ИПК
ТЕМА: ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К МЕНЯЮЩЕМУСЯ МИРУ
Семей- 2016 ж
Учителям eжeднeвнo приходится пpинимать сложные и важные peшeния, которые требуют
наличия знаний во многих сферах, различного рода cуждeний и нацелены на решение вопро-
сов: чeму каждый учeник дoлжeн научитьcя и каковы его дocтижения в пepcпeктивe.
Очевидно, что учитeля игpают значительную poль в пoдгoтoвкe учeникoв к мeняющeмуcя миpу,
в кoтopoм им пpeдcтoит жить. Так, одним из множества фактopoв, имeющим cущecтвeннoe
влияние на учеников являeтcя нарастающая лeгкocть доступа к знаниям, обусловленная шиpoкo pаcпpocтpанeнным иcпoльзoваниeм инновационных тexнoлoгий. В результате расширения доступнocти знаний poль учитeля мeняeтcя, poль учитeля становится бoлee важной и определяет одним из своих приоритетов – oбучeниe учащиxcя тому, как критически oтнocитьcя к знаниям.
В условиях быстро меняющeгоcя миpа, учителя должны быть адекватными в отношении к измeнeниям принципиальных основ oбpазoватeльных и учебных программ в пpeдмeтныx oблаcтяx. Препoдаваниe являeтcя настолько сложным мастерством, что в тeчeниe вceй жизни нeвoзмoжнo абсолютное им oвладeниe. Однако, постоянное взыскательное отношение учителя к собственной пpактикe способствует его систематическому cамocoвepшeнcтвoванию на протяжении всей своей каpьepы. Учитeлям нeoбxoдимo понимать, что cущecтвуeт мнoжecтвo cпocoбoв для реализации oбучeния учащиxcя в кoнтeкcтe их pазвития, в процессе oбучeния необходимо распознавать и учитывать множество влияющих факторов: язык и культуpа, xаpактep и нpавы, интepecы и подходы в oбучeнии и мн. др. Помимо наличия ocнoвoпoлагающиx знаний в области преподавания и предметного oбучeния, учитeлям нeoбxoдима системная pабoта над получением дoпoлнитeльнoй инфopмации, позволяющей им cдeлать бoлee oбocнoванными выводы о том, что происходит в его классе ежеднев но и какие cтpатeгии нeoбxoдимo пpeдпpинимать. Для учителя в процессе принятия peшeний жизнeннo важными являютcя интepecы учeника.
Для oпpавдания ожиданий в результатах подготовки обучающихся к мeняющeмуcя миру, необходимы соответствующие изменения в подготовке учителей, кoтopые позволят им не oгpаничиватьcя pамками oбpазoватeльнoй пpoгpаммы, актуализируя тpи важных вoпpocа в определении готовности учитeлeй к мeняющeмуcя миpу:
• Какие виды знаний пoтpeбуютcя компетентным учитeлям, чтобы cтать экcпepтами в cвoей профессиональной oблаcти, в учeбнoм процессе и в pазвитии cвoиx учeникoв?
• Kакиe навыки необходимы учителям для обеспечения эффективности учeбного опыта pазныx учeникoв, предоставления обратной связи в отношении имеющихся мыслей учеников, кpитичecкого oцeнивания и улучшения cвoей coбcтвeнной пpeпoдаватeльcкой пpактики?
• Kакиe пpoфeccиoнальныe oбязанности необходимы учитeлям для оказания помощи каждому peбeнку в достижении уcпexа и для пpoдoлжения pазвития cвoих coбcтвeнных знаний и навыков и как личности, и как члeна пpoфeccиoнальнoгo кoллeктива
Знание обучающихся и их развитие в социальном контексте:
- Обучение;
- Развитие человеческого потенциала;
- Язык
Знание изучаемого предмета и целей образовательной программы:
- Образовательные цели и задачи для навыков, содержания и предмета изучения
Видение профессиональной практики
Знание преподавания:
-Предметные и педагогические знания;
- Обучение учащихся разного уровня;
- Оценивание;
- Управление классом
Рисунок показывает три основные области знаний, навыков и склонностей, важных для каждого учителя.
К ним относятся:
• знание обучающихся о том, как они обучаются и развиваются в социальном контексте;
• знание концепции содержания и целей образовательной программы; понимание предмета изучения и навыков, формируемых в свете социальных, образовательных целей;
• понимание процесса преподавания в контексте его содержания и в отношении к обучающимся, основанное на оценивании, при поддержке учебной среды.
Учебный материал представляют собой единный учебно-методический комплекс (УМК). Однако, идеи, приведенные в данных модулях взаимосвязаны, равно как и отдельные стратегии и подходы, вводимые на занятиях, часто строятся на основе идей, почерпнутых из множества актуальных тем.
Тематика предлагаемых в УМК модулей:
• Новые подходы в преподавании и обучении.
• Обучение критическому мышлению.
• Оценивание для обучения и оценивание обучения.
• Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обу-
чении.
• Обучение талантливых и одаренных учеников.
• Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
• Управление и лидерство в обучении.
Новые подходы в преподавании и обучении
Ученики являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Педагогические подходы, известные как « Преподавание и обучение на основе диалога» или « Обучение тому, как учиться».
Несмотря на то, что идеи, рассматриваемые во всех семи модулях по сути, являются новыми подходами в преподавании и обучении, лишь « Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» позиционированы в Программе в статусе новых подходов, поскольку находятся в тесной взаимосвязи с идеей социальной теории. Обучение и преподавание на
основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. «Обучение тому, как учиться» согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответствен ность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли в дальнейшем продолжать обучение самостоятельно.
Обучение критическому мышлению
Критическое мышление рассматривается двояко:
- развитие критического мышления учеников;
- развитие критического мышления педагогов.
Два этих процесса взаимосвязаны .
Критическое мышление учащихся понимается как способность к синтезу информации и идей, к суждению об их достоверности и относительной важности, к готовности делать выбор в отношении своего обучения и подвергать осмыслению и переосмыслению идей других учеников.
Критическое мышление преподавателей предполагает их способность к критическому оцениванию собственной практики работы, применению и оцениванию новых подходов.
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Понимание эффективности оценивания для обучения и оценивания обучения тесно связано с новыми подходами в преподавании и обучении.
Если ученики предположительно являются активными субъектами, конструирующими собственное понимание, следовательно, для них, равно, как и для учителей необходимо знать сущность этого понимания для того, чтобы прогнозировать последующие шаги в обучении.
Исследования последних лет дали импульс значительному развитию в понимании процесса формативного оценивания и поиску возмож ностей его использования для содействия преподаванию и обучению.
Для учителей и учеников важно знать, чего они пытаются достичь, что, в свою очередь, требует понимания критериев успешности достижения этих целей. В этой связи, оправдано сущности критериального оценивания.
Использование информационно-коммуникационных
технологий в преподавании и обучении
По завершении Программы учителя будут осведомлены в области основ использования ИКТ и смогут более эффективно их использовать в преподавании и обучении.
Таким образом, они станут уверенными и критичными пользователями информационных технологий для работы, отдыха и общения.
В основе таких навыков лежит знание об информационно-коммуникационных технологиях: использование их для извлечения, оценки, хранения, воспроизводства, представления и обмена информацией и ее передачи для участия в совместной работе в сетях Интернет.
Обучение талантливых и одаренных учеников
Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в ходе образования. В настоящее время проводится ряд региональных, национальных и международных конкурсов и программ, которые выявляют и поощряют высокие достижения учеников в сфере образования.
Однако существует мнение, что такие конкурсные структуры
не являются единственным способом развития талантов и способностей, реализации потенциала всех учеников.
Исследования и размышления по выявлению талантливых и одаренных учеников лежат в основе инклюзивного подхода к развитию преподавания для подобной категории учеников.
Данная тема предполагает рассмотрение ряда аспектов: определение потребностей талантливых и одаренных учеников, пересмотр в сторону расширения учебных программ, способствующих обогащенному обучению всех учеников, выбор дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными
особенностями учеников
Данный модуль тесно связан с модулем «Обучение талантливых и одаренных учеников», поскольку аналогично касается дифференцированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей каждого учащегося.
Например, уровни метасознания, которые наблюдаются у учеников разных возрастов, адекватные их возрастным особенностям стратегии для построения конструктивного диалога, соответствуют детям разных возрастов.
В контексте данного модуля будет так же рассмотрена реализация стратегий эффективного обучения и преподавания в разновозрастных классах, поскольку данная проблема иногда встречается и в отдельных сельских регионах в малокомплектных школах.
Управление и лидерство в обучении
Содержание модуля основывается на убеждении в том, что устойчивое развитие и изменения в любой системе образования не могут быть привнесены извне: они должны исходить из изменений в понимании и реализации этого понимания учителями на практике, в условиях реальных классов. Основная идея Программы состоит в том, что изменения будут инициированы учителями на всех уровнях в результате критического оценивания, изменения и переоценивания практики и политики. Лидерство рассматривается как изменения, вводимые учителем, на протяжении освоения всей Программы. В этой связи лидерство учителя в Программе определено отдельным модулем с целью содействия фокусированию на нем внимания на разных уровнях.
Подход к лидерству, адаптированный в этом модуле, особенно на Уровне 3, основан на принципе «Работы по развитию лидерства учителя» (проект Университета Кембридж), в контексте которого учителя изменяются в ходе размышлений о своей практике в аспекте идей, рассматриваемых в Программе: они выявляют, исследуют, оценивают и развивают отдельные моменты собственной практики в соответствии с названными идеями. Данный модуль зависит от способности учителей критически мыслить и, в этой связи, тесно связан с модулем «Обучение критическому мышлению».
ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ
Что представляет собой педагогическое исследование в действии?
Глава включает три раздела:
• Исторический контекст исследования в действии.
• Философские основы исследования в действии.
• Методика проведения исследования в действии.
Учителя часто озадачены проблемами, возникающими на занятиях и активно пыта-
ются решить их. В тот момент, когда учитель включается в практику, чтобы осуществить
изменения в ней, при этом систематически собирает доказательства влияния данных из-
менений, он погружается в исследование в действии. Существует много толкований иссле-
дования в действии, поскольку данный подход применяется в различных образовательных
и других сферах. Однако во всех случаях присутствует единое намерение, суть которого
заключается в том, чтобы изменить практику в ответ на проблему, обозначенную исследо-
вателем-практиком. Еще одной важной особенностью исследования в действии является
то, что оно всегда осуществляется членом или при участии своих членов в организации
или сообществе, а не командой исследователей извне, обычно изучающей учителей или
учеников в действии.
Исследование в действии на базе школы связано с исследованием человеческих поступков
и социальных ситуаций, в которых оказываются педагоги. Импульс к исследованию может
возникнуть из ситуации, являющейся в некоторых аспектах неприемлемой, чувствительной
к изменениям либо требующей практической реакции. В соответствии с этим, исследование
в действии посвящено повседневным практическим проблемам, с которыми сталкиваются
учителя и, как таковое, является гибким исследовательским подходом, методология которого
определяется скорее как установка на исследование, нежели определенный набор исследова-
тельских инструментов и стратегий.
Исследование в действии может представить учителям силу систематического размыш
Исследование в действии может представить учителям силу систематического размыш ления над практикой.
Основной предпосылкой является то, что все учителя психологически готовы к проблемам, связанным с их профессией. Секрет успеха в учительской профессии заключается в постоянном их профессиональном росте и обучении. В этой связи, исследованиев действии является оптимально действенным способом: оно начинается буквально там, где в настоящий момент находится учитель и совершенствует его на столько, насколько он этого желает.
Таким образом, исследование в действии:
• это процесс выполнения действий с целью совершенствования преподавания и об-
учения совместно с систематическим исследованием практических действий и их последствий;
• в значительной степени разрабатывается и проводится специалистами-практика ми, анализирующими данные по итогам своего рабочего места для совершенствования собственной практики;
• это вид прикладного исследования, в процессе которого исследователь активно за действован в деле, ради которого проводится данное исследование;
• рассматривается в контексте богатых традиций качественного исследования, сформировавшего в области антропологии6 социологии и этнографии