Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВАРИАНТ 2
Было в России, в русской жизни понятие «мнение общества».
Действовало мнение общества в деревенской жизни, где общество издревле определяло все важнейшие хозяйственные решения, да и не только хозяйственные, в обществе складывались суждения, оценки, требования к поведению односельчан. Общественное мнение в том или ином виде достаточно чётко существовало в научной среде, в купеческой, у дворянства. Общественное мнение вырабатывало свои требования к честности, порядочности, требовало соблюдения норм поведения, приличия, по-своему карало нарушителей. Кодекс чести действует в «Анне Карениной», это показал и Островский в своих пьесах. Справедливо или несправедливо — другой вопрос, речь идёт о неписаных кодексах чести, приличия, которых обязан был придерживаться член общества.
Сословные общественные мнения, как мне кажется, поддерживали нравственные критерии. При всех своих предрассудках, недостатках они старались повысить моральные требования.
Замечательный физик Пётр Леонидович Капи́ца, как никто другой, понимал, например, значение общественного мнения в научной среде. Он понимал, как важно для этого создать здоровую передовую научную общественность. Именно общественность — как некую особую сферу, котёл, в котором выплавляется общественное мнение. Его знаменитые семинары- «капичники» практически способствовали созданию научной общественности.Он писал, что это труднее, чем постройка больших институтов: «Создание здоровой научной общественности включает в себя воспитание широких слоёв людей, связанных с научной работой».
Задание 1.Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ: __________________________.
Задание 2.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОЦЕНКА. То же, что отметка: принятое в учебной системе цифровое
обозначение степени усвоения учащимися знаний. О. по пятибалльной системе.
2) СРЕДА. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка,
а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей с. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться, из-за неблагоприятного окружения; разг. и шутл.).
3) ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ. чего. Следовать чему-нибудь; иметь склонность к чему-нибудь. П. твёрдых убеждений. П. другого мнения.
4) ПОВЫСИТЬ. кого (что). Перевести на более высокую, более ответственную должность. П. по службе, в должности.
5) ЗНАЧЕНИЕ. Важность, роль, значительность. Придавать чему-нибудь большое з. Не имеет значения что-нибудь (не существенно, не важно).
Ответ: __________________________.
Задание 3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в официально-деловом стиле; цель автора — дать инструкции, как нужно соблюдать кодекс чести.
2) В тексте используется книжная лексика (издревле, кодекс, институтов) и лексика высокого стиля (например, слово карать).
3) Эмоциональность художественного текста достигается использованием риторических восклицаний и обращений.
4) С помощью метафоры (котёл, в котором выплавляется общественное мнение) автор подчёркивает важность здоровой передовой научной общественности в формировании общественного мнения.
5) Последнее предложение текста содержит высказывание П. Л. Капи́
цы, которое иллюстрирует тезис, сформулированный в предыдущем предложении.
Ответ: __________________________.
Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) клалА 2) звалА
3) сливОвый 4) ненадОлго
5) послалА
Ответ: __________________________.
Задание 5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.
Слышен был только КОНСКИЙ топот, да пыль облаком поднялась с дороги.
М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
Утренний ветер затих, как будто прошумел только для того, чтобы СТРЯХНУТЬ росу с деревьев.
ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
Ответ: __________________________.
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Аркадий делал впечатление интеллигентного человека, имеющего
жизненный опыт.
Ответ: __________________________.
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формыслова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИСПЕКЁТ пирог
ОБОИМИ столами
известные КОНСТРУКТОРЫ
СКОРЕЙШЕГО выздоровления
КОЛЫШЕТСЯ листва
Ответ: __________________________.
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с
предлогом
Б) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Природа словно позаботилась о том, чтобы этот прекрасный камень не противился рукам человека, оценившему его красоту.
2) Не следует забывать о «полном» комментировании поэтических текстов, выявляющем связь любого элемента с целым через постижение авторского замысла и идеи стихотворения.
3) Рассказ «О любви», как известно, входит в «маленькую трилогию» А.П. Чехова вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник».
4) Юный А.П. Чехов должен был не только содержать себя самого и оплачивать своё учение в гимназии, а также помогать семье, бедствовавшей в Москве.
5) Ещё жидкий янтарь по окончанию плавки выпускают из печи на специальную жестяную площадку, где он затвердевает.
6) Каждое произведение литературы должно воздействовать на читателя не только своим содержанием, но и формой.
7) С 1986 года в музейное объединение «Государственную Третьяковскую галерею» в качестве подразделения входит Дом-музей
В.М. Васнецова, открытый ещё в 1953 году.
8) А.С. Пушкин писал в своём дневнике, что его «Пиковая дама» в большой моде.
9) В.М. Васнецов объяснял В.В. Стасову, что, «как я стал из жанриста историком, ответить не сумею».
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) к..мпонент, конв..ировать, к..нсервы
2) неизгл..димый, к..валерия, прил..скать щенка
3) кр..кодил, к..лбаса, к..лготки
4) заб..раться, обл..чать, заж..гать
5) пр..вовой, б..лотный, угр..жать
Ответ: __________________________.
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) об..рвал, пр..бабушка, пр..славянский
2) пр..влечь, пр..гласил, пр..саживаться
3) о..гладил, на..рывный, по..тянуться
4) пере..здал, вз..мать, спорт..нвентарь
5) и..брать, ра..правил, не..держанный
Ответ: __________________________.
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) посе..вший, сем..чко
2) устанавл..вается, разговар..вать
3) крив..зна, рукав..чка
4) нул..вой, тюл..вый
5) прожорл..вый, приветл..вый
Ответ: __________________________.
Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) встреч..нный, закруч..нный
2) исчезн..шь, неотъемл..мый
3) довер..вший, увид..шь
4) бор..шься, затрат..вший
5) нездоров..тся, колебл..мый
Ответ: __________________________.
Задание 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.
2) Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
3) (НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
4) (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
5) Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.
Ответ: __________________________.
Задание 14.Укажите варианты ответов, в котором все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (И)ТАК, Иван утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.
2) ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху, а ТАК(ЖЕ)
необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.
3) Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.
4) Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился,
(ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.
5) (НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.
Ответ: __________________________.
Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Точные, подвижные мазки прекрасно передают разрежё(1)ость воздуха,тяжесть дорогих златотка(2)ых одежд, тепло румя(3)ого лица.
Ответ: __________________________.
Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Отец ходил на охоту ранней весной да поздней осенью.
2) В стихотворениях и поэмах вся природа кажется одушевлённой и
разделяющей переживания поэта.
3) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.
4) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.
5) Лицом пригожа да нравом негожа.
Ответ: __________________________.
Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Создатели Воскресенского собора в подмосковной Истре (1) повторяя план и размеры храма Воскресения Христова в Иерусалиме (2) возвели (3) в Подмосковье (4) отличающийся (5) особой красотой (6) храм.
Ответ: __________________________.
Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сыпь (1) тальянка (2) звонко, сыпь (3) тальянка (4) смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми (5) осина (6) не пыли (7) дорога.
Пусть несётся песня к милой до порога.
(С.А. Есенин)
Ответ: __________________________.
Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
При закладке нового сада (1) необходимо распланировать цветники (2)
формы (3) которых (4) определят облик всего участка (5) и следовать общей стилистике.
Ответ: __________________________.
Задание 20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Несколько дней лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда.
Ответ: ___________________________.
Задание 21.Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Поразительная красота георгина никого не оставляет равнодушным.
(2)Их лепестки, широкие и плоские или с завёрнутыми внутрь краями и свёрнутые в узенькие иглы-трубочки, могут быть разных цветов. (3)В отличие от розы, ириса или нарцисса георгины даже в Европе начали выращиваться сравнительно недавно. (4)В России первые сорта георгинов появились в 30–40-х годах прошлого века и сразу же завоевали всеобщую любовь. (5)Георгины соответствовали представлениям русского человека о красивом цветке, большом и ярком. (6)Сегодня в Подмосковье трудно отыскать сад, в котором не красуются яркие тяжёлые соцветия георгинов. (7)Своей формой и потрясающей цветовой гаммой георгины удовлетворяют самым
разнообразным вкусам людей!
Ответ: ___________________________.
Задание 22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Людям свойственно всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов.
Б) На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства Кислых в его родном Лыкове.
В) Счастье какое услышать снова певучий голос мамы.
Г) Какая чудесная вещь — свобода воспоминаний!
Д) Но мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие.
1) вводное слово
2) эпитет
3) лексический повтор
4) фразеологизм
5) антонимы
6) однородные члены предложения
7) диалектизмы
8) риторическое восклицание
9) вопросно-ответная форма изложения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать. (2)Всего одиннадцать лет отделяли меня от моего несуществования в мире, а я уже был в форменной фуражке, в тужурке, перехваченной кожаным поясом с металлической бляхой посередине живота. (3)Уже я стоял перед географической картой двух полушарий, смотрел на лиловые многоугольники колоний, на раковину Мадагаскара, читал и понимал слово «Великобритания». (4)Уже я писал готические немецкие буквы, уже думал о героях истории, которые были до меня — до моих одиннадцати лет…
(5)Как я воспринимал то обстоятельство, что я живу ещё немного, начал жить ещё очень недавно? (6)Я этого обстоятельства вообще не воспринимал. (7)Скорее, другие мне говорили, что я маленький. (8)Сам я, повторяю, этого не чувствовал, об этом не размышлял. (9)Я не думал о том, что можно быть каким-нибудь другим, кроме того, кем я был. (10)Если мне хотелось быть взрослым, то я думал не о физических
изменениях, а только о тех возможностях, которые даны взрослому: не готовить уроки, есть сколько хочешь пирожных. (11)Я был человек, просто человек, не зная о себе, что я маленький, что только недавно явился в мир, что расту, узнаю, постигаю и тому подобное. (12)Именно — я был просто человек…
(13)Я думал, что после окончания гимназии я куплю велосипед и совершу на нём поездку по Европе. (14)Первая мировая война ещё не начиналась, ещё всё было очень старинно: солдаты в чёрных мундирах с красными погонами, зверинец на Куликовом поле с одним львом, говорящая голова в зеркальном ящике в балагане. (15)Ещё бывала
первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (16)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом*, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, сам не зная куда, обезумевший от счастья. (17)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча…
(18)Я не купил велосипеда и не совершил путешествия по Европе. (19)Горел Верден, Реймский собор, в котором в своё время венчалась с французским королём дочь Ярослава Мудрого. (20)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (21)Однако в музеях по-прежнему висели необыкновенные картины, прекрасные, как деревья на закате. (22)Во сне я иногда вижу своё пребывание
в Европе, которого никогда не было. (23)Чаще всего мне снится Краков в виде стены, идущей кверху вдоль дороги, старой стены, с которой свисают растения, стучащие по ней ветками и шелестящие цветами…
(24)Удивительная работа – воспоминания. (25)Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. (26)Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню чтонибудь из детства», закройте глаза и скажите это. (27)Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами. (28)Участие воли здесь исключено. (29)Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания.
(30)Какая чудесная вещь — свобода воспоминаний! (31)Какая прелесть в том, что они появляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое. (32)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения,
но — дудки — мы её никогда не поймём.
(33)Так, вспоминаю я, как вышли мы в море на яхте «Увлечение». (34)Мы — это наменитый одесский врач Егор Степанович Главче, его приёмный сын Андронька и я, маленький мальчик Юра. (35)Долго следовало бы описывать яхту: она плоская, вы почти не возвышаетесь над водой — длинная, узкая, летящая. (36)Нет, это настолько
плохое описание, что оно сворачивается. (37)Воспоминания не последует, только опишем, как при нашем возвращении горела вдали огнями Одесса, покинутая нами утром, как, казалось, перебегают с места на место огни, исчезают, опять загораются, как дышит и ходит всё это поле огней…
(38)Нет, и это воспоминание, как видно, не получится! (39)Как тихонько под самыми пальцами, которые вы опускали в воду, рокотало и бежало атласное море, рокотало и бежало, тёмное, бежало навстречу нам низко-низко под бортом яхты, на расстоянии локтя — ещё одного локтя, потому что вы сидели облокотившись…
(40)Я ещё люблю вспоминать. (41)Я мало что знаю о жизни. (42)Но мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звёзды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и ещё многое и многое
(По Ю. К. Олеше*)
* Юрий Карлович Олеша (1899–1960) — русский советский писатель, поэт и
драматург, журналист, киносценарист.
Задание 23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Когда рассказчик учился в гимназии, он никогда не готовил уроков.
2) В детстве рассказчик не размышлял о своём возрасте.
3) Первая мировая война помешала сбыться детским мечтам рассказчика.
4) Работа воспоминаний удивительна: мы всегда можем вспомнить то, что захотим.
5) Воспоминания всплывают в нашем воображении вне зависимости от волевых усилий.
Ответ: __________________________.
Задание 24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5, 6 представлено рассуждение.
2) В предложении 10 представлено повествование.
3) Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 30–32 представлено рассуждение.
5) Предложение 35 содержит элементы описания.
Ответ: __________________________.
Задание 25. Из предложений 13–16 выпишите один фразеологизм.
Ответ: __________________________.
Задание 26. Среди предложений 24–32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора, личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: __________________________.
Задание 27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме «Какова роль детских воспоминаний?»
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите
в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика) и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик,
графический роман, компьютерная игра).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
ВАРИАНТ 2
Было в России, в русской жизни понятие «мнение общества».
Действовало мнение общества в деревенской жизни, где общество издревле определяло все важнейшие хозяйственные решения, да и не только хозяйственные, в обществе складывались суждения, оценки, требования к поведению односельчан. Общественное мнение в том или ином виде достаточно чётко существовало в научной среде, в купеческой, у дворянства. Общественное мнение вырабатывало свои требования к честности, порядочности, требовало соблюдения норм поведения, приличия, по-своему карало нарушителей. Кодекс чести действует в «Анне Карениной», это показал и Островский в своих пьесах. Справедливо или несправедливо — другой вопрос, речь идёт о неписаных кодексах чести, приличия, которых обязан был придерживаться член общества.
Сословные общественные мнения, как мне кажется, поддерживали нравственные критерии. При всех своих предрассудках, недостатках они старались повысить моральные требования.
Замечательный физик Пётр Леонидович Капи́ца, как никто другой, понимал, например, значение общественного мнения в научной среде. Он понимал, как важно для этого создать здоровую передовую научную общественность. Именно общественность — как некую особую сферу, котёл, в котором выплавляется общественное мнение. Его знаменитые семинары- «капичники» практически способствовали созданию научной общественности.Он писал, что это труднее, чем постройка больших институтов: «Создание здоровой научной общественности включает в себя воспитание широких слоёв людей, связанных с научной работой».
Задание 1.Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ: __________________________.
Задание 2.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОЦЕНКА. То же, что отметка: принятое в учебной системе цифровое
обозначение степени усвоения учащимися знаний. О. по пятибалльной системе.
2) СРЕДА. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка,
а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей с. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться, из-за неблагоприятного окружения; разг. и шутл.).
3) ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ. чего. Следовать чему-нибудь; иметь склонность к чему-нибудь. П. твёрдых убеждений. П. другого мнения.
4) ПОВЫСИТЬ. кого (что). Перевести на более высокую, более ответственную должность. П. по службе, в должности.
5) ЗНАЧЕНИЕ. Важность, роль, значительность. Придавать чему-нибудь большое з. Не имеет значения что-нибудь (не существенно, не важно).
Ответ: __________________________.
Задание 3.Укажите варианты ответов, в которых даны неверные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в официально-деловом стиле; цель автора — дать инструкции, как нужно соблюдать кодекс чести.
2) В тексте используется книжная лексика (издревле, кодекс, институтов) и лексика высокого стиля (например, слово карать).
3) Эмоциональность художественного текста достигается использованием риторических восклицаний и обращений.
4) С помощью метафоры (котёл, в котором выплавляется общественное мнение) автор подчёркивает важность здоровой передовой научной общественности в формировании общественного мнения.
5) Последнее предложение текста содержит высказывание П. Л. Капи́
цы, которое иллюстрирует тезис, сформулированный в предыдущем предложении.
Ответ: __________________________.
Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) клалА 2) звалА
3) сливОвый 4) ненадОлго
5) послалА
Ответ: __________________________.
Задание 5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТЛИВЫМ и энергичным.
Слышен был только КОНСКИЙ топот, да пыль облаком поднялась с дороги.
М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
Утренний ветер затих, как будто прошумел только для того, чтобы СТРЯХНУТЬ росу с деревьев.
ГУМАННИСТИЧЕСКИЕ законы возможны только в зрелом обществе.
Ответ: __________________________.
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Аркадий делал впечатление интеллигентного человека, имеющего
жизненный опыт.
Ответ: __________________________.
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИСПЕЧЁТ пирог
ОБЕИМИ столами
известные КОНСТРУКТОРЫ
СКОРЕЙШЕГО выздоровления
КОЛЫШЕТСЯ листва
Ответ: __________________________.
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с
предлогом
Б) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Природа словно позаботилась о том, чтобы этот прекрасный камень не противился рукам человека, оценившему его красоту.
2) Не следует забывать о «полном» комментировании поэтических текстов, выявляющем связь любого элемента с целым через постижение авторского замысла и идеи стихотворения.
3) Рассказ «О любви», как известно, входит в «маленькую трилогию» А.П. Чехова вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник».
4) Юный А.П. Чехов должен был не только содержать себя самого и оплачивать своё учение в гимназии, а также помогать семье, бедствовавшей в Москве.
5) Ещё жидкий янтарь по окончанию плавки выпускают из печи на специальную жестяную площадку, где он затвердевает.
6) Каждое произведение литературы должно воздействовать на читателя не только своим содержанием, но и формой.
7) С 1986 года в музейное объединение «Государственную Третьяковскую галерею» в качестве подразделения входит Дом-музей
В.М. Васнецова, открытый ещё в 1953 году.
8) А.С. Пушкин писал в своём дневнике, что его «Пиковая дама» в большой моде.
9) В.М. Васнецов объяснял В.В. Стасову, что, «как я стал из жанриста историком, ответить не сумею».
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) к..мпонент, конв..ировать, к..нсервы
2) неизгл..димый, к..валерия, прил..скать щенка
3) кр..кодил, к..лбаса, к..лготки
4) заб..раться, обл..чать, заж..гать
5) пр..вовой, б..лотный, угр..жать
Ответ: __________________________.
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) об..рвал, пр..бабушка, пр..славянский
2) пр..влечь, пр..гласил, пр..саживаться
3) о..гладил, на..рывный, по..тянуться
4) пере..здал, вз..мать, спорт..нвентарь
5) и..брать, ра..правил, не..держанный
Ответ: __________________________.
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) посе..вший, сем..чко
2) устанавл..вается, разговар..вать
3) крив..зна, рукав..чка
4) нул..вой, тюл..вый
5) прожорл..вый, приветл..вый
Ответ: __________________________.
Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) встреч..нный, закруч..нный
2) исчезн..шь, неотъемл..мый
3) довер..вший, увид..шь
4) бор..шься, затрат..вший
5) нездоров..тся, колебл..мый
Ответ: __________________________.
Задание 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.
2) Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
3) (НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
4) (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
5) Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.
Ответ: __________________________.
Задание 14.Укажите варианты ответов, в котором все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) (И)ТАК, Иван утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.
2) ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху, а ТАК(ЖЕ)
необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.
3) Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.
4) Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился,
(ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.
5) (НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.
Ответ: __________________________.
Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.
Точные, подвижные мазки прекрасно передают разрежё(1)ость воздуха,тяжесть дорогих златотка(2)ых одежд, тепло румя(3)ого лица.
Ответ: __________________________.
Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Отец ходил на охоту ранней весной да поздней осенью.
2) В стихотворениях и поэмах вся природа кажется одушевлённой и
разделяющей переживания поэта.
3) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.
4) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.
5) Лицом пригожа да нравом негожа.
Ответ: __________________________.
Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Создатели Воскресенского собора в подмосковной Истре (1) повторяя план и размеры храма Воскресения Христова в Иерусалиме (2) возвели (3) в Подмосковье (4) отличающийся (5) особой красотой (6) храм.
Ответ: __________________________.
Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сыпь (1) тальянка (2) звонко, сыпь (3) тальянка (4) смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми (5) осина (6) не пыли (7) дорога.
Пусть несётся песня к милой до порога.
(С.А. Есенин)
Ответ: __________________________.
Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
При закладке нового сада (1) необходимо распланировать цветники (2)
формы (3) которых (4) определят облик всего участка (5) и следовать общей стилистике.
Ответ: __________________________.
Задание 20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Несколько дней лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда.
Ответ: ___________________________.
Задание 21.Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Поразительная красота георгина никого не оставляет равнодушным.
(2)Их лепестки, широкие и плоские или с завёрнутыми внутрь краями и свёрнутые в узенькие иглы-трубочки, могут быть разных цветов. (3)В отличие от розы, ириса или нарцисса георгины даже в Европе начали выращиваться сравнительно недавно. (4)В России первые сорта георгинов появились в 30–40-х годах прошлого века и сразу же завоевали всеобщую любовь. (5)Георгины соответствовали представлениям русского человека о красивом цветке, большом и ярком. (6)Сегодня в Подмосковье трудно отыскать сад, в котором не красуются яркие тяжёлые соцветия георгинов. (7)Своей формой и потрясающей цветовой гаммой георгины удовлетворяют самым
разнообразным вкусам людей!
Ответ: ___________________________.
Задание 22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Людям свойственно всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов.
Б) На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства Кислых в его родном Лыкове.
В) Счастье какое услышать снова певучий голос мамы.
Г) Какая чудесная вещь — свобода воспоминаний!
Д) Но мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие.
1) вводное слово
2) эпитет
3) лексический повтор
4) фразеологизм
5) антонимы
6) однородные члены предложения
7) диалектизмы
8) риторическое восклицание
9) вопросно-ответная форма изложения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать. (2)Всего одиннадцать лет отделяли меня от моего несуществования в мире, а я уже был в форменной фуражке, в тужурке, перехваченной кожаным поясом с металлической бляхой посередине живота. (3)Уже я стоял перед географической картой двух полушарий, смотрел на лиловые многоугольники колоний, на раковину Мадагаскара, читал и понимал слово «Великобритания». (4)Уже я писал готические немецкие буквы, уже думал о героях истории, которые были до меня — до моих одиннадцати лет…
(5)Как я воспринимал то обстоятельство, что я живу ещё немного, начал жить ещё очень недавно? (6)Я этого обстоятельства вообще не воспринимал. (7)Скорее, другие мне говорили, что я маленький. (8)Сам я, повторяю, этого не чувствовал, об этом не размышлял. (9)Я не думал о том, что можно быть каким-нибудь другим, кроме того, кем я был. (10)Если мне хотелось быть взрослым, то я думал не о физических
изменениях, а только о тех возможностях, которые даны взрослому: не готовить уроки, есть сколько хочешь пирожных. (11)Я был человек, просто человек, не зная о себе, что я маленький, что только недавно явился в мир, что расту, узнаю, постигаю и тому подобное. (12)Именно — я был просто человек…
(13)Я думал, что после окончания гимназии я куплю велосипед и совершу на нём поездку по Европе. (14)Первая мировая война ещё не начиналась, ещё всё было очень старинно: солдаты в чёрных мундирах с красными погонами, зверинец на Куликовом поле с одним львом, говорящая голова в зеркальном ящике в балагане. (15)Ещё бывала
первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (16)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом*, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, сам не зная куда, обезумевший от счастья. (17)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча…
(18)Я не купил велосипеда и не совершил путешествия по Европе. (19)Горел Верден, Реймский собор, в котором в своё время венчалась с французским королём дочь Ярослава Мудрого. (20)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (21)Однако в музеях по-прежнему висели необыкновенные картины, прекрасные, как деревья на закате. (22)Во сне я иногда вижу своё пребывание
в Европе, которого никогда не было. (23)Чаще всего мне снится Краков в виде стены, идущей кверху вдоль дороги, старой стены, с которой свисают растения, стучащие по ней ветками и шелестящие цветами…
(24)Удивительная работа – воспоминания. (25)Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. (26)Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню чтонибудь из детства», закройте глаза и скажите это. (27)Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами. (28)Участие воли здесь исключено. (29)Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания.
(30)Какая чудесная вещь — свобода воспоминаний! (31)Какая прелесть в том, что они появляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое. (32)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения,
но — дудки — мы её никогда не поймём.
(33)Так, вспоминаю я, как вышли мы в море на яхте «Увлечение». (34)Мы — это наменитый одесский врач Егор Степанович Главче, его приёмный сын Андронька и я, маленький мальчик Юра. (35)Долго следовало бы описывать яхту: она плоская, вы почти не возвышаетесь над водой — длинная, узкая, летящая. (36)Нет, это настолько
плохое описание, что оно сворачивается. (37)Воспоминания не последует, толькоопишем, как при нашем возвращении горела вдали огнями Одесса, покинутая нами утром, как, казалось, перебегают с места на место огни, исчезают, опять загораются, как дышит и ходит всё это поле огней…
(38)Нет, и это воспоминание, как видно, не получится! (39)Как тихонько под самыми пальцами, которые вы опускали в воду, рокотало и бежало атласное море, рокотало и бежало, тёмное, бежало навстречу нам низко-низко под бортом яхты, на расстоянии локтя — ещё одного локтя, потому что вы сидели облокотившись…
(40)Я ещё люблю вспоминать. (41)Я мало что знаю о жизни. (42)Но мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звёзды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и ещё многое и многое
(По Ю. К. Олеше*)
* Юрий Карлович Олеша (1899–1960) — русский советский писатель, поэт и
драматург, журналист, киносценарист.
Задание 23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Когда рассказчик учился в гимназии, он никогда не готовил уроков.
2) В детстве рассказчик не размышлял о своём возрасте.
3) Первая мировая война помешала сбыться детским мечтам рассказчика.
4) Работа воспоминаний удивительна: мы всегда можем вспомнить то, что захотим.
5) Воспоминания всплывают в нашем воображении вне зависимости от волевых усилий.
Ответ: __________________________.
Задание 24. Какие из перечисленных утверждений являются неверными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5, 6 представлено рассуждение.
2) В предложении 10 представлено повествование.
3) Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 30–32 представлено рассуждение.
5) Предложение 35 содержит элементы описания.
Ответ: __________________________.
Задание 25. Из предложений 13–16 выпишите один фразеологизм.
Ответ: __________________________.
Задание 26. Среди предложений 24–32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора, личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: __________________________.
Задание 27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме «Какова роль детских воспоминаний?»
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите
в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика) и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик,
графический роман, компьютерная игра).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
Видеокурс по тестовой части https://vk.com/topic-129797915_4889701
ОТВЕТЫ
1 Однако/но
2 235
3 245
4 24
5 памятливым
6 производил
7 испечёт
8 57419
9 1234
10 24
11 2345
12 123
13 1235
14 23
15 23
16 45
17 12
18 1234567
19 25
20 1234
21 25
22 61285
23 235
24 145
25 Во весь дух
26 31