СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ.Практика заданию № 6 ( Часть 2)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ.Практика заданию № 6 ( Часть 2)»

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку  Задание 6 (Морфологические нормы. Занятие 2.  Имя числительное. Имя прилагательное. Местоимение. Наречие)

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Задание 6 (Морфологические нормы. Занятие 2. Имя числительное. Имя прилагательное. Местоимение. Наречие)

Морфологических форм у русских слов много.  Большинство из них усваивается в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает.  Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки.
  • Морфологических форм у русских слов много.

  • Большинство из них усваивается в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает.

  • Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки.
Пример формулировки задания: В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. двухстами предметами  серьёзнейшее замечание килограмм помидоров  поезжайте в город

Пример формулировки задания:

  • В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • двухстами предметами
  • серьёзнейшее замечание
  • килограмм помидоров
  • поезжайте в город
Правильный ответ двумястами предметами

Правильный ответ

  • двумястами предметами
Для правильного выполнения задания необходимо знать… Правила образования и употребления морфологических форм слов разных частей речи На втором занятии рассмотрим трудные случаи употребления имен прилагательных, имен числительных, местоимений

Для правильного выполнения задания необходимо знать…

  • Правила образования и употребления морфологических форм слов разных частей речи
  • На втором занятии рассмотрим трудные случаи употребления имен прилагательных, имен числительных, местоимений
Трудные случаи образования форм имен прилагательных Обратите внимание на образование степени сравнения: 1) простая сравнительная:  н.ф. + -ее (-ей): сильнее: красив(ый)+ -ее = красивее 2) составная сравнительная:  более (менее) +н.ф.: более сильный:  более + быстрый = более быстрый Нельзя: более сильнее

Трудные случаи образования форм имен прилагательных

Обратите внимание на образование

степени сравнения:

1) простая сравнительная:

н.ф. + -ее (-ей): сильнее: красив(ый)+ -ее = красивее

2) составная сравнительная:

более (менее) +н.ф.: более сильный:

более + быстрый = более быстрый

Нельзя: более сильнее

Обратите внимание на образование  степени сравнения:    3) простая превосходная степень:  н.ф. + -ейш (-айш): умный + -ейш- = умнейший  4) составная превосходная степень: самый+н.ф.: самый + умный = самый умный  НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы!  Запомни: звонче, слаще, мягче, легче, здоровее, хлестче

Обратите внимание на образование степени сравнения:

3) простая превосходная степень:

н.ф. + -ейш (-айш): умный + -ейш- = умнейший

4) составная превосходная степень:

самый+н.ф.: самый + умный = самый умный

НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы!

Запомни:

звонче, слаще, мягче, легче, здоровее, хлестче

Проверьте себя: В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. положи на полку  более лучший ответ несколько яблок  семьюдесятью процентами Ответ: лучший ответ

Проверьте себя:

  • В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • положи на полку
  • более лучший ответ
  • несколько яблок
  • семьюдесятью процентами

Ответ: лучший ответ

Трудные случаи образования форм имен числительных 1) Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (В.п. = И.п.) , в остальных падежах - окончание -а. И.п. сорок, девяносто, сто Р.п. сорока, девяноста, ста Д.п. сорока, девяноста, ста В.п. сорок, девяносто, сто Т.п. сорока, девяноста, ста П.п. сорока, девяноста, ста

Трудные случаи образования форм имен числительных

  • 1) Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (В.п. = И.п.) , в остальных падежах - окончание -а.

И.п. сорок, девяносто, сто

Р.п. сорока, девяноста, ста

Д.п. сорока, девяноста, ста

В.п. сорок, девяносто, сто

Т.п. сорока, девяноста, ста

П.п. сорока, девяноста, ста

2) СЛОЖНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ  (состоящие из двух или нескольких корней) склоняются обе части:  пятьсот - пять ю ст ами , семьсот - о сем и ст ах 3) СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ  (состоящие из нескольких слов) склоняются все части:  две тысячи пятьсот пять - дв ум тысяч ам пят и ст ам пят и
  • 2) СЛОЖНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

(состоящие из двух или нескольких корней)

  • склоняются обе части:

пятьсот - пять ю ст ами ,

семьсот - о сем и ст ах

  • 3) СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

(состоящие из нескольких слов)

  • склоняются все части:

две тысячи пятьсот пять - дв ум тысяч ам пят и ст ам пят и

4) ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ   (обозначающие порядок при счете)  изменяется только последнее слово: тридцать третий - в тридцать треть ем , две тысячи шестнадцатый - в две тысячи шестнадцат ом  5) ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА Полтора - пол у тора, полтораста – пол у тораста
  • 4) ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

(обозначающие порядок при счете)

  • изменяется только последнее слово:

тридцать третий - в тридцать треть ем ,

две тысячи шестнадцатый - в две тысячи шестнадцат ом

  • 5) ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА

Полтора - пол у тора, полтораста – пол у тораста

 6) СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ употребляются с сущ. м.р. , с существительными дети, люди, с существительными, обозначающими детенышей животных, имеющими только форму мн.ч., обозначающими парные предметы, с местоимениями: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро (мальчиков, детей, щенков, брюк, их)  Не путать: оба – обоих (м.р.), обе – обеих (ж.р.)

  • 6) СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
  • употребляются с сущ. м.р. ,
  • с существительными дети, люди,
  • с существительными, обозначающими детенышей животных,
  • имеющими только форму мн.ч.,
  • обозначающими парные предметы,
  • с местоимениями:

двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро (мальчиков, детей, щенков, брюк, их)

  • Не путать: оба – обоих (м.р.), обе – обеих (ж.р.)
Проверьте себя: В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. повеселее  не проронив слов ряд критериев  обоих студенток Ответ: обеих студенток

Проверьте себя:

  • В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • повеселее
  • не проронив слов
  • ряд критериев
  • обоих студенток

Ответ: обеих студенток

Трудные случаи образования форм местоимений Нельзя: был увлечён ей , у н ей ; их ний ; посреди его ( её ), среди их ;  скольк их книг, скольк о учеников.   Правильно:   был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их ; посреди* н его ( н её), среди* н их; скольк о книг, скольк их учеников *  Посреди, среди  — предлоги. Если ты говоришь:  из них, от них,  говори:  среди них . После предлогов у личных местоимений  он, она, они  в косвенных падежах появляется буква  н .  

Трудные случаи образования форм местоимений

  • Нельзя:
  • был увлечён ей , у н ей ; их ний ; посреди его ( её ), среди их ;  скольк их книг, скольк о учеников.
  • Правильно:  
  • был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их ; посреди* н его ( н её), среди* н их; скольк о книг, скольк их учеников
  • *  Посреди, среди  — предлоги. Если ты говоришь:  из них, от них,  говори:  среди них . После предлогов у личных местоимений  он, она, они  в косвенных падежах появляется буква  н .  
Проверьте себя: В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. по ихнему желанию  красивейший пейзаж в две тысячи пятом году  прополощи бельё Ответ: по их желанию

Проверьте себя:

  • В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • по ихнему желанию
  • красивейший пейзаж
  • в две тысячи пятом году
  • прополощи бельё

Ответ: по их желанию

Трудные случаи образования форм наречий Обратите внимание на образование степени сравнения: 1) простая сравнительная:  н.ф. + -ее (-ей): сильнее: красиво + -ее = красивее 2) составная сравнительная:  более (менее) +н.ф.: более сильный:  более + быстро = более быстро Нельзя: более сильнее 3) превосходная степень:  всего + сравн.степень: чище + всего  НЕЛЬЗЯ смешивать формы сравнительной и превосходной степени!

Трудные случаи образования форм наречий

Обратите внимание на образование

степени сравнения:

1) простая сравнительная:

н.ф. + -ее (-ей): сильнее: красиво + -ее = красивее

2) составная сравнительная:

более (менее) +н.ф.: более сильный:

более + быстро = более быстро

Нельзя: более сильнее

3) превосходная степень:

всего + сравн.степень: чище + всего

НЕЛЬЗЯ смешивать формы сравнительной и превосходной степени!

Нельзя: Плохо - плоше, красиво - красивше и красившее, хорошо - лучшее и хорошее, тяжело - тяжельше (просторечие) Запомни: плохо - хуже, красиво - краси´вее, хорошо - лучше, тяжело - тяжелее Нельзя: оттуд ова , открываться во внутрь, на вряд ли смогу, разделим на пополам (просторечие)   Запомни: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам

Нельзя:

Плохо - плоше, красиво - красивше и красившее, хорошо - лучшее и хорошее, тяжело - тяжельше (просторечие)

Запомни:

плохо - хуже, красиво - краси´вее, хорошо - лучше, тяжело - тяжелее

Нельзя:

оттуд ова , открываться во внутрь, на вряд ли смогу, разделим на пополам (просторечие)

Запомни:

оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам

Проверьте себя: В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. о полутора часах более позднее четырьмястами студентами две пары ботинок Ответ: более поздно

Проверьте себя:

  • В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • о полутора часах
  • более позднее
  • четырьмястами студентами
  • две пары ботинок

Ответ: более поздно

Использованная литература, информационная поддержка ЕГЭ: Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтоб я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11 классы/ Н. А. Сенина, Т.Н.Глянцева, Н.А.Гурдаева; под.ред.Н.А.Сениной.- Ростов н/Д, 2014 Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/  http://www.ctege

Использованная литература, информационная поддержка ЕГЭ:

  • Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтоб я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11 классы/ Н. А. Сенина, Т.Н.Глянцева, Н.А.Гурдаева; под.ред.Н.А.Сениной.- Ростов н/Д, 2014
  • Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/
  • http://www.ctege
Удачи!

Удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!