СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Алгоритм выполнения заданий с развернутым ответом. Занятие 2

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по литературе. Алгоритм выполнения заданий с развернутым ответом. Занятие 2»

Подготовка к ЕГЭ по литературе.  Требования к заданиям с развернутым ответом и их примеры .

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Требования к заданиям с развернутым ответом и их примеры .

Требования к содержанию ответов на задания с развернутым ответом ограниченного объема, предполагающих сопоставительный анализ исходного произведения с выбранным. Задания данного формата проверяют умение осуществлять сопоставительный анализ, который требует выхода в широкий литературно-исторический контекст

Требования к содержанию ответов на задания с развернутым ответом ограниченного объема, предполагающих сопоставительный анализ исходного произведения с выбранным.

  • Задания данного формата проверяют умение осуществлять сопоставительный анализ, который требует выхода в широкий литературно-исторический контекст
Алгоритм ответа на задания,  предполагающие сопоставительный анализ. 1. Должны быть указаны два автора и произведение. 2. Обоснование – тезис: по какому признаку можно сопоставить исходный текст с первым выбранным произведением. 3. Сопоставление-аргумент: сопоставление конкретного эпизода исходного текста с выбранным для сравнения.

Алгоритм ответа на задания, предполагающие сопоставительный анализ.

  • 1. Должны быть указаны два автора и произведение.
  • 2. Обоснование – тезис: по какому признаку можно сопоставить исходный текст с первым выбранным произведением.
  • 3. Сопоставление-аргумент: сопоставление конкретного эпизода исходного текста с выбранным для сравнения.
Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором показаны отношения между родителями и детьми.  В чем схоже (или чем различаются) изображение конфликта между представителями разных поколений в этом произведении и в «Грозе» А.Н. Островского? В драме А.Н. Островского «Гроза» Кабанова во всем следует «обряду и чину». В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов тоже педантичен (даже к завтраку подбирает костюм – «щегольство какое в деревне»). Как Кабанову возмущает, что Катерина, провожая мужа, не воет на пороге, нарушая порядок, так и Павел Петрович негодует, когда видит длинные волосы Базарова («этот волосатый»), его балахон и красные руки (нет перчаток – не аристократ). Ведь в нарушении регламента (обряда и чина) и Кабанова, и П.П. Кирсанов видят угрозу своему авторитету в доме.

Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором показаны отношения между родителями и детьми. В чем схоже (или чем различаются) изображение конфликта между представителями разных поколений в этом произведении и в «Грозе» А.Н. Островского?

  • В драме А.Н. Островского «Гроза» Кабанова во всем следует «обряду и чину». В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов тоже педантичен (даже к завтраку подбирает костюм – «щегольство какое в деревне»). Как Кабанову возмущает, что Катерина, провожая мужа, не воет на пороге, нарушая порядок, так и Павел Петрович негодует, когда видит длинные волосы Базарова («этот волосатый»), его балахон и красные руки (нет перчаток – не аристократ). Ведь в нарушении регламента (обряда и чина) и Кабанова, и П.П. Кирсанов видят угрозу своему авторитету в доме.

Пример ответа на вопрос задания, предполагающего сопоставительный анализ лирических стихотворений.

  • Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме человека и природы. В чем сходно (или различно) звучание темы взаимосвязи внутреннего мира человека с миром природы в этом произведении и в приведенном стихотворении В.А. Солоухина?
  • Вариант 1. Для лирического героя стихотворения Солоухина родник – источник духовной силы («я еще приду к нему живому, и еще напьюсь его воды»). Так и лирический герой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» обретает душевную гармонию наедине с природой («смиряется души моей тревога», «расходятся морщины на челе», и «в небесах я вижу Бога»).
  • Вариант 2. Родник в стихотворении В. Солоухина – живое существо, дающее жизненные силы («заласкает светлая вода», «не скучает», у него задумчивое пенье). Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» тоже относится к природе как к живому существу («в ней есть душа, в ней есть свобода»). Именно природа пробуждает душу человека, учит чувствовать: лирический герой Солоухина «большой учился чистоте», а по мнению лирического героя Тютчева, те, кого не трогает красота природы, не способны услышать голоса «матери родной».
Требования к содержанию сочинения Задание части 2 оценивается по пяти критериям: «Соответствие сочинения теме и ее раскрытие»; «Привлечение текста произведения для аргументации»; «Опора на теоретико-литературные понятия»; «Композиционная цельность и логичность»; «Соблюдение речевых норм».

Требования к содержанию сочинения

Задание части 2 оценивается по пяти критериям:

  • «Соответствие сочинения теме и ее раскрытие»;
  • «Привлечение текста произведения для аргументации»;
  • «Опора на теоретико-литературные понятия»;
  • «Композиционная цельность и логичность»;
  • «Соблюдение речевых норм».
«Узкие» темы (от образа к идее произведения):  один образ-персонаж; проблемный вопрос (причина поступка персонажа или группы персонажей); сравнительная характеристика, т.е. два образа-персонажа (или две группы образов-персонажей) со сходными, общими и разными специфическими чертами; противопоставление двух непохожих образов-персонажей (или двух групп образов-персонажей);  смешанная характеристика двух образов-персонажей или двух групп образов-персонажей (чаще это второстепенные или внесценические персонажи).

«Узкие» темы (от образа к идее произведения):

  • один образ-персонаж;
  • проблемный вопрос (причина поступка персонажа или группы персонажей);
  • сравнительная характеристика, т.е. два образа-персонажа (или две группы образов-персонажей) со сходными, общими и разными специфическими чертами;
  • противопоставление двух непохожих образов-персонажей (или двух групп образов-персонажей);
  • смешанная характеристика двух образов-персонажей или двух групп образов-персонажей (чаще это второстепенные или внесценические персонажи).
«Широкие» темы  1) идейное содержание литературного произведения  Как раскрывается тема бунта в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка?» 2) тема творчества поэта или писателя Как трансформируется тема Родины в лирике А.А. Блока? 3) литературоведческая тема Какова роль художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

«Широкие» темы

  • 1) идейное содержание литературного произведения

Как раскрывается тема бунта в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка?»

  • 2) тема творчества поэта или писателя

Как трансформируется тема Родины в лирике А.А. Блока?

  • 3) литературоведческая тема

Какова роль художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Запомнить! Самое главное во всех пяти развернутых ответах – это анализ текста с опорой на авторскую позицию. Анализ текста не равен пересказу. Пересказ – это констатация фактов или изложение прочитанного. Анализ – это интерпретация текста. Содержит оценку поступков героев, толкование значений эпизодов, деталей, элементов композиции, толкование авторского замысла, главной мысли. Анализ предполагает тезисы и аргументы.

Запомнить!

  • Самое главное во всех пяти развернутых ответах – это анализ текста с опорой на авторскую позицию.
  • Анализ текста не равен пересказу.
  • Пересказ – это констатация фактов или изложение прочитанного.
  • Анализ – это интерпретация текста. Содержит оценку поступков героев, толкование значений эпизодов, деталей, элементов композиции, толкование авторского замысла, главной мысли.
  • Анализ предполагает тезисы и аргументы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!