СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к олимпиаде по русскому языку "Ума палата"-26

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет подготовиться к олимпиаде по русскому языку ..

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к олимпиаде по русскому языку "Ума палата"-26»

Дорогой друг! Тебе предстоит трудная работа в клубе «Ума палата». Не раз нужно будет «пошевелить мозгами», чтобы верно ответить на все предложенные вопросы. Ответив на вопрос, нажимайте на кнопку с предложенными вариантами ответов. Ты сможешь проверить своё решение, нажав на кнопку Чтобы перейти на следующее задание, нажимайте на кнопку а Проверь себя Желаю удачи!

Дорогой друг!

Тебе предстоит трудная работа в клубе «Ума палата». Не раз нужно будет «пошевелить мозгами», чтобы верно ответить на все предложенные вопросы.

Ответив на вопрос, нажимайте на кнопку с предложенными вариантами ответов.

Ты сможешь проверить своё решение, нажав на кнопку

Чтобы перейти на следующее задание, нажимайте на кнопку

а

Проверь себя

Желаю удачи!

Екатерина Терентьевна предложила игру: ребятам нужно составить предложения, которые бы строились по схеме предмет-действие-признак-предмет. Например: Поросёнок ищет вкусные жёлуди. Кто из ребят справился с заданием? Вертолётов и Шариков справились   Разберём предложения детей. Вертолётов: Искусство требует жертв (предмет – действие – предмет) – не подходит. Шариков: Театр начинается с вешалки (предмет – действие – предмет) – не подходит. Дирижаблев: Большой театр находится в Москве (признак – предмет – действие – предмет) – не подходит. Самолётов: Завтра случится солнечное затмение (признак действия – действие – признак – предмет) – не подходит. Планеров: Инопланетянин оказался дружелюбным малым (предмет – действие – признак – предмет) – верно. Дирижаблев справился Самолётов справился Планёров справился Самолётов и Планёров справились Проверь себя

Екатерина Терентьевна предложила игру: ребятам нужно составить предложения, которые бы строились по схеме предмет-действие-признак-предмет. Например: Поросёнок ищет вкусные жёлуди. Кто из ребят справился с заданием?

Вертолётов и Шариков справились

Разберём предложения детей.

Вертолётов: Искусство требует жертв (предмет – действие – предмет) – не подходит.

Шариков: Театр начинается с вешалки (предмет – действие – предмет) – не подходит.

Дирижаблев: Большой театр находится в Москве (признак – предмет – действие – предмет) – не подходит.

Самолётов: Завтра случится солнечное затмение (признак действия – действие – признак – предмет) – не подходит.

Планеров: Инопланетянин оказался дружелюбным малым (предмет – действие – признак – предмет) – верно.

Дирижаблев справился

Самолётов справился

Планёров справился

Самолётов и Планёров справились

Проверь себя

Пронумеруй буквы в слове «бездельник», затем переставь их по предложенным схемам – и узнаешь, в каком из вариантов получится новое слово! 4, 5, 6 ,7, 8, 9, 10 Получим: А) ДЕЛЬНИК – такого слова не существует. Б) ЕЗДЕЛЬНИК – такого слова не существует. В) ЗЕЛЕНЬ – такое слово существует. Г) КИЗЕБ – такого слова не существует. Д) НЕДЕЬН – такого слова не существует. 5, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 3, 5, 6, 2, 8, 7 10, 9, 3, 2, 1 8, 2, 4, 2, 7, 8 Проверь себя

Пронумеруй буквы в слове «бездельник», затем переставь их по предложенным схемам – и узнаешь, в каком из вариантов получится новое слово!

4, 5, 6 ,7, 8, 9, 10

Получим:

А) ДЕЛЬНИК – такого слова не существует.

Б) ЕЗДЕЛЬНИК – такого слова не существует.

В) ЗЕЛЕНЬ – такое слово существует.

Г) КИЗЕБ – такого слова не существует.

Д) НЕДЕЬН – такого слова не существует.

5, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

3, 5, 6, 2, 8, 7

10, 9, 3, 2, 1

8, 2, 4, 2, 7, 8

Проверь себя

У одних – садовая, у других – светлая. Иногда в ней ветер, а в другой раз – каша.  Что это? Роща   Всё перечисленное в вопросе можно употребить только со словом ГОЛОВА. Голова садовая – так говорят обычно о себе, если что-то забыл, не сообразил. Светлая голова – наоборот, о сообразительном, логично мыслящем человеке. Ветер в голове – так говорят о легкомысленном, несерьёзном человеке. Каша в голове – так говорят, когда у человека в мыслях беспорядок Малина Голова Миска Полоса Проверь себя

У одних – садовая, у других – светлая. Иногда в ней ветер, а в другой раз – каша. Что это?

Роща

Всё перечисленное в вопросе можно употребить только со словом ГОЛОВА.

Голова садовая – так говорят обычно о себе, если что-то забыл, не сообразил.

Светлая голова – наоборот, о сообразительном, логично мыслящем человеке.

Ветер в голове – так говорят о легкомысленном, несерьёзном человеке.

Каша в голове – так говорят, когда у человека в мыслях беспорядок

Малина

Голова

Миска

Полоса

Проверь себя

Помнишь ли ты русские народные сказки?  В какой или каких из них не было Бабы-яги? В сказках А и Д В сказках «По щучьему веленью» и «Морозко» Баба-яга не упоминается В сказке В В сказках Б и Г  В сказках В и Д В сказке Д Проверь себя

Помнишь ли ты русские народные сказки? В какой или каких из них не было Бабы-яги?

В сказках А и Д

В сказках «По щучьему веленью» и «Морозко» Баба-яга не упоминается

В сказке В

В сказках Б и Г

В сказках В и Д

В сказке Д

Проверь себя

Дима Чебурашкин получил уже много пятёрок по русскому языку. И вот у него появилась возможность заработать ещё одну: надо раньше других ребят выделить слова с окончанием «-ов». Сколько слов должен выделить Дима? 2 слова  3 слова 4 слова 5 слов 6 слов Проверь себя

Дима Чебурашкин получил уже много пятёрок по русскому языку. И вот у него появилась возможность заработать ещё одну: надо раньше других ребят выделить слова с окончанием «-ов». Сколько слов должен выделить Дима?

2 слова

3 слова

4 слова

5 слов

6 слов

Проверь себя

На уроке ребята перечисляли все вежливые слова, которые они знают. Анна Владимировна выписала их на доску, а на перемене в класс пробралась Шапокляк и стёрла с доски некоторые гласные. Гласные решили помочь ребятам: каждая из них встала на своё место, и к началу урока от проделок Шапокляк не осталось и следа! Посмотри на гласные, которые помогали ребятам. Все ли они нашли место на доске? Буква А не понадобилась Поставим гласные на свои места: извините, разрешите, здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, позвольте, уважаемый Буква О не понадобилась Буква И не понадобилась Буквы Е и Я не понадобились Все гласные нашли свои места Проверь себя

На уроке ребята перечисляли все вежливые слова, которые они знают. Анна Владимировна выписала их на доску, а на перемене в класс пробралась Шапокляк и стёрла с доски некоторые гласные. Гласные решили помочь ребятам: каждая из них встала на своё место, и к началу урока от проделок Шапокляк не осталось и следа! Посмотри на гласные, которые помогали ребятам. Все ли они нашли место на доске?

Буква А не понадобилась

Поставим гласные на свои места:

извините, разрешите, здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, позвольте, уважаемый

Буква О не понадобилась

Буква И не понадобилась

Буквы Е и Я не понадобились

Все гласные нашли свои места

Проверь себя

Мама велела Ане убрать в своей комнате. Аня нехотя принялась складывать разбросанные вещи в шкаф. Тут мама вспомнила, что пора бежать за маленьким Димой в сад. Как только за мамой закрылась дверь, Аня бросила вещи обратно на пол и включила компьютер. Она даже не заметила, как мама с братом вернулись домой! Каким из перечисленных устойчивых выражений и пословиц можно охарактеризовать эту ситуацию? Долог день до вечера, коли делать нечего  К данной ситуации подходит только пословица «Кот из дома – мыши в пляс». Кот из дома – мыши в пляс Сделал дело – гуляй смело! Большой говорун – плохой работник Глаза страшатся, а руки делают Проверь себя

Мама велела Ане убрать в своей комнате. Аня нехотя принялась складывать разбросанные вещи в шкаф. Тут мама вспомнила, что пора бежать за маленьким Димой в сад. Как только за мамой закрылась дверь, Аня бросила вещи обратно на пол и включила компьютер. Она даже не заметила, как мама с братом вернулись домой! Каким из перечисленных устойчивых выражений и пословиц можно охарактеризовать эту ситуацию?

Долог день до вечера, коли делать нечего

К данной ситуации подходит только пословица «Кот из дома – мыши в пляс».

Кот из дома – мыши в пляс

Сделал дело – гуляй смело!

Большой говорун – плохой работник

Глаза страшатся, а руки делают

Проверь себя

У Ани в семье в один день родились сестрички – Вера и Надя. Как правильно назвать этих девочек? Вера и Надя – двойняшки Правильно сказать, что Вера и Надя – двойняшки Вера и Надя – двойки Вера и Надя – двойники Вера и Надя – двойнята Вера и Надя – двушки Проверь себя

У Ани в семье в один день родились сестрички – Вера и Надя. Как правильно назвать этих девочек?

Вера и Надя – двойняшки

Правильно сказать, что Вера и Надя – двойняшки

Вера и Надя – двойки

Вера и Надя – двойники

Вера и Надя – двойнята

Вера и Надя – двушки

Проверь себя

Помнишь ли ты произведение А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? Кем приходились завистливые ткачиха с поварихой князю Гвидону Салтановичу? А   Часовой – это человек, который стоит на посту (Тима прав). Б В Г Д Проверь себя

Помнишь ли ты произведение А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? Кем приходились завистливые ткачиха с поварихой князю Гвидону Салтановичу?

А

Часовой – это человек, который стоит на посту (Тима прав).

Б

В

Г

Д

Проверь себя

На уроке ребята играли в слова. Каждому из ребят учительница давала пару слов и просила составить другую пару по тому же принципу. Двоечники Колышкина и Лентяйкин отвлекались и составили свои пары неправильно. Можешь ли ты найти пары, составленные этими недобросовестными учениками? Колышкина и Лентяйкин составили пары Б и Г   Разберём пары: А) Лошадь/жеребёнок – корова/телёнок (связь «мама - детёныш») – верно. Б) Чай/сахар – суп/вода (чай не состоит из сахара, чай пьют, добавляя сахар. Суп обязательно состоит из воды. Здесь подошла бы пара, например, суп/сметана) – неверно. В) Глаза/видеть – зубы/жевать (связь «предмет - что с его помощью делают») – верно. Г) Собака/шерсть – щука/плавники (собака покрыта шерстью, щука – чешуёй, а не плавниками) – неверно. Д) Коньки/зима – велосипед/лето (связь «предмет - когда его используют») – верно Колышкина и Лентяйкин составили пары Б и Д Колышкина и Лентяйкин составили пары В и Д Колышкина и Лентяйкин составили пары А и Г Колышкина и Лентяйкин составили пары Г и Д Проверь себя

На уроке ребята играли в слова. Каждому из ребят учительница давала пару слов и просила составить другую пару по тому же принципу. Двоечники Колышкина и Лентяйкин отвлекались и составили свои пары неправильно. Можешь ли ты найти пары, составленные этими недобросовестными учениками?

Колышкина и Лентяйкин составили пары Б и Г

Разберём пары:

А) Лошадь/жеребёнок – корова/телёнок (связь «мама - детёныш») – верно.

Б) Чай/сахар – суп/вода (чай не состоит из сахара, чай пьют, добавляя сахар. Суп обязательно состоит из воды. Здесь подошла бы пара, например, суп/сметана) – неверно.

В) Глаза/видеть – зубы/жевать (связь «предмет - что с его помощью делают») – верно.

Г) Собака/шерсть – щука/плавники (собака покрыта шерстью, щука – чешуёй, а не плавниками) – неверно.

Д) Коньки/зима – велосипед/лето (связь «предмет - когда его используют») – верно

Колышкина и Лентяйкин составили пары Б и Д

Колышкина и Лентяйкин составили пары В и Д

Колышкина и Лентяйкин составили пары А и Г

Колышкина и Лентяйкин составили пары Г и Д

Проверь себя

Дима Чебурашкин хвастается, что освоил все тонкости русского языка! Он предложил ребятам посоревноваться и проверить, кто подберёт больше всего существительных, сочетающихся с прилагательным СВЕЖИЙ. В бой вступили отличницы Маша Крокодилова и Вика Левчандрова. Все ребята назвали по 7 существительных. Кто из конкурсантов не допустил ни одной ошибки? Все соперники допустили ошибки  Маша допустила 3 ошибки: сон, тетрадь и стук не могут быть свежими. Дима допустил 2 ошибки: дом и год не могут быть свежими. Вика не допустила ни одной ошибки. Только Маша и Вика не сделали ни одной ошибки Только Дима не сделал ни одной ошибки Только Дима и Вика не сделали ни одной ошибки Только Вика не сделала ни одной ошибки Проверь себя

Дима Чебурашкин хвастается, что освоил все тонкости русского языка! Он предложил ребятам посоревноваться и проверить, кто подберёт больше всего существительных, сочетающихся с прилагательным СВЕЖИЙ. В бой вступили отличницы Маша Крокодилова и Вика Левчандрова. Все ребята назвали по 7 существительных. Кто из конкурсантов не допустил ни одной ошибки?

Все соперники допустили ошибки

Маша допустила 3 ошибки: сон, тетрадь и стук не могут быть свежими.

Дима допустил 2 ошибки: дом и год не могут быть свежими.

Вика не допустила ни одной ошибки.

Только Маша и Вика не сделали ни одной ошибки

Только Дима не сделал ни одной ошибки

Только Дима и Вика не сделали ни одной ошибки

Только Вика не сделала ни одной ошибки

Проверь себя

Ребятам надо было написать примеры однокоренных слов. Кто из них выполнил задание верно? Андрей и Даша не сделали ошибок   Рассмотрим ответы детей. Маша: «Поле, полянка, заполярье, полевой». Слово «заполярье» не относится к поляне, оно имеет значение «за Полярным кругом». Дима: «Голубь, голубика, голубятня». Голубика – это название ягоды, она не имеет отношения к птице голубь. Андрей: «Сорняк, сорить, засорился». Здесь все слова однокоренные (от слова «сор»). Даша: «Взгляд, глаз, глазеть, соглядатай». Все слова однокоренные (от слова «глаз»). Соглядатай – человек, который за кем-то наблюдает, шпионит. Варя: «Конь, законный, конюшня». Слово «законный» происходит от слова «закон» и не имеет отношения к слову «конь». Маша и Варя не сделали ошибок Только Андрей не сделал ошибок Дима и Даша не сделали ошибок Только Маша не сделала ошибок Проверь себя

Ребятам надо было написать примеры однокоренных слов. Кто из них выполнил задание верно?

Андрей и Даша не сделали ошибок

Рассмотрим ответы детей.

Маша: «Поле, полянка, заполярье, полевой». Слово «заполярье» не относится к поляне, оно имеет значение «за Полярным кругом».

Дима: «Голубь, голубика, голубятня». Голубика – это название ягоды, она не имеет отношения к птице голубь.

Андрей: «Сорняк, сорить, засорился». Здесь все слова однокоренные (от слова «сор»).

Даша: «Взгляд, глаз, глазеть, соглядатай». Все слова однокоренные (от слова «глаз»).

Соглядатай – человек, который за кем-то наблюдает, шпионит.

Варя: «Конь, законный, конюшня». Слово «законный» происходит от слова «закон» и не

имеет отношения к слову «конь».

Маша и Варя не сделали ошибок

Только Андрей не сделал ошибок

Дима и Даша не сделали ошибок

Только Маша не сделала ошибок

Проверь себя

Информационные источники http://i.artfile.ru/2048x1536_770999_[www.ArtFile.ru].jpg  фон http:// www.liceum28.nnov.ru/files/sova_gum.png  сова https:// img-fotki.yandex.ru/get/9757/134091466.146/0_e893d_2602e451_orig  девочка

Информационные источники

http://i.artfile.ru/2048x1536_770999_[www.ArtFile.ru].jpg фон

http:// www.liceum28.nnov.ru/files/sova_gum.png сова

https:// img-fotki.yandex.ru/get/9757/134091466.146/0_e893d_2602e451_orig девочка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!