СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»

Вариант №4


1. Рассмотрите предложенную схему классификации мутаций. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

2. Рассмотрите таблицу «Учёные и сформулированные ими законы»и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

3. В ДНК на долю нуклеотидов с цитозином приходится 23%. Определите процентное содержание нуклеотидов с тимином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.


4. Все перечисленные ниже понятия, кроме трех, употребимы при описании процесса энергетического обмена. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. анаболизм 2. синтез белка 3. гликолиз 4. репликация 5. диссимиляция 6. окисление


5. Установите соответствие между характеристикой и органоидом, для которого она актуальна.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) имеет двойную мембрану с порами
Б) формирует функциональный центр
В) имеет в составе как ДНК, так и РНК
Г) в состав входит только РНК
Д) состоит из двух субъединицы

ОРГАНОИД

1) рибосома
2) ядро

6. У ночной красавицы цветки могут иметь белую или красную окраску. Ген красной окраски цветков неполно доминирует над геном белой окраски. Скрестили чистые линии растений ночной красавицы с белыми и красными цветками. Определите вероятность (в %) появления растений с пурпурными цветками во втором поколении. В ответе запишите только соответствующее число.


7. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используют для описания сцепленного наследования генов. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. кроссинговер 2. модификация 3. партеногенез 4. гаметогенез 5. конъюгация


8. Установите соответствие между примерами и способами питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) хвощ полевой
Б) зеленый кузнечик
В) бычий цепень
Г) спирогира
Д) серобактерия

СПОСОБЫ ПИТАНИЯ

1) автотрофный
2) гетеротрофный


9. Известно, что митохондрии - полуавтономные органоиды клеток аэробных эукариотических организмов. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. С помощью микросъёмки живых клеток удалось обнаружить, что митохондрии подвижны и пластичны. 2. Ядерный аппарат регулирует все процессы жизнедеятельности клетки, включая деятельность митохондрий. 3. Митохондрии - достаточно крупные органоиды, занимают значительную часть цитоплазмы клетки. 4. Митохондрии можно назвать энергетическими станциями клетки, так как выделяющаяся в них энергия запасается в молекулах АТФ. 5. Митохондрии имеют свою собственную кольцевую ДНК и мелкие рибосомы. 6. Клетки организмов, нуждающихся в свободном молекулярном кислороде для процессов дыхания, в митохондриях окисляют ПВК до углекислого газа и воды.


10. Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) могут фиксировать атмосферный азот
Б) клетки вытянутой формы
В) имеет жгутики для передвижения
Г) способны к фотосинтезу
Д) клетки формируют нитчатые колонии
Е) клетки не имеют хлорофилла

ОРГАНИЗМЫ

1) кишечная палочка
2) цианобактерия


11. Расположите в правильной последовательности систематические категории растений, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) лютиковые
2) покрытосеменные
3) лютик едкий
4) двудольные
5) лютик

12. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
У млекопитающих в правое предсердие поступает кровь:

1) насыщенная кислородом
2) венозная
3) из лёгочной артерии
4) из большого круга кровообращения
5) из вен
6) из правого желудочка

13. Установите соответствие между характеристиками и типами тканей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) клетки способны проводить электрический импульс
Б) клетки обладают высокой способностью к регенерации
В) клетки объединяются и образуют слои
Г) большинство клеток имеет многочисленные отростки
Д) зрелые клетки не способны к делению
Е) клетки могут иметь многочисленные ворсинки

ТИПЫ ТКАНЕЙ

1) эпителиальная
2) нервная


14. Установите правильную последовательность расположения кровеносных сосудов в порядке увеличения скорости движения крови в них. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) плечевая артерия
2) нижняя полая вена
3) артериолы пальцев верхней конечности
4) капилляры
5) аорта

15. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида Ясень обыкновенный. Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

(1)Светолюбивое дерево. (2)Растёт на плодородных почвах. (3)Распространён в средних и южных районах европейской части России. (4)Не продвигается на север выше Рязани. (5)На восток доходит до Татарстана. (6) Плоды разносятся ветром, водными течениями, птицами.


16. Установите соответствие между признаком и путем достижения биологического прогресса в эволюции, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАК

А) общий подъем организации
Б) мелкие эволюционные изменения
В) освоение новой, более сложной среды обитания
Г) усиление узкой специализации
Д) образование классов и типов животных
Е) частные приспособления к среде обитания

ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ

1) ароморфоз
2) идиоадаптация


17. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
В экосистеме широколиственного леса - дубраве:

1. начальное звено цепи питания представлено растениями 2. в почве отсутствуют редуценты 3. все пищевые цепи - короткие 4. источник первичной энергии - солнечный свет 5. устойчивость обеспечивается разнообразием организмов 6. популяционный состав животных не изменяется во времени


18. Установите соответствие между организмами и их функциональной группой биоценоза в экосистеме леса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А) трутовики, обитающие на живых деревьях
Б) березы и ели
В) плесневые грибы
Г) хвощи и папоротники
Д) бактерии гниения
Е) птицы

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА БИОЦЕНОЗА

1) продуценты
2) консументы
3) редуценты


19. Установите правильную последовательность стадий клеточного дыхания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) окисление НАД*Н
2) расщепление гексозы на две триозы
3) образование пировиноградной кислоты
4) восстановление НАД*Н в матриксе митохондрий
5) синтез ацетилкофермента A
6) синтез АТФ на мембране митохондрий

20. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) рождение потомков с новым фенотипом в результате рекомбинации генов вследствие кроссинговера
2) разная масса тела бычков одного приплода
3) соматическая
4) ненаследственная
5) наследственная
6) мутационная

21. Проанализируйте график изменения численности в популяции Пингвина великолепного.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

1) Целый комплекс эффективно работающих регуляторных механизмов держит популяцию в определенных пределах плотности.
2) Популяция Пингвина великолепного отличается сложной возрастной структурой.
3) Для Пингвина великолепного характерны низкая плодовитость и большая продолжительность жизни.
4) Наибольшее число пар в колонии наблюдалось в 1941 и 1950 годах.
5) На графике представлен стабильный тип динамики численности вида.

Часть 2

22. Почему большая кровопотеря опасна для жизни человека? Ответ поясните.


23. Какие виды мышечной ткани обозначены цифрами 1, 2, 3, какие органы они образуют и какими свойствами обладают все изображенные ткани?



24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, а после исправьте эти ошибки.

1. Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. 2. В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. 3. В агробиоценозе преобладает монокультура. 4. В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. 5. В агроценозах, как и в любых других биоценозах, имеются очень разветвлённые сети питания. 6. В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отборов. 7. Если агроценоз не поддерживать, то он быстро разрушится и исчезнет.


25. Какую роль в жизни земноводных играет слизь, выделяемая кожными железами? Укажите не менее четырёх функций.


26. Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой, чем разнотравный луг? Приведите не менее трёх доказательств.


27. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.


28. При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?