования давно стали неотъемлемой частью жизни, так же, как и взаимоотношения человека с природой. А экономические законы давно стали такими же объективными, как и законы физики или химии. Просто действие экономических законов не всегда очевидно. Нарушение законов экономики, как правило, ощущается не сразу. Но нарушение, которое когда-то произошло, вызовет цепную реакцию и придётся приложить немало усилий для того, чтобы исправить положение. Поэтому давайте уважать законы, которые изучает экономическая теория.
В основе экономической теории лежат три основных вопроса: Что нужно производить — какие товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?
Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Даже если срубить, к примеру, все леса, придется выбирать, чему отдать предпочтение: изготовить из древесины бумагу или строительный материал?
С другой стороны, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одним потребностям рождаются другие.
Если бы человечество располагало неограниченным количеством ресурсов, не было бы необходимости экономить — определять, как наиболее рационально использовать эти ресурсы, изготовить продукт, потратив наименьшее количество имеющихся ресурсов. Если бы можно было производить любой товар в неограниченном количестве или если бы человеческие потребности были полностью удовлетворены, было бы неважно, что какого-то товара произведено слишком много. Не имело бы значения и то, что ресурсы потрачены нерационально. И тогда вряд ли была бы нужда в изучении экономической теории.
Ну а пока экономическая теория пытается решить основную задачу: определить, как наиболее рационально использовать ограниченные ресурсы, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества.
(По материалам энциклопедии для школьников.)
Какие проблемы изучает экономическая теория? Поясните утверждение автора текста об объективности экономических законов.
На примере любой фирмы проиллюстрируйте три основных вопроса , которые она должна решить. (Сначала назовите вопрос, а затем приведите соответствующий пример .)
Как автор характеризует: а) экономические ресурсы общества; б) потребности человека ? Какую основную задачу , по его мнению, призвана решить экономическая теория ?
Правительство страны Z выпустило в обращение больше денег, чем было экономически необходимо. Результатом стал значительный рост цен и протесты населения. Лишь через несколько лет удалось стабилизировать ситуацию в экономике страны Z. Объясните эти факты . Приведите фрагмент текста , который может помочь Вам в объяснении.
Составьте план текста . Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Существует мнение, что все ресурсы, затраченные на производство товаров, не относящихся к предметам первой необходимости, тратятся впустую. Приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.