СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. 27. "Экономика как наука и система хозяйства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал "Экономика как наука и система хозяйства" включает теорию и практику, предназначен для подготовки к ЕГЭ и уроков обществознания 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 27. "Экономика как наука и система хозяйства"»

5


Тема №27: «Экономика как наука и система хозяйствования»



п\п

Проблема

Содержание


Эко­но­ми­ка имеет двой­ствен­ный смысл: 1) наука 2) си­сте­ма хо­зяй­ство­ва­ния


1

Характеристика экономики как науки


А


Смысл понятия экономики как науки


Экономика как наука - наука о хо­зяй­стве, управ­ле­нии, от­но­ше­ни­ях между лю­дь­ми, а также лю­дь­ми и окру­жа­ю­щей сре­дой, воз­ни­ка­ю­щи­ми в про­цес­се про­из­вод­ства, рас­пре­де­ле­ния, об­ме­на, по­треб­ле­ния про­дук­та, благ, услуг. (появилась в XVII в.)


Эко­но­ми­ка как наука исследует, как в усло­ви­ях огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов удо­вле­тво­рить по­сто­ян­но рас­ту­щие по­треб­но­сти.

К при­зна­кам экономики как науки от­но­сят

  • рас­чет, про­гноз, но­виз­ну, си­стем­ность, до­ка­за­тель­ность.

Б


Главные вопросы экономики



Главные вопросы экономики как науки

  1. Что производить (какие товары или услуги должны быть предложены потребителю)?

  2. Для кого производить (т.е. кто сможет их приобрести)?

  3. Как производить (какими способами и с помощью, каких средств можно получить необходимый результат)?


Решение данных вопросов характерно для любого типа экономических систем (традиционная, плановая, рыночная, смешанная)


Основная проблема экономики – проблема распределения ограниченных ресурсов (денежные сред­ства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов)

В


Экономические науки






















Макроэкономика и микроэкономика

1

Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики в целом. Основателем макроэкономики является Джон Кейнс.

К макроэкономическими проблемам относятся:

  • экономический рост

  • экономические циклы

  • безработица

  • общий уровень цен

  • денежное обращение

  • государственный бюджет

  • ВВП и ВНП

На мак­ро­эко­но­ми­че­ском уров­не ана­ли­зи­ру­ет­ся де­я­тель­ность трех субъ­ек­тов: фирмы, до­мо­хо­зяй­ства и го­су­дар­ства

2

Микроэкономика изучает экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов –

  • проблемы потребителя и производителя

  • структура рынка и рыночное равновесие

  • издержки и затраты производства

  • спрос и предложение

На мик­ро­эко­но­ми­че­ском уров­не ана­ли­зи­ру­ет­ся де­я­тель­ность двух субъ­ек­тов: фирмы и до­мо­хо­зяй­ства.

2

Характеристика экономики как системы хозяйствования


А

Смысл понятия экономики как системы хозяйствования.










Экономика как система хозяйствования - сфера де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ная на про­из­вод­ство, рас­пре­де­ле­ние, обмен и по­треб­ле­ния не­об­хо­ди­мых благ услуг.


Главная проблема экономики как системы хозяйствования

состоит в удовлетворении постоянно растущих человеческих потребностей за счет ограниченных ресурсов планеты.


Так, если в средние века большая часть людей на планете удовлетворяла свою потребность в пище, занимаясь земледелием и скотоводством, то в наше время ресурсов Земли уже не хватит, чтобы прокормить всех людей таким образом.


Задача экономики как раз и состоит в том, чтобы создать систему производства, которая позволит при ограниченных земельных ресурсах прокормить возрастающее население планеты.

Б

Понятие блага

Виды благ

Блага – все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.


Виды благ: свободные (даровые), общественные, экономические


Сво­бод­ные блага (даровые) - блага, не­об­хо­ди­мость про­из­вод­ства и рас­пре­де­ле­ния ко­то­рых не су­ще­ству­ет, по­сколь­ку их пред­ло­же­ние на­столь­ко ве­ли­ко, что цена равна нулю. При­ме­ром да­ро­вых благ яв­ля­ют­ся сол­неч­ный свет, воз­дух и т. п.


Общественные блага – блага, про­из­во­ди­мые го­су­дар­ством, предо­став­ля­е­мые граж­да­нам на рав­ных пра­вах. Это блага, доступ к которым осуществляется свободно, но государство тратит финансовые средства для их создания и поддержания. Создание общественных благ является одной из экономических функций государства. К ним можно отнести, например, уличное освещение, прокладка автомобильных и железных дорог.


Предприниматели не могут являться производителями общественных благ из-за недостаточности средств


Признаки общественных благ:

  1. при­знак не­ис­клю­че­ния — прак­ти­че­ски не­воз­мож­но ис­клю­чить че­ло­ве­ка из круга по­тре­би­те­лей дан­но­го блага. Например, парк, его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно: от респектабельного бизнесмена до граждан с низким уровнем благосостояния.

  2. при­знак не­кон­ку­рент­но­сти в по­треб­ле­нии — по­треб­ле­ние блага одним че­ло­ве­ком не умень­ша­ет воз­мож­но­стей по­треб­ле­ния его дру­гим. К примеру, вы на велосипеде перемещаетесь по дороге. Дорога при этом и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты.

  3. при­знак не­де­ли­мо­сти — благо нель­зя раз­ло­жить на от­дель­ные еди­ни­цы. К примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов. Все россияне пользуются этим благом. При этом невозможно определить его объем: какие армии конкретно сейчас задействованы для обороны России, в каком количестве? 


Экономические блага - это такие блага, которых мало, и спрос на них выше, чем предложение. В качестве примера, можно привести еду, одежду, жилье, средства передвижения и т.д. Экономические блага делятся на 2 вида: товары и услуги.


Если отделять экономическое благо от свободного, следует рассмотреть такие признаки:


  1. Необходимость усилий. Если природные блага существуют сами по себе, для производства экономических благ необходимы труд людей, материальные ресурсы и участие человека в процессе производства.

  2. Ограниченность ресурса. Все, что производит человек, может заканчиваться, но при этом продукты труда неспособны сами возобновляться.

  3. Возможность оценки в денежном эквиваленте. Ресурсы и вещи могут иметь финансовую стоимость, отражающую все расходы на производство и ценность для людей. Свободные блага нельзя измерить деньгами.

4

Этапы создания и потребления экономических благ

(институты экономики)


Процесс создания экономических благ и услуг делится на четыре этапа:

Производство, распределение, обмен, потребление


1) производство – сам процесс производства создания блага. Подразделяется на:

    а) материальное производство, то есть создание товаров (книг, телефонов);

     б) нематериальное производство, то есть оказание услуг (образование, услуги автосервисов или салонов красоты).

Производство невозможно без инфраструктуры


инфраструктура – совокупность тех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства. Подразделяется на производственную и социальную

производственная инфраструктура – вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (транспорт, связь)

социальная инфраструктура – сфера, которая обеспечивает необходимые социально-культурные условия жизни работников производства и их семей (жилищное и коммунальное хозяйство)


2) распределение –

а) связующее звено между производством и обменом, деление произведенного экономического продукта между субъектами производства.

б) доведение товаров и услуг до конечного потребителя с помощью оптовой и розничной торговли


3) обмен – движение товара от одного владельца к другому, формой обмена является торговля


4) потребление – использование продукта в процессе удовлетворения потребностей (потребность - присущая человеку нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности его организма, обеспечения безопасности или получения удовольствий)



Тренинг по теме «Экономика как наука и система хозяйствования» Часть 1


п/п

Задание

1

Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

  1. Основная проблема экономики состоит в том, как удовлетворить постоянно растущие потребности общества за счет ограниченных ресурсов

  2. В зависимости от объекта исследования выделяют микроэкономику и макроэкономику

  3. Экономика оказывает влияние на другие сферы общественной жизни

  4. Одной из задач экономики является правовое регулирование производственных отношений

  5. Развитие экономики полностью определяется эффективностью государственного контроля

2

Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 1) Одним из пред­ме­тов изу­че­ния мак­ро­эко­но­ми­ки яв­ля­ют­ся про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия по­тре­би­те­лей и про­из­во­ди­те­лей в усло­ви­ях рынка.

2) Микроэкономика изу­ча­ет роль го­су­дар­ства в ре­гу­ли­ро­вании экономики.

3) Экономика как наука изу­ча­ет спо­со­бы хозяйствования, от­но­ше­ния между хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъектами.

4) Ученые изу­ча­ют как общие за­ко­но­мер­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния экономики, так и ло­каль­ные про­бле­мы ве­де­ния ры­ноч­но­го хозяйства.

5) Экономика как наука за­ро­ди­лась в ан­тич­ные времена.

3

Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Экономику как науку ил­лю­стри­ру­ет изу­че­ние спо­со­бов ис­поль­зо­ва­ния огра­ни­чен­ных ресурсов.

2) Экономику как науку ил­лю­стри­ру­ет про­из­вод­ство то­ва­ров пи­ще­вой промышленности.

3) Экономика вы­сту­па­ет как наука в про­цес­се внед­ре­ния новых тех­но­ло­гий в сель­ское хозяйство.

4) Экономика как наука вклю­ча­ет со­во­куп­ность зна­ний о хо­зяй­стве и свя­зан­ной с ним де­я­тель­но­сти людей.

5) Экономика как наука вклю­ча­ет ма­те­ри­аль­ное и не­ма­те­ри­аль­ное производство.

4

Существуют различные значения понятия «экономика». Какие положения иллюстрируют экономику в значении «наука»? Запишите цифры, под которыми они указаны

  1. Определение факторов производства, необходимых для улучшения снабжения населения продовольственными товарами

  2. Оказание парикмахерских услуг

  3. Изучение спроса на моющие средства

  4. Производство лекарственных препаратов

  5. Оптовая продажа партии холодильников

  6. Расчёт динамики изменения курса валют

5

Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики.

2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки.

3) Взаимодействие экономических систем на мировом уровне изучает макроэкономика.

4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки.

5) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.

6

Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах

2) Познавательная функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития страны

3) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики

4) Воспитательная функция проявляется в формировании определённого мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества

5) Практическая функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

7

На экономическом форуме был представлен ряд докладов. Какие из докладов темы которых приводятся ниже, были посвящены экономике как науке? Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) Основы рационального питания дошкольников.

2) Прогнозирование изменения структуры рынка занятости в постиндустриальном обществе.

3) Деятельность финансовых институтов в условиях глобализации.

4) Принципы успешного рекламирования товаров для детей и подростков.

5) Технологии заготовления природного сырья в хозяйстве народов Крайнего Севера.

6) Прогнозирование колебания цен на энергоресурсы в условиях кризиса.

8

Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»:

ПРИМЕРЫ

 

СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА»

А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы

Б) покупка товара в магазине

В) разработка планов развития национальной экономики

Г) открытие сети химчисток

Д) выплата налогов фирмой

 

 

1) экономика как наука

2) экономика как хозяйство


 A

Б

В

Г

Д








9

Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. К неэкономическим благам все люди имеют свободный равный доступ.

  2. Одна из классификаций экономических благ предполагает их разделение по времени использования (долговременные, недолговременные).

  3. К общественным благам можно отнести государственное здравоохранение и систему образования.

  4. Равное предоставление гражданам экономических благ – одна из обязанностей государства.

  5. Одним из признаков экономических благ является отсутствие конкуренции в их потреблении.

10

Установите соответствие между примерами и видами благ:



ПРИМЕРЫ

БЛАГА

А) солнечный свет

Б) жилой дом

В) сила ветра

Г) цветочная клумба

Д) дождевая вода

1) даровые

2) экономические

А

Б

В

Г

Д







11

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

  «Согласно современному пониманию, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью ________(А), которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.

Как и всякая наука, экономика выполняет прежде всего ________(Б). Она теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чём суть, причины, последствия ________(B) (как банки делают деньги, каковы причины инфляции и т.п.). На основе анализа реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует ________(Г) экономического поведения.

Экономика выполняет и ________(Д). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации, предлагает рецепты действий. Эта функция экономики тесно связана с ________(Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) ограниченные ресурсы 2) принципы 3) экономический кризис

4) экономические процессы 5) национальная экономика 6) духовная культура

7) познавательная функция 8) общественные блага 9) практическая функция

А

Б

В

Г

Д

Е








12

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«_______ (А) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, _______ (Б) они за него или нет. В отличие от них, частные блага доступны в потреблении и приносят пользу только _______ (В). Практически невозможно организовать _______ (Г) общественных благ, индивиды с удовольствием пользуются их эффектами, но избегают за них платить, например безбилетники. _______ (Д) должно брать на себя заботы о производстве общественных товаров и организовывать совместную оплату гражданами. Главными свойствами общественных благ являются неисключаемость и неконкурентность. В большинстве стран государство не только финансирует поставку подобных благ за счёт _______ (Е), но и непосредственно организует их создание силами общественного сектора».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. владелец 2) общественное благо 3) государство 4) налоги 5) платить

6) рассчитывать 7) продажа 8) полезность 9) частная собственность

А

Б

В

Г

Д

Е








13

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Важная черта потребностей — они никогда не могут быть полностью удовлетворены, тогда как возможности для их удовлетворения ограничены имеющимися _________ (А). Ведь человек так устроен, что его желания обычно превышают возможности по _________ (Б) товаров, их утоляющих. На этом основании был даже сформирован _________ (В) возвышения потребностей, который говорит, что они увеличиваются быстрее производства товаров. Ещё в позапрошлом веке была отмечена закономерность Энгеля, которая гласит, что с ростом _________ (Г) уменьшается доля затрат, связанных с продуктами первой необходимости. Иными словами, лишь самая малая часть _________ (Д) уходит на продовольствие, тогда как основные траты приходятся на предметы _________ (Е)».

Список терминов:

  1. закон 2) ресурсы 3) возможности 4) роскошь 5) благосостояние

  1. производство 7) потребление 8) распределение 9) доход

А

Б

В

Г

Д

Е









Для справки:


Закон Энгеля (англ. Engel’s laws) — закономерность, предложенная немецким учёным Эрнстом Энгелем в 1857 году, согласно которой поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потребления высококачественных товаров и услуг при сокращении потребления низкокачественных.


Часть 2


п/п

Задание

21-24

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Общественные блага


Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счёт общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют ещё и общественные «антиблага» - явления, равномерно налагающие издержки на группу людей. В экономической теории для их обозначения применяется термин «внешние эффекты». Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок. Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объёме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других. Потребление чистых общественных благ не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

 

21. В чём, на взгляд авторов, заключается сущность общественных благ? Какова их главная особенность?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Сформулирована сущность общественных благ:

  • общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

2. Определена особенность общественных благ:

  • общественные блага оплачиваются за счёт общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке.


22. Авторы выделяют группу общественных «антиблаг». Укажите, опираясь на текст, объяснение смысла понятия «антиблага». Приведите, опираясь на текст, три любых примера. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свободные (естественные) блага».


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Сформулировано определение антиблаг, например:

  • явления, равномерно налагающие издержки на группу людей.

2. Приведены примеры, допустим:

  • тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата;

  • загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей;

  • радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия.

3. Объяснен смысл понятия, например:

— свободные (естественные) блага — объекты и явления, созданные природой и предоставляемые людям в неограниченном количестве, то есть их совокупный объем превышает общественную потребность в них.


23. Авторы характеризуют чистые общественные блага и чистые частные блага. Опираясь на текст, приведите характеристики каждого из видов благ, проиллюстрируйте каждый вид благ одним конкретным примером.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Приведены характеристики благ, например:

— чистое общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет, индивидуальное потребление подобных благ практически невозможно;

— чистое частное благо — благо, которое приносит полезность только покупателю, приобретается и потребляется индивидуально, не принося пользы другим людям.

2. Приведены конкретные примеры, допустим:

общественные блага:

1) городские власти обустроили новый парк с озером, местами для прогулок горожан, гулять, дышать воздухом, заниматься спортом там могут все желающие проводить в парке досуг;

2) муниципальные власти осуществляют регулярную уборку улиц;

3) патрульно-постовая службы следит за безопасностью на дорогах и т. д.

частное благо:

1) гражданин приобрёл тур на популярный морской курорт, где отдохнул в течение двух недель, плавая и загорая;

2) гражданка посетила фитнес-клуб, где провела индивидуальную тренировку;

3) гражданка сделала в спа-салоне массаж.

 

24. На основании текста и знания обществоведческого курса проведите сравнение общественных и частных благ, приведя две общие позиции и две различные позиции.


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Приведены две общие позиции, например:

  • и общественные, и частные блага способны приносить пользу потребителям, удовлетворяя их конкретные потребности и интересы;

  • производство и общественных, и частных благ предполагает определённые затраты производственных ресурсов, соединения факторов производства.

2. Приведены две различные позиции, допустим:

  • если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок;

  • чистые общественные блага не обладают исключительностью в потреблении, их могут потреблять все, частное благо производится с учётом потребности отдельного потребителя и им же потребляется.

25

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «общественные блага»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о трех конкретных примерах общественных благ;

− одно предложение, раскрывающее признак неконкурентности в потреблении общественных благ.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

26

В любой эко­но­ми­че­ской си­сте­ме не­об­хо­ди­мо ре­шать три глав­ных во­проса эко­но­ми­ки. На­зо­ви­те эти во­про­сы и при­ве­ди­те три при­ме­ра со­от­вет­ству­ю­щих ре­ше­ний этих во­про­сов в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.

Ответ:

1. Глав­ные во­про­сы эко­но­ми­ки:

- что про­из­во­дить?

- как про­из­во­дить?

- для кого про­из­во­дить?

2. При­ме­ры ре­ше­ния этих во­про­сов в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке, на­при­мер:

  • фер­мер решил пе­ре­рас­пре­де­лить свои по­сев­ные пло­ща­ди в поль­зу кар­то­фе­ля в связи с ро­стом цен на этот про­дукт;

  • вла­де­лец ти­по­гра­фии за­ку­пил новое ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ное по­ли­гра­фи­че­ское обо­ру­до­ва­ние, тре­бу­ю­щее мень­ше ра­бо­чих и про­вел со­кра­ще­ние со­труд­ни­ков;

  • ру­ко­вод­ство ча­со­во­го за­во­да ре­ши­ло про­из­во­дить до­ро­гие часы с хо­ро­шим ме­ха­низ­мом, ори­ен­ти­ру­ясь на бо­га­тых по­тре­би­те­лей.

26

(2)

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три финансовых инструмента увеличения сбережений домохозяйств. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)

26 (2)

Примеры финансовых инструментов

1) банковские депозиты / сберегательные сертификаты (например, гражданин открыл трёхлетний депозит под 10 % годовых, по которому он ежемесячно получает проценты);

2) вклады в паевые инвестиционные фонды / негосударственные пенсионные фонды (например, супружеская пара открыла счёт в негосударственном пенсионном фонде, ежемесячно перечисляя на него определённую сумму денег, доход от управления этими сбережениями в разные годы составлял 5-15 % годовых);

3) игра на разнице курсов мировых валют (например, гражданка на свои сбережения приобрела крупную сумму иностранной валюты; после заметного повышения обменного курса гражданка продала валюту, приумножив свои сбережения в рублях).

26 (3)

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три социальных института экономической сферы. (Сначала назовите институт, затем приведите соответствующий пример). (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)

26 (3)

  1. банки (например, банк «Успех» выпустил карты с привлекательными условиями действия)

  2. рынок (например, объем рынка такси города Н превысил 2 млрд рублей, он отличается большим разнообразием и высоким качеством услуг)

  3. фирмы (например, фирма «Комфорт-Сервис» занимается обслуживанием жилья в новом микрорайоне города Н.)

26 (4)

Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).

Ответ:

Общественные блага:

  • уличное освещение;

  • бесплатное школьное образование;

  • городские парки.

Объяснения:

  1. у государства имеется больше возможностей для производства общественных благ, так как оно не руководствуется прибылью от их продажи, получая налоги с населения;

  2. организация производства общественных благ является частью социальной политики государства.

29

«Вся экономика – это наука о том, как люди принимают решения». (Д. Дьюзенберри)

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л.Питер)

«Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает».

(П. Буаст)



Основные термины и проблемы лекции:


  • Смысл понятия экономика как наука и система хозяйствования

  • Главные вопросы и проблема экономики

  • Что изучают макроэкономика и микроэкономика

  • Смысл понятия блага

  • Виды благ

  • Институты экономики






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!