СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ – это не только повторение теоретического материала, но и систематическая работа практической направленности. Работа с текстами различных стилей, их лингвистический и литературоведческий анализ часто вызывает у обучающихся определённые трудности.

Материал для подготовки

(1)Я закинул руки за голову. (2)Высоко-высоко, в сереньком, чуть размытом над далёким Енисеем небе различил две мерцающие звёздочки, величиной с семечко таёжного цветка майника. (3)Звёзды всегда вызывают во мне чувство сосущего, тоскливого успокоения своим лампадным светом, неотгаданностью, недоступностью. (4) Если мне говорят: «тот свет», - я не загробье, не темноту воображаю, а вот эти мелконькие, удалённо помаргивающие звёздочки. (5)Странно всё-таки, почему именно свет слабых, удалённых звезд наполняет меня печальным успокоением? (6)А что тут, собственно, странного? (7)С возрастом я узнал: радость кратка, преходяща, часто обманчива, печаль вечна, благотворна, неизменна. (8)Радость сверкнёт зарницей, нет, молнией скорее и укатится перекатным громыханьем. (9)Печаль светит тихо, как неугаданная звезда, но свет этот не меркнет ни ночью, ни днём, рождает думы о ближних, тоску по любви, мечты о чём-то неведомом, то ли о прошлом, всегда томительно сладком, то ли о заманчивом и от неясности пугающе-притягательном будущем. (10)Мудра, взросла печаль – ей миллионы лет, радость же всегда в детском возрасте, в детском обличье, ибо всяким сердцем она рождается заново, и чем дальше в жизнь, тем меньше её, ну вот как цветов – чем гуще тайга, тем они реже.

(11)Но при чём тут небо, звёзды, ночь, таёжная тьма?

(12)Это она, моя душа, наполнила всё вокруг беспокойством, недоверием, ожиданием беды. (13)Тайга на земле и звёзды на небе были тысячи лет до нас. (14)Звёзды потухали или разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. (15)И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, по ветру, птица отрывала шишку от кедра, клевала орехи и сорила ими в мох. (16)Нам только кажется, что мы преобразовали всё, и тайгу тоже. (17)Нет, мы лишь ранили её, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнём. (18)Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались. (19)Тайга всё так же величественна, торжественна, невозмутима. (20)Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. (21)Но обман этот удаётся до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только воньмёшь её могуществу, почувствуешь её космическую пространственность и величие.

( По В.Астафьеву)

  1. Выделите присутствующие в тексте темы и микротемы:

а ) величие природы;

б) человек и его деятельность;

в) радость и печаль от общения с тайгой;

г) таинственность звёзд;

д) человек – покоритель природы;

2. Определите стиль текста: а) научный;

б) публицистический;

в) художественный;


3.В каком предложении отражается авторская позиция?

3) 9) 13) 21)


4. Определите тип речи в предложениях 16 – 18 :

а) повествование;

б) описание;

в) рассуждение;

г) описание и рассуждение.


  1. В каком предложении присутствует вводное слово?

2) 6) 7) 12)


6. Выпишите из предложений 15-17 все частицы


7. Выпишите из предложения 4 слово, образованное приставочно-суффиксальным способом


  1. Среди предложений 15-20 укажите сложноподчинённые с придаточными изъяснительными.


9. Определите количество грамматических основ в предложении 7.


10. Из предложений 9-12 выделите то, которое присоединяется к предыдущему с помощью лексического повтора.


11. Среди предложений 5-9укажите бессоюзное сложное.


12. Из предложения 7 выпишите словосочетания со связью примыкание.


  1. Определите средства художественной изобразительности:

А что тут, собственно, странного? –

Мелконькие звёздочки –

Сверкнёт зарницей –

Деревья умирали и рождались –

Радость кратка, преходяща, часто обманчива, печаль вечна, благотворна, неизменна -

14. Из предложений 4-7 выпишите имя прилагательное, выступающее в роли существительного.

  1. В последнем абзаце укажите предложение с однородными членами, выраженными краткими прилагательными.




Ответы к заданиям:

1

а) б) в) г)

2

б)

3

21

4

В)

5

6

6

Только, лишь

7

загробье

8

16, 20

9

3

10

10

11

7

12

с возрастом узнал, часто обманчива

13

риторический вопрос, эпитет, метафора, олицетворение, антитеза

14

странного

15

19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!