СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. 32. "Рынок. Конкуренция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал "Рынок. Конкуренция" включает теорию и практику, предназначен для подготовки к ЕГЭ и уроков обществознания

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 32. "Рынок. Конкуренция"»

4


Тема №32: «Рынок. Конкуренция»


п\п

Проблема

Содержание

1

Понятие

рынок

совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг

2

Условия возникновения рынка

  • общественное разделение труда

  • экономическая обособленность производителей

  • самостоятельность производителя

3

Признаки

рынка

  • нерегулируемое предложение - производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить

  • нерегулируемый спрос - потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать

  • нерегулируемая цена - цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения

4

Функции

рынка

Наименование функции

Сущность

Посредниче­ская

Соединение производителей товаров и их потре­бителей

Ценообразо­вания

Установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара

Информаци­онная

Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары

Регулирую­щая

«Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами

Санирующая (оздорови­тельная)

«Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство не­рентабельных предприятий и процветание об­щественно полезных производств


5

Параметры рынка







Спрос

























Предложение















Эластичность спроса и предложения



Точка равновесия



Под параметрами понимаются определенные внешние характеристики объекта, позволяющие оценивать его состояние.

К основным параметрам рынка относятся:

  1. спрос,

  2. предложение,

  3. эластичность спроса и предложения.

  4. равновесная цена и равновесный объем предложения (точка равновесия).


  1. Спрос это – количества товаров, которые покупатели хотят и могут купить при определенном уровне цен, в течение определенного промежутка времени. 


Не­це­но­вые фак­то­ры спро­са — фак­то­ры, вли­я­ю­щие на ве­ли­чи­ну спро­са, и не свя­зан­ные с ценой товара или услуги

  • доходы потребителей (при увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается).

  • вкусы, мода, реклама (изменение вкусов потребителя под влиянием моды и рекламы вызывает изменение спроса на товар).

  • количество потребителей (увеличение числа покупателей на рынке ведет к повышению спроса, уменьшение числа покупателей - к сокращению спроса).

  • цены заменителей (почти все товары на рынке имеют товары-заменители, выполняющие те же или почти те же функции, если цена на один из заменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар).

  • цены дополняющих товаров (некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленка или карты памяти, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот).

  • ожидания потребителя (спрос может изменяться от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости, такие как соль, спички, мыло и др.).



  1. Предложение это – количества товаров, которые производители хотят и могут продать по определенным ценам, в течение определенного промежутка времени.


  • цена сырья (рост цен на сырье вызывает рост себестоимости продукции, и увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары).

  • величина налогов (налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции).

  • количество производителей (при увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти).

  • погодные условия, сезонность — ведут к сезонному росту либо падению предложения.

  • дотации государства — повышают прибыль производителей и привлекают новых производителей в данную отрасль.

  • внедрение новых технологий в производство. Снижают издержки, а значит, стимулирую производство.


3) Спрос и предложение на товар могут изменяться под влиянием различных факторов. Такая способность спроса и предложения получила название их эластичности. Основным фактором, динамика которого порождает изменения спроса и предложения, является цена.


4) Точка равновесия. Она есть такое состояние рынка, когда все продавцы могут продать все, что хотят, а все покупатели могут купить все, что хотят, истратив все свои свободные средства. То есть, и покупатели, и продавцы полностью удовлетворены, спрос и предложение совпадают как по количеству, так и по структуре.

6

Классификация рынков

Основа классификации

Виды рынков

Действующее законода­тельство

  • легальный (законный)

  • нелегальный (теневой)

Товары и услуги

• потребительских товаров и услуг

• средств производства

• рабочей силы (рынок труда)

• инвестиций, т. е. долгосрочных вложений

• иностранных валют

• ценных бумаг (фондовые биржи)

• научно-технических разработок и инноваций

• информации

Пространст­венный при­знак

• мировой

• региональный

• национальный

• местный

По типу

конку­ренции

  • чистой (свободной) конкуренции

  • несовершенной конкуренции: чистой монопо­лии;

  • монополистической конкуренции;

  • олигопо­лии


7


Характеристика рынка по типу конкуренции




Чистая (свободная конкуренция)

Чистая
монополия

Монополистическая

конкуренция

Олигополия

  • отсутствие монополий, т.е. много продавцов

  • цены уста­нав­ли­ва­ют­ся в ре­зуль­та­те урав­ни­ва­ния спро­са и пред­ло­же­ния.



  • отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным продавцом данной продукции.

  • фирма диктует цену и осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения.

  • для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.

  • большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию.

  • ограниченный контроль над рыночными ценами.

  • вход и выход с рынка свободен.

  • каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы.

объединение двух или небольшого количества фирм, скупающее весь товар, придерживающее его на определенный срок и далее выпускающее его в торговлю по искусственно завышенным ценам

!!!запрещено законом



8

Инфраструктура рынка

(биржа)


Рыночная инфраструктура — это различные учреждения, предприятия, организации, обслуживающие различные виды рынков, создающие благоприятные условия для их эффективного функционирования


К инфраструктуре рынка относятся экономические институты, связывающие рынок в единое целое:

  • Банки и другие кредитно-финансовые организации.

  • Инвестиционные компании.

  • Страховые компании.

  • Суды. Отвечают за разрешение споров между хозяйствующими субъектами.

  • Биржи. Биржа - это оптовый рынок, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара. Биржи делят на товарно-сырьевые, фондовые, валютные.

  1. Товарная биржа - рынок, где торгуют стандартными взаимозаменяемыми товарами, такими как нефть, зерно или металлы.

  2. Фондовая биржа - рынок, где торгуют ценными бумагами (акциями, облигациями) и иными финансовыми документами.

  3. Биржа труда - это государственная структура, помогающая в трудоустройстве, посредник между работодателями и наемными работникам.

  • Транспортная сеть.

  • Система коммуникаций.

  • Информационные сети

9

Понятие

экономической конкуренции

Конкуренция (экономическая) - со­пер­ни­че­ство между участ­ни­ка­ми ры­ноч­но­го хо­зяй­ства за луч­шие усло­вия про­из­вод­ства и купли-про­да­жи то­ва­ров

10

Виды конкуренции производителей

  1. В зависимости от методов конкуренция бывает добросовестная и недобросовестная


Добросовестная конкуренция – честные и законные методы соперничества, не вступающие в противоречие с общепринятыми нормами ведения бизнеса:

  • повышение качества товара;

  • разработка маркетинговой стратегии и применение рекламы;

  • снижение или увеличение цены;

  • распродажи и акции;

  • улучшение сервисного обслуживания.


Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат законодательству и деловой этике, и могут причинить вред деловой репутации конкурентов, нанести им финансовый ущерб.

Методы недобросовестной конкуренции:

  • шантаж, порча имущества, нанесение телесных повреждений;

  • промышленный шпионаж;

  • незаконное использование технологий, запатентованных конкурентами;

  • подделка продукции конкурентов;

  • создание схожих логотипов или названий, созвучных существующим торговым маркам. Например, ABIBAS вместо ADIDAS;

  • распространение неправдивой информации о конкурентах, их продукции и услугах;

  • демпинг — намеренное снижение цены, ниже экономически оправданного уровня;

  • уклонение от уплаты налогов и, как следствие, возможность снизить цены за счет снижения издержек;

  • переманивание персонала конкурирующей фирмы: речь идет о высококвалифицированных работниках.

  1. Отраслевая конкуренция

  • внутриотраслевой:

  • межотраслевой;

  • межнациональной.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между производителями или продавцами, работающими в одной отрасли. Они производят или продают товары-аналоги, различающиеся по цене, модельному ряду, качеству. Причем внутриотраслевая конкуренция может быть:

  • предметной;

  • видовой.

Предметная конкуренция – та, при которой фирмы-соперники выпускают идентичный товар. Он может лишь незначительно отличаться по качеству. Пример: российские производители постельного белья средней ценовой категории – «СайлиД», «MONA LIZA», «AMORE MIO».

Видовая конкуренция – тип соперничества, при котором компании производят товар одного вида: обувь, одежду, мебель, но при этом он различается по каким-либо серьезным параметрам. Например, обувная фабрика «РИМАЛ» производит доступную по цене детскую обувь для абсолютно здоровых деток, а компания «МЕГА Ортопедик» специализируется на пошиве ортопедических моделей.


Межотраслевая или функциональная конкуренция – это борьба представителей разных отраслей. Например, жители Москвы могут добраться до Сочи как железнодорожным транспортом, так и самолетом. Первый дешевле, второй – экономит время. Но в целом и тот, и тот транспорт помогает путешественнику достичь цели.



Межнациональная конкуренция – конкурентная борьба двух стран. Ее целью может быть не только завоевание как можно более обширного рынка сбыта, но и престиж на мировой арене. Пример: противостояние США и СССР в области освоения космоса.

11

Методы конкуренции

Пытаться обойти конкурентов можно двумя путями: снижая цену или предлагая более привлекательные условия, но по тем же расценкам.

Первая стратегия – ценовая конкуренция. Например, только открывшаяся химчистка предлагает 20-процентную скидку на свои услуги. Владелец бизнеса прекрасно понимает, что в дальнейшем не сможет удержать такую низкую цену, но в краткосрочном периоде стратегия обеспечит большой приток клиентов, и если им понравится обслуживание, вероятно, они станут обращаться еще и еще.


Хорошее обслуживание – это уже неценовая конкуренция, которая большинством покупателей ценится выше, чем более низкая цена и возможные скидки. Снижение цены наше подсознание воспринимает более агрессивно, вынуждая придирчиво искать подвох. Методы же неценовой конкуренции (запоминающаяся реклама, удобные условия поставки, красивая упаковка, другие маркетинговые уловки) кажутся более благородными, хотя если копнуть глубже, разницы оказывается никакой.

12

Последствия конкуренции


Позитивные черты конкуренции

Негативные черты конкуренции


1) Способствует снижению затрат для потребителей.

1) Постоянное разорение многих товаропроизводителей.


 

2) Создаёт возможность выбора ассортимента товаров/услуг для потребителя.

2) Возможно использование нечестных методов борьбы (продажи по демпинговым ценам, подкуп работников, шантаж, промышленный шпионаж и др.) Честные методы предусматривают расширение ассортимента, повышение качества, постпродажное обслуживание и пр.

3) Ограничивает возможность монополизации, препятствуя возникновению монополий, которые могут поднимать цены, снижать качество и т. д., пользуясь единоличным положением на данном рынке.

3) Высокие затраты на рекламу, которые в конечном счёте ложатся на потребителей. Если есть конкуренты, нужно выделять товар/услугу из множества альтернатив.

4) Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. Например, создаются новые товары, изменяются тарифы. Конкуренты также стремятся не уступать друг другу, чтобы не потерять потенциальных покупателей/пользователей.

4) Чрезмерная эксплуатация ресурсов. Возможные экологические нарушения.

5) Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции. Конкуренты стремятся привлечь покупателей/пользователей именно к себе.



13

Понятие монополии

  1. исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству

  2. союз предпринимателей, создаваемый с целью исключить потери прибыли

  3. мо­но­по­лизм — это такая си­ту­а­ция на рынке, когда опре­де­лен­ный товар про­из­во­дит огра­ни­чен­ное ко­ли­че­ство про­из­во­ди­те­лей, воз­мож­но даже один.

14

Виды монополий



  1. естественные монополии - право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)

  2. искусственные монополии - объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли


Тренинг по теме «Рынок» Часть 1


п/п

Задание

1

Какое слово про­пу­ще­но в таблице?

 ФУНКЦИИ РЫНКА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Информационная

Рынок предо­став­ля­ет информацию о ценах, де­фи­ци­тах и из­быт­ке товара

Регулирующая

С по­мо­щью рыночного ме­ха­низ­ма экономика пе­ре­рас­пре­де­ля­ет свои ре­сур­сы в поль­зу того или иного товара

...

Рынок свя­зы­ва­ет воедино про­из­во­ди­те­лей и потребителей


2

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рынок».

1) спрос 2) директивное планирование 3) предложение

4) равновесная цена 5) потребитель 6) дефицит

3

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Рынок сырьярынок землирынок ресурсоврынок трударынок оборудования.

4

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют рынок труда.

1) безработица 2) квалификация 3) про­жи­точ­ный минимум

4) валюта 5) занятость 6) бюджет

5

В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства 2) чистая конкуренция 3) местный рынок

4) рыночный дефицит 5) монополия 6) рынок услуг

6

Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок услуг 2) совершенная конкуренция 3) региональный рынок

4) рынок товаров 5) олигополия 6) рыночный дефицит

7

На рынке пред­став­лен только один про­из­во­дитель электроэнергии, по­став­ля­ю­щий её фир­мам и в жилой сек­тор области Z. Вы­бе­ри­те в приведённом ниже спис­ке характеристики дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) олигополия 2) рынок услуг 3) региональный рынок

4) рынок товаров 5) монополия 6) местный рынок

8

В стране В только три фармакологических компании, выпускающие лекарственные препараты, пользующиеся спросом у больных. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок товаров и услуг 2) фондовая биржа 3) монополия

4) национальный рынок 5) олигополия 6) мировой рынок

9

Поставку продуктов питания в магазины города Р осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители‚ так и отдельные фермерские хозяйства. Найдите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок информации 2) дефицит продукции 3) чистая (совершенная) конкуренция

4) рынок товаров 5) местный рынок 6) олигополия

10

Выберите верные суждения о монополистической конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. при монополистической конкуренции вход и выход с рынка свободен.

  2. при монополистической конкуренции продавцы реализуют взаимозаменяемые товары.

  3. в условиях монополистической конкуренции решающее значение при выборе товаров имеют ценовые факторы.

  4. для монополистической конкуренции характерно большое число продавцов на рынке.

  5. монополистическая конкуренция характерна для рынка полностью идентичных товаров.

11

Ниже приведён перечень факторов. Все они, за исключением двух, относятся к факторам сокращения спроса.

1) удачная рекламная кампания; 2) негативные отзывы покупателей о товаре; 3) падение доходов населения; 4) уменьшение издержек производства; 5) уменьшение цен на взаимозаменяемые товары; 6) появление ожидания падения цены на товар.


Найдите два примера, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

12

Ниже приведён перечень факторов. Все они, за исключением двух, относятся к факторам сокращения предложения.

1) повышение налога на прибыль; 2) банкротство трех фирм-производителей; 3)увеличение цен на сырье;

4) рост доходов потребителей; 5) рост издержек; 6) появление моды на данный товар.


Найдите два примера, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

13

Найдите в списке неценовые факторы спроса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) цены на сопряженные товары

2) количество продавцов на рынке

3) уровень доходов потребителей

4) предписания моды

5) ставки налогов на производителя

6) импортные таможенные пошлины

14

Выберите из приведённого ниже списка факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары.

  1. снижение количества производимых товаров

  2. увеличение доходов потребителей

  3. повышение налога на добавленную стоимость

  4. снижение цен на сырье для производства товаров

  5. повышение ставки потребительских кредитов

  6. интенсивная реклама товаров

15

Найдите в приведённом ниже спис­ке факторы, вли­я­ю­щие на по­вы­ше­ние спро­са на по­тре­би­тель­ские товары. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) рост цен на товары

2) по­вы­ше­ние на­ло­га на до­бав­лен­ную стоимость

3) сни­же­ние про­из­вод­ства товаров

4) ин­тен­сив­ная ре­кла­ма товаров

5) до­ступ­ность по­тре­би­тель­ских кредитов

6) уве­ли­че­ние до­хо­дов семей

16

Найдите в приведённом ниже списке факторы, которые могут способствовать повышению спроса на новую модель автомобиля. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) банки предоставляют автокредиты на выгодных для клиентов условиях

2) доходы семей выросли за прошедший год

3) производитель сократил выпуск других моделей автомобилей

4) производитель активно рекламирует новую модель автомобиля

5) цены на новую модель автомобиля выше, чем на старую модель

6) налог с продаж был повышен на 1%

17

Выберите верные суждения о функциях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. рынок обеспечивает всем гражданам высокий уровень доходов, достаточный для достойной жизни граждан.

  2. рыночный механизм побуждает производителей к созданию товаров с наименьшими затратами для получения максимальной прибыли.

  3. на рынке устанавливаются ценовые эквиваленты для обмена продуктов.

  4. рыночное регулирование — это сфера государственных интересов.

  5. рыночный механизм действует на основе централизованного государственного планирования деятельности хозяйствующих субъектов

18

Установите соответствие между примерами и видами конкуренции: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Примеры
А) в регионе Н рынок услуг мобильной связи поделён тремя крупными компаниями
Б) в стране Н железнодорожными перевозками занимается только одна компания
В) государство является единственным производителем военной техники
Г) в городе Н на рынке детских товаров действуют как крупные, так и малые фирмы
Д) в регионе Н на рынке медицинских услуг можно встретить и широко известные клиники, и совсем новые медицинские учреждения
Виды конкуренции
1. Чистая (совершенная) конкуренция
2. Олигополия
3. Монополия

А

Б

В

Г

Д

2

3

3

1

1


19

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг, называется ________ (А). Суть таких отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими ________ (Б), а также к удовлетворению платёжеспособного спроса ________ (В) на основе свободного взаимного соглашения, ________ (Г), эквивалентности, конкурентности. Материальную основу рыночных отношений составляет движение ________ (Д) и денег».

Список терминов:

  1. госплан 2) возмездность 3) прибыль 4) рынок 5) издержки 6) посредник

    1. благотворительность 8) покупатель 9) товар

А

Б

В

Г

Д

4

3

8

2

9


20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

A

Б

В

Г

Д

Е

 4

3

2

1

7

9

  «Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,________(Д) проводит ________(Е) политику ».

 

Список терминов:

 1) ассортимент 2) покупатель 3) продавец

4) монополия 5) конкуренция 6) товарищество

7) государство 8) разнообразный 9) антимонопольный


21

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из пред­лагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В системе ……(А), которые развиваются в нашей стране, своё место занима­ет рынок труда как одного из основных …..(Б). На этом рынке сталкиваются ин­тересы …..(В) и наёмных работников, которые представляют большинство населения страны. От функционирования рынка труда зависит многое в государстве. Рынок тру­да - важный и наиболее сложный …………(Г) рыночной экономики. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости и …..(Д). Существенное следствие процессов, происходящих на рынке труда, - безработица, - практически неизбежное явление общественной жизни. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, без­работица и рынок труда, актуальны для ……(Е) в целом и всех граждан.


Список терминов:

1) факторы производства 2) оплата труда 3) предприниматели 4) рыночные отношения

5) экономика 6) гражданин 7) работодатели 8) государство 9) компонент

А

Б

В

Г

Д

Е

4

1

7

9

2

5


22

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения _____(А). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и _____(Б). В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке устанавливается равновесная цена и определяется _____(В) в экономике. На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам _____(Г). Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и _____ (Д) (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д.). _____(Е) кроме денежного аспекта сделки включают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.».


Список терминов

1) доход 2) работодатель 3) индивид 4) уровень занятости 5) безработица

6) рабочая сила 7) трудовые договоры 8) дополнительные льготы 9) прибыль

А

Б

В

Г

Д

Е

6

1

4

3

8

7


21

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «конкуренция».

1) мо­но­по­лия 2) монопсония 3) кооператив

4) олигополия 5) совершенная конкуренция 6) корпорация

22

Выберите вер­ные суж­де­ния о ха­рак­те­ре ры­ноч­ных от­но­ше­ний и видах рын­ков и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) конкуренция про­из­во­ди­те­лей спо­соб­ству­ет улуч­ше­нию ка­че­ства товаров.

2) монополизация рынка ведет к сни­же­нию цен на то­ва­ры и услуги.

3) рынок сво­бод­ной кон­ку­рен­ции от­ли­ча­ет лег­кий вход на него для пред­при­я­тий и слож­ный выход.

4) рыночной кон­ку­рен­ции свой­ствен­на кон­ку­рен­ция потребителей.

5) в усло­ви­ях оли­го­по­лии воз­мо­жен кон­троль за ценой при тай­ном сговоре.

23

Выберите вер­ные суж­де­ния о кон­ку­рен­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

  1. конкуренция между про­из­во­ди­те­ля­ми вы­сту­па­ет ре­гу­ля­то­ром хо­зяй­ства во всех эко­но­ми­че­ских системах.

  2. в усло­ви­ях рынка кон­ку­рен­ция ведет к сни­же­нию из­дер­жек производства.

  3. одним из по­след­ствий кон­ку­рен­ции яв­ля­ет­ся ра­зо­ре­ние части производителей.

  4. главным видом кон­ку­рен­ции в усло­ви­ях рынка яв­ля­ет­ся кон­ку­рен­ция по­тре­би­те­лей за луч­шие то­ва­ры и услуги.

  5. конкуренция сти­му­ли­ру­ет рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда.

24

Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны. 

  1. под конкуренцией понимается сотрудничество между участниками рыночного хозяйства для объединения усилий по улучшению условий производства и купли-продажи.

  2. конкуренция ограничивает возможность создания монополий.

  3. конкуренция способствует стремлению производителей к удешевлению производства и внедрению более рациональных методов хозяйствования.

  4. конкуренция способствует снижению расходов на рекламу.

5) конкуренция создаёт возможность выбора для потребителя.


См. доп.материал (№10 – анализ графической информации)



Часть 2

п/п

Задание

25

(1)

Используя обществоведческие знания,

  1. раскройте смысл понятия «рынок»

  2. составьте два предложения:

  • одно предложение, содержащее информацию о трех видах рынка в зависимости от степени свободы конкуренции

  • одно предложение, раскрывающее сущность санирующей функции рынка

25

(2)

Используя обществоведческие знания,

  1. раскройте смысл понятия «рынок труда»

  2. составьте два предложения:

  • одно предложение, содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда.

  • одно предложение, раскрывающее любую из особенностей спроса на рынке труда

26

(1)

Рынок спортивной одежды области Z поделён между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены. Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой выбор поясните. Назовите любые два других типа конкурентных рынков.

26

(2)

Назовите любые три фактора, влияющих на формирование спроса, и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

26

(3)

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три не­це­но­вых фак­то­ра фор­ми­ро­ва­ния спроса.


26 (4)

Экономисты выделяют ряд факторов, влияющих на формирование и изменение спроса на определённые товары. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние на спрос изменения цены замещающих товаров (взаимозаменяемых товаров)

26

(5)

Перечислить несовершенства конкуренции и проиллюстрировать примером каждый из них.


26 (6)

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние конкуренции на развитие производства.


28

(1)

План «Рынок и рыночная система»


28

(2)

План «Экономическая конкуренция» («Конкуренция производителей»)


29

  1. «Спрос и пред­ло­же­ние – это про­цесс взаимного при­спо­соб­ле­ния и координации». (П. Т. Хейне)

  2. «Пока вы не по­ня­ли потребителя, вы не смо­же­те по­нять су­ще­ства де­я­тель­но­сти ва­ше­го предприятия» (Т. Питере).

  3. «Действительными хозяевами рыночной экономики являются потребители». (Л. Мизес)




КЛЮЧИ


26

(2)

В правильном ответе должны быть названы факторы и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) сезонность (например, в холодное время года в России растёт спрос на зимнюю одежду и инвентарь для зимних видов спорта, тогда как спрос на лёгкую одежду и предметы для пляжного отдыха невысок);

2) уровень доходов потребителей (например, из-за экономического кризиса покупательная способность населения страны Х. упала, что привело к сокращению спроса на украшения из драгоценных металлов);

3) изменение вкусов и предпочтений (например, в стране Х. появилась мода на юбки клеш у девушек, что привело к росту спроса на них).

4) изменение числа потребителей (например, с началом туристического сезона население города Анапа увеличивается за счет приезжих туристов, спрос на продукты питания растет).