Ключевые слова русской культуры.
Тип урока: Урок-диалог.
Цель: Дать понятие словам «ключевые», «русской культуры». Научить выделять главную мысль в текста.
Задачи: Личностные: Воспитывать ценностное отношение к родному языку, как хранителю культуры.
Метапредметные: Анализировать ,сравнивать, классифицировать языковой материал; строить монологические высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.
Предметные: Понимать и истолковывать значение русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе и ключевыми словами русской культуры.
Опорные понятия, термины: Ключевые слова русской культуры.
Инструментарий учителя: учебник ,упражнения № 8,9,10, рубрики «Лингвистические заметки», «Круг чтения», «Из истории языка». Набор карточек (доброта, семья ,Родина, отечество, сострадание, солнце, душа ,любовь). Пословицы и поговорки в картинках об отце и матери. Учебный диалог ,работа в парах (ассоциация).
Этап 1. Ценностно-эмоциональный.
Учитель: (предлагает ученикам 2 пословицы).1 вариант-« Не оставляй отца и мать в старости и Бог тебя не оставит». 2 вариант-« При солнышке тепло, при матери добро».
-Какие слова ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эти пословицы?
-Раскройте смысл этих пословиц.
Ученики: (возможные варианты) родители, дом, долг, Бог, семья, доброта, тепло, солнце, душа, любовь.
Учитель: А как вы считаете какие два слова могли бы объединить все названные слова?
Ученики: Родители, дом.
Учитель: Да, эти слова называют ключевыми в русской культуре. И это будет тема нашего сегодняшнего урока.
Этап 2.Ценностно-познавательный.
Учитель: Прочитайте приведенные в упражнении №8 высказывания ,опираясь на текст, используйте материалы рубрики «Лингвистические заметки». Сформулируйте и запишите определение термина «ключевые слова русской культуры».
Ученики: Ключевые слова русской культуры – это слова выражающие наиболее важные идеи, образы, представления свойственные мировосприятию русского народа. Такие слова имеют большой набор ассоциации.
Учитель: (выдаёт набор карточек для каждой группы).
-Перед вами набор карточек со словами. Поработайте в группах и определите на какие 2 группы можно распределить данные слова.
Ученики: работают в парах, группируют предложенные слова. Объясняют свой выбор.
Учитель: Проанализируйте схемы на стр. 13 и дайте развёрнутый ответ на вопрос «Что такое ключевые слова русской культуры»? Используйте рубрику «Лингвистические заметки». (работа в парах).
Учитель: -Как вы считаете, к какой группе можно было бы отнести слово ,Бог, которое находит отражение и в литературе, и в фольклоре?
Ученики: к группе слов ,связанные с православием (Бог, храм, вера).
Учитель: Прочитайте рубрику «Из истории языка» стр.14 .Дайте ответ на вопросы: -Почему ключевое слово соборность считается устаревшим? Было ли оно вытеснено другим словом?
Ученики: Читают рубрику, дают развёрнутый ответ.
Учитель: Выполните упражнение №10. 1-Внимательно прочитайте текст. Найдите разговорные слова и определите их значение. Примеры ответов учеников. (Нелепо-неприлично, срамно; На двуколой телеге-на двухколёсной повозке; Всем миром- всем вместе, всем народом;Убогим-бедным,нищим,немощным,увечным;Отступник-Изменник,тот кто совершил предательский поступок; Забулдыжник-пьяница ,Ежели-если).
2-Подумайте какие ключевые слова русской культуры описывает В.И.Белов? Все ли они названы в тексте? Как в тексте описывается понятие « соборность» от значения «коллективизм»? («Всем миром»)
3-Выпишите из текста в тетрадь найденные вами ключевые слова и распределите их по тематическим группам.
Слова обозначающие понятие русского быта:( семья, дом, земля)
Слова обозначающие понятия общественной жизни:(Родина, дети, миряне, отступники, ходоки, мать ,отец, вдовы)
Слова обозначающие народную этику: (Сочувствие, понимание, прощение, совесть, доброта, серьёзность).
Учитель: Подберите синонимический ряд к выписанным ключевым словам. (выписывают в тетрадь и двое учеников работают у доски).
Дом - жильё, квартира, особняк.
Прощение-милость, благодеяние, щедрость.
Понимание - уяснение, осознание, смысл, представление.
Сочувствие-сострадание, жалость, сожаление, милосердие.
Совесть-стыд, робость, застенчивость.
Любовь-привязанность, нежность, обожание.
Родина-Отчизна, Отечество ,край отцов, родная сторона.
Доброта-человечность , гуманность, ласковость ,человеколюбие.
Милосердие-жалость, сострадание, сердоболие.
Этап 3.Ценностно-рефлексивный.
Учитель: Какие понятия и термины запомнили на уроке? Что больше всего заинтересовало?
Ученики: концепт - это понятие. Рассматривая культурные концепты ,мы видим в содержании слов особенность нашего мышления, менталитета, миропонимание народа, через слово можно осознать , что характерно для нашей культуры в целом.
-Без ключевых слов русская культура обеднела бы. Их можно сравнить с литературной классикой.
Учитель: Подбирая синонимичный ряд к ключевым словам ,мы видим сходства, а это значит у нас одно мышление, воспитание. Это воспитывает в нас духовную культуру, которая включает в себя любовь к Родине и к своему народу.
Домашнее задание : задание 13 или 14 на стр. 18.