Подготовка к ЕГЭ по литературе. Требования к заданиям с развернутым ответом и их примеры .
Требования к содержанию ответов на задания с развернутым ответом ограниченного объема, предполагающих сопоставительный анализ исходного произведения с выбранным.
- Задания данного формата проверяют умение осуществлять сопоставительный анализ, который требует выхода в широкий литературно-исторический контекст
Алгоритм ответа на задания, предполагающие сопоставительный анализ.
- 1. Должны быть указаны два автора и произведение.
- 2. Обоснование – тезис: по какому признаку можно сопоставить исходный текст с первым выбранным произведением.
- 3. Сопоставление-аргумент: сопоставление конкретного эпизода исходного текста с выбранным для сравнения.
Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором показаны отношения между родителями и детьми. В чем схоже (или чем различаются) изображение конфликта между представителями разных поколений в этом произведении и в «Грозе» А.Н. Островского?
- В драме А.Н. Островского «Гроза» Кабанова во всем следует «обряду и чину». В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов тоже педантичен (даже к завтраку подбирает костюм – «щегольство какое в деревне»). Как Кабанову возмущает, что Катерина, провожая мужа, не воет на пороге, нарушая порядок, так и Павел Петрович негодует, когда видит длинные волосы Базарова («этот волосатый»), его балахон и красные руки (нет перчаток – не аристократ). Ведь в нарушении регламента (обряда и чина) и Кабанова, и П.П. Кирсанов видят угрозу своему авторитету в доме.
Пример ответа на вопрос задания, предполагающего сопоставительный анализ лирических стихотворений.
- Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме человека и природы. В чем сходно (или различно) звучание темы взаимосвязи внутреннего мира человека с миром природы в этом произведении и в приведенном стихотворении В.А. Солоухина?
- Вариант 1. Для лирического героя стихотворения Солоухина родник – источник духовной силы («я еще приду к нему живому, и еще напьюсь его воды»). Так и лирический герой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» обретает душевную гармонию наедине с природой («смиряется души моей тревога», «расходятся морщины на челе», и «в небесах я вижу Бога»).
- Вариант 2. Родник в стихотворении В. Солоухина – живое существо, дающее жизненные силы («заласкает светлая вода», «не скучает», у него задумчивое пенье). Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» тоже относится к природе как к живому существу («в ней есть душа, в ней есть свобода»). Именно природа пробуждает душу человека, учит чувствовать: лирический герой Солоухина «большой учился чистоте», а по мнению лирического героя Тютчева, те, кого не трогает красота природы, не способны услышать голоса «матери родной».
Требования к содержанию сочинения
Задание части 2 оценивается по пяти критериям:
- «Соответствие сочинения теме и ее раскрытие»;
- «Привлечение текста произведения для аргументации»;
- «Опора на теоретико-литературные понятия»;
- «Композиционная цельность и логичность»;
- «Соблюдение речевых норм».
«Узкие» темы (от образа к идее произведения):
- один образ-персонаж;
- проблемный вопрос (причина поступка персонажа или группы персонажей);
- сравнительная характеристика, т.е. два образа-персонажа (или две группы образов-персонажей) со сходными, общими и разными специфическими чертами;
- противопоставление двух непохожих образов-персонажей (или двух групп образов-персонажей);
- смешанная характеристика двух образов-персонажей или двух групп образов-персонажей (чаще это второстепенные или внесценические персонажи).
«Широкие» темы
- 1) идейное содержание литературного произведения
Как раскрывается тема бунта в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка?»
- 2) тема творчества поэта или писателя
Как трансформируется тема Родины в лирике А.А. Блока?
- 3) литературоведческая тема
Какова роль художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов»?
Запомнить!
- Самое главное во всех пяти развернутых ответах – это анализ текста с опорой на авторскую позицию.
- Анализ текста не равен пересказу.
- Пересказ – это констатация фактов или изложение прочитанного.
- Анализ – это интерпретация текста. Содержит оценку поступков героев, толкование значений эпизодов, деталей, элементов композиции, толкование авторского замысла, главной мысли.
- Анализ предполагает тезисы и аргументы.