СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку  2018 год, по всем разделам.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»

Вариант 3

Начало формы

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

(1)Люди создали надёжное орудие — язык — и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (2)Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к языку, (….) изобрели книгопечатание. (3) Это случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрёл наборные литеры.


1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Язык помогает развитию науки и техники.

2. Книгопечатание оказало первую серьёзную помощь в улучшении языка.

3. Люди заставили науку и машины улучшать язык.

4. Первую серьезную помощь в развитии языка оказало изобретение книгопечатания.

5. Наборные литеры, изобретённые Иоганном Гуттенбергом, пришли на помощь языку.


2.Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропускав (2) предложении текста, запишите его.


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРУДИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОРУДИЕ, -я, ср.

1). Техническое приспособление, при помощи к-рого производится работа или какое-н. действие. О. производства. Сельскохозяйственное о. Орудия труда. Орудия лова (рыбацкие).

2). перен. Средство для достижения какой-н. цели. Язык — о. общения. О. в руках кого-н. (о том, кто покорно исполняет чью-н. волю).

3). Общее название артиллерийского оружия (пушка, гаубица, миномёт, мортира и др.). Артиллерийское о. Противотанковое о. Зенитное о.


4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

лекторОв

занятА

ходАтайствовать

добелА

кУхонный


5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1). Из хвойной древесины производят лучшую целлюлозу и газетную бумагу, ДРЕВЕСНЫЙ уголь, уксусную кислоту.

2). Профессиональные СПАСИТЕЛЬНЫЕ службы возникли там, где человеку грозила особая опасность — на воде и в горах.

3). Певица продемонстрировала РЕДКОСТНЫЙ артистизм в арии графини из «Свадьбы Фигаро» Моцарта.

4). Этот удивительный, ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ, неповторимый храм является украшением нашего города и всей России.

5). У меня сохранились тёплые ВОСПОМИНАНИЯ о походах в зоосад с бабушкой и родителями.


6. Отредактируйте предложение , исправьте лексическую ошибк, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В 1882 году в журнале «Москва» был напечатан первый серьёзный рассказ А. П. Чехова, этот положительный успех окрылил писателя,

и он решил сочетать занятия медициной и литературой.


7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

звук ИСЧЕЗ

без ПОГОН

ТРОЕ ножниц

с ДВЕСТИ рублями

МАЛЕНЬКИЙ домишко


8 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение построения предложения с причастным оборотом

1) Гулявшая женщина с собакой остановилась у витрины магазина.

Б) нарушение построения предложения с деепричастным оборотом

2) Психологи считают, что оратор не должен появляться перед публикой до начала своего выступления.

В) нарушение управления

3) Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом.


6) По приезде в Санкт-Петербург мы отправились на Дворцовую площадь.


7) Поднимаясь по лестнице, старику пришлось остановиться, чтобы передохнуть.


8) Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.


9) Бабушка не пропускала ни одной рубрики «Готовим вместе» в журнале «Теленеделе».


9.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 

  1. прик..сновение, несг..раемый, расст..латься

  2. укр..шения, р..скошный, загр..ждение

  3. м..тодика, ск..чок, погл..щение (влаги)

  4. подр..внять (волосы), распол..жение, откл..нение

  5. бл..стательный, пос..деть (от горя), прим..рять (спорщиков)



10.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)вз..ерошить, порт..ера, с..естной

2)с..подчинение, раз..чаровать, без..тказный

3)непр..взойдённый, пр..большой, сопр..частность

4)и..коверкать, ра..ширить, ра..торгнуть

5)на..граться, сверх..нвестиции, из..скать


11 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) въедл..вый,ключ..вой

2) изменч..вый, горош..нка

3) нищ..нка, тюл..вый

4) уклонч..вый, гуттперч..вый

5) больш..нство, потч..вать


12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1)невид...мый, загон..шь.

2)высуш...м, предъявля..шь

3)стро...вший, бор..шься

4)встрет...мся, задерж..шь.

5)увлека...мый, приемл..мый


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.


14 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.

2. (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.

3. И тот час (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.

4. (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.

5. Сегодня ТАК(ЖЕ), как вчера, у меня ничто не клеилось, за ЧТО(БЫ) я ни брался.


15 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Улица была вымоще(1)а и чисто подмете(2)а, по её обеим сторонам достроились деревя(3)ые домики, окута(4)ые золотой пылью заката.


16 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Иногда Куприн сам не выдерживал беспросветного горя и старался смягчить судьбу своих персонажей по своей писательской воле.

2. Можно открывать наугад том за томом сочинения Куприна и в каждом рассказе находить россыпи глубоких и разносторонних знаний.

3. Звезды светились на вершинах скал и над головой нет-нет да и срывалась долго дрожавшая одинокая звезда.

4. Рядом с нами ревело море и первобытный хаос ударял в берега и уходил обратно в клубящийся мрак и терялся там.

5. Он был не только прост со всеми но и временами застенчив.


17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Между деревьями вились (1) сплетаясь (2) и (3) расплетаясь (4) узкие тропинки (5) протоптанные местными ребятишками.


18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Живопись (1) с точки зрения (2) выдающегося французского художника Матисса (3) должна нести людям радость, доставлять наслаждение. Художник (4) по рассказам друзей (5) делал с натуры только набросок картины.


19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как только мы приехали в Японию (1) нас предупредили (2) что из- за густой облачности (3) нам вряд ли удастся увидеть знаменитую гору Японии Фудзияму (4) которую местные жители называют просто Фудзи.


20 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зеркало озера сплошь покрылось кружочками (1) будто бы какой-то ученик быстро рисовал карандашом кружки на чистом листе (2) и только прозрачные пузырьки свидетельствовали о том (3) что в воде идёт жизнь (4) играет там (5) и кормится рыба.


21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1)Ревность - чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.

(6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

(1)Осень пришла врасплох и завладела землёй: садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (2)Всё сразу стало осенним.

(3)В саду суетились синицы. (4)Крик их был похож на звон разбитого стекла. (5)Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.

(6)Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. (7)Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха. (8)Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

(9)Начался листопад. (10)Листья падали дни и ночи. (11)Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (12)Леса моросили дождём облетавшей листвы. (13)Этот дождь шёл неделями. (14)Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

(15)Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. (16)До тех пор я эту сказку никогда не слышал, — должно быть, Прохор её выдумал сам.

(17)- Ты гляди кругом, — говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть, — ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. (18)Гляди, объясняй. (19)А то скажут: зря учился. (20)К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомёк, что человек в этом деле — главный ответчик.

(21)Человек, скажем, выдумал порох. (22)Враг его разорви вместе с тем порохом! (23)Сам я тоже порохом баловался. (24)В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. (25)Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. (26)Дурак ударил по ним из обоих стволов и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. (27)А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. (28)Небось видел в лесу , есть лист жёлтый и есть лист красный. (29)До того времени вся птица зимовала у нас. (30)Даже журавль и тот никуда не подавался. (31 )А леса и лето и зиму стояли! (32)И в листьях, цветах и грибах. (33)И снега не было. (34)Не было зимы, говорю. (35)Не было! (36)Да на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость?! (37)Какой с неё интерес? (38)Убил дурак первую птицу, и загрустила земля. (39)Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. (40)И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. (41)Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

(42)— Что беречь?

(43)— Ну, скажем, птицу разную. (44)Или лес. (45)Или воду, чтобы прозрачность в ней была. (46)Всё, брат, береги, а то будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели.

(47)Я изучал осень упорно и долго. (48)Для того чтобы увидеть по- настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (49)Так было и с осенью. (50)Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (51)Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.

(52)Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба. (По К. Паустовскому *)

Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».


22 Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста. Укажите номера ответов.

1. В Солотче почти все старики плетут корзины.

2. Прохор рассказал мне знакомую с детства сказку.

3. Птица обиделась на человека за его жестокость.

4. Человек должен больше заботиться о себе.

5. Нужно смотреть на окружающий мир свежим взглядом.


23 Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1—5 представлено рассуждение.

2. Предложение 48 поясняет смысл предложения 47.

3. Предложения 40 и 41 противопоставлены по смыслу.

4. В предложениях 24—26 представлено повествование.

5. В предложениях 47—51 представлено рассуждение.

24 Из предложений 6—14 выпишите антонимы.

25 Среди предложений 9—14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм одного и того же слова. Напишите номер этого предложения.


26 «Непревзойдённый мастер словесного пейзажа, Константин Паустовский рассказывает нам грустную и поучительную сказку об осени, используя (А) ____ («живность», «невдомёк», «ружьишко») и яркие (Б) ____ («земля загрустила» в предложении 38, «осень смешала краски» в предложении 52). Синтаксическое средство выразительности (В) ____ (предложения 7, 11,39,40 и др.) позволяет автору детализировать своё повествование, а (Г) ____ (предложения 22, 31, 35) придают тексту особую экспрессивную лирическую тональность».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) разговорная лексика

3) оксюморон

4) парцелляция

5) обособленные члены предложения

6) антонимы

7) олицетворение

8) восклицательные предложения

9) фразеологизмы




















Вариант3





Вопрос

Правильный ответ

1

24

2

когда

3

2

4

лекторов

5

спасательные

6

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ

7

СДВУМЯСТАМИ

8

17495

9

14

10

24

11

23

12

145

13

НЕДОБРОЕ

14

ВНОВЬСНАЧАЛА

15

12

16

35

17

145

18

1345

19

1245

20

1234

21

16

22

24

23

123

24

ДНИ И НОЧИ

25

13

26

2718


Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема взаимоотношения человека и природы. (Каким должно быть отношение человека к природе?)

1. Человек должен бережно относиться к природе.

2. Проблема восприятия красоты природы. (Что необходимо для восприятия красоты природы?)

2. Необходимо пристально всмотреться в природу, чтобы увидеть её неповторимую красоту.

3. Проблема губительного влияния человека на природу. (В чём опасность бездумного отношения человека к природе?)

3. Человек своими действиями наносит вред не только природе, но и самому себе.

Конец формы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!