СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ. Раздел "Экономика". Тема 8 "Производство". Тема 9 "Производитель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены теоретические материалы по данной теме и практические задания, взятые из открытого банка заданий ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Раздел "Экономика". Тема 8 "Производство". Тема 9 "Производитель"»

Обществознание  (подготовка к ОГЭ) Раздел «ЭКОНОМИКА»

Обществознание (подготовка к ОГЭ)

Раздел «ЭКОНОМИКА»

8. Производство - процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей Определяющее условие производства Труд – процесс целесообразной деятельности людей по преобразованию природы для удовлетворения своих потребностей Предмет труда (на что): природное вещество: руда, уголь и т.д. сырье Средства производства Рабочая сила (люди) Средства труда (с помощью чего): естественные условия труда (водопады приводят в движение мельницы) орудия труда (инструменты, машины, оборудование) Производительные силы

8. Производство -

процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей

Определяющее условие производства

Труд процесс целесообразной деятельности людей по преобразованию природы для удовлетворения своих потребностей

Предмет труда (на что):

  • природное вещество: руда, уголь и т.д.
  • сырье

Средства производства

Рабочая сила (люди)

Средства труда (с помощью чего):

  • естественные условия труда (водопады приводят в движение мельницы)
  • орудия труда (инструменты, машины, оборудование)

Производительные силы

Производственные отношения – совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ организационно-экономические – это отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, специализацией производства социально-экономические – это отношения собственности на ресурсы и факторы производства (основа экономической системы)

Производственные отношения – совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ

  • организационно-экономические – это отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, специализацией производства
  • социально-экономические – это отношения собственности на ресурсы и факторы производства (основа экономической системы)
Производство схема Производственные отношения Производительные силы социально-экономические организационно-экономические средства производства рабочая сила отношения собственности предмет труда средства труда

Производство

схема

Производственные отношения

Производительные силы

социально-экономические

организационно-экономические

средства производства

рабочая сила

отношения собственности

предмет труда

средства труда

Система общественного производства Материальное производство Нематериальное производство   (изготовление вещественных благ в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства) (создание духовных и нравственных ценностей) производство материальных благ производство нематериальных благ (идеи, теории, знания, образы) производство нематериальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-бытовое) производство материальных услуг (транспорт, торговля) сфера услуг

Система общественного производства

Материальное производство

Нематериальное производство

(изготовление вещественных благ в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства)

(создание духовных и нравственных ценностей)

производство материальных благ

производство нематериальных благ (идеи, теории, знания, образы)

производство нематериальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-бытовое)

производство материальных услуг (транспорт, торговля)

сфера услуг

Блага – все, что ценится людьми как средство удовлетворения их потребностей Производство Экстенсивное Интенсивное   (за счет количественного прироста ресурсов) (за счет освоения новой техники )

Блага все, что ценится людьми как средство удовлетворения их потребностей

Производство

Экстенсивное

Интенсивное

(за счет количественного прироста ресурсов)

(за счет освоения новой техники )

9. Производитель - тот, кто  создает товары и услуги , удовлетворяя потребности человека и общества 1) Индивиды и домохозяйства Индивидуальное производство – основанное на собственности , принадлежащей производителю , которые непосредственно управляет им и несет полную ответственность за его результат

9. Производитель -

тот, кто создает товары и услуги , удовлетворяя потребности человека и общества

1) Индивиды и домохозяйства

Индивидуальное производство – основанное на собственности , принадлежащей производителю , которые непосредственно управляет им и несет полную ответственность за его результат

Товарищество (партнерство) – объединение с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении 2) Фирмы торговые или промышленные предприятия Акционерное общество – хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на определенное число одинаковых долей , каждая из которых выражена акцией Кооператив –  основан на добровольном объединении граждан, не являющихся индивидуальными производителями, но участвующих в деятельности кооператива личным трудом

Товарищество (партнерство) – объединение с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении

2) Фирмы торговые или промышленные предприятия

Акционерное общество – хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на определенное число одинаковых долей , каждая из которых выражена акцией

Кооператив –

основан на добровольном объединении граждан, не являющихся индивидуальными производителями, но участвующих в деятельности кооператива личным трудом

Государственные и муниципальные унитарные предприятия – форма коммерческих организаций, не являющихся собственниками имущества 3) Государство Производитель Потребитель должен создавать новое, обладающее ценностью  принимать на себя финансовую, моральную и социальную ответственность  иметь в результате деятельности денежный доход и личное удовлетворение

Государственные и муниципальные унитарные предприятия –

форма коммерческих организаций, не являющихся собственниками имущества

3) Государство

Производитель

Потребитель

  • должен создавать новое, обладающее ценностью

  • принимать на себя финансовую, моральную и социальную ответственность

  • иметь в результате деятельности денежный доход и личное удовлетворение
Производительность труда – количество товара, которое может быть изготовлено работниками за  определенный период времени (час, месяц, год) Факторы, влияющие на производительность труда в стране рост численности населения  увеличение доли (%) рабочей силы в численности населения  длительность рабочего времени – количество часов, проработанных за год каждым работником  технологические нововведения на производстве

Производительность труда –

количество товара, которое может быть изготовлено работниками за определенный период времени (час, месяц, год)

Факторы,

влияющие на производительность труда в стране

  • рост численности населения

  • увеличение доли (%) рабочей силы в численности населения

  • длительность рабочего времени – количество часов, проработанных за год каждым работником

  • технологические нововведения на производстве
Вопросы из  открытого банка заданий ОГЭ Какой из примеров иллюстрирует отношения в сфере производства?     1)  приготовление обеда в кафе    2)  покупка коньков в торговом центре    3)  посещение библиотеки    4)  продажа старинной мебели  Предприятие выпекает торты. Что из приведённого ниже отражает производительность труда на предприятии?     1)  15 работников выпекают за сутки 1500 тортов    2)  предприятие выпускает 35 наименований тортов    3)  на предприятии работают 10 кондитеров высшей квалификации    4)  торты ежедневно поставляются в 40 магазинов

Вопросы из открытого банка заданий ОГЭ

Какой из примеров иллюстрирует отношения в сфере производства?

1) приготовление обеда в кафе

2) покупка коньков в торговом центре

3) посещение библиотеки

4) продажа старинной мебели

Предприятие выпекает торты. Что из приведённого ниже отражает производительность труда на предприятии?

1) 15 работников выпекают за сутки 1500 тортов

2) предприятие выпускает 35 наименований тортов

3) на предприятии работают 10 кондитеров высшей квалификации

4) торты ежедневно поставляются в 40 магазинов

Какой из примеров иллюстрирует отношения в сфере производства?     1)  приготовление бизнес-ланча в кафе    2)  оплата покупки кредитной картой    3)  посещение популярного курорта    4)  продажа путёвки в дом отдыха  Для обозначения количества продукции, выпущенной работником за определённое время, учёные используют термин     1)  заработная плата    2)  стимулирование труда    3)  фактор производства    4)  производительность труда  Процесс создания благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей и общества в целом, называют     1)  конкуренцией    2)  рыночным механизмом    3)  предложением    4)  производством

Какой из примеров иллюстрирует отношения в сфере производства?

1) приготовление бизнес-ланча в кафе

2) оплата покупки кредитной картой

3) посещение популярного курорта

4) продажа путёвки в дом отдыха

Для обозначения количества продукции, выпущенной работником за определённое время, учёные используют термин

1) заработная плата

2) стимулирование труда

3) фактор производства

4) производительность труда

Процесс создания благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей и общества в целом, называют

1) конкуренцией

2) рыночным механизмом

3) предложением

4) производством

Производительностью труда называют     1)  количество продукции, произведённой за единицу времени    2)  разницу между выручкой фирмы и общими издержками    3)  разделение процесса производства на ряд отдельных этапов    4)  процесс производства товаров и услуг  Внедрение научно-технических разработок в производство способствует     1)  созданию условий экономической самостоятельности производителей    2)  повышению производительности труда    3)  увеличению управленческого аппарата    4)  росту числа рабочих мест

Производительностью труда называют

1) количество продукции, произведённой за единицу времени

2) разницу между выручкой фирмы и общими издержками

3) разделение процесса производства на ряд отдельных этапов

4) процесс производства товаров и услуг

Внедрение научно-технических разработок в производство способствует

1) созданию условий экономической самостоятельности производителей

2) повышению производительности труда

3) увеличению управленческого аппарата

4) росту числа рабочих мест

Верны ли следующие суждения об индивидуальном частном предприятии?  А. Индивидуальное частное предприятие уплачивает налоги в государственный бюджет. Б. Индивидуальное частное предприятие выпускает ценные бумаги и продаёт их на фондовом рынке.     1)  верно только А    2)  верно только Б    3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны  На предприятии работает 30 работников. Предприятие шьёт женские пальто. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?     1)  пальто шьются по лекалам известного модельера    2)  в течение часа на предприятии производится пошив двух пальто    3)  контроль качества на предприятии осуществляется автоматизировано    4)  25 работников предприятия получили среднее профессиональное образование.

Верны ли следующие суждения об индивидуальном частном предприятии?

А. Индивидуальное частное предприятие уплачивает налоги в государственный бюджет.

Б. Индивидуальное частное предприятие выпускает ценные бумаги и продаёт их на фондовом рынке.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

На предприятии работает 30 работников. Предприятие шьёт женские пальто. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?

1) пальто шьются по лекалам известного модельера

2) в течение часа на предприятии производится пошив двух пальто

3) контроль качества на предприятии осуществляется автоматизировано

4) 25 работников предприятия получили среднее профессиональное образование.

Термин «производительность труда» в экономике обозначает     1)  возможность производства конкретной продукции на предприятии    2)  количество производимых товаров и услуг за единицу времени    3)  стоимость, создаваемую трудом наемного работника в процессе производства    4)  сумму средств, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей  Верны ли следующие суждения о производстве?  А. Процесс производства составляет основу экономической жизни общества. Б. Развитие материального производства зависит только от уровня развития науки и техники.     1)  верно только А    2)  верно только Б    3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

Термин «производительность труда» в экономике обозначает

1) возможность производства конкретной продукции на предприятии

2) количество производимых товаров и услуг за единицу времени

3) стоимость, создаваемую трудом наемного работника в процессе производства

4) сумму средств, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей

Верны ли следующие суждения о производстве?

А. Процесс производства составляет основу экономической жизни общества.

Б. Развитие материального производства зависит только от уровня развития науки и техники.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об участнике акционерного предприятия?  А. Владелец акций является совладельцем фирмы и имеет право на получение части дохода от её деятельности. Б. Акционер обязан лично участвовать в деятельности фирмы.      1)  верно только А    2)  верно только Б    3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны  К какому виду экономической деятельности относится приготовление обедов в школьной столовой?     1)  производству    2)  распределению    3)  обмену    4)  потреблению

Верны ли следующие суждения об участнике акционерного предприятия?

А. Владелец акций является совладельцем фирмы и имеет право на получение части дохода от её деятельности.

Б. Акционер обязан лично участвовать в деятельности фирмы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

К какому виду экономической деятельности относится приготовление обедов в школьной столовой?

1) производству

2) распределению

3) обмену

4) потреблению

К какому виду экономической деятельности относится приготовление блюд в ресторане?     1)  производству    2)  распределению    3)  обмену    4)  потреблению  В салоне красоты работают 10 сотрудников, выполняющих стрижки и различные косметические процедуры. Этот салон красоты один из самых известных в своем городе. Какой показатель работы мастеров отражает производительность труда в салоне?     1)  применение в работе современного оборудования    2)  использование профессиональных косметических средств    3)  обслуживание за смену в среднем 10 клиентов одним специалистом    4)  периодическая переподготовка

К какому виду экономической деятельности относится приготовление блюд в ресторане?

1) производству

2) распределению

3) обмену

4) потреблению

В салоне красоты работают 10 сотрудников, выполняющих стрижки и различные косметические процедуры. Этот салон красоты один из самых известных в своем городе. Какой показатель работы мастеров отражает производительность труда в салоне?

1) применение в работе современного оборудования

2) использование профессиональных косметических средств

3) обслуживание за смену в среднем 10 клиентов одним специалистом

4) периодическая переподготовка

За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона – человек всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.

Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, – это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар – сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.

В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает затраты на их производство.

Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жильё». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно – для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте четыре совета начинающему предпринимателю, открывающему свой бизнес.  Составьте план текста . Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.  Какие две стороны экономического выбора отметили авторы? В чём состоит проблема экономического выбора ? Приведите пример ситуации экономического выбора.  Почему, по мнению авторов, бесплатных благ не существует ? Какова роль правительства в производстве и распределении «бесплатных» благ? Назовите любые две социальные группы, для которых жизненно необходимы «бесплатные» блага.  Какой фундаментальный закон отметили авторы? Как они обосновали действие этого закона ?  Существует мнение, что производство «бесплатных» благ тормозит экономическое развитие страны . Согласны ли Вы с этим мнением? Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в обоснование своей позиции.

Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте четыре совета начинающему предпринимателю, открывающему свой бизнес.

Составьте план текста . Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Какие две стороны экономического выбора отметили авторы? В чём состоит проблема экономического выбора ? Приведите пример ситуации экономического выбора.

Почему, по мнению авторов, бесплатных благ не существует ? Какова роль правительства в производстве и распределении «бесплатных» благ? Назовите любые две социальные группы, для которых жизненно необходимы «бесплатные» блага.

Какой фундаментальный закон отметили авторы? Как они обосновали действие этого закона ?

Существует мнение, что производство «бесплатных» благ тормозит экономическое развитие страны . Согласны ли Вы с этим мнением? Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в обоснование своей позиции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!