СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык — это обязательный предмет для сдачи на Едином государственном экзамене. Результаты ЕГЭ являются одним из главных показателей поступления учащихся в высшие учебные заведения, а значит, выбора профессии на всю жизнь.  По мнению большинства учителей, проблема этого экзамена в том, что он слишком специфичен и не совсем соответствует школьной программе, т.е. изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»

Русский язык — это обязательный предмет для сдачи на Едином государственном экзамене. Результаты ЕГЭ являются одним из главных показателей поступления учащихся в высшие учебные заведения, а значит, выбора профессии на всю жизнь. 
По мнению большинства учителей, проблема этого экзамена в том, что он слишком специфичен и не совсем соответствует школьной программе, т.е. изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

Практика показала, что без специальной подготовки даже отличники не могут сдать на высокий балл этот экзамен. 
Вот несколько самых распространённых ошибок, которые из года в год повторяют на экзамене выпускники: 

  • неверное понимание формулировок заданий;

  • неумение применять теоретические знания в практических заданиях;

  • неумение грамотно распределять время на экзамене;

  • технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;

  • неумение контролировать свои эмоции (из-за отсутствия или недостаточного количества пробных тестирований).

Всю эту вереницу ошибок можно свести к одной, главной: недостаточная или неправильная подготовка к ЕГЭ по русскому языку. 

Качественная подготовка к ЕГЭ - это большая и ответственная работа учителя и учащихся, требующая прочных знаний и определенных усилий. Ее итог прямо пропорционален потраченному времени.

Несмотря на огромное количество учебно-методических пособий и методических разработок, у каждого учителя формируется своя методика подготовки к экзамену.

Целью моего выступления является обмен опытом работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Как лучше готовиться к экзамену по русскому языку?

Прежде всего, я хочу обратить внимание на то, что успех ученика на экзамене напрямую зависит от того, насколько компетентен в предмете учитель, насколько он эрудирован, начитан, современен. Поэтому учитель обязан учиться:

  • посещать курсы по подготовке к ЕГЭ;

  • перенимать опыт у других учителей, быть активным на заседаниях РМО, ШМО;

  • изучать имеющиеся образовательные стандарты;

  • знать, что такое кодификатор, спецификация; внимательно изучать документы, материалы ФИПИ;

  • знать критерии оценивания, уметь оценивать по данным критериям;

  • уметь работать с Интернет-ресурсами;

  • работать в области самообразования, формировать оценочные материалы и методическую базу.

Во-вторых, учитель должен стремиться создать учащимся оптимальные условия для качественной подготовки к экзаменам, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности и на успешную сдачу ЕГЭ, помочь преодолеть психологический дискомфорт. Чтобы достичь данной цели необходимо:

  • организовать информационную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ; вместе с учащимися создать базу опорных знаний в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем; 

  • способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности; 

  • расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям. 

Учащиеся должны знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы. 

Подготовку к ЕГЭ нужно начинать как можно раньше: за год или за два до конца 11 класса. Способов несколько: специализированные курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, репетитор, самостоятельная подготовка, подготовка под руководством учителя на уроках.
Самый доступный вариант — это самоподготовка. Тут можно использовать материалы Интернета, можно заниматься по книгам (в том числе бесплатным — из библиотеки), можно даже перечитать ещё раз школьный учебник русского языка. 
Но если нужен высокий балл, то обязательно необходима подготовка под руководством учителя. Опытный учитель знает все подводные камни ЕГЭ и понимает, как за кратчайшее время хорошо подготовить учеников к экзамену. Более того, на уроках-практикумах детально разбираются тесты прошлых лет и проводятся многочисленные пробные тестирования. Это помогает не только укрепить знания, но и преодолеть страх и неуверенность в себе на реальном экзамене. 
Каждый учитель занимается по собственной, высокоэффективной программе подготовки и знает, как найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им: 

  • эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил;

  •  избежать технических ошибок при заполнении бланков ЕГЭ;

  • узнать об особенностях ЕГЭ; 

  • узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов. 

Я преподаю русский язык у обучающихся 5-11 классов и подготовила четыре выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. У пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из первых задач – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы.

Начиная с 5 класса, каждый ученик заводит папку (или тетрадь), в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. Учащиеся пользуются папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных. 

Уже с 5-го класса для эффективного усвоения и контроля полученных знаний использую тестовые формы контроля. Это помогает учащимся овладеть приемами работы с заданиями, содержащими варианты ответа, и постепенно готовит их к формату ЕГЭ. Для этого сначала необходимо помочь учащимся овладеть техникой работы с тестами. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Таким образом, использование КИМов, составленных в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывающих возрастные особенности учащихся, позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ с 5 класса. Целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ (демонстрационными вариантами), его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь при самостоятельной подготовке к ЕГЭ и рекомендую учащимся, какими Интернет-ресурсами они могут воспользоваться.

В первой половине сентября провожу диагностический тест за курс основной школы, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Результаты диагностической работы дают возможность учащимся знать о своих пробелах в знаниях и сделать вывод о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и самостоятельно дома. Для учителя это даёт возможность планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся.

В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию. В карте записываются даты проведения, проверочных работ, пробных школьных и районных экзаменов. Работы детей анализирую после каждого тестирования. Результаты заносятся в карту. Ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы и планировать работу по их устранению. Составляю индивидуальную картотеку ошибок. Каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися. Вспоминаем и систематизируем необходимые теоретические знания. Стараюсь добиться, чтобы ученики сами находили и повторяли материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, допустим, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения. 
Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные), содержащие задания ЕГЭ, используя разные источники. Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку. Для создания лингвистических разминок использую методические пособия Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В. Для повторения активно использую ИКТ: презентации, тестирование. 

Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть II – написание сочинения-рассуждения. С 5 класса начинаю формировать у учащихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если учащиеся с 5 класса постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. С 5-6 класса необходимо учить детей определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию, составлять свой банк аргументов и вести читательский дневник, куда записывают всё прочитанное как по курсу школьной программы, так и сверх неё. Это способствует формированию читательского опыта учащихся, поможет при выборе аргументов в сочинении.

Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.
Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в программу включаю уроки развития речи, уроки практикумы. 
В 10 классе снова формируется новая папка, в которую мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. К концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений. 
В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических. 

ИКТ в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии.
Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. 
Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Умелое использование ИКТ на уроках и при подготовке к экзаменам не только повышает их эффективность, но и способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои занятия таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным и интересным для учащихся. Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках. 

Также для подготовки к ЕГЭ использовала электронные пособия "1С: Репетитор" по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у учащихся. Но данная программа достаточно сложна для самостоятельного изучения учащихся. Материал учитель может использовать на факультативах при работе с сильными учениками. 
Замечательным помощником был нам с ребятами электронный учебник «ЕГЭ без ошибок», О.В. Волковой, Я.В. Алексеевой, в котором теоретический материал представлен в виде алгоритма для запоминания, сопровождающийся тестовым материалом с разъяснением. Но главное это то, что указаны «ловушки» с которыми встретиться могут не очень вдумчивые учащиеся. 
Одним из эффективных приемов подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку является использование материалов Единой коллекции ЦОР.
Можно применять для индивидуальной и групповой работы следующие ресурсы сети Интернет.

  • http://www.spora07.narod.ru/Index.html- представлены материалы по функциональным стилям языка. 

  • http://vedi.aesc.msu.ru/russian/index.php- система дистанционного обучения «Веди»-русский язык. Пособие предназначено для проверки и совершенствования знаний в правописании (работа с текстом, со словом, поиск правил, звуковые комментарии, результаты работы. 

  • http://collection.edu.yar.ru/catalog/rubr/69d1277e-dfb0-65fd-a6da-6baa91ee5c76/109326/?interface=themcol- сборник диктантов с прослушиванием для 8-11 классов с последующей проверкой. 

  • http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/- справочно–информационный портал Gramota.ru - русский язык для всех. Интерактивные диктанты, взятые из художественных текстов с правильным выбором ответа и последующей проверкой. 

  • http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/45_80-справочно–информационный портал Gramota.ru- русский язык для всех. Орфоэпические диктанты. Ребятам необходимо указать место ударения в выделенных словах текста. Существует проверка. 

  • http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/- справочно–информационный портал Gramota.ru -русский язык для всех. Орфографические и пунктуационные диктанты. Сначала предлагаются правила правописания или пунктуации, сформулированные специально для легкого запоминания, а затем интерактивные упражнения для закрепления с проверкой. 

  • http://www.dofa.ru/open/book/1_russ/titul.htm#ogl- учебные и методические материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи». Этот сайт полезен учителям для подготовки к урокам, на которых изучаются языковые нормы и стили языка. 




Общие ресурсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru

  • Федеральный институт педагогических измерений. Все о ЕГЭ http://www.fipi.ru

  • Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru

  • Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале «Российское образование» – по русскому языку, литературе, математике, информатике, английскому языку, истории, обществознанию, химии, физике, географии. Все для Абитуриента 2009 http://edu.ru

  • Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru

  • Тесты онлайн, ЕГЭ, ЦТ http://www.test4u.ru

  • Варианты вступительных испытаний по материалам журнала «Квант» http://kvant.mirror1.mccme.ru

  • Все о ЕГЭ http://www.egeinfo.ru

  • Высшее образование в России http://vuzinfo.ru

  • ЕГЭ: информационная поддержка http://www.ctege.org

  • Подготовка к ЕГЭ. Тесты http://www.v-vuz.ru

  • Подготовка к ЕГЭ. Толковый словарь ЕГЭ http://www.gotovkege.ru

  • Курсы русского языка, подготовка к ЕГЭ http://www.pishigramotno.ru

  • Образовательный центр Перспектива. Подготовка к ЕГЭ http://centerperspektiva.ru/?s=32

  • Сайт «Обучение.ру» http://www.aboutstudy.ru

  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку http://www.runovschool.ru/ege/msk.php

  • Русский ЕГЭ 2017 http://www.rus-ege.com

  • Русский язык для школьников и абитуриентов http://www.gramotnost.ru

  • Сайт международной выставки «Образование и карьера в ХХI веке» http://www.znanie.info

Учебно-научный центр довузовского образования http://www.abiturcenter.ru

  • Учебный центр «Уникум». Проведение репетиционных ЕГЭ http://www.uni-test.ru

  • Центр интенсивных технологий образования http://www.cito.ru

  • Центр тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» http://www.proforientator.ru

Данные электронные ресурсы помогли мне успешно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

  • http://rustutors.ru/ege.html

  • http://vuzopedia.ru/ege/p/2

  • https://infourok.ru/user/dederer-elena-vladimirovna/page/podgotovka-k-ege

  • http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2017/01/blog-post.html( ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ КРЮКОВОЙ М.А. В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)

  • https://bingoschool.ru/predmetyi-ege/russkij-yazyik/

  • http://zh-nikishina.edusite.ru/p17aa1.html

  • http://mirege.ru/541-teoriya-k-ege-2016-po-russkomu-yazyku.html

  • http://gromkischool2.ucoz.ru/news/vse_zadanija_egeh_po_russkomu_jazyku/2016-07-30-7349

  • http://poznaemvmeste.ru/index.php/ege-teoriya

  • http://xn----etbfofe5bias1i.xn--p1ai/

  • https://academyege.ru/rus/ege.html

  • https://saharina.ru/tests/results/?name=test404.xml

  • https://bbf.ru/tests/?tag=45

  • http://onlinetestpad.com/ru/test/24316-pravopisanie-n-i-nn-zadanie (онлайн - тесты)

  • https://ege.yandex.ru/ege/russian (Вебинары +тесы)

  • https://moeobrazovanie.ru/online_test/russkiy_yazyk

  • https://iq2u.ru/tests/201

  • https://reallanguage.club/testy-po-grammatike-russkogo-yazyka/

  • https://www.youtube.com/channel/UCroYldeDytcEL1PErOIBUFA

  • https://www.youtube.com/watch?v=9v6MD1uZJ60(видеоуроки)

  • http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/ege-po-russkomu-yazyku(тренажёр)

  • http://onlinetestpad.com/ru/tests/russian/ege (Тесты с оценками)



Подготовка к ЕГЭ начинается с кабинета, его оснащенности и оформления, методической лаборатории. Каждый год я оформляю информационный стенд сменного состава «Готовимся к ЕГЭ», который знакомит выпускников со структурой, типами заданий, образцами заполнения бланков ответов. 
Стенд «Пишем сочинение» помогает учащимся при написании сочинения-рассуждения. В моей творческой лаборатории собран весь необходимый методический материал: памятки, схемы, алгоритмы выполнения заданий, справочная литература, пособия, методические рекомендации. 
Я обратила внимание, что школьники лучше запоминают правила, представленные в виде схем и таблиц. На уроках детям очень помогают пособи Драбкина,С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся.

В этой книге правила распределены по блокам. В каждом блоке рассматриваются задания экзамена, указаны наиболее распространенные ошибки, которые совершают учащиеся при ответах на вопросы, даются ключи-примеры для их решения. 
Мною сформированы папки с тестами и заданиями по всем частям ЕГЭ, по отдельным видам заданий, по темам, по разделам. 


Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. А постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время ЕГЭ.

Опыт показывает, что единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку не существует: каждый  учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху. Но самое главное, в любой методике – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!