Дорогой друг!
Тебе предстоит трудная работа в клубе «Ума палата». Не раз нужно будет «пошевелить мозгами», чтобы верно ответить на все предложенные вопросы.
Ответив на вопрос, нажимайте на кнопку с предложенными вариантами ответов.
Ты сможешь проверить своё решение, нажав на кнопку
Чтобы перейти на следующее задание, нажимайте на кнопку
а
Проверь себя
Желаю удачи!
Екатерина Терентьевна предложила игру: ребятам нужно составить предложения, которые бы строились по схеме предмет-действие-признак-предмет. Например: Поросёнок ищет вкусные жёлуди. Кто из ребят справился с заданием?
Вертолётов и Шариков справились
Разберём предложения детей.
Вертолётов: Искусство требует жертв (предмет – действие – предмет) – не подходит.
Шариков: Театр начинается с вешалки (предмет – действие – предмет) – не подходит.
Дирижаблев: Большой театр находится в Москве (признак – предмет – действие – предмет) – не подходит.
Самолётов: Завтра случится солнечное затмение (признак действия – действие – признак – предмет) – не подходит.
Планеров: Инопланетянин оказался дружелюбным малым (предмет – действие – признак – предмет) – верно.
Дирижаблев справился
Самолётов справился
Планёров справился
Самолётов и Планёров справились
Проверь себя
Пронумеруй буквы в слове «бездельник», затем переставь их по предложенным схемам – и узнаешь, в каком из вариантов получится новое слово!
4, 5, 6 ,7, 8, 9, 10
Получим:
А) ДЕЛЬНИК – такого слова не существует.
Б) ЕЗДЕЛЬНИК – такого слова не существует.
В) ЗЕЛЕНЬ – такое слово существует.
Г) КИЗЕБ – такого слова не существует.
Д) НЕДЕЬН – такого слова не существует.
5, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
3, 5, 6, 2, 8, 7
10, 9, 3, 2, 1
8, 2, 4, 2, 7, 8
Проверь себя
У одних – садовая, у других – светлая. Иногда в ней ветер, а в другой раз – каша. Что это?
Роща
Всё перечисленное в вопросе можно употребить только со словом ГОЛОВА.
Голова садовая – так говорят обычно о себе, если что-то забыл, не сообразил.
Светлая голова – наоборот, о сообразительном, логично мыслящем человеке.
Ветер в голове – так говорят о легкомысленном, несерьёзном человеке.
Каша в голове – так говорят, когда у человека в мыслях беспорядок
Малина
Голова
Миска
Полоса
Проверь себя
Помнишь ли ты русские народные сказки? В какой или каких из них не было Бабы-яги?
В сказках А и Д
В сказках «По щучьему веленью» и «Морозко» Баба-яга не упоминается
В сказке В
В сказках Б и Г
В сказках В и Д
В сказке Д
Проверь себя
Дима Чебурашкин получил уже много пятёрок по русскому языку. И вот у него появилась возможность заработать ещё одну: надо раньше других ребят выделить слова с окончанием «-ов». Сколько слов должен выделить Дима?
2 слова
3 слова
4 слова
5 слов
6 слов
Проверь себя
На уроке ребята перечисляли все вежливые слова, которые они знают. Анна Владимировна выписала их на доску, а на перемене в класс пробралась Шапокляк и стёрла с доски некоторые гласные. Гласные решили помочь ребятам: каждая из них встала на своё место, и к началу урока от проделок Шапокляк не осталось и следа! Посмотри на гласные, которые помогали ребятам. Все ли они нашли место на доске?
Буква А не понадобилась
Поставим гласные на свои места:
извините, разрешите, здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, позвольте, уважаемый
Буква О не понадобилась
Буква И не понадобилась
Буквы Е и Я не понадобились
Все гласные нашли свои места
Проверь себя
Мама велела Ане убрать в своей комнате. Аня нехотя принялась складывать разбросанные вещи в шкаф. Тут мама вспомнила, что пора бежать за маленьким Димой в сад. Как только за мамой закрылась дверь, Аня бросила вещи обратно на пол и включила компьютер. Она даже не заметила, как мама с братом вернулись домой! Каким из перечисленных устойчивых выражений и пословиц можно охарактеризовать эту ситуацию?
Долог день до вечера, коли делать нечего
К данной ситуации подходит только пословица «Кот из дома – мыши в пляс».
Кот из дома – мыши в пляс
Сделал дело – гуляй смело!
Большой говорун – плохой работник
Глаза страшатся, а руки делают
Проверь себя
У Ани в семье в один день родились сестрички – Вера и Надя. Как правильно назвать этих девочек?
Вера и Надя – двойняшки
Правильно сказать, что Вера и Надя – двойняшки
Вера и Надя – двойки
Вера и Надя – двойники
Вера и Надя – двойнята
Вера и Надя – двушки
Проверь себя
Помнишь ли ты произведение А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? Кем приходились завистливые ткачиха с поварихой князю Гвидону Салтановичу?
А
Часовой – это человек, который стоит на посту (Тима прав).
Б
В
Г
Д
Проверь себя
На уроке ребята играли в слова. Каждому из ребят учительница давала пару слов и просила составить другую пару по тому же принципу. Двоечники Колышкина и Лентяйкин отвлекались и составили свои пары неправильно. Можешь ли ты найти пары, составленные этими недобросовестными учениками?
Колышкина и Лентяйкин составили пары Б и Г
Разберём пары:
А) Лошадь/жеребёнок – корова/телёнок (связь «мама - детёныш») – верно.
Б) Чай/сахар – суп/вода (чай не состоит из сахара, чай пьют, добавляя сахар. Суп обязательно состоит из воды. Здесь подошла бы пара, например, суп/сметана) – неверно.
В) Глаза/видеть – зубы/жевать (связь «предмет - что с его помощью делают») – верно.
Г) Собака/шерсть – щука/плавники (собака покрыта шерстью, щука – чешуёй, а не плавниками) – неверно.
Д) Коньки/зима – велосипед/лето (связь «предмет - когда его используют») – верно
Колышкина и Лентяйкин составили пары Б и Д
Колышкина и Лентяйкин составили пары В и Д
Колышкина и Лентяйкин составили пары А и Г
Колышкина и Лентяйкин составили пары Г и Д
Проверь себя
Дима Чебурашкин хвастается, что освоил все тонкости русского языка! Он предложил ребятам посоревноваться и проверить, кто подберёт больше всего существительных, сочетающихся с прилагательным СВЕЖИЙ. В бой вступили отличницы Маша Крокодилова и Вика Левчандрова. Все ребята назвали по 7 существительных. Кто из конкурсантов не допустил ни одной ошибки?
Все соперники допустили ошибки
Маша допустила 3 ошибки: сон, тетрадь и стук не могут быть свежими.
Дима допустил 2 ошибки: дом и год не могут быть свежими.
Вика не допустила ни одной ошибки.
Только Маша и Вика не сделали ни одной ошибки
Только Дима не сделал ни одной ошибки
Только Дима и Вика не сделали ни одной ошибки
Только Вика не сделала ни одной ошибки
Проверь себя
Ребятам надо было написать примеры однокоренных слов. Кто из них выполнил задание верно?
Андрей и Даша не сделали ошибок
Рассмотрим ответы детей.
Маша: «Поле, полянка, заполярье, полевой». Слово «заполярье» не относится к поляне, оно имеет значение «за Полярным кругом».
Дима: «Голубь, голубика, голубятня». Голубика – это название ягоды, она не имеет отношения к птице голубь.
Андрей: «Сорняк, сорить, засорился». Здесь все слова однокоренные (от слова «сор»).
Даша: «Взгляд, глаз, глазеть, соглядатай». Все слова однокоренные (от слова «глаз»).
Соглядатай – человек, который за кем-то наблюдает, шпионит.
Варя: «Конь, законный, конюшня». Слово «законный» происходит от слова «закон» и не
имеет отношения к слову «конь».
Маша и Варя не сделали ошибок
Только Андрей не сделал ошибок
Дима и Даша не сделали ошибок
Только Маша не сделала ошибок
Проверь себя
Информационные источники
http://i.artfile.ru/2048x1536_770999_[www.ArtFile.ru].jpg фон
http:// www.liceum28.nnov.ru/files/sova_gum.png сова
https:// img-fotki.yandex.ru/get/9757/134091466.146/0_e893d_2602e451_orig девочка