СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение заданий № 22 ЕГЭ. Разбор и тренировка.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»

Задание №22.

  1. Замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок. С чем это связано?

  1. при замораживании вода замерзает и расширяется, при этом нарушается целостность тканей, клеток органоидов;

  2. после оттаивания из вакуолей клеток вытекает клеточный сок, содержащий сахаристые вещества.

  1. Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

  1. деревья вступает симбиоз с грибами;

  2. корни растений получает дополнительное минеральное питание, растения легче переносят неблагоприятные условия.

  1. Какие процессы обеспечивают передвижению воды и минеральных веществ по растению.

  1. из корня в листья воды и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транскрипции, в результате которой возникает сосущая сила;

  2. восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среды.

  1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах?

  1. фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), т.к. в них имеются хлоропласты;

  2. по мере созревания хлоропласты превращаются в хлоропласты, в которых фотосинтез не происходит.

  1. Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?

  1. хемосинтетики образуют органические вещества из неорганических;

  2. они относятся к продуцентам и в экосистемах составляют первое звено в цепи питания.

  1. Что такое условный рефлекс и какова его роль в жизни животного?

  1. рефлексы, приобретаемые животными и человеком в течении жизни, формируемые на базе безусловных;

  2. способствует приспособлению организма к конкретным условиям существованию.

  1. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, одинаковые молекулы иРНК, весь набор аминокислот и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

  1. матрицей для синтеза молекул белка являются молекулы иРНК, а не рибосомы;

  2. иРНК одинаковые, в них закодированы одна и та же первичная структура белка.

  1. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы. Почему их называют «придонными фильтрами».

  1. беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками;

  2. пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов.

  1. У собаки выработан условный слюноотделительный рефлекс на световой сигнал. Во время подачи условного раздражителя (зажигание лампочки) раздается резкий громкий звук, и условный рефлекс (выделение слюны) не проявляется. Какое явление описано ткаков его механизм?

  1. описано внешнее торможение условного рефлекса;

  2. под действием нового раздражителя в коре больших полушарий возникает новый очаг возбуждения, и условный рефлекс затухает.

  1. Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека?

  1. процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне;

  2. осуществляется нейро-гуморальная регуляция химического состава плазмы.

  1. Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?

  1. разнообразие видов, наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов;

  2. питание видов разнообразной пищей (широкая пищевая, специализация).


  1. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

  1. антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека;

  2. нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.

  1. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

  1. для фотосинтеза необходимы лучи красной и синей части спектра;

  2. в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

  1. Почему пострадавшего с подозрением на перелом позвоночника нельзя сажать или переносить на спине?

  1. В позвоночнике располагается спинной мозг. Кости могут сместиться и защемить нервы или спинной мозг, что грозит полной инвалидностью.

  2. Транспортировать пострадавшего следует в горизонтальном положении, стараясь не нарушать позу, в которой он находится.

  1. Почему при повреждении ребер и нарушении герметичности грудной клетки накладывают повязку из воздухонепроницаемого материала?

  1. Герметичный материал не дает воздуху попасть в грудную полость, иначе дышать этим легким пострадавший не сможет.

  2. Повязку накладывают после глубокого выдоха больного, чтобы обеспечить плотное прилегание.

  1. Почему после длительной однообразной физической работы необходим перерыв или отдых?

  1. Непрерывная однообразная работа вызывает утомление мышц, т.к. в них скапливаются продукты обмена веществ;

  2. После отдыха мышцы вновь способны сокращаться, т.к. кровь выносит вредные вещества из клеток.

  1. Какова правила оказания первой помощи при солнечном ударе и его профилактика?

  1. Пострадавшего переносят в прохладное место, освобождают туго стягивающую одежду, дают прохладное питье, обворачивают мокрой простыней.

  2. Солнечные процедуры полезны утром, нельзя находиться на солнце долго, голова должна быть прикрыта головным убором.

  1. Как оказать первую помощь при химическом ожоге?

  1. Если ожог вызван кислотой, то следует обработать этот участок питьевой водой. А если щелочью – то сильно разбавленной уксусной кислотой.

  2. Пораженную кожу следует промыть струей воды в течение 15 мин. Затем на поверхность кожи наложить стерильную повязку.

  1. Каковы правила оказания первой помощи при ожогах кипятком? Можно ли смазывать кожу растительным маслом или прижигать ее раствором йода?

  1. Обожженные участки кожи обливают холодной водой, освободив их от одежды. Затем накладывают стерильную повязку.

  2. Нельзя использовать растительные масла и раствор йода, т.к. они усиливают ощущение боли и замедляют заживление ран.

  1. Каковы признаки обморожения и правила оказания первой помощи?

  1. При обморожении кожа бледнеет, затем теряет чувствительность, потом мертвеет.

  2. При переохлаждении больного следует внести в теплое помещение, снять холодную одежду, укутать, дать обильное теплое питье.

  1. Каковы меры профилактики кишечных заболеваний?

  1. Мыть руки перед едой. Овощи фрукты мыть под проточной водой, не пить сырую воду.

  2. Приготовленные продукты питания необходимо держать закрытыми, чтобы на них не попадала пыль или насекомые. В пищу употреблять хорошо прожаренные рыбу и мясо.

  1. Объясните, почему при оказании медицинской помощи для обработки ран используют раствор перекиси водорода?

  1. Живые клетки содержат фермент каталазу, которая расщепляет перекись водорода на воду и кислород;

  2. Атомарный кислород обеззараживают рану, а вода смывает микроорганизмы из ран.

  1. Почему чистка зубов предотвращает разрушение эмали?

  1. В ротовой полости создаются благоприятные условия для размножения микроорганизмов, чистка зубов значительно уменьшает их численность.

  2. Микроорганизмы (бактерии) в процессе жизнедеятельности выделяют кислоты, которые при воздействии на эмаль взаимодействуют с солями кальция, предотвращая их в растворимые соли.

  1. Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой – у смородины, выросшей из стеблевого черенка?

  1. У капусты после прищипки главный корень не будет развиваться, что позволит увеличить число боковых и придаточных корней, - это стержневая корневая система.

  2. У смородины от стеблевого черенка будут развиваться придаточные корни – это мочковатая корневая система.

  1. Почему листья после осеннего листопада в парках не следует сжигать?

  1. Сжигание листвы способствует сгоранию органического слоя почвы, ведет к гибели обитателей почвы;

  2. В состав образовавшейся золы входят ядовитые вещества, которые накопили растения за вегетационный период, и после дождя они вновь попадут в растения.

  1. Раствор какого вещества называют физиологическим и почему его используют медики при обезвоживании человека?

  1. Это 0,9% раствор хлорида натрия;

  2. Концентрация солей в этом растворе такая же как в плазме крови, поэтому этот раствор приводит к норму состав крови.

  1. С какой целью генетики определяют расстояние между генами в группе сцепления?

  1. Зная расстояние между генами, генетики составляют генетические карты;

  2. Генетические карты позволяют управлять наследственной информацией.

  1. Какая генетическая закономерность помогает селекционерам в поиске интересующих его мутаций у культурных растений для создания нового сорта?

  1. Согласно закону В.В.Вавилова, виды и роды, генетические близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости;

  2. Зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть наличие параллельных форм у других родственных видов.

  1. Почему налеты саранчи на агроценозы считают бедствием?

  1. Саранча питается листьями растений, собираясь в огромные стаи, они опустошают поля, человек остается без урожая;

  2. В почву саранча откладывает огромное количество яиц, из которых в будущем появится новая волна потомства.

  1. Объясните, какие знания о наследственной информации позволяют составлять генетические карты?

  1. Гены, расположенные в определенных локусах одной хромосомы составляют группу сцепления, которое может нарушаться кроссинговером. Чем дальше расположены гены друг от друга, тем чаще происходит кроссинговер.

  2. Вычисляя процент кроссинговера, генетики определяют расстояние между генами (1% равен расстоянию равному 1 морганиде).

  1. Чем опасно для человека заражение печеночным сосальщиком, и какие меры предосторожности необходимо соблюдать.

  1. Печеночный сосальщик является паразитом человека, питается кровью печени, выделяет в нее ядовитые вещества.

  2. Нельзя пить сырую воду, использовать плохо прожаренное или проваренное мясо и печень животных.

  1. Почему человеку рекомендуется для приготовления пищи использовать йодированную соль?

  1. Иод является микроэлементом, при его недостатке или избытке нарушаются процессы обмена веществ.

  2. Иод входит в состав гормона щитовидной железы – тироксина.

  1. Каково значение полива и подкормки плодовых деревьев, какая форма изменчивости проявляется при этом, в чем состоит ее особенность?

  1. Полив и подкормка способствуют лучшему развитию вегетативных и генеративных органов культурных растений, получению хороших урожаев;

  2. Проявляется модификационная изменчивость, т.к. признаки изменяются в пределах нормы реакции и не передаются по наследству.

  1. Почему у человека соматические мутации не передаются по наследству?

  1. Они возникают в клетках тела и исчезают со смертью организма;

  2. В половом размножении человека принимают участие гаметы, которые не содержат таких мутаций.

  1. Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка?

  1. С ДНК информация переписывается на иРНК, которая переносит ее из ядра к рибосоме, иРНК служит матрицей для сборки молекулы белка;

  2. тРНК присоединяют аминокислоты и доставляют их к месту сборки молекулы белка – к рибосоме.

  1. Какова цитологическая причина рождения детей с синдромом Дауна, какой метод исследования позволил генетикам ее установить?

  1. В соматических клетках таких людей 47 хромосом, что является результатом нарушения мейоза при гаметогенеза;

  2. Цитогенетический, т.е. изучение кариотипа клетки в период интерфазы.

  1. В чем проявляется практическое значение для медицины закона В.В.Вавилова о гомологических рядах в наследственной изменчивости?

  1. Медицина в качестве моделей для изучения способов лечения болезней человека использует животных с подобными заболеваниями.

  2. Селекционеры ведут поиск интересующих их мутаций для создания новых сортов культурных растений.

  1. С какой целью применяют генеалогический метод исследования генетики человека?

  1. Для выявления характера наследования признаков: доминантного или рецессивного, сцеплен с полом или нет;

  2. Для прогнозирования вероятности проявления наследственных заболеваний у потомков.

  1. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака?

  1. У зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, ненаследственной) изменчивости;

  2. Проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня).

  1. Какие из перечисленных видов топлива – природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните.

  1. Созданию парникового эффекта способствуют природный газ и каменный уголь.

  2. При их сжигании образуется углекислый газ, который создает парниковый эффект.

  1. Кровеносная система насекомых не связана с транспортом газов. Каким образом они транспортируются по телу животных?

  1. транспорт газов у насекомых осуществляется через органы дыхания;

  2. дыхательная система насекомых представлена разветвленной сетью трахей, через которого доставляется кислород непосредственно к клеткам, а из клеток в трахеи поступает углекислый газ.

  1. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

  1. корни растений повреждают личинки;

  2. листья деревьев повреждают взрослые жуки.

  1. К каким по­след­стви­ям может при­ве­сти суже­ние от­вер­стия трех­створ­ча­то­го кла­па­на серд­ца у че­ло­ве­ка?

1) к на­ру­ше­нию по­ступ­ле­ния крови из пра­во­го пред­сер­дия в пра­вый же­лу­до­чек;

2) к за­стою крови в боль­шом круге кро­во­об­ра­ще­ния.

82. В чем про­яв­ля­ет­ся вред­ное вли­я­ние нар­ко­ти­ков на потом­ство че­ло­ве­ка?

1) Они вы­зы­ва­ют ген­ные му­та­ции.

2) Они вы­зы­ва­ют хро­мо­сом­ные му­та­ции у потом­ства.

83. По­че­му опас­но по­вы­ше­ние тем­пе­ра­ту­ры тела свыше 40 гра­ду­сов?

1) Про­ис­хо­дит де­на­ту­ра­ция бел­ков крови.

2) На­ру­ша­ют­ся их функ­ции.

83. Ка­ко­ва при­чи­на рож­де­ния детей с син­дро­мом Дауна?

1) Син­дром Дауна — это ге­не­ти­че­ская слу­чай­ность, ко­то­рая может воз­ник­нуть в любой семье. Чем стар­ше мать, тем выше риск рож­де­ния ре­бен­ка с такой па­то­ло­ги­ей.

2) Ге­ном­ная му­та­ция. По­яв­ле­ние лиш­ней хро­мо­со­мы в 21-ой паре из-за не рас­хож­де­ния в мей­о­зе.

84.В чем про­яв­ля­ет­ся вред­ное вли­я­ние му­та­ге­нов на ор­га­низм че­ло­ве­ка?

1) В про­яв­ле­нии раз­лич­ных му­та­ций.

2) Му­та­ции вы­зы­ва­ют на­след­ствен­ные бо­лез­ни или при­во­дят к ле­таль­но­му ис­хо­ду (смер­тель­ны).

85.Какой им­му­ни­тет вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся при вве­де­нии вак­ци­ны?

1) Ис­кус­ствен­ный ак­тив­ный им­му­ни­тет.

2) Ор­га­низм сам вы­ра­ба­ты­ва­ет ан­ти­те­ла.

86.По­че­му но­во­рож­ден­ные мень­ше бо­ле­ют, если сразу же после рож­де­ния по­лу­чи­ли мо­ло­ко ма­те­ри?

1) В мо­ло­ке ма­те­ри со­дер­жат­ся за­щит­ные белки — ан­ти­те­ла.

2) Ан­ти­те­ла спо­соб­ству­ют уни­что­же­нию чу­же­род­ных тел.

87. Что такое ма­ло­кро­вие (ане­мия)?

1) За­бо­ле­ва­ние, свя­зан­ное с низ­ким со­дер­жа­ни­ем ге­мо­гло­би­на в эрит­ро­ци­тах крови.

2) За­бо­ле­ва­ние, свя­зан­ное с низ­ким со­дер­жа­ни­ем эрит­ро­ци­тов в крови, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сла­бо­стью, блед­но­стью кожи.

88. По­че­му не­ко­то­ры­ми бо­лез­ня­ми че­ло­век бо­ле­ет по­втор­но?

1) После не­ко­то­рых за­бо­ле­ва­ний в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка об­ра­зу­ют­ся ан­ти­те­ла, фор­ми­ру­ет­ся им­му­ни­тет.

2) Ан­ти­те­ла про­тив не­ко­то­рых бо­лез­ней со вре­ме­нем раз­ру­ша­ют­ся, по­это­му че­ло­век может бо­леть по­втор­но.

89.Для чего из­ме­ря­ют пульс у че­ло­ве­ка?

1) Чтобы опре­де­лить ча­сто­ту со­кра­ще­ния серд­ца в ми­ну­ту.

2) Чтобы опре­де­лить или за­по­до­зрить раз­лич­ные за­бо­ле­ва­ния и со­сто­я­ния.

90. По­че­му людей раз­ных рас от­но­сят к од­но­му виду?

1) Люди всех рас имеют сход­ное стро­е­ние и про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти.

2) Люди всех рас имеют оди­на­ко­вый набор хро­мо­сом.

3) От меж ра­со­вых бра­ков рож­да­ет­ся потом­ство, спо­соб­ное к раз­мно­же­нию.

91. По­че­му для че­ло­ве­ка важно раз­но­об­раз­ное сба­лан­си­ро­ван­ное пи­та­ние?

1) Раз­ные про­дук­ты пи­та­ния со­дер­жат раз­ное ко­ли­че­ство пи­та­тель­ных ве­ществ (бел­ков, жиров, уг­ле­во­дов, ви­та­ми­нов и т.  д. ), по­это­му пища долж­на быть раз­но­об­раз­ной.

2) По­треб­ность в бел­ках, жирах, уг­ле­во­дах у че­ло­ве­ка за­ви­сит от воз­рас­та, пола, от энер­го­за­трат и т.  д. На­при­мер, детям для роста нужно боль­ше бел­ков, для по­жи­лых людей — мень­ше. Для нор­маль­но­го об­ме­на ве­ществ не­об­хо­ди­мо, чтобы ко­ли­че­ство энер­гии, по­сту­па­ю­щей с пищей, было равно за­тра­там энер­гии. Так как белки, жиры, уг­ле­во­ды со­дер­жат раз­лич­ное ко­ли­че­ство энер­гии, по­это­му пи­та­ние долж­но быть сба­лан­си­ро­ван­ным по со­дер­жа­нию этих ве­ществ.

92. Как из­ме­нит­ся со­став крови у аль­пи­ни­ста, не­де­лю на­хо­дя­ще­го­ся на боль­шой вы­со­те? По­че­му?

1) На боль­шой вы­со­те мало кис­ло­ро­да.

2) По­треб­ность в нем вос­пол­ня­ет­ся за счет уве­ли­че­ния ко­ли­че­ства эрит­ро­ци­тов.

93. Объ­яс­ни­те при­чи­ну скоп­ле­ния гноя при вос­па­ли­тель­ных про­цес­сах в тка­нях.

1) Гной об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те де­я­тель­но­сти лей­ко­ци­тов крови,

2) путем фа­го­ци­то­за лей­ко­ци­ты по­жи­ра­ют бак­те­рии, ино­род­ные тела и по­ги­ба­ют. Об­ра­зу­ет­ся гной.

94. В ра­ци­он че­ло­ве­ка долж­ны вклю­чать­ся не толь­ко белки, жиры и уг­ле­во­ды, но и ви­та­ми­ны? Чем это объ­яс­ня­ет­ся?

1) Ви­та­ми­ны нужны для нор­маль­но­го об­ме­на ве­ществ. Боль­шин­ство ви­та­ми­нов вхо­дят в со­став фер­мен­тов (яв­ля­ют­ся ко­фер­мен­та­ми).

2) В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка ви­та­ми­ны прак­ти­че­ски не об­ра­зу­ют­ся. По­это­му они долж­ны по­сту­пать с пищей (рас­ти­тель­но­го и жи­вот­но­го про­ис­хож­де­ния).

95. По­че­му эрит­ро­ци­ты раз­ру­ша­ют­ся, если их по­ме­стить в ди­стил­ли­ро­ван­ную воду? Ответ обос­нуй­те.

1) Кон­цен­тра­ция ве­ществ в эрит­ро­ци­тах выше, чем в воде.

2) Из-за раз­но­сти кон­цен­тра­ции вода по­сту­па­ет в эрит­ро­ци­ты, объем эрит­ро­ци­тов уве­ли­чи­ва­ет­ся, вслед­ствие чего они раз­ру­ша­ют­ся.

96. Чем ар­те­ри­аль­ное кро­во­те­че­ние от­ли­ча­ет­ся от ве­ноз­но­го?

1) При ар­те­ри­аль­ном кро­во­те­че­нии кровь алого цвета бьёт из раны фон­та­ном.

2) При ве­ноз­ном кро­во­те­че­нии кровь тем­но­го цвета, течет стру­ей.

97. В чем от­ли­чие при­вив­ки от вве­де­ния ле­чеб­ной сы­во­рот­ки?

1) При при­вив­ке в ор­га­низм вво­дят вак­ци­ну (уби­тых или ослаб­лен­ных воз­бу­ди­те­ле бо­лез­ни, их яды), ор­га­низм сам вы­ра­ба­ты­ва­ет за­щит­ные ан­ти­те­ла.

2) Ле­чеб­ная сы­во­рот­ка со­дер­жит го­то­вые ан­ти­те­ла.

98. По­че­му че­ло­век в своём доме без­оши­боч­но на­хо­дит вы­клю­ча­тель, а в чужом не­ко­то­рое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?

1) В при­выч­ной об­ста­нов­ке услов­ный ре­флекс по­сто­ян­но под­дер­жи­ва­ет.

2) В не­при­выч­ной об­ста­нов­ке услов­ный ре­флекс уга­са­ет.

99. По­че­му надо уда­лять ушную серу из на­руж­но­го слу­хо­во­го про­хо­да?

1) В на­руж­ном слу­хо­вом про­хо­де, ве­ду­щем от ушной ра­ко­ви­ны к ба­ра­бан­ной пе­ре­пон­ке, по­сто­ян­но вы­де­ля­ет­ся ушная сера. Она со­дер­жит смяг­ча­ю­щие и про­ти­во­мик­роб­ные ве­ще­ства.

2) На­коп­ле­ние ушной серы может при­ве­сти к за­ку­пор­ке на­руж­но­го слу­хо­во­го про­хо­да, сни­же­нию эла­стич­но­сти ба­ра­бан­ной пе­ре­пон­ки и ухуд­ше­нию слуха.

100. По­че­му в го­ря­чих цехах для уто­ле­ния жажды ре­ко­мен­ду­ют пить под­со­лен­ную воду?

1) У че­ло­ве­ка в го­ря­чих цехах на­ру­ша­ет­ся водно-со­ле­вой ба­ланс в связи с по­те­рей вме­сте с потом воды и ми­не­раль­ных солей.

2) Под­со­лен­ная вода вос­ста­нав­ли­ва­ет нор­маль­ный водно-со­ле­вой ба­ланс между тка­ня­ми и внут­рен­ней сре­дой ор­га­низ­ма.

101. Что про­изой­дет с клет­ка­ми эпи­те­ли­аль­ной ткани, если их по­ме­стить в воду? Ответ обос­нуй­те.

1) Кон­цен­тра­ция ве­ществ в клет­ке выше, чем в окру­жа­ю­щей её воде.

2) Вода по­сту­па­ет в клет­ку, объем ко­то­рой уве­ли­чи­ва­ет­ся.

3) Под дав­ле­ни­ем воды плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на раз­ры­ва­ет­ся, клет­ка по­ги­ба­ет.

102. К каким по­след­стви­ям может при­ве­сти на­ру­ше­ние де­я­тель­но­сти почек?

1) Из­ме­нит­ся хи­ми­че­ский со­ста­ва внут­рен­ней среды (по­вы­сит­ся кон­цен­тра­ция солей ).

2) Может про­изой­ти отрав­ле­ние ор­га­низ­ма про­дук­та­ми бел­ко­во­го об­ме­на.


103. В чём за­клю­ча­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ность до­вра­чеб­ной по­мо­щи че­ло­ве­ку при от­кры­том пе­ре­ло­ме ко­стей пред­пле­чья?

1) Оста­но­вить кро­во­те­че­ние.

2) Обез­дви­жить ко­неч­ность, на­ло­жив шину для фик­са­ции двух бли­жай­ших су­ста­вов. Об­ра­тить­ся к врачу.

104. По­че­му че­ло­век слеп­нет, если у него на­ру­ше­ны функ­ции зри­тель­но­го нерва?

1) Раз­ли­че­ние зри­тель­ных раз­дра­же­ний про­ис­хо­дит в за­ты­лоч­ной зоне коры боль­ших по­лу­ша­рий.

2) При на­ру­ше­нии функ­ций зри­тель­но­го нерва нерв­ные им­пуль­сы не могут до­стиг­нуть зри­тель­ных цен­тров за­ты­лоч­ной зоны коры боль­ших по­лу­ша­рий.

105. Пеп­син — фер­мент, рас­щеп­ля­ю­щий белки в кис­лой среде же­луд­ка. Объ­яс­ни­те, по­че­му при по­па­да­нии в две­на­дца­ти­перст­ную кишку он те­ря­ет свою ак­тив­ность.

1) Пеп­син ак­ти­вен в кис­лой среде.

2) В ще­лоч­ной среде две­на­дца­ти­перст­ной кишки он те­ря­ет свою ак­тив­ность.  

106. Для со­хра­не­ния кле­ток эпи­те­ли­аль­ной ткани их по­ме­сти­ли в сте­риль­ную ди­стил­ли­ро­ван­ную воду. Од­на­ко через не­ко­то­рое время все клет­ки раз­ру­ши­лись. Объ­яс­ни­те, по­че­му?

1) Кон­цен­тра­ция ве­ществ в клет­ке выше, чем в окру­жа­ю­щей её воде.

2) Вода по­сту­па­ет в клет­ку, объем ко­то­рой уве­ли­чи­ва­ет­ся.

3) Под дав­ле­ни­ем воды плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на раз­ры­ва­ет­ся, клет­ка по­ги­ба­ет.

107. Что яв­ля­ет­ся при­чи­ной от­тор­же­ния пе­ре­са­жен­ных ор­га­нов и тка­ней?

При­чи­ной от­тор­же­ния пе­ре­са­жен­ных ор­га­нов и тка­ней яв­ля­ет­ся им­мун­ная ре­ак­ция ор­га­низ­ма на чу­же­род­ные клет­ки и белки.

108. Ука­жи­те ор­га­ны, вы­пол­ня­ю­щие в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка вы­де­ли­тель­ную функ­цию, и ве­ще­ства, ко­то­рые через них уда­ля­ют­ся.

1) Через лег­кие из ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка вы­во­дят­ся уг­ле­кис­лый газ, пары воды.

2) Через по­то­вые же­ле­зы уда­ля­ют­ся вода, не­боль­шое ко­ли­че­ство мо­че­ви­ны, солей.

3) Через почки про­ис­хо­дит уда­ле­ние ко­неч­ных про­дук­тов азот­но­го об­ме­на, солей, воды.

109. Какие виды тор­мо­же­ния услов­ных ре­флек­сов су­ще­ству­ют, и в каких слу­ча­ях они про­яв­ля­ют­ся?

1) Внеш­нее тор­мо­же­ние — воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те дей­ствия силь­но­го по­сто­рон­не­го раз­дра­жи­те­ля.

2) Внут­рен­нее тор­мо­же­ние — воз­ни­ка­ет при от­сут­ствии под­креп­ле­ния услов­но­го ре­флек­са.

110. В об­ра­зо­вав­шей­ся на теле че­ло­ве­ка ране кро­во­те­че­ние со вре­ме­нем при­оста­нав­ли­ва­ет­ся, од­на­ко может воз­ник­нуть на­гно­е­ние. Объ­яс­ни­те, ка­ки­ми свой­ства­ми крови это обу­слов­ле­но.

1) кро­во­те­че­ние при­оста­нав­ли­ва­ет­ся бла­го­да­ря свер­ты­ва­нию крови и об­ра­зо­ва­нию тром­ба;

2) на­гно­е­ние обу­слов­ле­но на­коп­ле­ни­ем от­мер­ших лей­ко­ци­тов, осу­ществ­ля­ю­щих фа­го­ци­тоз.

111. По­че­му аль­пи­ни­сты жа­лу­ют­ся, что на боль­ших вы­со­тах они не могут сва­рить го­ря­чий и креп­кий чай? Объ­яс­ни­те ответ, ис­поль­зуя зна­ния о стро­е­нии мо­ле­кул воды и её свой­ствах.

1) Ки­пе­ни­ем на­зы­ва­ет­ся про­цесс па­ро­об­ра­зо­ва­ния по всему объ­е­му воды. Вода за­ки­па­ет, когда дав­ле­ние внут­ри пу­зырь­ков во­дя­но­го пара ста­но­вит­ся боль­ше, чем ат­мо­сфер­ное дав­ле­ние сна­ру­жи. Тогда пу­зырь­ки рас­тут и вы­тал­ки­ва­ет­ся вверх силой Ар­хи­ме­да.

 

2) На боль­ших вы­со­тах ат­мо­сфер­ное дав­ле­ние ниже, чем на по­верх­но­сти земли. Чем ниже внеш­нее дав­ле­ние, тем ниже долж­но быть дав­ле­ние во­дя­но­го пара для ки­пе­ния воды, тем ниже тем­пе­ра­ту­ра за­ки­па­ния воды.

3) По­сколь­ку вода пе­ре­хо­дит в пар, так и не про­гре­ва­ясь до 100 гра­ду­сов, в ней плохо рас­тво­ря­ют­ся вку­со­вые ве­ще­ства чая.

112. Какие две важ­ней­шие про­бле­мы долж­ны ре­шать врачи при пе­ре­сад­ке ор­га­нов и тка­ней?

Врачи долж­ны ре­шать:

1) про­бле­му под­бо­ра до­но­ра, близ­ко­го по стро­е­нию его бел­ков к бел­кам ре­ци­пи­ен­та;

2) про­бле­му пре­одо­ле­ния им­мун­ных ре­ак­ций от­тор­же­ния пе­ре­са­жен­но­го ор­га­на

113. По­че­му фер­мен­ты слюны ак­тив­ны в ро­то­вой по­ло­сти, но те­ря­ют свою ак­тив­ность в же­луд­ке?

1) Для ра­бо­ты фер­мен­тов слюны нужна сла­бо­ще­лоч­ная среда.

2) В же­луд­ке же среда кис­лая. Кис­лая ре­ак­ция же­лу­доч­но­го сока тор­мо­зит фер­мен­та­тив­ную ак­тив­ность слюны.

114. В пи­ще­вом ра­ци­о­не че­ло­ве­ка ре­ко­мен­ду­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние «мор­ской ка­пу­сты» — ла­ми­на­рии. Какое зна­че­ние в нор­ма­ли­за­ции функ­ций ор­га­низ­ма имеет её упо­треб­ле­ние?

1) Ла­ми­на­рия — бурая во­до­росль в со­став ко­то­рой вхо­дит йод.

2) Йод не­об­хо­дим для нор­маль­ной ра­бо­ты щи­то­вид­ной же­ле­зы. Йод вхо­дит в со­став гор­мо­на ти­рок­си­на, ко­то­рый в свою оче­редь ре­гу­ли­ру­ет обмен ве­ществ и ра­бо­ту нерв­ной си­сте­мы

115. По­че­му бе­ре­мен­ной жен­щи­не опас­но упо­треб­лять мно­гие ле­кар­ства и ал­ко­голь? В какой пе­ри­од раз­ви­тия за­ро­ды­ша это осо­бен­но опас­но? Ответ по­яс­ни­те.

1) Ал­ко­голь и мно­гие ле­кар­ства — те­ра­то­ген­ные фак­то­ры — про­ни­кая через пла­цен­ту к за­ро­ды­шу на­ру­ша­ют его раз­ви­тие, вы­зы­ва­ют урод­ства.

2) Наи­бо­лее опас­но — на ста­дии ней­ру­лы, и по­сле­ду­ю­ще­го фор­ми­ро­ва­ния жиз­не­но­важ­ных ор­га­нов — в пер­вом три­мест­ре бе­ре­мен­но­сти.

116. Костя встре­чал друга на вок­за­ле и, чтобы пе­ре­ку­сить, купил себе ша­ур­му. Он знал, что перед едой надо мыть руки, по­это­му, пре­жде чем есть ша­ур­му, он протёр руки спе­ци­аль­ной влаж­ной сал­фет­кой. Тем не менее на сле­ду­ю­щий день ско­рая по­мощь за­бра­ла его в ин­фек­ци­он­ное от­де­ле­ние с силь­ней­шей пи­ще­вой ин­фек­ци­ей. Был по­став­лен ди­а­гноз ди­зен­те­рия. Объ­яс­ни­те, по­че­му Костя, не­смот­ря на при­ня­тые меры предо­сто­рож­но­сти, за­бо­лел? Ука­жи­те две воз­мож­ных при­чи­ны.

1. По­ми­мо мытья рук, ещё очень важно, чтобы сама еда была при­го­тов­ле­на с со­блю­де­ни­ем са­ни­тар­ных норм.

2. Также важно, от­ку­да взято мясо и дру­гие про­дук­ты. Если они из со­мни­тель­ных ис­точ­ни­ков, то есть ве­ро­ят­ность, что они со­дер­жат па­ра­зи­тов и бо­лез­не­твор­ные мик­ро­ор­га­низ­мы.

117. Вася схо­дил в гости к кол­ле­ге по ра­бо­те. Чи­сто­та еды и по­су­ды со­мне­ний не может вы­зы­вать, и руки перед едой мыли все. Тем не менее на сле­ду­ю­щий день у Васи по­яви­лись симп­то­мы силь­но­го пи­ще­во­го отрав­ле­ния и под­ня­лась тем­пе­ра­ту­ра. Был по­став­лен ди­а­гноз ки­шеч­ный грипп. Объ­яс­ни­те, по­че­му Вася, не­смот­ря на со­блю­де­ние пра­вил ги­ги­е­ны, за­бо­лел?

1) Ки­шеч­ный грипп пе­ре­даётся воз­душ­но-ка­пель­ным путём.

2) Кто-то из си­дя­щих за сто­лом был заражён ки­шеч­ным грип­пом и за­ра­зил Васю

118. По­че­му при бо­ко­вом зре­нии хуже вос­при­ни­ма­ет­ся цвет пред­ме­тов? Ответ по­яс­ни­те.

На сет­чат­ке глаза рас­по­ло­же­ны ре­цеп­то­ры двух типов: па­лоч­ки и кол­боч­ки. За ноч­ное и су­ме­реч­ное зре­ние от­ве­ча­ют, об­ла­да­ю­щие более вы­со­кой чув­стви­тель­но­стью па­лоч­ки, за цве­то­вое – кол­боч­ки.

1) Кол­боч­ки рас­по­ла­га­ют­ся в цен­тре сет­чат­ки (наи­боль­шая кон­цен­тра­ция жел­тое пятно).

2) При бо­ко­вом зре­нии изоб­ра­же­ние пред­ме­та фор­ми­ру­ет­ся на пе­ри­фе­рии сет­чат­ки, где кол­боч­ки от­сут­ству­ют, а име­ют­ся толь­ко па­лоч­ки.

119. На тро­пин­ках и рядом с ними в лесах и пар­ках люди вы­тап­ты­ва­ют землю. Объ­яс­ни­те, к каким на­ру­ше­ни­ям в жизни оби­та­те­лей почвы при­во­дит ин­тен­сив­ное вы­тап­ты­ва­ние в ме­стах мас­со­во­го от­ды­ха людей.

1) уплот­не­ние почвы при­во­дит к умень­ше­нию её воз­ду­хо­про­ни­ца­е­мо­сти и во­до­про­ни­ца­е­мо­сти и на­ру­ша­ет жиз­не­де­я­тель­ность рас­те­ний;

2) из-за умень­ше­ния воз­ду­хо­про­ни­ца­е­мо­сти почвы на­ру­ша­ет­ся ды­ха­ние оби­та­ю­щих в ней жи­вот­ных (чер­вей, на­се­ко­мых)

120. По­че­му люди, ра­бо­та­ю­щие в тайге в ве­сен­не-лет­нее время, не­ред­ко за­бо­ле­ва­ют тяжёлой бо­лез­нью — таёжным эн­це­фа­ли­том? Объ­яс­ни­те, как про­ис­хо­дит за­ра­же­ние.

1) в это время в тайге ак­ти­ви­зи­ру­ют­ся таёжные клещи, ко­то­рые, пи­та­ясь кро­вью зве­рей и птиц, ста­но­вят­ся пе­ре­нос­чи­ка­ми воз­бу­ди­те­лей эн­це­фа­ли­та;

2) клещи, по­пав­шие на кожу че­ло­ве­ка, при­са­сы­ва­ют­ся к ней и со слю­ной вно­сят в неё воз­бу­ди­те­лей эн­це­фа­ли­та

121. До­ка­жи­те, что по­се­ще­ние школь­ной сто­ло­вой со­про­вож­да­ет­ся как услов­но-ре­флек­тор­ны­ми, так и без­услов­но-ре­флек­тор­ны­ми ре­ак­ци­я­ми.

1) К услов­но-ре­флек­тор­ным ре­ак­ци­ям от­но­сит­ся вы­де­ле­ние слюны и же­лу­доч­но­го сока на звук школь­но­го звон­ка, вид и запах пищи.

2) К без­услов­ным ре­флек­сам от­но­сит­ся вы­де­ле­ние слюны и пи­ще­ва­ри­тель­ных соков во время еды.

122. В чем, на ваш взгляд, со­сто­ят пре­иму­ще­ства внут­рен­не­го опло­до­тво­ре­ния у жи­вот­ных по срав­не­нию с на­руж­ным? Ука­жи­те два таких пре­иму­ще­ства.

1) уве­ли­чи­ва­ет­ся ве­ро­ят­ность опло­до­тво­ре­ния, опло­до­тво­ре­ние в мень­шей сте­пе­ни за­ви­сит от внеш­них фак­то­ров.

2) умень­ша­ет­ся об­ра­зо­ва­ние из­быт­ка по­ло­вых кле­ток, то есть «ра­ци­о­наль­но» ис­поль­зу­ют­ся ре­сур­сы раз­мно­жа­ю­ще­го­ся ор­га­низ­ма.

123. Одна самка луны-рыбы вымёты­ва­ет до 300 мил­ли­о­нов ик­ри­нок. Объ­яс­ни­те, по­че­му чис­лен­ность этого вида не воз­рас­та­ет в водоёмах бес­пре­дель­но.

1) при на­руж­ном опло­до­тво­ре­нии у рыб в воде не все ик­рин­ки бы­ва­ют опло­до­тво­ре­ны;

2) до и после опло­до­тво­ре­ния ик­рин­ки рыб, об­ра­зо­вав­ши­е­ся маль­ки и мо­лодь гиб­нут бла­го­да­ря воз­дей­ствию на них абио­ти­че­ских и био­ти­че­ских фак­то­ров среды.

124. За­мо­ра­жи­ва­ние фер­мен­тов, в от­ли­чие от дей­ствия вы­со­ких тем­пе­ра­тур, не при­во­дит к по­те­ре ак­тив­но­сти фер­мен­тов в нор­маль­ных усло­ви­ях. Чем это объ­яс­ня­ет­ся?

1) фер­мен­ты яв­ля­ют­ся бел­ка­ми, по­это­му на­гре­ва­ние при­во­дит к их не­об­ра­ти­мой де­на­ту­ра­ции и по­те­ре ак­тив­но­сти;

2) низ­кие тем­пе­ра­ту­ры вы­зы­ва­ют об­ра­ти­мую де­на­ту­ра­цию бел­ков, и в нор­маль­ных усло­ви­ях они вос­ста­нав­ли­ва­ют свою струк­ту­ру и ак­тив­ность.

125. Объ­яс­ни­те, какие из­ме­не­ния в со­ста­ве крови про­ис­хо­дят в ка­пил­ля­рах боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния. Какая кровь при этом об­ра­зу­ет­ся?

1) в ка­пил­ля­рах боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния кровь те­ря­ет кис­ло­род и на­сы­ща­ет­ся уг­ле­кис­лым газом;

2) кровь из ар­те­ри­аль­ной ста­но­вит­ся ве­ноз­ной.

126. От одного растения земляники взяли несколько усов, укоренили их и получили взрослые растения, которые пересадили на другой участок плантации. Однако плоды у некоторых дочерних растений оказалось более мелкими, чем на материнском растении. Назовите используемый способ размножения земляники. Объясните причину появления мелких плодов.

1) растения были получены в результате бесполого вегетативного размножения;

2) различия растений обусловлены модификационной изменчивостью, связанной с различием условий внешней среды, в которых выращивались дочерние и материнские растения.

127. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;

2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.

128. Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания и его переносчиком?

1) возбудителем малярии переносят малярийные комары, развитие которых от яйца до взрослого насекомого происходит в воде;

2) возбудителем малярии является простейшее – малярийный плазмодий.

129. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распусканеия листьев, в их тычинках как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано?

1) Образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть ее теряется, оседая на почве, стволах деревьев и тд.

2) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше.

130. Крахмал –полисахарид, накапливающийся в клетках растений. Какую функцию он выполняет и как его можно обнаружить в клетках картофеля?

1) он является запасным питательным веществом, выполняет энергетическую функцию;

2) его можно обнаружить, если нанести на срез клубня картофеля каплю йода – появится синяя окраска;

131. У кукурузы образуется два типа соцветий: початок и метелка. Почему плоды образуются только в початке?

1) початок состоит из женских цветов, в которых образуются плоды – зерновки;

2) метёлка состоит из мужских цветков, которые образуют пыльцу, участвующую в оплодотворении.

132. Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.

1) сокращение численности волков сопровождается повышением численности оленей;

2) высокая численность оленей приводит к истощению их кормовой базы – ягеля.

133. Для каких целей используется искусственное оплодотворение в селекции растений и животных?

1) для создания сортов и пород с заранее запланированными свойствами;

2) в селекции животных – для получения наибольшего числа потомков от одного производителя.

134. Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления. Какая форма изменчивости имеет место в данном случае?

1) флагообразная крона формируется под воздействием внешних условий (ветра) и объясняется модификационной изменчивостью;

2) при вегетативном размножении с помощью черенков генотип не меняется, при отсутствии ветра формируется нормальная крона

135. Одна самка обыкновенной щуки откладывает 500 тысяч икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоёмах беспредельно.

1) при наружном оплодотворении в воде не все икринки бывают оплодотворены;

2) абиотические и биотические факторы вызывают массовую гибель мальков и икринок.

136. Почему рыхлят почву при выращивании растений?

1) в целях улучшения газообменав почве и дыхания растений;

2) в целях сохранения влаги в почве.

137. К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары?

1) к исчезновению некоторых видов животных и растений;

2) к изменению состава биоценоза, смене экосистеме.

138. Кровососущие насекомы - обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III, и даже IV порядков.

1) на теле растительноядного животного они – консументы II порядка;

2) на теле хищника они _ консументы III (IV) порядка.

139. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?

1) большинство ферментов – белки;

2) под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!