Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению И.Э.Грабаря "Февральская лазурь". 5 класс.»
Русский язык. 5 класс. Автор: Жилин О. Ю.
Сочинение – описание по картине
Игоря Эммануиловича Грабаря
«Февральская лазурь»
► Цель урока:
- подготовиться к написанию сочинения по картине.
► Задачи урока:
- познакомиться с художником;
- узнать, что такое колорит картины;
- палитра картины;
- тон картины;
- научиться правильно и последовательно описывать картину, используя средства лексики: синонимы, слова с переносным значением.
Что такое синонимы и слова с переносным значением?
- Синонимы – слова разные по написанию и звучанию, но одинаковые по лексическому значению.
Синий – лазурный, сапфировый
- Слова с переносным значением – олицетворение.
Мороз сковал речку.
Природа улыбается .
Несколько слов о том, как создавалась картина.
Вспоминает художник:
«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой – то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу»
Под впечатлением этой прогулки и родилась картина.
Вглядимся в картину . . .
- Что изображено на картине?
- Понравилась ли вам картина?
- Какие чувства она вызвала у вас в душе?
- Как вы объясните название картины «Февральская лазурь» ?
- Лазурь – прил. лазурный. один из оттенков
голубого цвета, цвет минерала лазурит, цвет неба в ясный день.
С ЧЕГО НАЧИНАЕМ ОПИСАНИЕ?
- Передо мной картина . . . . . , на которой изображены . . .
- Полотно дышит . . .
- Колорит картины – общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства ( он может быть яркий, светлый, радостный, грустный, многоцветный, разнообразный. )
Каков колорит этой картины?
яркий, радостный, многоцветный, насыщенный;
- Палитра картины – многообразие красочных сочетаний в картине, цветовая гамма (она может быть богатая, разнообразная, насыщенная. )
Какова палитра этой картины?
Палитра этой картины …
богатая;
насыщенная;
яркая;
изумрудная;
создаёт весеннее настроение.
- Тон – оттенок, красок, цвета по яркости (он может быть светлым, тёмным )
Каков тон этой картины?
Тон этой картины …
радостный;
теплый;
2. Основная часть сочинения.
Передний план.
- Что изображено на переднем плане картины?
- Подберите цветовые эпитеты – синонимы для описания берёзы в центре и снега и слова с переносным значением , чтобы оживить картину.
Берёза в центре
Эпитеты
«Светится как жемчуг…»
«Жемчужный ствол
берёзы…»
«Коралловые ветви . . .»
Слова с переносным
значением .
«Она радуется, улыбается
лучам
солнышка . . .»
«Ветви словно руки . . .»
«Они раскрыли объятья
солнышку . . .»
2 . Основная часть сочинения.
Снег и тени.
Эпитеты
«Рыхлый, подтаявший,
зернистый,
сверкающий . . .»
«Светло – голубой,
лазурный . . .»
«Сапфировые тени . . .»
Сапфир - драгоценный
камень
темно – синего цвета.
Слова с переносным
значением
«Снег играет в лучах
солнца . . .»
«Сапфировые тени -
крапинки
бегают по . . .»
2. Основная часть сочинения.
Средний план
- Что изображено на среднем плане картины?
- Подберите цветовые эпитеты – синонимы для описания берёзок, неба; слова с переносным значением , чтобы оживить картину.
Берёзки – сестрички.
Эпитеты
Слова с переносным
значением .
«Берёзы – сестрички . . .»
«Не просто берёзовая
роща . . , а
удивительный,
фантастический
узор мороза . . . »
«Он вышит
рукодельницей –
природой . . .»
2. Основная часть сочинения.
Небо.
- Цвет неба отличается от цвета снега?
- Каким синонимом можно заменить слово «небо»?
Эпитеты
«Лазурное,
изумрудное, васильковое,
сияющее . . .»
«Небесный свод
цвета морской волны. . .»
«Постепенно светлеющее
на горизонте . . .»
Небосвод
Небеса
Небесный свод
Слова с переносным
значением .
«Небеса дышат тихой
радостью. . .»
2. Основная часть сочинения.
Задний план .
- Что изображено на заднем плане?
- Какую роль играет на картине узкая полосочка леса?
- Попробуте представить себя в этом лесу. Опишите свои ощущения.
«Кажется, тронь струну леса и зазвенит она всеми звуками зимы: хрустом тающего снега, шелестом коралловых ветвей, шумом ветра в небесных просторах. Хочется бежать в этот лес и наслаждаться красотой природы, дышать полной грудью, впитывать в себя теплоту и радость мира»
3. Заключение.
- Понравилась ли вам эта картина?
- Что вы вспоминали, когда смотрели на картину?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Попробуйте представить себя стоящим рядом с этой берёзой, вдыхающим запах свежего, чистого воздуха.
- Опишите свои ощущения.
Обобщим сказанное
- Колорит картины.
- Палитра картины.
- Тон картины.
2. Основная часть сочинения.
- Что изображено на переднем плане?
- Что изображено на среднем плане?
- Задний план.
3. Заключение.
- Представьте себя «внутри» картины. Опишите свои ощущения.
Используйте синонимы, слова с переносным значением.
Вы написали черновик.
- Прочитайте первый вариант сочинения: раскрыта ли в нём тема и основная мысль?
- Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении (лишнее).
- Дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
- Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства. Внесите исправления.
- Обратите внимание на строение предложений: они должны быть простыми
[ подлежащ. + сказуемое + второстепенные члены(определен., дополнен., обстоят.) ]
Вы написали черновик.
- Обратите внимание на знаки препинания при однородных членах!
[ O , O ] .
[ O , а O ]
[ O , но O ]
[ O и O ]
[ и O , и O ]
[ обоб. слово : O , O , O ]
! Если вам что – либо непонятно,
обратитесь к учителю.
! Переписывайте сочинение в чистовик.