К ЕГЭ мы готовим детей систематически, планомерно на протяжении всех лет обучения в школе. Все части экзаменационной работы отрабатываются в том порядке, в котором они представлены. Я остановлюсь на подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Во 2 четверти мы будем разбирать задание 9. Презентация подготовлена для моих 10-классников.
Основная задача при выполнении задания это определить , к какой группе следует отнести гласную в корне того или иного слова.
Повторяем с детьми теорию, напоминаем, что чередование гласных зависит от разных факторов:
От суф.а ( Бер-бир)
От последующей согл раст-ращ.рос
От ударения гор-гар
От значения слова равн-ровн и т.д
Можно заметить , что самыми простыми для запоминания корнями являются жег-жиг блест-блист
Обращаем внимание на эти корни.
В 9 задании всего 15 слов Чтобы поратить меньше усилий, времени на это задание мы обратимся к алгоритму.
Алгоритм выполнения задания 9
1. Внимательно прочитать задание. Понять, какие гласные в итоге будут Вас интересовать проверяемые, непроверяемые или чередующиеся.
2. Какой бы ни была формулировка задания 9 ЕГЭ, начать с поиска слов, в которых происходит чередование в корне.
Вспомнить правила о чередовании, особенно значения чередующихся корней (например, в слове «загореть» есть чередование, так как речь идёт о загаре; в слове «гора» чередования нет, корень с таким значением не может чередоваться, гласная будет являться проверяемой).
Подчеркнуть (выделить) для себя слова с чередующимися гласными.
Далее выполнять пункт 3, либо пункт 4, либо пункт 5 алгоритма (в зависимости от формулировки задания).
3. Если в формулировке задания 9 ЕГЭ требуется найти строки с чередующимися гласными, то сразу вычеркнуть те, в которых вообще нет корней с чередованием.
После этого следует проанализировать остальные. Все ли три слова в ряду содержат чередование? Если да, то этот номер будет являться одним из ответов к заданию. Если нет, то ее необходимо вычеркнуть.
4. Если в формулировке задания 9 ЕГЭ требуется найти строки с проверяемыми гласными, то сразу вычеркнуть те, в которых все три слова содержат чередующиеся гласные.
После этого следует рассмотреть оставшиеся строки. Все ли три слова в строке содержат проверяемые гласные в корне? Если да, то номер этой строки будет являться одним из ответов к заданию. Если нет, то такую строку необходимо вычеркнуть. Её номер не будет ответом.
5. Если в формулировке задания 9 ЕГЭ требуется найти строки с непроверяемыми гласными, то сразу вычеркнуть те строки, в которых все три слова содержатся чередующиеся гласные.
После этого следует проанализировать оставшиеся строки. Все ли три слова в строке содержат непроверяемые гласные в корне? Если да, то номер этой строки будет являться одним из ответов к заданию. Если нет, то такую строку необходимо вычеркнуть. Её номер не будет ответом.
6. Внести в бланк ответов ЕГЭ номера тех строк, которые соответствуют формулировке задания. Ответов к заданию 9 ЕГЭ может быть два и более.
Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке как к ОГЭ, так и к ЕГЭ, я думаю, что алгоритм поможет детям справиться с заданием.