СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающей в себе традиционное тематическое и поурочное планирование. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

Просмотр содержимого документа
«подготовка технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»





















Подготовка технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС







Мазаник Людмила Павловна

учитель физики ГБОУ СОШ с.Елшанка















2015 г



Анализ российской системы общего образования с позиций сегодняшнего дня позволяют говорить о том, что отечественная система школьного образования до определённого периода находилась в застое, последствие которого проявилось в снижении международных рейтингов российского образования по оценке результатов школьников.

Международные исследования выявили, что наши школьники плохо работают с объёмными текстами, содержащими информацию из нескольких источников, или текстами, содержащими противоречивую информацию; трудно справляются с заданиями, при выполнении которых нужно учитывать несколько условий; испытывают проблемы при выполнении интегрированных заданий, требующих применения знаний из нескольких учебных предметов; затрудняются делать выводы. Наши школьники показывают высокие результаты, когда нужно проявить знания и предметные умения, и не справляются с заданиями, где знания нужно применить в нестандартной ситуации.

Анализ причин снижения позиций отечественной общеобразовательной школы в мировом рейтинге показал, что российская школа даёт высокий уровень узкопредметных знаний и низкий уровень общепредметных умений.

Сегодня изменились качественные характеристики профессионала: профессионал 21 века – это специалист широкого профиля, для которого нет разделительной границы между гуманитарными и естественнонаучными знаниями, между смежными и несмежными предметами. Средняя общеобразовательная школа не готовит специалистов, но является базой, в которой заложены психолого-педагогические механизмы, позволяющие школьнику в будущем стать профессионалом.

Время вносит коррективы и в дидактические принципы организации образования и обучения. Традиционное взаимодействие учителя и ученика, при котором деятельность учителя имеет характер деятельности поучающей, а деятельность ученика – изучающей, сменяется совместной деятельностью учителя и ученика, направленной на развитие способности ученика ориентироваться в образовательном пространстве. Учитель современной школы ничего не формирует и не развивает, он создает условия, при которых процесс формирования и развития осуществляется естественным образом.

Современная дидактика (и требования Стандарта к результатам освоения школьниками основной образовательной программы общего образования) акцентирует внимание учителя на создании метапредметных ситуаций, так как в основе современного образования лежит деятельностная парадигма, определяющая, что важным элементом образовательного процесса являются созданные учителем условий для овладения школьниками системой учебных действий с изучаемым материалом и развития способности к решению учебно-познавательн6ых и учебно-практических задач.

Чем лучше сегодня учитель будет работать на старый результат (знать), тем ниже будут новые результаты (развитие личности). Результат работы современной школы должен соответствовать целям опережающего развития детей, т.е. воспитание людей с новым мышлением, современным стилем поведения, имеющих новую мотивацию, способных жить и работать в условиях информационного общества.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. за № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика.

В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока.

С позиций деятельностного подхода наиболее эффективной формой планирования образовательного процесса является технологическая карта, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).

Технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающей в себе традиционное тематическое и поурочное планирование. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).


Технологическая карта урока позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса физики. Полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более  тщательном планировании всех  этапов урока, приводящих к намеченному результату; корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности; согласовывать действия учителя и ученика; организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения основные отличия современного урока от традиционного можно рассмотреть и по требованиям к уроку (Таблица 1), и по типологии уроков (Таблица 2):

Таблица 1


Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Одно из главных отличий современного урока от традиционного состоит в том, что в основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника.

В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока и т.д.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).






Таблица 2

Традиционный урок

Урок в соответствии с ФГОС ООО







Урок формирования знаний

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода:

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию:

Урок «открытия» нового знания

Урок совершенствования знаний

Урок закрепления и совершенствования знаний

Урок рефлексии

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок общеметодологической направленности

Урок контроля знаний, умений, навыков Урок коррекции знаний, умений, навыков

Урок развивающего контроля





Я надеюсь, что одна из представленных технологических карт урока поможет учителям физики в планировании урочной деятельности.



Технологическая карта урока

по теме «________»

  1. ФИО:

  2. Место работы:

  3. Должность:

  4. Предмет:

  5. Класс:

  6. Тема:

  7. Базовый учебник:

  8. Цель урока: (существительное: формирование понятия … расширение понятийной базы…).

  9. Задачи: (глагол)

- познавательные: (познакомить учащихся с понятиями, сформировать навык …)

- регулятивные: (активизировать; развивать …);

- коммуникативные: (формировать, воспитывать …).

  1. Тип урока:

1).Уроки «открытия» нового знания;

2).Уроки отработки умений и рефлексии;

3).Уроки общеметодологической направленности;

4).Уроки развивающего контроля.

  1. Формы работы учащихся: (фронтальная, парная, индивидуальная)

  2. Необходимое техническое оборудование: (компьютер, проектор, экран).








Этап

урока

Время

в мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формирование УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Технологическая карта урока

по теме «Строение вещества. Молекулы и атомы»

  1. ФИО: Мазаник Людмила Павловна

  2. Место работы: ГБОУ СОШ с.Елшанка ,м.р. Сергиевский Самарской области

  3. Должность: учитель математики-физики

  4. Предмет: физика

  5. Класс: 7

  6. Тема: Строение вещества. Молекулы и атомы

  7. Базовый учебник: «Физика 7 класс», А.В. Перышкин, М., «Дрофа», 2012

  8. Цель урока: формирование понятия о строении вещества, строения молекул.

  9. Задачи:

- познавательные: познакомить учащихся с понятиями «молекула», «атом». Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

- регулятивные: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать память, логическое мышление;

- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

  1. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.


Этап

урока

Время

в мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формирование УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Организационный


2 мин

Приветствие обучающихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания




Мотивация


3 мин

Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока.

pril (1).ppt

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (различные свойства воды, водяного пара, льда; графита и алмаза)



Систематизируют информацию.

Делают предположения.

Формулируют что требуется узнать

Самоопределение

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Целеполагание, постановка учебных целей и задач.

Аргументирование и координирование собственной позиции с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Самостоятельное выделение-формулирование темы урока и её познавательной цели.

Изучение нового материала
















8 мин

Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов

Отвечают на вопросы учителя, в ходе ответа на которые делают необходимые выводы.
















Самоопределение.

Смыслообразование

Планирование, прогнозирование

Формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Организация деятельности учащихся по применению знаний

13 мин

Направляет работу обучающихся, задавая вопросы. Организует коллективное обсуждение.

8_49b.avi

Выполняют задание, направленное на построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации.

Ориентация в межличностных отношениях.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, саморегуляция.

Формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез. Проведение аналогии на основе аргументации

Физкультминутка

2 мин

Организовывает и проводит физкультминутку.

superfizmin.zip

Активно участвуют в выполнении физкультминутки.

Осознание ценности здоровья.

Научение основам саморегуляции.



Закрепление.


13 мин

Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке

Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся.


Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой.

Далее вступают в коллективное обсуждение.


Самоопределение,

смыслообразование

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Умение слушать и вступать в диалог,

работать в паре;

Поддержание здорового духа соперничества для мотивации учебной деятельности; участие в коллективном обсуждении проблем.

Выделение и формулировкапознавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов


Подведение итогов урока, рефлексия


2 мин

Организует обсуждение результатов занятия.

Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило…


Отвечают на поставленные вопросы. Анализируют свою деятельность на уроке, оценивают свои успехи

Формулируют выводы о достижении цели урока.


Жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся

Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, оценка

Участие в коллективном обсуждении проблем.

Выделение познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Домашнее задание






2 мин

Объясняет домашнее задание: §§ 7-8; вопросы; кроссворд - наоборот; сообщение по теме: Интересные факты о молекулах

Обучающиеся записывают домашнее задание, задают необходимые вопросы. Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.


Контроль и оценка полученных знаний в процессе урока.

Умение слушать, вступать в диалог, грамотно формулировать вопросы.