СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации есть материал, из которого учащиеся смогут понять, как выполнить задание 27 на ЕГЭ, то есть как писать сочинение -рассуждение. 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Как писать сочинение-рассуждение.»

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ.  КАК ЕГО ПИСАТЬ… Подготовила преподаватель  русского языка и литературы  Асланова Ф.С.

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ. КАК ЕГО ПИСАТЬ…

Подготовила преподаватель

русского языка и литературы

Асланова Ф.С.

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 27 (СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ )    «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).   Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.    Сформулируйте позицию автора (рассказчика).    Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.   Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.»

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 27 (СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ )

  • «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.  Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).  Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.  Сформулируйте позицию автора (рассказчика).  Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.  Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.»
План сочинения   1.Формулировка проблемы, затронутой в тексте; 2.Два примера-иллюстрации (комментарий к проблеме); 3.Описание позиции автора текста; 4.Позиция экзаменуемого (его согласие либо несогласие с позицией автора); 5.Аргументация своей позиции; 6.Краткий вывод....

План сочинения

  • 1.Формулировка проблемы, затронутой в тексте;
  • 2.Два примера-иллюстрации (комментарий к проблеме);
  • 3.Описание позиции автора текста;
  • 4.Позиция экзаменуемого (его согласие либо несогласие с позицией автора);
  • 5.Аргументация своей позиции;
  • 6.Краткий вывод....
Универсальный алгоритм написания сочинения 1.Знакомство с текстом (можно прочесть несколько раз, подчеркивая в тексте ключевые слова). 2.Определение вопроса, волнующего автора и поднимаемой в тексте проблемы. 3. Подбор минимум 2 примеров среди знакомых вам произведений, иллюстрирующих проблему (можно и более). 4.Краткое описание позиции автора текста. 5. Описание и обоснование своей позиции (она не обязательно должна совпадать с позицией автора). 6.Подведение итога (именно вашего сочинения, а не предложенного текста).

Универсальный алгоритм написания сочинения

  • 1.Знакомство с текстом (можно прочесть несколько раз, подчеркивая в тексте ключевые слова).
  • 2.Определение вопроса, волнующего автора и поднимаемой в тексте проблемы.
  • 3. Подбор минимум 2 примеров среди знакомых вам произведений, иллюстрирующих проблему (можно и более).
  • 4.Краткое описание позиции автора текста.
  • 5. Описание и обоснование своей позиции (она не обязательно должна совпадать с позицией автора).
  • 6.Подведение итога (именно вашего сочинения, а не предложенного текста).
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Подробно проработайте универсальные произведения, в которых поднимается широкий круг актуальных проблем. Сначала выполните задания №24-26, что поможет лучше понять предложенный текст. Стремитесь научиться писать сочинение за 70 минут (именно столько эксперты рекомендуют выделить на экзамене). Стремитесь к объему в диапазоне 200-250 слов (но не более 300). Старайтесь избегать в тексте «стоп-слов» (неправильных оборотов, излишних обобщений, ошибочного применения местоимений и др.).

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

  • Подробно проработайте универсальные произведения, в которых поднимается широкий круг актуальных проблем.
  • Сначала выполните задания №24-26, что поможет лучше понять предложенный текст.
  • Стремитесь научиться писать сочинение за 70 минут (именно столько эксперты рекомендуют выделить на экзамене).
  • Стремитесь к объему в диапазоне 200-250 слов (но не более 300).
  • Старайтесь избегать в тексте «стоп-слов» (неправильных оборотов, излишних обобщений, ошибочного применения местоимений и др.).
В комментарии должно быть два примера из текста. Если их меньше, возможно, проблема выбрана неверно. За комментарий можно получить больше всего баллов, поэтому стоит уделить ему достаточно времени. В заключении должна раскрываться та же тема, которая заявлена во вступлении. Если это не так, логика сочинения нарушена и велика вероятность, что вы начали за здравие, а закончили за упокой. Проще говоря, отклонились от проблемы. Авторская позиция — всегда ответ на поставленный вопрос. Если проблема и позиция не сходятся друг с другом, то вы сбились с мысли. Аналогично и с мнением: вы выражаете отношение именно к авторской позиции, а не к проблеме. Не забывайте, что в комментарии не должно быть ответа на вопрос проблемы, иначе он превратится в авторскую позицию. Пояснение примеров и связи, обоснование собственного мнения — это обязательные пункты, без которых получить заветные баллы не получится.
  • В комментарии должно быть два примера из текста. Если их меньше, возможно, проблема выбрана неверно. За комментарий можно получить больше всего баллов, поэтому стоит уделить ему достаточно времени.
  • В заключении должна раскрываться та же тема, которая заявлена во вступлении. Если это не так, логика сочинения нарушена и велика вероятность, что вы начали за здравие, а закончили за упокой. Проще говоря, отклонились от проблемы.
  • Авторская позиция — всегда ответ на поставленный вопрос. Если проблема и позиция не сходятся друг с другом, то вы сбились с мысли. Аналогично и с мнением: вы выражаете отношение именно к авторской позиции, а не к проблеме.
  • Не забывайте, что в комментарии не должно быть ответа на вопрос проблемы, иначе он превратится в авторскую позицию.
  • Пояснение примеров и связи, обоснование собственного мнения — это обязательные пункты, без которых получить заветные баллы не получится.

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

  • 1.  Проблема  (=тезис)   …..?  Над этой проблемой размышляет … . (Этой проблемой заинтересовался…) отрывка (фрагмента), предоставленного нам для работы. Писатель (ФИО) исследует проблему …   +Тезис.
  • 2.  Первый пример-иллюстрация.  Автор отрывка повествует о …. (цитата и/или  краткий пересказ фрагмента).
  • 3.  Комментарий (пояснение к первому примеру) . Действительно, …  (в самом деле,…)
  • 4.  Второй пример-иллюстрация . Мне кажется особенно важной мысль о … (Рассказывая о …, повествуя о…) писатель упоминает о … Пете, (подчеркивает, рассказывает …)…
  • 5 .  Комментарий (пояснение ко второму примеру).  (ФИО) хочет сказать, что… (Повествуя о действиях …..,  писатель даёт оценку…,/    герой отрывка  поступает …., потому что…)
  • 6.  Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ . Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать… (позволяют читателю понять, осознать , почувствовать…), потому что… 
  • 7 . Позиция автора.  Таким образом, размышляя о (проблема…), автор приходит к следующему выводу: … (подводит читателя к выводу…, к мнению о том, что…) (дает возможность читателю понять, что…)
  • 8.  Моё отношение к позиции автора и  обоснование моей позиции. Заключение.  Невозможно не согласиться с писателем …., поскольку… (Я согласен с позицией…, так как…   )      СМ. п. 1-й!  Здесь обязательно должна прозвучать проблема, только переданная другими словами!!
Постановка проблемы   Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему. Внимательно прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём он: о любви, о войне, о дружбе и т.д. После определения темы, задайте себе такие вопросы:  «Что хотел показать автор текста, описывая (войну, чувства людей, природу и подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается на протяжении всего текста?». Определив примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных комментария. Если у вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту 2. Иногда в определении проблемы помогают  задания 21  и  26 . В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.

Постановка проблемы

  • Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему.
  • Внимательно прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём он: о любви, о войне, о дружбе и т.д.
  • После определения темы, задайте себе такие вопросы:  «Что хотел показать автор текста, описывая (войну, чувства людей, природу и подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается на протяжении всего текста?».
  • Определив примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных комментария. Если у вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту 2.
  • Иногда в определении проблемы помогают  задания 21  и  26 . В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.

Первый, второй комментарий и связь между ними   После проблемы пишем комментарии.  Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно: Найти в тексте две иллюстрации, которые помогают раскрыть поставленную вами проблему. Дайте к каждому комментарию своё пояснение, то есть объясните смысл ваших примеров. Укажите связь между двумя комментариями. Она может находиться, как после первого комментария, так и после второго. Перечитайте написанные комментарии и спросите себя «Эти примеры раскрывают выбранную проблему?». Если ответ утвердительный, то пишите позицию автора.

Первый, второй комментарий и связь между ними

  • После проблемы пишем комментарии. Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно:
  • Найти в тексте две иллюстрации, которые помогают раскрыть поставленную вами проблему.
  • Дайте к каждому комментарию своё пояснение, то есть объясните смысл ваших примеров.
  • Укажите связь между двумя комментариями. Она может находиться, как после первого комментария, так и после второго.
  • Перечитайте написанные комментарии и спросите себя «Эти примеры раскрывают выбранную проблему?». Если ответ утвердительный, то пишите позицию автора.
Клише для написания примера-иллюстрации:   Для публицистического текста Для подтверждения проблемы автор приводит / говорит следующие слова: «цитата». Особое внимание стоит обратить на такие слова писателя о… Для художественного текста «Цитата» – пишет автор текста. Обратим внимание на следующие мысли / поступки героя…

Клише для написания примера-иллюстрации:

  • Для публицистического текста
  • Для подтверждения проблемы автор приводит / говорит следующие слова: «цитата».
  • Особое внимание стоит обратить на такие слова писателя о…
  • Для художественного текста
  • «Цитата» – пишет автор текста.
  • Обратим внимание на следующие мысли / поступки героя…
Клише для пояснения примера-иллюстрации:   Для публицистического текста Смысл данных слов заключается в следующем: … Данное высказывание доказывает, что… Для художественного текста Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт… Эти события писатель описывает для…

Клише для пояснения примера-иллюстрации:

  • Для публицистического текста
  • Смысл данных слов заключается в следующем: …
  • Данное высказывание доказывает, что…
  • Для художественного текста
  • Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт…
  • Эти события писатель описывает для…
Связь между комментариями Связь между комментариями — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои комментарии можно несколькими способами: Сопоставить их; Сравнить их; Выявить причинно-следственную связь; Выявить уступки. Сама связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.

Связь между комментариями

  • Связь между комментариями — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои комментарии можно несколькими способами:
  • Сопоставить их;
  • Сравнить их;
  • Выявить причинно-следственную связь;
  • Выявить уступки.
  • Сама связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.
Клише для связи Клише для связи: Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают… Противопоставляя данные примеры, автор говорит о том, что… Рассуждения автора сводятся к выводу о… Пример:  «Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают правильное отношение человека к своей профессии».

Клише для связи

  • Клише для связи:
  • Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают…
  • Противопоставляя данные примеры, автор говорит о том, что…
  • Рассуждения автора сводятся к выводу о…
  • Пример:  «Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают правильное отношение человека к своей профессии».
Позиция / мнение автора   В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему. Клише для написания мнения автора: Позиция автора такова: … Автор стремится донести до своего читателя мысль о… Писатель считает, что… Пример: Проблема – Какие чувства человек должен испытывать к своей родине? Эту проблему ставит (ФИО) в своём тексте. Позиция автора – Автор хочет донести до нас мысль о том, что человеку необходимо любить, уважать и гордиться своей родиной и родным краем.  

Позиция / мнение автора

  • В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему.
  • Клише для написания мнения автора:
  • Позиция автора такова: …
  • Автор стремится донести до своего читателя мысль о…
  • Писатель считает, что…
  • Пример:
  • Проблема – Какие чувства человек должен испытывать к своей родине? Эту проблему ставит (ФИО) в своём тексте.
  • Позиция автора – Автор хочет донести до нас мысль о том, что человеку необходимо любить, уважать и гордиться своей родиной и родным краем.
  •  
Собственное отношение к проблеме и пояснение   В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме. Клише для собственного мнение: Трудно не согласиться с автором, ведь… Я разделяю чувство автора по отношению к… Я полностью согласен с автором и считаю, что… Пример:  «Трудно не согласиться с автором, ведь именно наши внутренние качества оберегают нас от совершения ужасных поступков». Собственное мнение подтверждаем литературным аргументом.  

Собственное отношение к проблеме и пояснение

  • В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.
  • Клише для собственного мнение:
  • Трудно не согласиться с автором, ведь…
  • Я разделяю чувство автора по отношению к…
  • Я полностью согласен с автором и считаю, что…
  • Пример:  «Трудно не согласиться с автором, ведь именно наши внутренние качества оберегают нас от совершения ужасных поступков».
  • Собственное мнение подтверждаем литературным аргументом.
  •  
Вывод Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей. Клише для вывода: Таким образом, автор побудил задуматься над следующей мыслью… Пример:  «Таким образом, автор побудит задуматься о том, что человек должен любить и  уважать свою профессию».

Вывод

  • Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей.
  • Клише для вывода:
  • Таким образом, автор побудил задуматься над следующей мыслью…
  • Пример:  «Таким образом, автор побудит задуматься о том, что человек должен любить и уважать свою профессию».