Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
…в июне бывает праз…ник бере…ки. Но в этот день (не)ломайте суч?я щадите березы. А в…сной и осенью с…жайте их где только можно.
…Пусть неизменно радуют(3) людей (не)тронутые т…нистые а(.лл, л)еи в городах и поселках.(4)
Благодатна и щедра наша среднеру(с,сс)кая природа в первом самом светлом летнем месяце. Ничто (не)сравнит?ся с ее красотой ни южные пальмы ни кипарисы и магнолии ни звездные ночи Кисловодска с их горной пр…хладой ни рыжие х…лмы Коктебеля ни дикие скалы Карадага на Черном море. По нашей з…мле можно без устали ш…гать б…сиком вечное открывать новое для себя и людей любоват?ся ра(с,сс)ветами слушать ш…пот листвы говор лесных(2) руч?ев далекие р…скаты гр…зы.
С. Ларин « Июнь Светлозорник».
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
У сентября она тоже есть: золотая пора листопада.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах.
нефтепровод ломота банты грушевый
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Но в этот день не ломайте сучья, щадите березы.
6. Найдите и исправьте ошибку в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова .
1) ихние письма 2) в обеих руках 3) до тысяча девятьсот пятого года
4) уважаемые директора
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Запоздалый совет что дождь после жатвы.
2) Русская песня как вода в запруде.
3) Характер есть окончательно сформировавшаяся воля.
4) Стать человеком настоящее искусство.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских бабочек и ночных жуков.
2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.
3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.
4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.
2 часть.
У каждого месяца - своя характерная примета. У сентября она тоже есть: золотая пора листопада.
Листья падают. Всякий человек много раз видел, как печально обнажаются рощи, как, тихо кружась в прозрачном воздухе, медленно, с мягким шорохом спускаются на землю
золотые листья березы, пурпурно – красные – осин, истончившиеся, как папиросная бумага, кленовые листья, крупные, точно след медвежьей лапы, тополиные листы, разноцветные перья рябины. И все- таки вновь удивляешься богатству осенних красок, их разнообразию.
Когда бредешь один в сентябрьском лесу, кажется, что листья как бы изнутри излучают мягкое сияние, отчего все поляны, опушки и елани озаряются приятным осенним светом.
По древнеславянскому календарю сентябрь – вересень, пора первоинея. Это месяц первых заморозков, массового отлета птиц, подготовки к долгой зиме.
Вянут и буреют травы, блекнут цветы. Спадает жара. Зачастили дожди, мукосеи, и в лесах появились осенние грибы- боровики, опята, белянки, волнушки, рыжики и грузди.
Сергей Ларин.
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Почему сентябрь считают порой первоинея?
12. Определите и запишите лексическое значение многозначного слова в выделенном предложении. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
У сентября она тоже есть: золотая пора листопада.
13. Определите стилистическую принадлежность слова «бредёшь», запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
14. Объясните значение фразеологизма при царе Горохе, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.