Подготовка к ЕГЭ. «Растения».
Составитель: учитель биологии МБОУ «Многопрофильная гимназия №38» Изергина Марина Николаевна.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Деятельностные компетенции – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном методе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.
Для подготовки к итоговой аттестации приемлемым показалось использовать блочно-модульную методику, или личностно-ориентированный подход. С этой формой работы ученики уже познакомились на уроках биологии. Эта методика предполагает необходимость письменного оформления изучаемого материала, то есть ученики создавали конспекты. Конспекты не ограничивались в объеме. Составлено 4 модуля, в каждом модуле 4-6 блоков.
Ученику предоставляется большая свобода действий, так как работа проводится самостоятельно. Необходимая литература частично приобретается учениками, частично имеется в кабинете биологии, в школьной библиотеке и районной библиотеке.
Модули ребята получают в электронном или печатном виде. На выполнение одного блока отводится неделя. Поэтому если какое-нибудь занятие ученик пропускает, то тема все равно будет изучена в полном объеме. Задача учителя на занятии осуществить устный контроль знаний по предыдущему блоку и актуализацию знаний по следующему блоку. Для актуализации (или вызов) знаний менее всего использется рассказ. Чаще всего это объяснение основных моментов с большим количеством демонстраций. Для демонстрации используются таблицы, презентации, видеофильмы, иллюстрации в книге. Ученики изучают материал, затем с помощью алгоритмических предписаний оформляют конспект. Информация берется из нескольких источников. Конспект обычно включает в себя текст, таблицу, схему. По конспекту ученик готовит устный ответ.
В конце подготовки проводится урок обобщения знаний. На экран выставляются вопросы. Ответы обсуждаются всей группой. Большое внимание уделяется решению тематических тестовых заданий. Эта работа хорошо закрепляет знания и вырабатывает навыки решения типовых контрольно-измерительных материалов.
Модуль 1.
№ п\п | Темы повторения |
1 | Растительная клетка. Особенности строения и функционирования |
2 | Подцарство Низшие растения. Группа отделов водоросли |
3 | Общая характеристика Подцарства Высшие растения. Ткани растений. Органы растений. |
4 | Строение и значение семени. |
5 | Корень. Строение и функции. Видоизменения корней |
6 | Побег. Стебель. Строение и функции. |
Литература: 1, 3, 6, 7, 8, 9, 14
Содержание конспекта.
Блок 1. Растительная клетка. Особенности строения и функционирования.
-
Содержимое растительной клетки: цитоплазма, органоиды (ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, и т.д.), включения, вещества (белки, липиды, углеводы, витамины, фитогормоны)
-
Подробная информация о вакуоли, пластидах, включениях, клеточной стенке.
-
Фотосинтез (схема цикла Кальвина), дыхание, особенности деления растительной клетки, особенности транспорта веществ.
Блок 2. Подцарство Низшие растения. Группа отделов водоросли.
-
Общая характеристика подцарства.
-
Отделы водорослей:
отдел | строение | жизнедеятельность | представители | рисунки |
зеленые | | | | |
бурые | | | | |
красные | | | | |
Блок 3. Общая характеристика Подцарства Высшие растения. Ткани растений. Органы растений.
-
Охарактиризовать все листостебельные растения, размножающиеся спорами и семенами.
-
Растительные ткани:
Ткань | Тип клеток(рисунок) | Функция | Примеры |
Образователь-ные(меритемы) | | | |
Основные (паренхимы) | | | |
Покровные | | | |
Механические | | | |
Проводящие 1.флоэма 2.ксилема | | | |
-
Органы растений (рисунок). Кратко охарактеризовать вегетативные и генеративные органы.
Блок 4. Строение и значение семени.
-
Типы семян. Расположение запаса питательных веществ в семени.
-
Строение семян двудольных и однодольных растений (рисунки).
-
Условия прорастания семян
-
Значение семян: .
Блок 5. Корень. Строение и функции. Видоизменения корней.
-
Характеристика как осевого вегетативного органа.
-
Зоны корня. Рисунок. Внутреннее строение корня. Рисунок. Ткани корня. Понятие центрального цилиндра.
-
Виды корней. Типы корневых систем. Рисунок. Видоизменения корня. Клубеньковые бактерии. Микориза.
-
Функции корня: почвенное питание, вегетативное размножение, запасание веществ, закрепление растения в почве.
Блок 6. Побег. Стебель. Строение и функции. Почка.
-
Характеристика как осевого вегетативного органа. Рисунок.
-
Внутреннее строение зрелого стебля. Рисунок. Ткани стебля. Центральный цилиндр. Годичные кольца. Ветвление. Схемы.
-
Функции стебля: вынос листьев к свету, восходящий и нисходящий токи, запасание веществ, вегетативное размножение. Видоизменения побега. Рисунки. Значение видоизменений.
-
Почка – зачаточный побег. Рисунок. Расположение почек.
Контрольные вопросы:
-
Какие органоиды характерны только растительной клетке? Каково значение этих органоидов?
-
Дать три доказательства принадлежности водорослей к низшим растениям.
-
Сравнительная характеристика зеленых и бурых водорослей.
-
Сравнить размножение красных, бурых и зеленых водорослей.
-
Дать характеристику живым растительным тканям.
-
Лабораторная работа «Растительные ткани под микроскопом»
-
Сравнить хранение питательных веществ в семенах однодольных и двудольных растений.
-
Выявить отличия во внутреннем строении корня и стебля.
-
Лабораторная работа «Изучение микропрепаратов: ветка липы и корневые волоски»
-
Доказать, что почка зачаточный побег.
Решение тематических тестов.
Модуль 2.
7 | Лист. Строение и функции. Фотосинтез. |
8 | Вегетативное размножение растений. |
9 | Цветок, строение и функции. Плод, строение и функции. |
10 | Половое размножение цветковых растений. Двойное оплодотворение. |
Литература: 1, 6, 7, 8, 9, 14, 15.
Содержание конспекта.
Блок 7. Лист. Строение и функции. Фотосинтез.
-
Внешнее строение листа. Рисунок. Простые и сложные листья. Рисунок. Жилкование листьев. Рисунок. Способы прикрепление листа. Листорасположение. Рисунок.
-
Внутреннее строение листа. Рисунок. Типы тканей, образующие лист. Лабораторная работа: «Внутреннее строение листа».
-
Функции листа (описать физиологические процессы): дыхание, транспирация, фотосинтез, запасание веществ, вегетативное размножение.
-
Видоизменения листьев. Значение видоизменений.
Блок 8. Вегетативное размножение растений.
-
Характеристика особенностей бесполого размножения.
-
Формы бесполого размножения
Одноклеточные Многоклеточные
митоз , спорообразование, почкование спорообразование, почкование, вегетативное
-
Митоз: характеристика, организмы. Спорообразование у одноклеточных, механизм, организмы. Почкование дрожжей: механизм.
-
Спорообразование у многоклеточных, организмы. Почкование многоклеточных: механизм, организмы. Размножение вегетативными органами.
Блок 9. Цветок, строение и функции. Плод, строение и функции.
-
Цветок – неветвящийся укороченный побег. Характеристика частей цветка как элементов побега. Рисунок.
-
Андроцей и гинецей. Рисунок. Описать функции как органа полового размножения.
-
Оформить таблицу в которой систематизируются понятия: насекомоопыляемые и ветроопыляемые, обоеполые и однополые, двудомные и однодомные, двойной и простой околоцветник, правильные и неправильные цветки.
-
Виды соцветий. Рисунки. Биологическое значение соцветий.
-
Заполнить схему:
ПЛОДЫ
Сухие Сочные
односемянные многосемянные односемянные многосемянные
-
Функции плодов. Значение плодов в природе и для человека.
Блок 10. Половое размножение цветковых растений. Двойное оплодотворение.
-
Гаметогенез: микроспорогенез и макроспорогенез. Схемы.
-
Механизмы опыления.
-
Двойное оплодотворение. Рисунок
-
Формирование зародыша. Рисунок
-
Образование семян.
Контрольные вопросы.
-
Описать лист герани по плану: Внешнее строение листа. Простые и сложные листья. Жилкование листьев. Способы прикрепление листа. Листорасположение.
-
Что такое ассимилирующие ткани листа?
-
Сравнить процессы дыхания и фотосинтеза у растений.
-
Какие видоизменения листьев могут быть у суккулентов?
-
Дать характеристику бесполого размножения растений.
-
Как человек применяет бесполое размножение растений?
-
Описать цветок кукурузы по плану: : насекомоопыляемые и ветроопыляемые, обоеполые и однополые, двудомные и однодомные, двойной и простой околоцветник, правильные и неправильные цветки.
-
Описать процессы оплодотворения у цветковых растений. Значение пыльцевой трубки.
-
Как происходит образование семени у покрытосеменных.
-
Дать сравнительную характеристику сухих и сочных многосемянных плодов.
Решение тематических тестов.
Модуль 3.
11 | Систематика растений. Отдел Моховидные. Цикл развития. |
12 | Отделы Плауновидные и Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные. Цикл развития. |
13 | Отдел Голосеменные. Цикл развития. |
14 | Отдел Покрытосеменные, Цветковые. Характеристика классов: Двудольные и Однодольные. Семейства цветковых растений. |
Литература: 1, 3, 6, 7, 9, 14, 15.
Содержание конспекта.
Блок 11. Систематика растений. Отдел Моховидные. Цикл развития.
-
Основные таксономические единицы в систематике растений. Классификация царства Растения. Начертите схему.
-
Общая характеристика Высших растений. Общая характеристика споровых растений.
-
Отдел Моховидные. Характеристика классов Печеночники и Листостебельные.
-
Начертите схему и поясните жизненный цикл мха (на примере кукушкина льна) , с указанием плоидности поколений.
-
Значение мхов.
Блок 12.Отделы Плауновидные и Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные. Цикл развития.
-
Характеристика отдела Плауновидные. Строение. Рисунок. Значение плаунов.
-
Характеристика отдела Хвощевидные. Строение. Рисунок. Значение хвощей.
-
Характеристика отдела Папоротниковидные. Строение . Рисунок. Значение папоротников. Древние папоротники. Образование каменного угля.
-
Начертите схемы жизненных циклов плаунов, хвощей, папоротников. Дайте сравнительную характеристику.
Блок 13. Отдел Голосеменные. Цикл развития.
-
Общая характеристика голосеменных. Классы Хвойные, Гинкговые, Саговниковые, Гнетовые. Значение голосеменных.
-
Генеративные органы сосны. Строение шишек. Процессы образования микроспор и мегаспор.
3. Цикл развития голосеменных на примере сосны обыкновенной:
Семя сосны (рисунок) →проросток→сосна (спорофит) →женский гаметофит (мегаспоры)
↙ ↘
мужской гаметофит(микроспоры)→спермии→зигота←яйцеклетка
Блок 14. Отдел Покрытосеменные, Цветковые. Характеристика классов: Двудольные и Однодольные. Семейства цветковых растений.
-
Прогрессивные особенности покрытосеменных ( законспектировать не менее 11 пунктов).
-
Характеристика классов Покрытосеменных:
Критерии | Двудольные | Однодольные |
Строение зародыша | | |
Строение листа | | |
Особенности образовательной ткани | | |
Жизненные формы | | |
Корневая система | | |
Строение цветка | | |
-
Характеристика семейств Покрытосеменных:
Семейства | Жизненные формы | Представители значение | Плод, соцветие | Строение цветка. диаграмма |
Класс Двудольные |
Крестоцвет- ные | | | | |
Розоцвет- ные | | | | |
Бобовые | | | | |
Пасленовые | | | | |
Сложноцвет-ные | | | | |
Класс Однодольные |
Лилейные | | | | |
Злаковые | | | | |
Контрольные вопросы.
1. Охарактеризуйте строение и особенности развития мохообразных.
2. Расскажите о строении, образе жизни, развитии папоротников, хвощей и плаунов.
3. Отличительные признаки семенных растений. Каково эволюционное значение разноспоровости?
4. Какие прогрессивные особенности имеют голосеменные в сравнении с папоротниками?
5. Опишите цикл развития голосеменных на примере сосны обыкновенной.
6. Сравните особенности представителей однодольных и двудольных.
7. Дайте полную характеристику семейства Крестоцветные.
8. Сравните особенности сложноцветных и Пасленовых.
9. Дайте полную характеристику семейства Злаки.
Решение тематических тестов.
Модуль 4.
15 | Основные закономерности и этапы эволюции растений. |
16 | Царство Бактерии. Особенности строения, значение, многообразие. |
17 | Царство Грибы. Особенности строения, значение, многообразие. |
18 | Лишайники. Особенности строения, значение, многообразие. |
19 | Сравнительная характеристика растений и животных. Систематика растений и грибов. |
Литература: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15.
Содержание конспекта.
Блок 15. Основные закономерности и этапы эволюции растений.
-
Возникновение фотосинтетических пигментов, фототрофный способ питания.
-
Возникновения эукариотических растений. Теория симбиотического возникновения хроматофоров. Возникновение многоклеточности.
-
Половое размножение. Чередование полового и бесполого поколений (на примере водорослей).
-
Формирование тканей в связи с выходом на сушу. Формирование органов растительного организма. Органы полового размножения : антеридии и архегонии.
-
Возникновение оплодотворения не связанного с водой. Возникновение семени. Видоизменение побега – шишка и формирование семязачатков.
-
Возникновение цветка и двойного оплодотворения.
Блок 16. Царство Бактерии. Особенности строения, значение, многообразие.
-
Общая характеристика прокариотических организмов: строение клетки, форма клетки, размножение, спорообразование.
-
Систематические группы бактерий:
Признаки | Подцарство эубактерии | Подцарство оксифотобактерии | Подцарство архебактерии |
Особенности организации | | | |
Способы питания | | | |
Значение | | | |
Представители | | | |
-
Болезнетворные бактерии. Составить самостоятельно таблицу, в которой показать: возбудителя, заболевание, пути заражения, пути профилактики.
Блок 17. Царство Грибы. Особенности строения, значение, многообразие.
-
Общая характеристика царства Грибы: строение клетки, строение тела, особенности обмена веществ, рост, питание, размножение (половое и бесполое).
-
Систематические группы грибов:
Отдел | Особенности | Значение | Представители |
Низшие грибы |
Хитридиомицеты | | | |
Оомицеты | | | |
Зигомицеты | | | |
Высшие грибы |
Аскомицеты | | | |
Базидиомицеты | | | |
Несовершенные грибы | | | |
Блок 18. Лишайники. Особенности строения, значение, многообразие.
-
Общая характеристика лишайников: строение слоевища, питание, распространение, размножение, значение.
-
С помощью схемы охарактеризуйте лишайники по типу слоевища. Запишите представителей:
Лишайники
накипные кустистые
листоватые
Блок 19. Систематика растений и грибов.
-
Начертить схемы систематики растений и грибов.
Контрольные вопросы.
-
Как возник фототрофный способ питания? Какой еще существует автотрофный способ?
-
Сравните ароморфозы растений и животных возникшие при выходе их на сушу.
-
Опишите эволюционные изменения генеративных органов растений.
-
Дайте характеристику прокариотическим организмам. Какие систематические группы существуют.
-
Сравните способы питания бактерий и грибов.
-
Как устроено тело гриба и лишайника? Какие есть отличия и сходства?
-
Назовите приспособления, которые способствовали увеличению скорости животных.
-
Сформулируйте основные отличия животных и растений.
-
Как совершенствовалась нервная система в типе Хордовые?
Решение тематических тестов.
Необходимая литература:
-
Биология 6 кл. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. М., «Вентана-Граф», с 2009 года.
-
Биология 7 кл. В.М.Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. М., «Вентана-Граф», с 2009 года.
-
Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. М., Дрофа.
-
Биология 8 кл. А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. М., «Вентана-Граф», с 2009 года.
-
Биология. Человек. 8 кл. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. М., Дрофа.
-
Биология для поступающих в ВУЗы. Структурированный курс. А.Ю. Цибулевский, С.Г. Мамонтов. М., ACADEMIA, 2004.
-
Биология. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на Дону, Феникс, 2011.
-
Клетки и ткани. Профильное обучение. 10-11 классы. М., Дрофа, 2007.
-
Ботаника с основами экологии. Л.В.Кудряшов, Г.Б. Родионова, М.А. Гуленкова, В.Н.Козлова. М., Просвещение, 1978.
-
Зоология для учителя. Хордовые. А.А. Яхонтов. М., Просвещение, 1985.
-
Зоология для учителя. Беспозвоночные. А.А.Яхонтов. М., Просвещение, 1985.
-
Иллюстрированное руководство по анатомии и физиологии. Джеймс Бивен. Внешсигма, 1998.
-
Анатомия человека. М.М.Курепина, А.П.Ожигова, А.А. Никитина. М., Владос ,2010.
-
Тематические тестовые тренировочные задания и типовые экзаменационные варианты.
-
Интернет-ресурсы.