СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению 15.1 (ОГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ОГЭ. Работа над сочинением 15.1 (на лингвистическую тему) «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».(Борис Викторович Шергин)

 

Цели:

1.Образовательная:

-  научить девятиклассников писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:

-  давать обоснованный ответ на поставленный вопрос;

-  находить аргументы и объяснять их роль в тексте;

- делать вывод

- повторить ранее изученный материал;

-  научить оценивать свою работу

2.Развивающая:

- развивать у учеников умение строить логическую цепочку, добиваясь смысловой цельности и последовательности;

- развивать навыки самооценивания и самоанализа;

- развивать уровень самоподготовки;

- развивать речь, мышление, память;

3.Воспитательная:

-воспитывать бережное отношение к слову любовь к русскому языку и литературе

Задачи занятия:

- научить выделять аргументы и доказательства для ответа на поставленный вопрос;

- прививать уважение к родному языку.

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, индивидуальные книжки «Подготовка к ОГЭ», исходный текст, взятый из сборника И.П.Цыбулько, карточки «Критерии оценивания», презентация «Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему», тетрадь.

            Все мы знаем, что человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями?  

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия»

Тема занятия: Подготовка к ОГЭ. Работа над сочинением 15.1 (на лингвистическую тему) «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».(Борис Викторович Шергин)


Цели:

1.Образовательная:

- научить девятиклассников писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:

- давать обоснованный ответ на поставленный вопрос;

- находить аргументы и объяснять их роль в тексте;

- делать вывод

- повторить ранее изученный материал;

- научить оценивать свою работу

2.Развивающая:

- развивать у учеников умение строить логическую цепочку, добиваясь смысловой цельности и последовательности;

- развивать навыки самооценивания и самоанализа;

- развивать уровень самоподготовки;

- развивать речь, мышление, память;

3.Воспитательная:

-воспитывать бережное отношение к слову любовь к русскому языку и литературе

Задачи занятия:

- научить выделять аргументы и доказательства для ответа на поставленный вопрос;

- прививать уважение к родному языку.

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, индивидуальные книжки «Подготовка к ОГЭ», исходный текст, взятый из сборника И.П.Цыбулько, карточки «Критерии оценивания», презентация «Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему», тетрадь.


Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка темы и цели урока.

-Здравствуйте, ребята. Скоро наступит пора экзаменов, к которым мы с вами целенаправленно готовимся. Сегодняшнее занятие не исключение: мы продолжим подготовку к ОГЭ и разберем еще одну лингвистическую тему, предложенную нам Ириной Петровной Цыбулько, руководителем федеральной комиссии контрольно-измерительных материалов по русскому языку.


2. Слово учителя.

Все мы знаем, что человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? (СЛАЙД)

На этот вопрос нам и даёт ответ Борис Викторович Шергин, говоря, что «устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Нам следует доказать данный тезис.


3. Повторение пройденного материала.

Начнём наше занятие с повторения теоретического материала, который пригодится нам сегодня.

1 ученик пишет схему сочинения 15.1

Схема 1

1) Фраза, предложенная к 15.1.

2) Теория, подтверждающая данное высказывание.

3) Аргумент 1.

4) Аргумент 2.

5) Вывод.

2 ученик (на листочке) пишет признаки устной речи

3 ученик (на листочке) – признаки письменной речи

Пока работают на листиках, обсуждаем тему и пишем вступление

В задании части 15.1 сказано, что сочинение вы можете начать с предложенного высказывания. Какими способами, кроме данного на экране, мы можем оформить слова Бориса Викторовича?(предложением с косвенной речью, предложением с прямой речью, в котором слова автора стоят перед прямой речью)


Задание по рядам:

Давайте запишем высказывание Шергина перечисленными способами. (У доски по одному ученику от каждого варианта)

1 вариант – запишите фразу в форме сложноподчиненного предложения (предложением с косвенной речью);

2 вариант – переместите слова автора в начало предложения и запишите полученное предложение.

(ПРОВЕРКА СХЕМ и ЗАПИСЕЙ В ТЕТРАДЯХ)


4. Работа с ключевыми словами.

Начало нашему сочинению положено. Скажите, какие слова в предложенной фразе являются ключевыми?

- Устная фраза (= речь)

- Обработка – бумага (= письменная речь)

- Синтаксис (= оформление мыслей на письме)


5. Обобщение теоретического материала по теме.

Работа по таблице «Синтаксические и пунктуационные особенности текста при преобразовании устной речи в письменную»

1) Попробуем найти точки соприкосновения этих понятий – устная и письменная речь и выясним, как устную и письменную речь связывает синтаксис. Но сначала проверим записи учеников (ПРОВЕРКА ПРИЗНАКОВ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. СЛАЙД)

2) Беседа с учениками

- Мы с вами сказали, что основной формой устной речи является диалог. Записывая разговор героев, писатель применяет специальные правила оформления диалога. Вспомним особенности его оформления на письме.

- В устной речи мы часто обращаемся к собеседнику по имени или по имени, отчеству. Как называется такое слово или сочетание слов? (Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

- Как на письме выделяется обращение? (Выделяется знаками препинания)

2) Обобщение (Работа с таблицею).

Все то, о чём мы только что сказали, оформлено в таблице «Синтаксические и пунктуационные особенности текста при преобразовании устной речи в письменную», которая поможет вам в написании сочинения по данной теме. Давайте её прочитаем.


устная речь

преобразование устной речи в письменную

диалог

1) характерное пунктуационное оформление реплик (тире перед каждой репликой начинается с большой буквы и с красной строки);

2) возможное указание на принадлежность реплики (слова автора);

3) знаки завершения реплики.

короткие предложения

1) простые предложения;

2) нераспространённые предложения;

неполные предложения

1) характерны многоточия как показатель незаконченности мысли, эмоционального состояния героя;

2) исполнение тире как показатель пропуска слов

обращения

знаки выделения обращений (запятая или восклицательный знак в конце обращения)


Самостоятельно (2 ученика: 1 — у доски, 2 – за компьютером)

Задание: опираясь на таблицу, на знание признаков устной и письменной речи, дайте теоретическое обоснование тезису, высказанному Б.В.Шергиным. (теория, критерий 1!)

(Примерный вариант ученических работ)


1. Несомненно, письменная и устная речь различны. В процессе общения возникает устная речь, а затем уже письменная. Устная речь насыщена неполными предложениями, восклицаниями, обращениями. Для письменной речи характерны как сложные, так и простые осложненные предложения. При переходе от устной к письменной мы используем знания синтаксиса. Докажем эту мысль на примере данного нам текста. (При таком теоретическом материале писать надо о сложных развернутых предложениях, осложненных предложениях, сопоставить их с простыми, неполными, односложными).

2. Устная и письменная речь отличаются. Несомненно, устная речь дает больше возможностей для выражения эмоций и переживаний. Для этого мы используем мимику, жесты и интонацию. А для письменной речи характерны восклицательные и вопросительные предложения, знаки препинания, но не всегда они способны выразить всей полноты чувств. Чтобы доказать эту мысль, обратимся к данному тексту.(При таком теоретическом материале писать надо о знаках препинания – восклицательных, вопросительных знаках, многоточии и т.п.)


6. Обсуждение аргументов (в то время, пока два ученика дают теоретическое обоснование тезису)

Исходя из вышесказанного, подумайте, какие аргументы мы можем привести, доказывая тезис Шергина?

1 аргумент– диалог, его оформление и роль на письме.

2 аргумент– вопросительные или восклицательные предложения, которые позволяют интонационно оформить мысль.

или

1 аргумент– многоточие как показатель незаконченности мысли, эмоционального состояния героя;

2 аргумент– неполные предложения, характерные для устной речи

или

1 аргумент — простые предложения, характерные для устной речи

2 аргумент– сложные или осложнённые предложения, характерные для письменной речи

или

1 аргумент– обращение, характерное для устной речи, и его оформление на письме

2 аргумент– нераспространённые или односложные предложения, характерные для устной речи


8. Работа с исходным текстом.

1) Самостоятельное чтение исходного текста с параллельным поиском аргументов(отмечаем найденные аргументы карандашом).

ЗАДАНИЕ: прочитать текст, найти и выделить карандашом признаки устной и письменной речи

2) Проверка (озвучение найденных аргументов)

3) Работа в парах

Общее задание: найти в тексте предложенный учителем аргумент и, прокомментировав его, записать полученные предложения в тетрадь. В ходе работы можно пользоваться индивидуальной книжкой «Подготовка к ОГЭ».

1 пара: аргумент — диалог, его оформление и роль на письме.

2 пара: аргумент— вопросительные и восклицательные предложения, которые позволяют интонационно оформить мысль.

3 пара: аргумент - осложнённые предложения, характерные для письменной речи

4 пара: аргумент - сложные предложения, характерные для письменной речи

5 пара: аргумент - обращение, характерное для устной речи, и его оформление на письме


(Примерный вариант ученических работ)

1 пара: Обратимся к тексту русского писателя. Во-первых, весь текст оформлен как диалог, поэтому на письме перед каждой репликой ставится тире, и реплики начинаются с большой буквы и с красной строки. Диалог передаёт устную речь, эмоции, состояния героев. Например, предложение 10. Герой показывает своё безразличие к Марье Павловне.

2 пара: Подтверждением данной мысли являются восклицательные предложения 42 и 43,из которых можно сделать вывод о пренебрежительном отношении героя к горю старушки.

3 пара: Предложение 1 относится к письменной речи, потому что оно осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, Обособление позволяет подчеркнуть характеристику действий Лёвки, благодаря деепричастному обороту, передаваемое сообщение приобретает смысловую точность.

4 пара: Для доказательства данного тезиса возьмем предложение 45.Оно является сложным, при его написании у человека могут возникнуть трудности. Подобные предложения используются в письменной речи. В нем автор использует противительный союз а. Благодаря ему Осеева показывает нам, что пропажа любимого питомца на столько поразила старушку, что она не смола искать своего кота вместе со всеми. И даже слегла с сердечным приступом.

5 пара: Также мы можем доказать мысль, сказанную Шергиным, рассмотрев предложение 33. В нем автор употребляет обращение "ребятки", которое показывает хорошее отношение Марьи Павловны к детям. Можно предположить, что женщина говорила эти слова с доброй, ласковой интонацией.


Работа у доски и за компьютером(в это же время)

Индивидуальное задание 1 (у доски): запишите аргумент — неполные предложения, характерные для устной речи, прокомментируйте их роль в тексте.

Индивидуальное задание 2 (у доски): запишите аргумент — многоточие как показатель эмоционального состояния героя. Прокомментируйте его роль в тексте.

Индивидуальное задание 3 (за компьютером): запишите вывод. Завершите сочинение.


Исходный текст

(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.

— (2)Смотри-ка… рогатка у меня. (3)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!

(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.

— (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.

— (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.

(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

— (10)Ну и наплевать! — сказал Лёвка. — (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.

(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку — из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.

— (14)Бежим! — крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.

(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.

— (16)Старуха обязательно пожалуется, — говорил Лёвка. — (17)Вот злющая какая! (18)Подожди… я ей устрою штуку! (19)Будет она знать…

(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.

— (21)Да, хорошо бы, — сказал Серёжа.

(22)Прошло несколько дней.

...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.

— (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

— (25)Ну что я могу думать! — усмехнулся отец. — (26)Пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы…

— (29)Не может быть, — решительно сказала мать, — на этой улице все знают Марью Павловну. (30)Никто так не обидит старую, больную женщину… (31)Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь!

(32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.

— (33)Ребятки, вы не видели Мурлышку? — (34) Голос у нее был тихий, глаза серые, пустые.

— (35)Нет, — глядя в сторону, сказал Серёжа.

(36)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.

— (38)Подлизывается… (39)А вредная всё-таки, — он покрутил головой. — (40)И правда, сама виновата… (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

— (42)Фи! — свистнул Лёвка. — (43)Плакса какая! Подумаешь — рыжий кот пропал!

(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом. (46)И ребята не выдержали.

— (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, — решили они. (48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.

(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометчиво бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:

— (50)Да чего вам от меня надобно-то?

— (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.

— (53)Ишь ты… (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.

(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:

— (58)Мурлышка! (59)Усатенький…

(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.

— (61)Только б не упустить теперь, — пыхтел Лёвка. — (62)Нашёлся-таки. (63)Усатый-полосатый! (По В. Осеевой)


7. Проверка самостоятельной работы. Чтение записей, сделанных на доске и на компьютере(теория, аргументы, вывод – готовое сочинение!)


8. Подведение итогов

Как же человеку передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Что помогает в этом человеку?


9. Домашнее задание.

Дома вам нужно будет написать сочинение на лингвистическую тему «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». (А. А. Мирошниченко).

Вы видите: темы похожи. Думаю, что материал, который мы разобрали на сегодняшнем уроке, поможет вам легко справиться с заданием. Однако давайте выясним, какие аргументы лучше всего привести, чтобы доказать различие между письменной и устной речью.

(1 аргумент – один из признаков устной речи; 2 аргумент – один из признаков письменной речи)


10. Оценки.

Мы завершили наше очередное занятие. К сожалению, на нём мы не ставим оценок. Я прошу вас оценить свою работу аплодисментами.


Просмотр содержимого документа
«Приложение»

  1. Синтаксические и пунктуационные особенности текста при преобразовании устной речи в письменную



устная речь

преобразование устной речи в письменную

диалог

1) характерное пунктуационное оформление реплик (тире перед каждой репликой начинается с большой буквы и с красной строки);

2) возможное указание на принадлежность реплики (слова автора);

3) знаки завершения реплики.

короткие предложения

1) простые предложения;

2) нераспространённые предложения;

неполные предложения

1) характерны многоточия как показатель незаконченности мысли, эмоционального состояния героя;

2) исполнение тире как показатель пропуска слов

обращения

знаки выделения обращений (запятая или восклицательный знак в конце обращения)





  1. Работа в парах

Общее задание: найти в тексте предложенный учителем аргумент и, прокомментировав его, записать полученные предложения в тетрадь. В ходе работы можно пользоваться тетрадью для подготовки к ОГЭ.

1 пара: аргумент — диалог, его оформление и роль на письме.

2 пара: аргумент— вопросительные и восклицательные предложения, которые позволяют интонационно оформить мысль.

3 пара: аргумент - осложнённые предложения, характерные для письменной речи.

4 пара: аргумент - сложные предложения, характерные для письменной речи.

5 пара: аргумент - обращение, характерное для устной речи, и его оформление на письме.



  1. Индивидуальные задания



Индивидуальное задание 1 (у доски): запишите аргумент — неполные предложения, характерные для устной речи, прокомментируйте их роль в тексте.

Индивидуальное задание 2 (у доски): запишите аргумент — многоточие как показатель эмоционального состояния героя. Прокомментируйте его роль в тексте.

Индивидуальное задание 3 (за компьютером): запишите вывод. Завершите сочинение.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

ПОДГОТОВКА К ОГЭ: РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ 15.1

ПОДГОТОВКА

К ОГЭ:

РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ 15.1

  • Как человеку передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями?
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса,» - утверждает  Борис Викторович Шергин.
  • «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса,» - утверждает Борис Викторович Шергин.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Устная фраза (= речь) Обработка – бумага  (= письменная речь) Синтаксис (= оформление мыслей на письме)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

  • Устная фраза (= речь)

Обработка – бумага

(= письменная речь)

Синтаксис

(= оформление мыслей на письме)

ПРИЗНАКИ УСТНОЙ РЕЧИ

ПРИЗНАКИ УСТНОЙ РЕЧИ

  • Устная речь первична.
  • Основная форма устной речи – диалог.
  • Сопровождается разнообразной интонацией, мимикой, жестами, паузами.
  • Характерны короткие, неполные, нераспространённые, простые предложения.
  • Инверсия (перестановка слов).
  • Обращения.
  • В лексике – обилие просторечных, разговорных, эмоционально окрашенных слов
ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

  • Письменная речь вторична.
  • Текстовое графическое оформление.
  • В синтаксисе:
  • - интонация обозначается с помощью знаков препинания;
  • - характерны сложные, осложнённые простые предложения;
  • В лексике – книжные, нейтральные слова, в диалоге – разговорные, просторечные, эмоционально-экспрессивные слова.
ГРУППЫ АРГУМЕНТОВ

ГРУППЫ АРГУМЕНТОВ

  • 1 группа: диалог и вопросительные (или восклицательные) предложения.
  • 2 группа : многоточие и неполные предложения
  • 3 группа: обращение и нераспространенные предложения
  • 4 группа : простые предложения, характерные для устной речи, и сложные (или осложнённые) предложения, характерные для письменной речи
КРИТЕРИЙ 1.  Теоретическое обоснование тезиса.

КРИТЕРИЙ 1. Теоретическое обоснование тезиса.

  • Несомненно, письменная и устная речь различны. В процессе общения возникает устная речь, а затем уже письменная. Устная речь насыщена неполными предложениями, восклицаниями, обращениями. Для письменной речи характерны как сложные, так и простые осложненные предложения. При переходе от устной к письменной мы используем знания синтаксиса. Докажем эту мысль на примере данного нам текста.
ВЫВОД.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ  Таким образом, мы доказали, что письменная и устная речь различаются между собой. Устной речь свойственна лаконичность, она полна восклицательными, неполными предложениями. Письменная же речь предполагает соблюдение синтаксических и пунктуационных норм. Из всего сказанного выше следует, что высказывание Шергина является верным.

ВЫВОД. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ

Таким образом, мы доказали, что письменная и устная речь различаются между собой. Устной речь свойственна лаконичность, она полна восклицательными, неполными предложениями. Письменная же речь предполагает соблюдение синтаксических и пунктуационных норм. Из всего сказанного выше следует, что высказывание Шергина является верным.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Сочинение на лингвистическую тему «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». ( А. А. Мирошниченко).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Сочинение на лингвистическую тему

«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». ( А. А. Мирошниченко).

УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ

УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!