СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы в контексте ФГОС дошкольного образования

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности детской речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к расширению образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО).

Современного педагога волнует проблема обучения ребенка грамоте в условиях ДОО. В каком возрасте и в каком объёме ему это доступно? Как лучше осуществлять решение этих задач? В детских садах прослеживалась негативная тенденция, когда работа по обучению грамоте заслоняет работу по общеречевому развитию детей, когда к детям предъявляются завышенные требования к технике их чтения, или обучение ведется неадекватно возрасту (школьным путем), не прослеживается связь между процессом развития речи и подготовкой к обучению грамоте.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание Программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

Просмотр содержимого документа
«Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы в контексте ФГОС дошкольного образования»

Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы

в контексте ФГОС дошкольного образования





Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности детской речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к расширению образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО).

Современного педагога волнует проблема обучения ребенка грамоте в условиях ДОО. В каком возрасте и в каком объёме ему это доступно? Как лучше осуществлять решение этих задач? В детских садах прослеживалась негативная тенденция, когда работа по обучению грамоте заслоняет работу по общеречевому развитию детей, когда к детям предъявляются завышенные требования к технике их чтения, или обучение ведется неадекватно возрасту (школьным путем), не прослеживается связь между процессом развития речи и подготовкой к обучению грамоте.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание Программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

(п. 2.6. Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)





Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;

  • обогащение активного словаря;

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества;

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.

Предпосылки к обучению грамоте:

- физиологические (уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти);

- психологические (уровень сформированности психических процессов, в том числе и устной речи);

- педагогические (степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребенка).

Составляющие готовности к обучению грамоте:

  • достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;

  • развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);

  • правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);

  • выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма.

Закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, наличие разработанной и апробированной методики, данные о положительном влиянии на развитие детей позволяют выделить содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте:

  • ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

  • ознакомление с предложением и его словесным составом;

  • деления предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

  • членение слогов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

  • ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа и синтеза слов: определение количества, последовательности звуков в слове и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Дети учатся:

- узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);

- проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);

- устанавливать последовательность звуков в словах.

Воспитатель должен соблюдать единые со школой условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные - зелёным).

Буква (зрительный образ или знак звука) вводится после звука (буква демонстрируется в виде заглавной и строчной в печатном виде, в черным цвете). Далее проводиться работа по закреплению образа буквы (зашумленные буквы, разного шрифта, величины, их можно раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т.д.).

Понятие предложения дается тоже через зрительный образ - схемы (длинная полоска бумаги - предложение, короткие полоски - слова).

Этапы обучения грамоте:

1 этап – добуквенный (подготовка к обучению грамоте): работа со звуками, слогами, словами, предложениями.

2 этап – гласные звуки и буквы (6 звуков и 10 букв, обозначающие гласные звуки).

3 этап – согласные звуки и буквы (+ 4 гласных), формирование механизма чтения.

Это делается для преемственности со школой. Почему это важно?

Чтение и письмо – это навыки = сложные (равнозначные слова).

Навыки – это мощное понятие для ребенка, они жизненно необходимы ребенку для адаптации, чтобы выжить, постичь окружающий мир.

Навыки бывают разные по содержанию (культурно-гигиенические, самообслуживания, художественно-эстетичекие и т.д.). В эту огромную группу навыков входит чтение и письмо. Поэтому надо знать законы их формирования, а чтобы их понять и освоить – нужно время. Любой навык в среднем формируется первоначально за 3 месяца (чистить зубы, есть, водить машину), а закрепляется в течение 3-х лет (это уже будет в школе).

Но чтение и письмо – это не просто навык, а очень сложный навык. После подготовки к обучению грамоте качественнее «ляжет» грамота в школе.

Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала подготовки к обучению письму и чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразнее начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к словотворчеству, к звуковым играм. В 4, 5 года дошкольники способны выделять на слух звуки родного языка из слов (гласные и согласные). Но вместе с тем, было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Именно эту индивидуальную способность каждого ребенка необходимо учитывать, определяя его срок (свой для каждого ребенка) начала обучения грамоте.

В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутьё», интерес к языку. Если в 4 года ребёнок может 10-15 минут увлечённо заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если Ваш четырёхлетка ещё не научился сосредотачивать внимание и целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив – тогда лучше ещё подождать.

Возраст  5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Таким образом, начинать подготовку к обучению грамоте рекомендуется после 5-ти лет, а лучше за год до школы (т.е. старший дошкольный возраст, если раньше, это уже соревнование взрослых).

Выбирая конкретную методику педагогам следует учитывать, что используемая система обучения грамоте в ДОО должна сочетаться с соответствующей системой обучения в школе, соблюдая принцип преемственности между ДОО и школой. В школах в основном ведется обучение письму звуковым аналитико-синтетическим методом, разработанным коллективом ученых на основе Д.Б. Эльконина.

С чего же начать?

К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Это не совсем верный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

Слышать слово!

Итак, с чего начать занятия по грамоте? Прежде всего мы должны научить ребёнка слышать звуки нашей речи, научить его слышать из каких звуков состоят слова, которые мы произносим, т.е. привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. Давайте попробуем переключить внимание ребёнка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону. И здесь нам на помощь придет игра. Поиграем с малышом в «жуков». «Какую песенку поёт жук?», - спрашивает взрослый. «Ж-ж-ж», - отвечают дети и, расправив крылья, летают по комнате как жуки: ж – ж - ж. «А давайте послушаем, есть ли песенка жука в слове ж – ж – жук, а других словах: нож-ж-жницы, ёж-ж-ж, бабочка?».

«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – [М], [Н], [Р].

«Три слова»: Я произнесу три слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло).

Есть много звуков, произнесение которых можно обыграть: протягивание звука з - можно сравнить с песенкой и полетом комара, ш – с шипением змеи или шелестом травы, быстрое произнесение звука п – с пыхтением ёжика, ч – песенкой паровозика, р – рычанием мотора, с – свистом воздуха при накачивании колеса насосом (песенка насоса) и др. Каждый раз обязательно заканчивайте такую игру называнием слов , в которых «звенит комарик», «работает мотор», «цокает синичка ц-ц-ц». Старайтесь слова произносить не обычно, а особо. Так, что один звук в нём подчеркивается, произносится более длительно, чем другие, утрировано. Надо отметить, что не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: легче подчеркнуть те звуки, которые можно потянуть (например, свистящие, шипящие, сонорные). Гораздо труднее выделить такие звуки, как б, п, д, т. Но очень важно, чтобы звуки, выделяемые легко и трудно, чередовались и интонационно подчеркивались не только в начале слов, но в середине, в конце.

И вот первый этап обучения пройден: ребёнок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, он сам пытается или может сказать слово, интонационно выделив песенку-звук, может подобрать слова с данным звуком.

Но это ещё не значит, что ваш ребёнок научился звуковому анализу слов.



Звуковой анализ – основа грамотного письма!



Провести звуковой анализ слов – это значить назвать звуки слова в той последовательности, в какой они в этом слове находятся. Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, его лучше материально представить. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове мак три звука – нарисуем три клеточки. Дадим ребенку карточку: на ней нарисован мак, чтобы было ясно, какое слово будем разбирать, а под домом – схема этого слова. Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» - «Три» - «Сколько звуков в слове?» - «Тоже три». - «Скажи слово мак так, чтобы я в нем услышала первый звук». – «М-м-м - ак», - произносит малыш. «Какой первый звук?» - «М» - «Очень хорошо. Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?» - «М». Можно двигаться дальше. «Давай произнесем слово мак так, чтобы услышать второй звук». Помогите ребёнку для первого раза, скажите вместе с ним «ма-а-а-ак». Нужно произносить слово и одновременно вести пальцем или палочкой-указкой по схеме и надолго остановить палец на второй клеточке. «Какой второй звук в этом слове?»- «О» - «Давай обозначим и этот звук фишкой». «Давай найдем последний звук в этом слове». Ведем по схеме и произносим ма-К. Определяем звук и ставим его на схеме.

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона кружочки или возьмите старую мозаику и выберете из неё белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зелёные – они ещё понадобятся.

Хорошо бы повторить ещё раз. Но как? Снять фишки и начать всё сначала? Это неинтересно малышу. Лучше поиграть в игру «Кто внимательный?». «А теперь, - говорите вы, - я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Проверишь себя, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук м, звук а, звук к».

Аналогично проанализируйте слова суп, сок, нос, шар, дом, ком, сад, сук, кот, сон, рот, мох, лук, сын, кит, хор, жук, бык, лак, луч, сам, лес, сыр, сом, пух, рак.

Занимаясь с ребёнком нужно помнить, что мы его учим звуковому анализу слов, учим вслушиваться в слово, слышать звуки его составляющие по порядку, поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся.

На каждом занятии можно разбирать не более двух слов, но анализировать эти слова нужно несколькими способами:

- сначала детям просто предлагается разобрать новое слово;

- затем дети под диктовку взрослого убирают фишки со схемы в соответствии с называемыми звуками по порядку;

- далее еще раз поставить фишки и называть звуки уже не в той последовательности, а вразбивку: такого рода задания побуждают ребенка ещё раз проговорить слово по звукам по схеме:

- спросить: назови, какой звук в слове «…..» третий, первый, второй;

- послушай: М (пауза небольшая), А (пауза), К. Если вместе, какое слово получится? (мак). Если малыш затрудняется, можно повторить еще раз или сократить временные интервалы между произнесением звуков. «Слушай: м, а, к. А вместе?»;

- проводя звуковой анализ слов, очень полезно давать задания на сравнения, сопоставления, анализ, т.е развитие речемыслительных операций. Например, найти одинаковые звуки в словах дом и мак, суп и сук, найти разные звуки в словах дом и дым, сом и сам, лук и лак, сук и сок, сон и сын.

- Более подготовленному ребенку можно дать задания со словами, которые «не имеют решения» (найти одинаковые звуки в словах дом и рак).

Гласные и согласные

После того как будут проанализированы трёхзвуковые (односложные) слова, можно вводить новое – учить различать гласные и согласные.

Вам кажется, что это сложно для маленького ребёнка? Ничуть! Дайте ему возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как это нужно сделать.

Выделите с детьми из односложных слов шар, дом, лук, сэр, дым, кит звуки, которые слышатся в середине – а, о, у, э, ы, и. «Эти звуки необыкновенные, когда их произносишь, ничто во рту тебе не мешает – ни губы, ни зубы, ни язычок». Проверьте вместе с ним, так ли это. Пусть дети утрированно покричат эти звуки, и лучше перед зеркалом. После этого взрослый объединяет все эти звуки в одну группу и говорит, что они называются гласными. Гласные звуки мы теперь будем обозначать красными фишками.

Иногда, чтобы облегчить ребёнку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что гласный звук можно потянуть, пропеть, а согласный звук нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки р, м, с, л, ш, т.е. те согласные, которые можно долго тянуть и петь.

А вот если мы обратим внимание ребёнка на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает – или губы, язык, то малыш уже не ошибётся.

Скажите ему: «Действительно, звук м можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко у тебя закрыт ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта».

Теперь, когда установлена разница между гласными и согласными звуками обратите внимание на то, что согласные звуки в слове произносятся по- разному – то мягко, то твёрдо. Если вы правильно учили ребёнка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребёнок называл согласный звук так, как он произносится в слове, то различение согласных на твёрдые и мягкие не вызовет никаких затруднений.

Те согласные, которые звучат твёрдо, будем обозначать синими фишками, а те согласные, которые произносим мягко - зелёными фишками. Попробуйте разобрать с малышом слова Нина (ни н а), луна, лиса, липа, муха, зима, мята. Теперь ребёнок, проводя звуковой анализ слов, ребёнок должен теперь охарактеризовать каждый звук как гласный или согласный и пользоваться соответствующими фишками (данные цветовые обозначения гласных и согласных звуков соответствует орфографическому режиму в школе).

В звуковом анализе следует перейти к более сложным заданиям: к разбору сначала четырёхзвуковых, а затем пятизвуковых слов без стечения согласных: луна, рыба, лиса, бусы, сани, гуси, муха, вата, пила. Затем слова типа: сахар, волк, тигр, куст, лист, аист, паук, бинт, танк, кран, мотор.

Когда вы увидите, что ребёнок свободно проводит звуковой анализ 4-5-звуковых слов, уберите схему. Предложите ребёнку выложить фишки прямо на столе.

Когда ребенок хорошо ориентируется в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить с буквами. Необходимо сформировать у ребёнка чёткие образы букв.

Требует своего решения и проблема подготовки детей к письму, которая осуществляется в единстве подготовкой к обучению чтению. Однако в практике работы обучение чтению часто не связано или опережает письмо.

В механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов. Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил. Для ребенка большую трудность представляет и овладение техникой письма.

Таким образом, в содержание подготовки к письму, кроме интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, умений звукового анализ, включается и подготовка к овладению техникой письма.



Подготовка к овладению техникой письма.

Работа по подготовке дошкольников к обучению письму осуществляется по четырем основным направлениям:

1. Подготовка руки к письму.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

3. Подготовка к технике письма.

4. Формирование элементарных графиче­ских умений.

Каждое направление имеет свои задачи и образовательное содержание. Эти задачи реализуются в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.

1. Подготовка руки к письму.

1.1. Развивать мелкую моторику рук.

1.2. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя паль­цами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а ука­зательный сверху. Верхний конец каранда­ша направлен в плечо. При правильном за­хвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не па­дает.

Для развития щепоти используются паль­чиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с ка­рандашом («Покрути карандаш двумя паль­цами, тремя пальцами»), игровые упражне­ния типа «Посолим суп».

1.3. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки, которое подразумевает быс­трое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление - когда пишем снизу вверх.) Формирование правильного распределе­ния мышечной нагрузки руки осуществляет­ся в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конст­руктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

2. Аналитико-синтетическая деятель­ность.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графи­ческого образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

2.1. Анализ и синтез графических, услов­ных изображений предметов.

Игровые упражнения данного направле­ния предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

2.2. Анализ образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

- количество элементов (сколько элемен­тов составляет букву?);

- характеристику элементов (какие это элементы?);

-пространственное расположение эле­ментов в букве.

2.3. Синтез образа букв.

Дошкольник не должен писать буквы. Не­обходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составле­ния из элементов.

2.4. Дифференциация образа букв.

В игровых упражнениях ребенок сопос­тавляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

3. Подготовка к технике письма.

3.1. Развивать пространственную ориен­тировку.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в прост­ранстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно чело­века, стоящего напротив.

Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относи­тельно себя (над головой – верх, под нога­ми – низ, за спиной – сзади, перед собой -спереди).

При выполнении заданий по ориентиров­ке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».

Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отраже­ние ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражне­ний.

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). На­сколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом уг­лу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.

Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между пред­метами можно использовать сюжетную кар­тинку. Задания типа:

- показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;

- показать, что на картинке изображено далеко, что близко;

- сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впе­реди – сзади, справа – слева);

- назвать расположение изображений по отношению к ребенку.

У детей, испытывающих трудности в раз­личении левой и правой сторон, при обуче­нии грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблю­дается склонность к их «зеркальному» изоб­ражению). Поэтому на занятиях с таким ре­бенком следует использовать дополнитель­ные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, вели­чины предметов, их пространственного рас­положения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

3.2. Развивать чувство ритма.

Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксиро­вать ритм посредством ритмических рисун­ков (бордюров) и читать их.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию коорди­нации, общей и тонкой произвольной мото­рики. С помощью стихотворной ритмики вы­рабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопро­вождением положительно влияют на разви­тие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способ­ность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмичес­ким рисунком музыкального произведения.

То же можно сказать и о выполнении рит­мических упражнений в письме. В упражне­нии «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представ­лении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

3.3. Познакомить с разлиновкой и на­учить ориентироваться в ней.

В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упраж­нения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элемен­ты букв. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.

В до­школьном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны по­нять и запомнить правила письма в разли­новке.

3.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и за­крепить его в практических упражнениях игрового характера.

Правило: все горизонтальные линии ведутся слева направо, все верти­кальные и наклонные – сверху вниз.

Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, за­тем – рисовать стрелочки, указывающие на­правление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился пони­мать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие ли­нии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать на­глядно.

4. Формирование элементарных гра­фических умений.

4.1.Упражнять в осознанном печатании элементов букв (в учебной разлиновке и без нее).

4.2.Проводить упражнения, подготавли­вающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).

В занятия включаются следующие виды работ: игровые упражнения для тренировки движений пальцев рук и кистей, упражнения на развитие пространственной ориентировки, письмо графических элементов (5 – 10 мин.), зрительный или слуховой диктант.

Большое значение также имеет изобразительная деятельность.



Организуя работу по обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.