Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Задание 6 (Морфологические нормы. Занятие 2. Имя числительное. Имя прилагательное. Местоимение. Наречие)
- Морфологических форм у русских слов много.
- Большинство из них усваивается в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает.
- Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки.
Пример формулировки задания:
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- двухстами предметами
- серьёзнейшее замечание
- килограмм помидоров
- поезжайте в город
Правильный ответ
Для правильного выполнения задания необходимо знать…
- Правила образования и употребления морфологических форм слов разных частей речи
- На втором занятии рассмотрим трудные случаи употребления имен прилагательных, имен числительных, местоимений
Трудные случаи образования форм имен прилагательных
Обратите внимание на образование
степени сравнения:
1) простая сравнительная:
н.ф. + -ее (-ей): сильнее: красив(ый)+ -ее = красивее
2) составная сравнительная:
более (менее) +н.ф.: более сильный:
более + быстрый = более быстрый
Нельзя: более сильнее
Обратите внимание на образование степени сравнения:
3) простая превосходная степень:
н.ф. + -ейш (-айш): умный + -ейш- = умнейший
4) составная превосходная степень:
самый+н.ф.: самый + умный = самый умный
НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы!
Запомни:
звонче, слаще, мягче, легче, здоровее, хлестче
Проверьте себя:
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- положи на полку
- более лучший ответ
- несколько яблок
- семьюдесятью процентами
Ответ: лучший ответ
Трудные случаи образования форм имен числительных
- 1) Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (В.п. = И.п.) , в остальных падежах - окончание -а.
И.п. сорок, девяносто, сто
Р.п. сорока, девяноста, ста
Д.п. сорока, девяноста, ста
В.п. сорок, девяносто, сто
Т.п. сорока, девяноста, ста
П.п. сорока, девяноста, ста
(состоящие из двух или нескольких корней)
пятьсот - пять ю ст ами ,
семьсот - о сем и ст ах
- 3) СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
(состоящие из нескольких слов)
две тысячи пятьсот пять - дв ум тысяч ам пят и ст ам пят и
- 4) ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
(обозначающие порядок при счете)
- изменяется только последнее слово:
тридцать третий - в тридцать треть ем ,
две тысячи шестнадцатый - в две тысячи шестнадцат ом
- 5) ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА
Полтора - пол у тора, полтораста – пол у тораста
- 6) СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
- употребляются с сущ. м.р. ,
- с существительными дети, люди,
- с существительными, обозначающими детенышей животных,
- имеющими только форму мн.ч.,
- обозначающими парные предметы,
- с местоимениями:
двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро (мальчиков, детей, щенков, брюк, их)
- Не путать: оба – обоих (м.р.), обе – обеих (ж.р.)
Проверьте себя:
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- повеселее
- не проронив слов
- ряд критериев
- обоих студенток
Ответ: обеих студенток
Трудные случаи образования форм местоимений
- Нельзя:
- был увлечён ей , у н ей ; их ний ; посреди его ( её ), среди их ; скольк их книг, скольк о учеников.
- Правильно:
- был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их ; посреди* н его ( н её), среди* н их; скольк о книг, скольк их учеников
- * Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .
Проверьте себя:
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- по ихнему желанию
- красивейший пейзаж
- в две тысячи пятом году
- прополощи бельё
Ответ: по их желанию
Трудные случаи образования форм наречий
Обратите внимание на образование
степени сравнения:
1) простая сравнительная:
н.ф. + -ее (-ей): сильнее: красиво + -ее = красивее
2) составная сравнительная:
более (менее) +н.ф.: более сильный:
более + быстро = более быстро
Нельзя: более сильнее
3) превосходная степень:
всего + сравн.степень: чище + всего
НЕЛЬЗЯ смешивать формы сравнительной и превосходной степени!
Нельзя:
Плохо - плоше, красиво - красивше и красившее, хорошо - лучшее и хорошее, тяжело - тяжельше (просторечие)
Запомни:
плохо - хуже, красиво - краси´вее, хорошо - лучше, тяжело - тяжелее
Нельзя:
оттуд ова , открываться во внутрь, на вряд ли смогу, разделим на пополам (просторечие)
Запомни:
оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам
Проверьте себя:
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- о полутора часах
- более позднее
- четырьмястами студентами
- две пары ботинок
Ответ: более поздно
Использованная литература, информационная поддержка ЕГЭ:
- Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтоб я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11 классы/ Н. А. Сенина, Т.Н.Глянцева, Н.А.Гурдаева; под.ред.Н.А.Сениной.- Ростов н/Д, 2014
- Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/
- http://www.ctege
Удачи!