СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

в презентации рассматривается материал, как постепеноо готовить учащихся к выполнению задания №6 ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»

Лексические НОрМЫ: КАПКАН В ЕГЭ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ культуры Жданова Татьяна Александровна Учитель русского языка и литературы МОУ «Новоигирменская СОШ №3»

Лексические НОрМЫ: КАПКАН В ЕГЭ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ культуры

Жданова Татьяна Александровна

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Новоигирменская СОШ №3»

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Русского ЯЗЫКА- это нормы, регулирующие правила использования и сочетания слов Лексические нормы в аспекте выразительности  2.Лексические нормы с точки зрения сферы употребления  3. Лексические нормы с точки зрения развития языка  4. Лексические нормы в аспекте точности

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Русского ЯЗЫКА-

это нормы, регулирующие правила использования и сочетания слов

  • Лексические нормы в аспекте выразительности

2.Лексические нормы с точки зрения сферы употребления

3. Лексические нормы с точки зрения развития языка

4. Лексические нормы в аспекте точности

Готовимся к ЕГЭ

Готовимся к ЕГЭ

Готовимся к Егэ     надеть - одеть

Готовимся к Егэ надеть - одеть

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Русского ЯЗЫКА- это нормы, регулирующие правила использования и сочетания слов 1.Лексические нормы с точки зрения сферы употребления  2.Лексические нормы с точки зрения развития языка  3.Лексические нормы в аспекте выразительности  4. Лексические нормы в аспекте точности

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Русского ЯЗЫКА-

это нормы, регулирующие правила использования и сочетания слов

1.Лексические нормы с точки зрения сферы употребления

2.Лексические нормы с точки зрения развития языка

3.Лексические нормы в аспекте выразительности

4. Лексические нормы в аспекте точности

Лексические нормы в аспекте точности 1.Смешение паронимов в речи недопустимо 2.Слова и устойчивые выражения необходимо использовать в том значении, которое они имеют в современном литературном языке 3.Сочетание слов в речи не должно противоречить смыслу соединяемых понятий и нарушать языковую традицию их употребления 4. Следует избегать речевой избыточности

Лексические нормы в аспекте точности

  • 1.Смешение паронимов в речи недопустимо
  • 2.Слова и устойчивые выражения необходимо использовать в том значении, которое они имеют в современном литературном языке
  • 3.Сочетание слов в речи не должно противоречить смыслу соединяемых понятий и нарушать языковую традицию их употребления
  • 4. Следует избегать речевой избыточности

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

   Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах:  исключение слова или его замена.    ВАРИАНТ 1 . Исключение .  Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.: «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку , исключив лишнее слово . Выпишите это слово.  В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны. Ответ: главную. В данном предложении необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом . «Суть - самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).  ВАРИАНТ 2 . Замена .

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

ВАРИАНТ 1 . Исключение .

Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.: «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку , исключив лишнее слово . Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны. Ответ: главную. В данном предложении необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом . «Суть - самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

ВАРИАНТ 2 . Замена .

" Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка Романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоказана реальность его жизни.

Здесь нарушение лексической сочетаемости.

(Противопоставлена реальность)

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ ИЛИ МНОГОСЛОВИЕ   Термин ТАВТОЛОГИЯ (от греч.tauto- то же самое,loqos- слово) повторение однокоренных слов (Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку)  Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему Плеоназм (от греч.pleonasmos) – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная  мимика лица. (мимика – это и  есть «выражение  лица»).

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ ИЛИ МНОГОСЛОВИЕ

Термин ТАВТОЛОГИЯ (от греч.tauto- то же самое,loqos- слово) повторение однокоренных слов

(Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку)

Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему

Плеоназм (от греч.pleonasmos) – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов:

У него своеобразная

мимика лица.

(мимика – это и

есть «выражение

лица»).

КАК выполнять задание 6 1.Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену. 2.Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово)  3.Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание. Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения

КАК выполнять задание 6

  • 1.Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену.
  • 2.Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово)
  • 3.Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание.
  • Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения

 Исключение слова  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово .   Вариант 1  1. Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.  2. Его гуманность и человечность известны всем.  3. Мне срочно надо было написать мою автобиографию.  4. Это криминальное преступление потрясло весь город.  5. В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.

Исключение слова Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово .

  • Вариант 1

1. Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.

2. Его гуманность и человечность известны всем.

3. Мне срочно надо было написать мою автобиографию.

4. Это криминальное преступление потрясло весь город.

5. В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.

Исключение слова  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово Вариант 2 1. В этой книге описываются действительные факты. 2. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. 3. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора. 4. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки. 5. Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.

Исключение слова Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

  • Вариант 2

1. В этой книге описываются действительные факты. 2. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

3. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.

4. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки. 5. Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.

Исключение слова  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово .   ВАРИАНТ 3 1.Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе. 2.Индейцы - коренные аборигены Америки. 3.Рабочим выплачена зарплата за май месяц. 4.Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен. 5.Появилась свободная вакансия.

Исключение слова Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово .

  • ВАРИАНТ 3

1.Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.

2.Индейцы - коренные аборигены Америки.

3.Рабочим выплачена зарплата за май месяц.

4.Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.

5.Появилась свободная вакансия.

Исключение слова  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово Вариант 4 1.Напишите, пожалуйста, свою автобиографию. 2.Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале. 3.Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами. 4.Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 5.Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.

Исключение слова Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

Вариант 4

1.Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.

2.Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале.

3.Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами.

4.Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

5.Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.

Исключение слова  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово Вариант 5 1.Это был первый дебют начинающего актёра. 2.На рабочем месте нужно беречь каждую минуту времени. 3.Председатель домового комитета сделал анонс о предстоящем собрании жильцов. 4.У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. 5.Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь.

Исключение слова Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

  • Вариант 5

1.Это был первый дебют начинающего актёра.

2.На рабочем месте нужно беречь каждую минуту времени.

3.Председатель домового комитета сделал анонс о предстоящем собрании жильцов.

4.У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

5.Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь.

КЛЮЧИ № 1 1. цен 2 2. действите-льные 3. гуманность /человечность 3 предстоящего мою памятный 4 4. народного коренные 5 криминальное свою 5. памятные мемориальный месяц долгие/ первый руководящие цен продолжитель-ные мужественные/ времени свободная мёртвый смелые предстоящем рук свои боязнь

КЛЮЧИ

1

1.

цен

2

2.

действите-льные

3.

гуманность /человечность

3

предстоящего

мою

памятный

4

4.

народного

коренные

5

криминальное

свою

5.

памятные

мемориальный

месяц

долгие/

первый

руководящие

цен

продолжитель-ные

мужественные/

времени

свободная

мёртвый

смелые

предстоящем

рук

свои

боязнь

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЛОТО 6 номер Термин ТАВТОЛОГИЯ (от греч.tauto- то же самое,loqos- слово) повторение однокоренных слов Плеоназм-(от греч.pleonasmos-)излишество  Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни Д.И.Писарев   Выигрывает каждый первый билет РАЗЫГРЫВАЮТСЯ ЗНАНИЯ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ РЕЧЕВОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЛОТО

6 номер

Термин ТАВТОЛОГИЯ (от греч.tauto- то же самое,loqos- слово) повторение однокоренных слов

Плеоназм-(от греч.pleonasmos-)излишество

Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни Д.И.Писарев

 

Выигрывает каждый первый билет

РАЗЫГРЫВАЮТСЯ ЗНАНИЯ

СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ РЕЧЕВОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ

          перспектива     Оригинальность пантеон     собственный триллер   поэзия     панацея птица сюрприз феномен     патриот   0тступить   планы фольклор   Простоять,   простаивать

 

 

 

 

 

перспектива

 

 

Оригинальность

пантеон

 

 

собственный

триллер

 

поэзия

 

 

панацея

птица

сюрприз

феномен

 

 

патриот

 

0тступить

 

планы

фольклор

 

Простоять,

 

простаивать

КАК выполнять задание 6 Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным. Что подразумевается под речевой ошибкой? 1.Употребление слова в несвойственном ему значении .( Всю четвёртую декаду апреля было холодно). 2. Нарушение лексической сочетаемости слов. (Эту функцию делает учитель информатики). 3.Употребление лишнего слова(речевая избыточность) (Моя бабушка любит народный фольклор). 4 Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов .В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче

КАК выполнять задание 6

  • Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным.
  • Что подразумевается под речевой ошибкой?
  • 1.Употребление слова в несвойственном ему значении .( Всю четвёртую декаду апреля было холодно).
  • 2. Нарушение лексической сочетаемости слов. (Эту функцию делает учитель информатики).
  • 3.Употребление лишнего слова(речевая избыточность) (Моя бабушка любит народный фольклор).
  • 4 Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов .В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче
Что подразумевается под речевой ошибкой?   5. Неверное использование устойчивых СС и смешение слов во фразеологических оборотах. (Все эти годы брат его бился как рыба на льду) 6. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики. ( Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах) 7.Смешение лексики разных исторических эпох.  (Пётр I засучил пиджак и принялся за работу ).

Что подразумевается под речевой ошибкой?

  • 5. Неверное использование устойчивых СС и смешение слов во фразеологических оборотах. (Все эти годы брат его бился как рыба на льду)
  • 6. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики. ( Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах)
  • 7.Смешение лексики разных исторических эпох.

(Пётр I засучил пиджак и принялся за работу ).

 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.  Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 1.Школьные годы пропали не зря. 2.Родители должны во всём показывать образец поведения своим детям. 3.Лектор рассказывал о вопиющих достижениях столетия. 4.Совершим краткий ракурс в историю. 5.Срок выполнения ремонта может быть пролонгирован.    

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1.Школьные годы пропали не зря.

2.Родители должны во всём показывать образец поведения своим детям.

3.Лектор рассказывал о вопиющих достижениях столетия.

4.Совершим краткий ракурс в историю.

5.Срок выполнения ремонта может быть пролонгирован.

 

  •  
 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.  Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 1.Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 2.Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо. 3.Он хорошо рисовал, писал стихи, рассказы, был завсегдатаем художественной самодеятельности. 4.В нашей библиотеке есть очень дефицитная книга — первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву». 5.Они работают как самые отъявленные специалисты.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1.Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

2.Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо.

3.Он хорошо рисовал, писал стихи, рассказы, был завсегдатаем художественной самодеятельности.

4.В нашей библиотеке есть очень дефицитная книга — первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву».

5.Они работают как самые отъявленные специалисты.

КЛЮЧи     средства    пример мнение  величайших    участником  Вариант 2  экскурс прошли редкая продлён  опытные      Вариант 1

КЛЮЧи

средства

пример

мнение

величайших

участником

Вариант 2

экскурс

прошли

редкая

продлён

опытные

Вариант 1

Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь письмена! И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. И.А.Бунин  

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена!

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь. И.А.Бунин

 

[05.10.2016 04:35] Тарас Черепанов:

Дорогая Татьяна Александровна!Поздравляю Вас с профессиональным праздником!

Пользуясь случаем, хочу выразить искреннюю благодарность за Вашу добросовестную работу. Ваше ответственное отношение к труду, высокий профессионализм и терпение дали свои плоды.

На примере нынешней молодежи, представителей которой приводилось принимать в рабочий коллектив, уровень образования в наши школьные годы был намного выше. Всякий раз, когда мне приходилось писать инструкции, служебные записки, отчеты, в том числе руководству, я вспоминал о Вас.Много раз коллеги обращались ко мне с просьбой подкорректировать их тексты, перефразировать так, чтобы было проще для понимания и в то же время приятно на слух. Некоторые из них удивлялись: "Где ты так научился?", а я им с гордостью отвечал: "У меня был хороший учитель!" . Будучи руководителем группы, довольно часто приходилось писать объяснительные записки. Вот тут уж приходилось раскрывать все приобретенные способности в сочинении. В итоге получался рассказ, в котором не было вранья и обмана, но изложено было так, чтобы особо никто не пострадал. Ведь заменив в предложении одно слово, фразу или знак препинания, можно сменить казнь на милость. Вы это знаете лучше меня. Это не раз нас выручало, и гроза отступала так и не начавшись.

Велик и могуч Русский язык!Спасибо Вам за бесценный опыт и знания!

С наилучшими пожеланиями, Ваш ученик Тарас.

  •  
  •    
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!