СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, задание 8

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке подробно рассмотрены виды грамматических ошибок, которые могут встретиться в задании.Приведены примеры предложени.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, задание 8»

Алгоритм выполнения задания №8  ЕГЭ

Алгоритм выполнения задания №8 ЕГЭ

 Для успешного выполнения задания  №8 необходимо установить соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Для успешного выполнения задания №8 необходимо установить соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 Виды грамматических ошибок:  1. Ошибки в построении предложений с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ   Жара, установившаяся месяц назад и которая высушила неглубокие пруды, отступила только в конце августа.   1.1 Соединение в одном предложении при помощи союза И причастного оборота и придаточного определительного предложения, начинающегося со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ,КОТОРЫЕ, недопустимо.  Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных.    Правильный вариант:   Жара, установившаяся месяц назад и высушившая неглубокие пруды, отступила только в конце августа.   Или:  Жара, которая установилась месяц назад и которая высушила неглубокие пруды, отступила только в конце августа.

Виды грамматических ошибок: 1. Ошибки в построении предложений с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Жара, установившаяся месяц назад и которая высушила неглубокие пруды, отступила только в конце августа. 1.1 Соединение в одном предложении при помощи союза И причастного оборота и придаточного определительного предложения, начинающегося со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ,КОТОРЫЕ, недопустимо. Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных. Правильный вариант: Жара, установившаяся месяц назад и высушившая неглубокие пруды, отступила только в конце августа. Или: Жара, которая установилась месяц назад и которая высушила неглубокие пруды, отступила только в конце августа.

 Найдите ошибку и исправьте её.    Русские поэты 19 века, знавшие народную символику и которые собирали ее по крупицам, заслужили благодарность потомков-читателей.

Найдите ошибку и исправьте её. Русские поэты 19 века, знавшие народную символику и которые собирали ее по крупицам, заслужили благодарность потомков-читателей.

 Правильный вариант:    Русские поэты 19 века, знавшие народную символику и собиравшие ее по крупицам, заслужили благодарность потомков-читателей.    Русские поэты 19 века, которые знали народную символику и собирали ее по крупицам, заслужили благодарность потомков-читателей.

Правильный вариант: Русские поэты 19 века, знавшие народную символику и собиравшие ее по крупицам, заслужили благодарность потомков-читателей. Русские поэты 19 века, которые знали народную символику и собирали ее по крупицам, заслужили благодарность потомков-читателей.

1.2 Нельзя в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение, выраженное СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, и придаточное предложение .    Ученые предупреждают о глобальном потеплении и что климат на Земле скоро кардинально изменится.  Союз должен соединять либо два дополнения, либо два придаточных предложения.   Правильный вариант:   Ученые предупреждают о глобальном потеплении и о кардинальном изменении климата на Земле.   Или:  Ученые предупреждают о том, что наступило глобальное потепление и что климат на Земле скоро кардинально изменится.

1.2 Нельзя в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение, выраженное СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, и придаточное предложение . Ученые предупреждают о глобальном потеплении и что климат на Земле скоро кардинально изменится. Союз должен соединять либо два дополнения, либо два придаточных предложения. Правильный вариант: Ученые предупреждают о глобальном потеплении и о кардинальном изменении климата на Земле. Или: Ученые предупреждают о том, что наступило глобальное потепление и что климат на Земле скоро кардинально изменится.

 Найдите ошибку, исправьте ее.   Мы любим рассуждать о счастье и что такое любовь.

Найдите ошибку, исправьте ее. Мы любим рассуждать о счастье и что такое любовь.

 Правильный вариант:   Мы любим рассуждать о счастье и о любви.     Мы любим рассуждать о том, что такое счастье и что такое любовь.

Правильный вариант: Мы любим рассуждать о счастье и о любви. Мы любим рассуждать о том, что такое счастье и что такое любовь.

1.3 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как однородные члены имя существительное и инфинитив.   Я люблю природу и ухаживать за ней.  Сочетаться могут либо два имени существительных, либо два инфинитива.    Правильный вариант:  Я люблю природу и уход за ней.   Я люблю любоваться природой и ухаживать за ней

1.3 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как однородные члены имя существительное и инфинитив. Я люблю природу и ухаживать за ней. Сочетаться могут либо два имени существительных, либо два инфинитива. Правильный вариант: Я люблю природу и уход за ней. Я люблю любоваться природой и ухаживать за ней

 Найдите ошибку и исправьте её.    Я люблю музыку и кататься на коньках.

Найдите ошибку и исправьте её. Я люблю музыку и кататься на коньках.

  Правильный вариант:   Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.    Я люблю музыку и катание на коньках.

Правильный вариант: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках. Я люблю музыку и катание на коньках.

1.4 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два сказуемых ,если идущее за ними существительное грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.  Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЕМ?) о природе света.    Правильный вариант:  Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЕМ?) о ней.  Или:  Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света .

1.4 Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два сказуемых ,если идущее за ними существительное грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы. Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЕМ?) о природе света. Правильный вариант: Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЕМ?) о ней. Или: Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света .

1.5 Недопустимо, чтобы части двойных союзов  не только... но и ...; как..., так и... связывали разные понятия : части двойного союза должны соединять только однородные члены, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одной и той же части речи.   Это событие было не только значимым для учеников, но и для всех учителей.  ( Это событие было значимым не только для учеников, но и для учителей.)   Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.  ( Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой)

1.5 Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только... но и ...; как..., так и... связывали разные понятия : части двойного союза должны соединять только однородные члены, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одной и той же части речи. Это событие было не только значимым для учеников, но и для всех учителей. ( Это событие было значимым не только для учеников, но и для учителей.) Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. ( Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой)

1.6 Недопустимо заменять слова в постоянных союзах : не только..., но и; как..., так и.., они должны использоваться именно в таких сочетаниях, которые перечислены выше.   Они посетили не только музеи, а также и театры.  (Они посетили не только музеи, но и театры.)   Информацию о проведении мероприятия население получило как с экранов телевизоров, а также из печатных изданий.  ( Информацию о проведении мероприятия население получило как с экранов телевизоров, так и из печатных изданий. )

1.6 Недопустимо заменять слова в постоянных союзах : не только..., но и; как..., так и.., они должны использоваться именно в таких сочетаниях, которые перечислены выше. Они посетили не только музеи, а также и театры. (Они посетили не только музеи, но и театры.) Информацию о проведении мероприятия население получило как с экранов телевизоров, а также из печатных изданий. ( Информацию о проведении мероприятия население получило как с экранов телевизоров, так и из печатных изданий. )

1.7 Недопустимо, чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом, стояли не в том падеже, что и обобщающее слово.   Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота.   Правильный вариант:  Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благородством, простотой.

1.7 Недопустимо, чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом, стояли не в том падеже, что и обобщающее слово. Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота. Правильный вариант: Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благородством, простотой.

1.8 Недопустимо, чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные предлоги.  Нужно помнить, что каждому слову подходит свой предлог.   Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.  Правильный вариант:  (Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах .)

1.8 Недопустимо, чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные предлоги. Нужно помнить, что каждому слову подходит свой предлог. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Правильный вариант: (Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах .)

2. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.  2.1 Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота. Он должен находиться или до, или после причастного оборота.  Летевший самолет на небольшой высоте подавал сигналы бедствия.   Правильный вариант:   Самолет , летевший на небольшой высоте , подавал сигналы бедствия  Или:   Летевший на небольшой высоте самолет подавал сигналы бедствия.

2. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом. 2.1 Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота. Он должен находиться или до, или после причастного оборота. Летевший самолет на небольшой высоте подавал сигналы бедствия. Правильный вариант: Самолет , летевший на небольшой высоте , подавал сигналы бедствия Или: Летевший на небольшой высоте самолет подавал сигналы бедствия.

2.2 Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе, падеже.    Море , переливающимися всеми оттенками радуги, спокойно ожидало наступления ночи.   Правильный вариант:   Море , переливающееся всеми цветами радуги , спокойно ожидало наступления ночи.

2.2 Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе, падеже. Море , переливающимися всеми оттенками радуги, спокойно ожидало наступления ночи. Правильный вариант: Море , переливающееся всеми цветами радуги , спокойно ожидало наступления ночи.

2.3 Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот после существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота.    Озеро тянется с запада на восток, привлекающее туристов.    Правильный вариант:  Озеро , привлекающее туристов , тянется с запада на восток.

2.3 Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот после существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота. Озеро тянется с запада на восток, привлекающее туристов. Правильный вариант: Озеро , привлекающее туристов , тянется с запада на восток.

3. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.  3.1 Важно, чтобы действие, выраженное глаг.-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершались одним лицом.    Возвращаясь домой , меня застиг дождь.   Правильный вариант:   Возвращаясь домой , я попал под дождь.

3. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом. 3.1 Важно, чтобы действие, выраженное глаг.-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершались одним лицом. Возвращаясь домой , меня застиг дождь. Правильный вариант: Возвращаясь домой , я попал под дождь.

4.Ошибки в построении предложений с несогласованным приложением.  4.1 Название, заключенное в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть», «роман», «поэма», «рассказ», «телепередача», «картина», «книга» и т. д.), является несогласованным приложением и должно стоять в Им.п.  В журнале «Современнике» напечатана статья о новом романе.  Правильный вариант:  В журнале «Современник» напечатана статья о новом романе.  Или:  В «Современнике» напечатана статья о новом романе.

4.Ошибки в построении предложений с несогласованным приложением. 4.1 Название, заключенное в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть», «роман», «поэма», «рассказ», «телепередача», «картина», «книга» и т. д.), является несогласованным приложением и должно стоять в Им.п. В журнале «Современнике» напечатана статья о новом романе. Правильный вариант: В журнале «Современник» напечатана статья о новом романе. Или: В «Современнике» напечатана статья о новом романе.

5.Ошибки,связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени существительного с предлогом.  5.1 После предлогов БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО,ВОПРЕКИ,ПОДОБНО,НАПЕРЕКОР,НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО падежа.  Поступить в институт благодаря (чему?) знаниям;  поступить согласно (чему?) правилам;  вернуться вопреки (чему?) желанию;  петь подобно (кому?)соловью;  выжить наперекор(чему?) всему;  броситься наперерез(кому?) врагу.

5.Ошибки,связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени существительного с предлогом. 5.1 После предлогов БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО,ВОПРЕКИ,ПОДОБНО,НАПЕРЕКОР,НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО падежа. Поступить в институт благодаря (чему?) знаниям; поступить согласно (чему?) правилам; вернуться вопреки (чему?) желанию; петь подобно (кому?)соловью; выжить наперекор(чему?) всему; броситься наперерез(кому?) врагу.

5.2 После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме ПРЕДЛОЖНОГО падежа.   По прибытии в город;  по возвращении из командировки;  по истечении срока;  по окончании института;  по завершении работы;  по приезде домой;  по прилёте в Москву

5.2 После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме ПРЕДЛОЖНОГО падежа. По прибытии в город; по возвращении из командировки; по истечении срока; по окончании института; по завершении работы; по приезде домой; по прилёте в Москву

6.Ошибки,связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.  В СПП, построенных по схеме «Те, кто...», «Все, кто...»,при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в единственном числе, при подлежащих ТЕ,ВСЕ глаголы-сказуемые ставятся во множественном числе.  Все, кто бывал на море, знает, что такое «тягуны».   Правильный вариант:  Все, кто бывал на море, знают, что такое «тягуны».

6.Ошибки,связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым. В СПП, построенных по схеме «Те, кто...», «Все, кто...»,при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в единственном числе, при подлежащих ТЕ,ВСЕ глаголы-сказуемые ставятся во множественном числе. Все, кто бывал на море, знает, что такое «тягуны». Правильный вариант: Все, кто бывал на море, знают, что такое «тягуны».

Нарушение связи  между подлежащим и сказуемым Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.) Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову:

ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

Нарушение связи  между подлежащим и сказуемым   ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. Кресло-качалка отремонтировано. Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  • ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
  • Кресло-качалка отремонтировано.
  • Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина.
7.Ошибки в построении предложений с косвенной речью.   7.1 Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь.   Друг поинтересовался у меня, когда ты придещь в школу.     Правильный вариант:  Друг поинтересовался у меня, когда я приду в школу.   Учитель спросил, что кто сегодня отсутствует на уроке.  Правильный вариант:  Учитель спросил, кто сегодня отсутствует на уроке.

7.Ошибки в построении предложений с косвенной речью. 7.1 Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь. Друг поинтересовался у меня, когда ты придещь в школу. Правильный вариант: Друг поинтересовался у меня, когда я приду в школу. Учитель спросил, что кто сегодня отсутствует на уроке. Правильный вариант: Учитель спросил, кто сегодня отсутствует на уроке.

7.2 Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употреблять личное местоимение  «Я» (местоимения и глаголы 1 лица нужно заменять местоимениями и глаголами 3 лица).   В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».   Правильный вариант:   В своих воспоминаниях Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность»

7.2 Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употреблять личное местоимение «Я» (местоимения и глаголы 1 лица нужно заменять местоимениями и глаголами 3 лица). В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». Правильный вариант: В своих воспоминаниях Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность»

8.Ошибки,связанные с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм.    В каждом из окон горел огонь под оранжевым абажуром, из всех дверей вырывается хриплый рёв полонеза из оперы «Евгений Онегин».    Правильный вариант:  В каждом из окон горел огонь под оранжевым абажуром, из всех дверей вырывался хриплый рёв полонеза из оперы «Евгений Онегин»

8.Ошибки,связанные с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм. В каждом из окон горел огонь под оранжевым абажуром, из всех дверей вырывается хриплый рёв полонеза из оперы «Евгений Онегин». Правильный вариант: В каждом из окон горел огонь под оранжевым абажуром, из всех дверей вырывался хриплый рёв полонеза из оперы «Евгений Онегин»

 9. Ошибки, связанные с нарушением построения сложного предложения.   Чаще всего грамматическая ошибка возникает из-за неправильного употребления союзов и союзных слов, употребление одного союза вместо другого, употребление лишнего слова.   Размышляя о творчестве Пушкина, понимаешь, что насколько оно благотворно повлияло на мировоззрение читателей нескольких поколений.      Правильный вариант:  Размышляя о творчестве Пушкина, понимаешь, что оно благотворно повлияло на мировоззрение читателей нескольких поколений.

9. Ошибки, связанные с нарушением построения сложного предложения. Чаще всего грамматическая ошибка возникает из-за неправильного употребления союзов и союзных слов, употребление одного союза вместо другого, употребление лишнего слова. Размышляя о творчестве Пушкина, понимаешь, что насколько оно благотворно повлияло на мировоззрение читателей нескольких поколений.

Правильный вариант:

Размышляя о творчестве Пушкина, понимаешь, что оно благотворно повлияло на мировоззрение читателей нескольких поколений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!