СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ 2026. Образцы ответов заданий Части 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, включающие образцы ответов заданий Части 2 по разделам "Общество", "Человек", "Духовная сфера"

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ 2026. Образцы ответов заданий Части 2»

Дополнение к изученным темам

Тема №1 «Общество как система»


п/п

Задание

19

Используя личный социальный опыт, назовите три социальных института, которые могут влиять на накопление разнообразной информации у ребенка дошкольного возраста. Проиллюстрируйте действие каждого из них примером. (В каждом случае сначала назовите социальный институт, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

Ответ:

1. Семья (например, родители вместе 3-летним Аристархом посетили контактный зоопарк, где рассказывали ему о разных животных, особенностях их повадок и жизни в дикой природе);

2. СМИ (например, 5-летний Савва регулярно смотрит телепередачу «Новости», откуда узнает о событиях в других странах и России, важных спортивных событиях);

3. Дополнительное образование (кружки, секции) (например, 4-летний Семен посещает развивающие занятия «Юный палеонтолог» в местном Доме творчества юных, где узнал о доисторической эпохе, видах и особенностях жизни, строении организма динозавров, научился отличать зауроподов от тераподов).

25.1

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость деятельности социальных институтов для стабильности и интеграции общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)

2) Какие социальные институты, по Вашему мнению, в настоящее время подвержены наибольшим изменениям в Российской Федерации?

3) Проиллюстрируйте примерами эффективность деятельности социальных институтов из п. 2 в современном российском обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

Пояснение

1) Социальные институты – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной жизнедеятельности людей, регулируемая социальными нормами и направленная на удовлетворение базовых потребностей человека и общества. Социальные институты выполняют функции социализации, формируя в людях общие ценности, которые способствуют интеграции общества. Также социальные институты играют важную роль в регулировании конфликтов и разрешении споров между различными группами и индивидами, что обеспечивает стабильность общества. Таким образом, социальные институты способны сохранять стабильность в обществе, интегрировать людей.

2) Институт семьи, институт образования, институт религии.

3)

а) Институт семьи. Гражданин РФ Арсений и гражданка РФ Василиса воспитывает свою шестилетнюю дочь Алёну. Родители рассказывают ей о том, как нужно вести себя в общественных местах, как необходимо общаться со старшими. Также Алене предстоит пойти в первый класс, поэтому мама записала девочку на подготовительные курсы, интегрируя тем самым Алёну в образовательную среду. Таким образом, институт семьи реализует интегративную функцию.

б) Институт образования. Жительница города Екатеринбург, девятиклассница Аня, не пропуская, посещала дополнительные уроки в школе, где рассказывали о том, как важно заботиться о пожилых людях. После нескольких таких занятий она вступила в волонтёрский отряд и теперь каждый выходные посещает стариков, которые нуждаются в помощи. Так, благодаря школьным занятиям Аня поменяла мышление, а институт образования реализовал мировоззренческую функцию.

в) Институт религии. Гражданин РФ Михаил в поиске ответов на интересующие его вопросы, на который сам он не в силах найти ответ, начал посещать церковь каждое воскресенье. В результате этого Михаил нашел новый смысл жизни, смог найти ответы на все волновавшие его вопросы, а также обрел душевный покой. Так, институт религии реализовал компенсаторную функцию.



Тема №3 «Общественный прогресс»

п/п

Задание

19.1

Проиллюстрируйте примерами любые три критерия общественного прогресса. (В каждом случае сначала укажите критерий, затем приведите соответствующий пример, иллюстрирующий последовательность изменений в обществе, характеризующих прогресс. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ:

1. Совершенствование средств связи (например, следующая последовательность развития средств связи: непосредственная коммуникация (вербальная и невербальная), знаковое письмо, радиосвязь, телефон, мобильная связь. Интернет):

2. Уровень организации производства как условие повышения производительности труда (например, промышленное производство прошло путь от штучных изделий ремесленной мастерской до массовом стандартизированной продукции заводов и фабрик):

3. Степень свободы человека в обществе (например, следующая последовательность развития: ограниченность сословными рамками феодального общества - борьба за права личности в период становления буржуазного общества - становление гражданского общества в настоящее время). (ключ цитируется по публичному статико-аналитическому отчёту)

19.2

Сформулируйте три довода в обоснование того, что развитие морального сознания общества служит одним из критериев общественного прогресса. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Ответ:

1. Развитие морального сознания позволяет повысить комфорт и безопасность в обществе, так как происходит совершенствование моральных норм, и люди начинают им следовать. Это ведёт к сокращению конфликтов и уменьшению девиантного поведения.

2. Благодаря развитию морального сознания люди начинают бережнее относиться к природе, совершенствуется экологическое законодательство, что позволяет улучшить экологическую ситуацию, что, в свою очередь, ведёт к улучшению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни.

3. С развитием морального сознания образование становится более гуманным, что позволяет выстраивать отношения между педагогом и учащимися на основе уважения, учитывать интересы и способности обучающихся, развивать инклюзивное образование, что ведёт к повышению эффективности образования.



Тема №4 «Глобализация»

п/п

Задание

19

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления процесса глобализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ

1. Единое экономическое пространство (создание транснациональных корпораций, трудовые миграции, например, Катя купила себе сникерс, который представлены во всем мире, в магазине возле своего дома); 2. Обострение глобальных проблем современности, требующих совместных усилий народов всех стран (международные конференции по проблеме глобального потепления климата)

3. Приобщение к культурам других стран (например, в Москве каждый год проводится фестиваль блюд различных стран мира (татары, чеченцы, грузины и т.д.), что помогает людям приобщиться и лучше познакомиться с традициями и культурой других стран (снижается межнациональное напряжение).

20

Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих положительное влияние глобализации на экономику. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Ответ

1) в условиях глобализации страны, которые не имеют собственных высокотехнологичных производств в отдельной отрасли, могут использовать товары из других стран;

2) глобализация экономики даёт возможность роста за счёт привлечения инвестиций из-за рубежа и получения доходов от инвестирования по всему миру;

3) глобализация способствует экономической конкуренции в некоторых отраслях, чем стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, повышает качество производимых товаров и услуг.



Тема №6 «Понятие познания. Истина»

п/п

Задания

25.1


1) Объясните, почему истину считают идеалом познания. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространенных предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)

2) Какие критерии истины существуют? (Назовите любые три критерия.)

3) Для каждого из указанных в пункте 2 критериев истины приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в познании природы, человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ:

1) Обоснование:

Истина является идеалом познания, потому что цель познания – получение истинного, совершенного знания. Идеал – это то, к чему нужно стремиться, но невозможно достигнуть. Достижение абсолютной истины невозможно, так как возможности наших органов чувств ограничены, а мир, напротив, безграничен и постоянно меняется.

2) Критерии истины:

1. Общественная практика.

2. Соответствие законам логики.

3. Соответствие ранее открытым научным законам.

3) Примеры, иллюстрирующие применение критерия в познании природы, человека и общества.

1. Общественная практика. Представление о том, что Земля имеет форму шара, получило многочисленные подтверждения на практике: кругосветные путешествия и снимки из космоса. (Познание природы).

2. Соответствие принципам логики. Все люди смертны. Сократ – человек, следовательно, мы принимаем за истину утверждение, что Сократ смертен. (Познание человека).

3. Соответствие ранее открытым научным законам. В газете написали, что из-за высокого спроса на квартиры повысилась их цена. Утверждение журналистов является истиной, так как оно соответствует открытому экономистами закону спроса (Познание общества).



Тема №9 «Социальное познание. Ненаучное познание»



п/п

Задания

20

Приведите три аргумента в подтверждение неразрывной связи социального познания и практики. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Ответ:

1. Цель социального познания – истинные знания, один из главных критериев истины является практика, следовательно социальное познание связана с практикой

2. Результатом социального познания, то есть за знаниями, мы пользуемся каждый день, потому можно сказать, что это связано с практикой, применяется на практике

3. Человеку все больше становится интересно узнавать о себе, взаимоотношениях людей, чувствах. Он узнает это в процессе жизни, общения, то есть в процессе практической деятельности



Тема №10 «Культура»

п/п

Задание

19.1

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления диалога культур в современном мире. (В каждом случае сначала назовите проявление, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ:

1. Международные мероприятия. (В России были проведены международные спортивные соревнования "Универсиада", участниками которых стали гости из Китая и Белоруссии, у них состоялся обмен духовными ценностями, ведущий к развитию национальных культур)

2. Учёба по обмену. (Студент Алексей московского вуза получил возможность учиться полгода в Германии в университете. Во время учебы за границей Алексей познакомился с традициями и обычаями данной страны)

3. Межличностное общение с представителями других культур (подростки общаются со своими ровесниками из разных стран посредством социальных сетей в Интернете, так, у Маши есть друг Мишель из Франции)

19.2

Опираясь на обществоведческие знания, назовите любые три признака массовой культуры и проиллюстрируйте их примерами. (Сначала назовите признак, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ:

1. Общедоступность (не требует специальной подготовки для восприятия). Например, образы и идеи сериала «Игры престолов» понятны подавляющему большинству населения и легко воспринимаются им; 2. Тиражируемость. Например, альбомы популярных исполнителей (the Prodigy, Руки вверх и др.) легко тиражируются и выпускаются в очень больших количествах;

3. Ориентированность на коммерческий успех. Например, фильм Аватар был создан с целью получения коммерческой прибыли, он принес своим создателям 2,7 млрд долларов;

19.3

Приведите три примера участия массовой культуры в социализации индивида. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)

1. На мировоззрение Ивана оказал влияние мультфильм Моряк Попай, главный герой которого, съев банку консервированного шпината, становился сильным. Иван стал приобретать данную продукцию и вести здоровый образ жизни;

2. Популярный телесериал «Улицы разбитых фонарей», сформировал представление Олега о социальной роли полицейского в обществе

3. После прочтения научно-популярной книги бестселлера «Краткая история времени» Ирина получила доступное представление о некоторых вопросах физики.

19.4

Проиллюстрируйте примерами положительное и негативное воздействие массовой культуры на индивида, в каждом из случаев приведите по два примера. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

Положительное воздействие:

1. Артем посмотрел научную передачу про Солнечную систему, узнал, что существует 8 планет и огромное количество звезд, таким образом, массовая культура выполняет функцию просвещения, предоставляя информацию и знания о различных сферах жизни.

2. Эвелина посмотрела фильм “Одержимость”, где рассказывается о сложном пути самореализации героя, девушка очень вдохновилась просмотром и решила развивать целеустремленность, таким образом, фильмы о саморазвитии и личностном росте помогают людям развиваться и становиться лучше. Негативное воздействие:

1. Марат увидел ролик, где подростки не уступали место в общественном транспорте пожилым людям, он решил, что такое поведение правильное и стал вести себя также, таким образом, массовая культура содержит демонстрацию девиантного поведения, которую индивиды перенимают.

2. Алина посмотрела рекламу по телевизору, в которой показывали новый смартфон, она взяла кредит на него, однако в процессе пользования поняла, что данная модель ничем не отличалась от ее прошлой, таким образом, Реклама и маркетинг навязывают людям ненужные товары и услуги, заставляя их тратить больше денег.

20.1

Автор утверждает, что «местные культурные традиции размываются, и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится "универсальной", распространяясь по всем странам и континентам». Приведите три аргумента, позволяющих сделать вывод о том, что национальные государства пытаются противостоять этому процессу.

Ответ:

1) Национальные государства препятствуют размыванию культурных традиций в сфере общественного питания: они поддерживают предпринимателей, которые открывают рестораны национальной кухни.

2) Государства реализуют поддержку культурной деятельности, направленной на сохранение национальных традиций (финансируют фестивали, музеи, дают налоговые льготы народным промыслам), таким образом, оберегая сферу культуры от тенденции к единообразию.

3) Государства поддерживают свои национальные языки: их глубже изучают в школах, вводятся запреты на использования иностранных слов в разных сферах общества.


20.2


Приведите три аргумента в подтверждение тезиса авторов о том, что «коммерческая установка в сфере духовного производства означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит в других областях индустриального производства». (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)

1. Как и в материальном производстве, творцы массовой культуры начинают снижать издержки за счёт массовости и упрощения произведений.

2. Творцы массовой культуры вынуждены давать широкую рекламу своих произведений, точно также как и деятели других областей индустриального производства.

3. Творцы массовой культуры, как и фабриканты, ориентируются на спрос. Они также не всегда заботятся о достоверности и полезности информации, как фабрики не всегда заботятся об экологичности своих товаров.



Тема №11 «Искусство»

п/п

Задание

19

Назовите и проиллюстрируйте примерами три характерные черты искусства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ

1. Отражение реальности в художественных образов. Художник Борис Кустодиев отразил в своей картине "Большевик" революционные события начала 20 века.

2. Субъективность. Создавая свои произведения, художник Клод Моне передал свое настроение, поэтому отражаемая им реальность, переданная с помощью художественных образов, воспроизведена необъективно, с его собственной точки зрения.

3. Чувственное восприятие окружающего мира. Пример чувственного восприятия окружающего мира в искусстве можно найти в картине Винсента Ван Гога «Звёздная ночь». В этом произведении художник передаёт своё эмоциональное восприятие ночного неба, используя яркие цвета и динамичные мазки.

25

(было в ЕГЭ-2024)

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.


1) Обоснуйте динамичный характер современного искусства. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Назовите трёх любых отечественных деятелей, получивших известность в разных видах искусства. (И виды искусства, и деятели не должны повторяться в ответе).
3) Проиллюстрируйте примером вклад в культуру каждого из деятелей, названных в пункте 2. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

Ответ

1) Искусство — это форма духовной деятельности человека, направленная на создание и эстетических ценностей. Искусство позволяет человеку познавать мир посредством художественных образов, которые меняются в результате исторического развития, функционирования социальных институтов и изменения их функций. Динамичный характер современного искусства проявляется в отмирании старых образцов, идеалов в искусстве и создании новых. Безусловно, динамизм в искусстве связан с развитием общества. Так, современное искусство создается в соответствии с потребностями людей на данный момент. Таким образом, динамичный характер современного искусства проявляется в изменение духовных, эстетических идеалов в связи с комплексными изменениями в обществе

2) И. Крамской, М. Шолохов, П. Чайковский.

3)

1. И. Крамской (И. Крамской является зачинателем реализма в живописи в России во второй половине 19-го века. Благодаря его творчеству произошёл переход от академизма к реализму, позволившему его современником увидеть на картинах события эпохи «Великих реформ» Александра Второго. Следовательно, мировое сообщество и жители России могут увидеть важные исторические процессы на картинах Крамского, что показывает его вклад в культуру).

2. М. Шолохов (М. Шолохов — известный писатель советского периода, создавший огромное количество произведений, посвященных Гражданской и Великой Отечественной войне. Он оставил огромное культурное наследие, так как его произведения, например, «Судьба человека» и «Тихий Дон» учат людей не сдаваться в период сложных жизненных обстоятельств и сохранять человечность даже на войне).

3. П. Чайковский (Известный отечественный композитор П. Чайковский создал балет «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Тем самым он заложил основу развития театрального искусства во второй половине 19-го века, что отражает его вклад в культуру).



Тема №13 «Образование»

п/п

Задание

19

С помощью трёх примеров проиллюстрируйте роль образования в

  1. выборе профессии, 2) социальной мобильности, 3) формировании мировоззрения личности.

(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)

Ответ:

1. Роль образования в выборе профессии (например, Пётр увлёкся биологией, занимался в биологическом кружке при университете, участвовал в олимпиадах, а затем окончил университет и стая биологом).

2. Роль образования в социальной мобильности (например, Полина смогла превзойти других конкурентов в борьбе за вакантную должность в крупной компании, потому что окончила престижный вуз, овладела несколькими иностранными языками, регулярно повышала свою квалификацию, участвуя в семинарах и бизнес-тренингах).

3. Роль образования в формировании мировоззрения личности (например, изучая физику, биологию, астрономию, Игорь сформировал своё представление о возникновении Земли и происхождении человека),

25.1

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость повышения значимости социально-гуманитарных наук в системе школьного образования РФ (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Назовите трёх любых отечественных учёных, известных своими достижениями в области гуманитарных наук, и науки, в которых они прославились (Сначала назовите учёного, а затем – соответствующую ему науку).

3) Для каждого из учёных, названных в пункте 2, приведите пример, который иллюстрирует их вклад в науку. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ

  1. Повышение значимости социально-гуманитарных наук в современном школьном образовании в России необходимо, так как предметом изучения соц.-гум. наук является общество, таким образом, соц.-гум. науки помогут школьникам понимать друг друга, узнавать способы взаимодействия между людьми. Также социально-гуманитарные науки будут способствовать социализации школьников, потому что будут прививать новые ценности, касающиеся развития общества. Более того, социально-гуманитарные науки формируют правосознание общества и способствуют гуманитаризации образования. В итоге все вышеперечисленные факторы доказывают необходимость повышения значимости социально-гуманитарных наук в современном школьном образовании.

  2. Татищев В.Н. — история, Сорокин П.А. — социология, Кондратьев Н.Д. — экономика.

а) В.Н. Татищев в своей работе «История России» разделил историю на всемирную и отечественной, предложил метод периодизация. Благодаря труду учёного весь мир познакомился и узнал историю нашего государства, что послужило основой для дальнейшего создания исторических работ.

б) Российский социолог П.А. Сорокин разработал теории социальной стратификации и социальной мобильности, которые стали основой дальнейшего развития данных науки, способствовали появлению других теорий в области социологии.

в) Кондратьев Н.Д. — основоположник теории экономических циклов «Циклы Кондратьева». Выдвинутая им теория признана во всем мире, она стала основой понимания цикличности современной мировой экономики

25.2


Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1)  Обоснуйте необходимость образования на протяжении всей жизни в информационном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2)  Какие виды образовательных организаций (учреждений) помогают получить образование на протяжении всей жизни в Российской Федерации? (Назовите любые три вида образовательных организаций (учреждений).)

3)  Для каждого из них приведите пример новых возможностей, которые открываются перед человеком после получения образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные возможности.)

Ответ:

1)  В условиях постиндустриального общества процесс образования должен проходить на протяжении всей жизни человека, так как постоянно появляются новые технологии и внедряются достижения научно-технического прогресса, которые необходимо осваивать для того, чтобы подстраиваться под требования работодателей и информационного общества в целом.

2)  Школы, колледжи, университеты.

3)  Примеры возможностей:

— Успешное окончание школы дает право на получение среднего профессионального или высшего образования.

— Окончание учреждения среднего профессионального образования позволяет человеку устроиться на работу, а также продолжить обучение в университете.

— Диплом о высшем профессиональном образовании дает возможность трудоустройства на престижную профессию, а также быстрый карьерный рост.


25.3

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

  1. Обоснуйте необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека в современном обществе.

  2. Какие функции выполняет современное школьное образование? (Назовите любые три функции.)

  3. Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему её реализацию в Российской Федерации.

Ответ:

  1. В современном мире под воздействием НТП постоянно происходят значимые изменения: появляются новые профессии, отмирают старые. В этих условиях человек не может получить одну профессию на всю жизнь, он должен постоянно учиться и обновлять свой образовательный потенциал, чтобы быть востребованным на рынке труда, совершенствовать свои личностные качества.

  2. 1. Обучение основам наук.

2. Формирование мировоззрения.

3. Профессиональная ориентация.

3)

1. Обучение основам наук. На уроке химии пермские школьники научились пользоваться таблицей Менделеева.

2. Формирование мировоззрения. На уроках окружающего мира младшие школьники узнают о месте планеты Земля во Вселенной, учатся ставить самые простые эксперименты. Так формируется их научное мировоззрение.

3. Профессиональная ориентация. В Санкт-Петербурге действует проект “Профориентация школьников”, участвуя в котором, школы организовывают экскурсии на различные предприятия, что помогает школьникам при выборе профессии в будущем

25.4

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте значимость непрерывного образования в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Назовите любые три способа получения дополнительного образования в Российской Федерации.

3) Для каждого из указанных в пункте 2 способов приведите по одному примеру, иллюстрирующему правило рационального выбора организации дополнительного образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности должны быть проиллюстрированы три различных правила.)

Пояснение

1) Непрерывность образования позволяет человеку актуализировать свои знания. Рынок труда постоянно меняется, появляются новые профессии, а старые исчезают. Непрерывное образование позволяет адаптироваться к этим изменениям, осваивать новые навыки и знания, чтобы оставаться актуальным и востребованным специалистом. Кроме того, технологические изменения происходят с небывалой скоростью. Без постоянного обучения человек рискует потерять свою конкурентоспособность и оказаться невостребованным на рынке труда. Таким образом, непрерывное образование играет значимую роль в современном обществе.

2)

1. Занятия в школе искусств.

2. Занятия в спортивной секции.

3. Прохождение курсов повышения квалификации.

3)

1. Выбирайте ту организацию, выпускники которой показывают хорошие результаты. Например, Михаил решил научится хорошо играть на балалайке. Он поступил в детскую школу искусств №1, так как её учащиеся регулярно побеждают на областных и всероссийских музыкальных конкурсах.

2. Выбирайте ту организацию, в которой цена за обучение ниже при равном качестве образования. Например, Илона решила учиться плавать. Она пошла в муниципальный городской бассейн, так как занятия там стоят дешевле, а тренеры работают те же самые, что и в частном спортивном комплексе.

3. Выбирайте ту организацию, о которой хорошо отзываются люди, которым вы доверяете. Например, учитель истории Святослав выбрал курс повышения педагогической квалификации в МГУ, так как о качестве этих курсов высоко отзывались его коллеги.



п/п

Задание

1

Прочитайте текст и выполните задания 17-20

 Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

 Образование, наряду с армией, церковью и производством,  — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а) это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

 С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

 Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

 Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

 

  1. Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые, по мнению автора, составляют социальную роль образования. (!!!)

  2. Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.

  3. Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.

  4. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальный институт». Приведите, с опорой на авторский текст, любые три функциональные особенности образования, как социального института. (!!!)


КЛЮЧИ 17-20 


  1. Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые, по мнению автора, составляют социальную роль образования.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  Приведено определение: образование в современных странах  — это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем.

2)  Указаны четыре позиции, раскрывающие социальную роль образования:

− в определении социального статуса личности;

− в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества;

− в поддержании социального порядка и стабильности;

− осуществления социального контроля.


  1. Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:

1)  образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);

2)  армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);

3)  церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);

4)  производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).



  1. Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  указано главное отличие неравенства в области образования, допустим: неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.

2)  приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:

− неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;

− неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;

− неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.



  1. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальный институт». Приведите, с опорой на авторский текст, любые три функциональные особенности образования, как социального института.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


1)  Объяснен смысл понятия, например: социальный институт  — исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, которая включает систему норм и санкций регламентирующих отношения, направленная на удовлетворение той или иной социально значимой потребности.

2)  Приведены три функциональных особенности образования, допустим:

— основной механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам;

— осуществление функций социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения;

— профессиональное образование реализует функцию контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам;

— образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.



Тема №15 «Наука, как институт духовной сферы»

п/п

Задание

20

Автор характеризует современную науку как «мировоззренческого монополиста». Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента, подтверждающих это мнение автора. Какие аргументы опровергают это мнение? (Приведите два подобных аргумента.)

Ответ:

В подтверждение, например:

1. Научные знания лежат в основе образовательных программ, которые являются основным источником знаний для детей в период получения общего образования и оказывают наибольшее влияние на формирование их мировоззрения;

2. Целью науки является получение объективных знаний, которые также характеризует доказательность, проверяемость и воспроизводимость, что отличает ее от других явлений и факторов, оказывающих влияние на формирование мировоззрения людей, и создает у людей убеждение в необходимости принятия лишь научного знания и доверия к науке.

В опровержение, например:

1. Наука не может дать людям ответ на вопросы, вечно волнующие человечество (вопрос смысла жизни, жизни после смерти, бессмертия и существования души), из-за чего люди часто обращаются к религии и философии, призванным найти на них ответ и дать успокоение, благодаря чему у человека может сложиться религиозное или философское мировоззрение или появиться их компоненты, поэтому наука не может считаться «мировоззренческим монополистом»;

2. Наука не может считаться «мировоззренческим монополистом», так как взгляды и убеждения человека во многом формируются из его практического опыта, повседневной жизни, благодаря чему складывается обыденное мировоззрение.

25.1

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте значимость исследований в области естественных наук для повышения качества жизни населения России. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Назовите трёх любых российских учёных, известных своими достижениями в области естественных наук. 3) Для каждого из учёных, названных в пункте 2, приведите по одному примеру, иллюстрирующему его вклад в науку. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Пояснение

Естественные науки — это область наук, изучающая окружающий нас природный мир и законы, по которым он существует. Исследования в науке всегда способствуют развитию общества, но исследования в естественных науках особо полезны для населения РФ. Новые открытия в области медицины приведут к повышению качества жизни и её продолжительности, так как будут разрабатываются новые лекарства и новые подходы к лечению пациентов. Исследования в области экологии помогут найти решения для сдерживания ряда экологических проблем, таких как глобальные глобальное потепление, загрязнение атмосферы, водоемов, земли мусором. Исследования в физике могут повысить темпы научно-технического прогресса, что обеспечит развитие технологий. Также успешные исследования в естественных науках способны повысить авторитет нашего государства среди других стран. Исходя из всего вышеперечисленного, успешные исследования в области естественных наук приведут к повышению качества жизни населения РФ.

2) Д.И. Менделеев, А.С. Попов, И.В. Мичурин.

3)

1. Русский ученый Д.И. Менделеев внес огромный вклад в мировую химию: он создал периодическую таблицу химических элементов, в которой место каждого элемента характеризует его свойства и заряд. Это позволило систематизировать химические элементы.

2. А.С. Попов, физик, создал радиоприемник и систему радиосвязи, что сделало связь на расстоянии возможным и прославило отечественную физику на весь мир.

3. Мичурин И.В., биолог, открыл множество сортов культурных растений, чем внес вклад в развитие сельскохозяйственной деятельности по всему миру.

25.2

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте значимость социально-гуманитарных наук для гуманизации современного общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Назовите любые три метода социально-гуманитарных наук.

3) Приведите примеры, иллюстрирующему применение каждого из указанных в пункте 2 методов в конкретной социально-гуманитарной науке. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать применение методов в трёх социально-гуманитарных науках.)

Пояснение

1) Гуманизация образования предполагает внимание к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям. Социально-гуманитарные науки, в свою очередь, направлены на изучение человека и его внутреннего мира, а также на изучение того, что происходит в обществе. К ним относятся: социология, психология, педагогика и другие дисциплины. Следовательно, социально-гуманитарные науки позволяют определить интересы обучающихся, дают понимание того, как необходимо работать с их особенностями, определяют общечеловеческие ценности, направленные на всестороннее развитие человека. Таким образом, социально-гуманитарные науки играют важную роль для гуманизации современного общества.

2) Опрос, анализ, социальный эксперимент.

3)

а) опрос (социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провели опрос среди россиян, чтобы выяснить их отношение к работе президента России Владимира Путина. Так, согласно данным опроса, работу главы государства одобряют большая часть опрошенных);

б) анализ (экономисты страны Х. проанализировали основные макроэкономические показатели и пришли к выводу, что уровень инфляции повысился на 2 процента за год);

в) социальный эксперимент (советская исследовательница Валерия Мухина провела психологический эксперимент: “подставная” группа людей должна была называть черные предметы белыми, после чего испытуемому требовалось дать свой ответ. Согласно результатам эксперимента практически все испытуемые поддавались мнению группы и называли черные предметы белыми).



Тема №14 «Человек, индивидуальность, личность. Отличия человека от животного»



п/п

Задание

20.1

Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите два позитивных и два негативных последствия влияния информационного потока на формирование личности в современном мире. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

Ответ

      1. позитивные последствия, например:

— возможность получать более глубокие и разносторонние знания, эти знания необходимы для того, чтобы развивать эрудицию и то же критическое мышление

— свободный доступ к произведениям литературы и искусства из любой точки мира, где есть доступ в интернет, это расширяет кругозор человека, позволяет накопить информацию и получить ответы на интересующие вопросы в кратчайший срок

— возможность делать выводы и принимать решения, основываясь на различных позициях и установках, на разнообразной информации;

2) негативные последствия, например:

— формирование мнимых потребностей, не соответствующих истинным желаниям личности, что пагубно влияет на жизнь человека, способствует формированию ложных потребностей

— появление различных заболеваний (психические расстройства, социофобии), вызванных препровождением большей части свободного времени в социальных сетях и отказу от «живого общения» со сверстниками

20.2

Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента, подтверждающих положительное воздействие средств массовой информации на развитие личности ребёнка, и два аргумента, указывающих на возможное их негативное влияние. (Всего должно быть приведено четыре аргумента. Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Ответ

Аргументы, подтверждающие положительное воздействие данного социального института на развитие личности ребёнка:

1) Благодаря СМИ ребенок узнаёт о различных событиях, происходящих в стране и в мире, тем самым расширяется его кругозор.

2) Через СМИ, в том числе в Интернете, значительно облегчается поиск информации по различным вопросам учебной деятельности и вырабатывается навык подобной деятельности;

Аргументы, подтверждающие возможное негативное влияние СМИ:

1) СМИ нередко содержат контент, который может негативно воздействовать на психику и социализацию ребёнка (например, сцены насилия).

2) СМИ в ряде случаев прибегают к манипулированию сознанием аудитории, при этом ребёнку гораздо сложнее в силу отсутствия жизненного опыта ориентироваться в потоке информации, что увеличивает вероятность формирования ошибочного мнения о тех или иных событиях и процессах, происходящих в обществе.

25.1

1) Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

2) Какими способами (методами) можно развивать самоконтроль? (Назовите любые три способа/метода.)

3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его влияние на личность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Пояснение

1) Обоснование важности самоконтроля для формирования личности: Самоконтроль важен для формирования личности, так как помогает человеку приобрести социально значимые качества: ответственность, целеустремленность, умение общаться с другими людьми. Благодаря самоконтролю человек может сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях, тайм-менеджмента, планируя режим дня;

самоконтроль помогает достигать поставленной цели, успешно учиться, осваивать выбранную профессию и т.д.

2) Способы (методами) развития самоконтроля: а) Самоконтроль можно развивать, осваивая и формируя навыки; б) Совершенствуя навык рефлексии (то есть способность человека сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы); в) В некоторых случаях для развития самоконтроля человеку будет полезна работа с психологом, посещение психологических тренингов и чтение книг по саморазвитию.

3) Примеры, иллюстрирующие влияние самоконтроля на личность:

а) Самоконтроль можно развивать, осваивая и формируя навыки тайм-менеджмента, планируя режим дня. Иван учится в 11 классе и готовится к ЕГЭ. Для успешной подготовки к экзаменам он решил развивать самоконтроль. Каждый день он составляет список дел и занятий, также он ввел для себя правило ложиться спать не позже 11 вечера, не засиживаться в интернете. Иван стремится выполнять свой план, он подводит итоги дня каждый вечер, отмечает выполненные дела, это позволяет ему успешно справляться с учебой и становиться более ответственным и пунктуальным.

б) Навык рефлексии. Анна, размышляя над своими эмоциями, поведением в различных ситуациях, учится видеть свои достижения и ошибки, осознает свои слабые и сильные стороны и благодаря этому может корректировать свое поведение, это позволяет ей успешно разрешать конфликтные ситуации на работе и в семье, сохранять самообладание в трудных ситуациях.

в) Работа с психологом, посещение психологических тренингов. Николай – вспыльчивый человек, в некоторых ситуациях ему трудно контролировать свои эмоции, он становится агрессивным, это мешает ему строить близкие отношения с людьми. Николай обратился к психологу, который помог ему разобраться в его проблеме и развить способность контролировать свои эмоции. Теперь Николай лучше владеет навыками самоконтроля, умеет контролировать свой гнев и это помогает ему строить дружеские и доверительные отношения

25.2

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1)  Обоснуйте необходимость всестороннего развития человека. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2)  Какие социальные институты помогают развить человеку как биологические, так и социальные качества? (Назовите любые три социальных института.)

3)  Для каждого из них приведите по одному примеру деятельности по развитию биологических и социальных качеств человека. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трёх различных социальных институтов.)

Пояснение

1.  Необходимость разностороннего развития человека обуславливается важностью воспитания в человеке как физических качеств, так и интеллектуальных способностей, а также нравственных качеств, что позволит состояться человеку как личности.

2.  Семья, школа, армия.

3.  Примеры деятельности:

— Семья выступает институтом первичной социализации, прививая нравственные качества, необходимые знания, а также основы физического развития ребенка.

— В школе в процессе образовательной деятельности ребенок осваивает предусмотренные программой научные знания, а также необходимые навыки физического воспитания на уроках физической культуры.

— Солдаты в армии интеллектуально развиваются с точки зрения изучения военной науки, а также тренируют выносливость и силу, выполняя физические упражнения.




Тема №15 «Деятельность»



п/п

Задание

19.1

Автор перечисляет различные категории субъектов общественной жизни: субъекты экономической жизни, религии, политики, права, искусства. Опираясь на обществоведческие знания и социальные факты, проиллюстрируйте примерами деятельность в современном российском обществе любых трех этих субъектов. (В каждом случае сначала укажите субъект, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ:

1. Художник. Иван из Саратова является художником, пишет картины на заказ, любит писать портреты, пейзажи, а также посещает выставки, таким образом, он осуществляет свою деятельность.

2. Член политической партии. Леонид Слуцкий является российским политическим деятелем, а также председателем ЛДПР, в которой осуществляет общее руководство партией, определяет цели деятельности, таким образом политик осуществляет свою деятельность.

3. Индивидуальный предприниматель. Дмитрий из Москвы является индивидуальным предпринимателем, он имеет свою сеть ресторанов, занимается закупками необходимых материалов, занимается подбором кадров и занимается документацией, таким образом он осуществляет свою деятельность.

19.2

Назовите любые три мотива трудовой деятельности и каждый из них проиллюстрируйте примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

(Ответ на данное задание СМ. в задании 25.2)

25.1

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость обладания высоким уровнем общей культуры для эффективного общения.

2) Назовите три любых нравственных принципа, на которых должно основано быть общение.

3) Проиллюстрируйте примерами, как соблюдение принципов, приведённых в пункте 2, положительно сказывается на общении людей. (Всего должно быть названо три принципа и приведено три примера. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

Ответ

1) Высокий уровень общей культуры позволяет человеку эффективно общаться с другими людьми, так как при высоком уровне общей культуры человек может иметь большую количество знаний об обществе, человеке, навыки коммуникации, а также иметь различные социальные убеждения, ценности которые могут помочь приобретение новых связи с людьми, нахождение единомышленников. Так, человек, обладающий высоким уровнем общей культуры, имеет представление о том, как необходимо ввести себя в обществе, преподносить себя, как следует и не следует поступать тех или иных ситуациях во взаимодействии с другими членами общества. Следовательно, такой человек имеет возможность построить множество связи с другими людьми, эффективно взаимодействовать с ними, выстраивать взаимоотношения с другими людьми на основе взаимоуважения, сотрудничество, что позволит легче разрешать возможные социальные конфликты, справляться социальной напряженности в отношениях, а также получать уважение и признание со стороны других людей. Таким образом, высокий уровень общей культуры человека способствует эффективному общению с другими людьми.

2) Уважение к другим, милосердие, умение прощать

3)

Уважение к другим (Алина, зная, что необходимо уважительно относиться к другим людям, всегда внимательно слушать своих друзей и не перебивает их, тем самым, благодаря такому принципу Алина всегда поддерживает хорошие отношения со своими друзьями, поэтому они общаются уже несколько лет) Милосердие (Виктор, узнав о смерти бабушки своей лучшей подруги Марины, проявил к ней сочувствие, оказал психологическую поддержку, благодаря своему милосердию по отношению к подруге Виктору удалось укрепить займа отношений с ней, не стали чаще видеться и рассказывать о проблемах, то есть увеличилась доверие в общении не друзей)

Умение прощать (Арсения оскорбил его друг Саша, из-за чего между друзьями возник конфликт, однако позже Саша осознал свою ошибку извинился перед другом, Арсений принял его извинений и больше держала обиду на друга, тем самым благодаря своему меня прощать Арсению удалось наладить общение с Сашей, что положительно повлияло на общение, сняло напряженность между ними)

25.2

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте значимость трудовой деятельности для благополучия как отдельной личности, так и общества в целом. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какова возможная мотивация трудовой деятельности работника? (Укажите любые три мотива.)

3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему влияние каждого из указанных в пункте 2 мотивов на результативность трудовой деятельности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Пояснение

1) Труд представляет собой вид деятельности человека, в ходе которой люди создают материальные и духовные ценности, необходимые им самим и обществу в целом. В ходе трудовой деятельности человек получает материальное вознаграждение необходимое ему для обеспечения собственных потребностей. Также она связана с профессиональной деятельностью человека, благодаря которой происходит значительная часть вторичной социализации личности, которая включает в себя усвоение профессиональных навыков, качеств, позволяющие работнику быть востребованным на рынке труда. Также труд обеспечивает создание материальных и нематериальных благ, увеличение производительности труда, что в свою очередь способствует поддержанию благосостояния населения и развитию общества.

2) Мотивы: общественное одобрение, необходимость удовлетворять свои потребности, самореализация.

3)

а) Общественное одобрение (Андрей работает в крупной газовой компании, ему нравится его должность и его мотивирует продолжать заниматься этой работой уважение со стороны окружающих, которое он получает за своё высокое профессиональное положение, что показывает такой мотив трудовой деятельности индивида как общественное одобрение);

б) Необходимость удовлетворять свои потребности (Пётр является пенсионером, но он продолжает работать по своей специальности и преподаёт в вузах, несмотря на возможность жить за счёт своих обеспеченных родственников, он продолжает работать, так как у него есть нужда созидать и влиять своей работой на других людей, как и у остальных людей, что показывает такой мотив трудовой деятельности индивида как потребность в труде);

в) Самореализация (Алексей с самого детства увлекался авиацией и мечтал стать крупным государственным служащим в сфере транспорта и поэтому всю свою жизнь посвятил этой сфере и долго двигался по карьерной лестнице. Начиная с мелких транспортных чиновников, в итоге он стал главой РосАвиации. Алексей с самого детства имел предрасположенность к этой сфере, и он добился того, чтобы реализовать свои способности и быть преданным своей природе, что показывает такой мотив трудовой деятельности индивида как самореализация).

25.3

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопросы.

1) Обоснуйте роль деятельности в формировании личности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)

2) Какие формы (виды) деятельности выделяют учёные? (Назовите любые три формы (вида) деятельности по одному любому критерию.)

3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему влияние каждой из этих форм (видов) деятельности на личность (всего три примера.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и раскрывать влияние данной формы/вида на личность.)

Пояснение

1. Деятельность представляет собой способ взаимодействия человека с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя. В ходе деятельности человек приобретает навыки и умения, осваивает новые социальные роли, накапливает опыт взаимодействия с обществом, что способствует формированию личности. Также благодаря деятельности человек познаёт себя, свои предпочтения, определяет жизненные цели и достигает их, становясь личностью. Более того, деятельность создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов. Таким образом, деятельность играет важную роль в формировании личности.

2. Игра, учение, труд

3.

1. Игра. Например, во время игры в дочки-матери Ирина учит свою дочь уходу за малышом, что в будущем сформирует у дочки Ирины ответственность за ребенка и любовь к детям.

2. Труд. Например, Василий во время работы официантом убирал столы, так как это была одна из его обязанностей. Дома Василий выработал привычку всегда убирать за собой благодаря его работе

3. Учение. Например, в школе на уровне физики Константин узнал различные физические явления и законы, что позволило ему смотреть на мир с научной точки зрения



Тема №16 «Социализация»



п/п

Задание

19.1

В рамках процесса социализации в школе автор предполагает следующие направления:

1) развитие интеллекта;

2) совершенствование эмоциональной сферы, уверенности в себе;

3) мотивация самосовершенствования.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами каждое из этих проявлений социализации. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите направление. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ:

1. Ученик седьмого класса Арсений каждый день изучают в школе основы алгебры геометрии. Эти знания развели у него аналитический склад ума и способность к быстрому счету, что развил его интеллект (развитие интеллекта)

2. Благодаря урокам литературы в школе ученица пятого класса Маша стала увереннее чувствую себя на публичных выступлениях, так как в школе регулярно приходилось рассказывать стихотворение перед всем классом (совершенствование эмоциональной сферы, уверенности в себе)

3. Ученик девятого класса Лёва получил двойку по истории за несложный тест, а его одноклассники получили 4 и 5. Чтобы не быть изгоем в классе, Лёва решил подучить следующую тему. За новый тест он получил заслуженную пять, так как улучшил свои знания и был готов к любому вопросу (мотивация к само самосовершенствованию)

Тема № 19 «Потребности человека»


п/п

Задание

22

Андрей К. любит свою работу, постоянно повышает свою квалификацию, ему важно признание ценности его труда. В свободное время он в качестве волонтёра занимается проблемами беженцев. Какой вид потребностей человека иллюстрирует деятельность Андрея К.? Назовите любые два других вида потребностей человека и охарактеризуйте сущность каждого из них (приводить примеры конкретных потребностей не нужно).

Пояснение

1) ответ на первый вопрос — социальные;

2) другие виды с соответствующей характеристикой, допустим:

  • духовные (идеальные) социальные потребности, например: связаны с внутренним миром человека, порождены его стремлениями к истине, добру и красоте;

  • биологические потребности, например: всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, связанные с необходимостью полноценного осуществления функций, являющихся жизненно важными.



6