СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. Задание 3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочный материал для подготовки к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Задание 3»

Вопрос 1

Специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», при построении гидродинамических моделей Мирового океана зачастую испытывают большие трудности, потому что океан заполнен жидкостью отнюдь не идеальной. (2)Океан – это не только вода, это растворённые в ней соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества, все компоненты находятся в сложнейшем взаимодействии. (3)Изучать эту многокомпонентную систему в целом трудно даже океанологам: она слишком сложна.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено
в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.

1)Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.

2)Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

3)Схема, описание какого-н. физического объекта, процесса или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.

4)Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.


Вопрос 2

Начиная с V века до нашей эры наблюдается расцвет древнегреческой и древнеримской цивилизаций, ознаменовавшийся сравнительно высоким уровнем развития философии, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, военного искусства. (2)В этот период продолжается накопление первоначальных научных сведений об окружающем мире, выдвигается ряд идей, которые, как показало дальнейшее развитие событий, намного опередили своё время. (3) была выдвинута идея о строении мироздания, впервые обсуждалась идея атомного строения вещества, разрабатывались основы геометрии, создаётся геоцентрическая модель мира.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.

1)Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.

2)Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

3)Схема, описание какого-н. физического объекта, процесса или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.

4)Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.


Вопрос 3

На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1)Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2)Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3)Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4)перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.



Вопрос 4

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3) путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЖНИЙ, -яя, -ее.

  1. Расположенный внизу. Нижняя ступенька.

  2. Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки.

  3. Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё.

  4. Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр.

Вопрос 5

Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (2) объяснение этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (3)Он, например, любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а; м.

1)Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

2)То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.

3)Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4)Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.



Вопрос 6

1)Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ  Зенон  Элейский  сформулировал  парадоксальное  утверждение (апорию)  «Стрела»  о  невозможности  движения  в  природе:  в любое отдельно  взятое  мгновение  времени  летящая  стрела  находится в определённой  точке  пространства,  а  следовательно,  не  существует такого  момента  времени,  в  котором  летящая  стрела  перемещается. (2)Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. (3) такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного  наблюдателю  факта  движения,  а в заведомой  ложности выводов,  полученных в  процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в ПЕРВОМ (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВРЕ́МЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.
1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.
4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).
6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).

Вопрос 7

(1)Немало  было  на  Руси  искусных  ремесленников  и  мастеров,  превосходных охотников  и  отважных  рыбаков,  гениальных  зодчих,  иконописцев, музыкантов;  славилась  наша  земля  воинами,  мудрыми  государственными деятелями.  (2)И  всё-таки  основным  занятием  восточных  славян  на протяжении  многих  веков  было  земледелие.  (3)  и  древняя  русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КУЛЬТУ́РА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.).
1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.
3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.
4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).
6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.
7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

Вопрос 8

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4  знач.), м.
1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. «Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка. «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин. «Языком играл сигналики, песни пел — такие хватские. «Некрасов.
|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.
2. только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин. «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев. Лишиться языка. Владеть языком. Язык — один из признаков, отличающих человека от животных. «Язык до Киева доведет.» Пословица.
3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин.  «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин. «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев. «На всех языках говорит.» Лермонтов. Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки(преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык ). Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка.
4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык.
5. только ед. Способ выражения, стиль, свойственный кому-чему-н. Язык Пушкина. Язык художественных произведений.
6. только ед. Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин. У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.

Вопрос 9

1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обо¬значение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, ины¬ми словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЧЬ Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен.
1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).
2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).
3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький. Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.
4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.
5. мн. в том же знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин. «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов. «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин. «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин. «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов. «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький. Дружеские речи.
6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А. Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет идти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.
7. только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе.
8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов.» Салтыков-Щедрин. Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.
9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.


Вопрос 10

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДИСК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ДИСК -а; м. [от греч. diskos - круглая пластинка].
1. Видимая форма Солнца, Луны, планет. Д. Солнца. Лунный д. Тень Земли при затмении Солнца покроет четверть его диска.
2.  Предмет, имеющий вид плоского круга. Д. маятника часов. Камень в виде диска. Металлический д. // Деталь машины, какого-л. устройства в виде плоского круга. Д. пилы. Тормозные диски автомобиля. Крутить д. телефона. Д. автомата, пулемёта (магазинная коробка автомата, пулемёта).
3. Легкоатлетический снаряд для метания. Метать д.
4. Грампластинка. Купить новый д. Д. с записью инструментального ансамбля. Обменять диски.
5. Информ. Устройство, позволяющее записывать и хранить информацию в компьютере. Жёсткий д. Гибкий д.
6. Информ. Носитель данных, предназначенный для записи и воспроизведения звука и изображения; компакт-диск. Магнитный д.
7. Мед. Хрящевая прослойка, находящаяся между суставов. Повредить д. Диски стёрлись.

Вопрос 11

Генная инженерия – это направление современной науки, которое основано на переносе нужных генов от живых организмов одного вида
в организмы другого вида, часто очень далёкого по своему происхождению. (2)Так, удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие такой важный белок, как интерферон. (3)Интерферон образуется в лейкоцитах крови человека в ответ на вирусную инфекцию и обеспечивает защиту организма человека от вирусов.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЕСПЕЧИТЬ, -чу, -чишь; -ченный; сов.

1)кого-что чем. Снабдить чем-н. в нужном количестве. О. сырьём.
О. фермы техникой.

2)кого-что. Предоставить достаточные материальные средства к жизни.
О. свою семью. Обеспеченная старость.

3)что. Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. О. успех.

4)кого-что от кого-чего. Оградить, охранить (устар.). О. человека от нищеты.




Вопрос 12

Внешняя культура человека проявляется в том, что он поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду, на глазах у людей, перед которыми он играет роль культурного человека. (2)Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы общества. (3) по-настоящему культурный человек – это человек, сознательно идущий на некоторые ограничения, связанные с соблюдением принятых в обществе норм.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИГРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИГРАТЬ, -аю, -аешь; игранный; несов.

1)Резвясь, развлекаться; забавляться чем-н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем-н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их).

2)во что и на чём. Проводить время в игре. И. в куклы. И. в солдатики.
И. в прятки, в жмурки. И. в шахматы. И. в футбол. И. на бильярде.

3)что и на чём. Исполнять музыкальное произведение. И. вальс. И. на скрипке. И. на чьих-н. нервах (перен.: намеренно нервировать, раздражать кого-н.).

3)кого-что. Исполнять сценическую роль, пьесу на сцене. И. роль (также перен.: изображать кого-н. или действовать в качестве кого-н.). И. роль Гамлета. И. Хлестакова. И. комедию (также перен.: притворяться, действовать неискренне; неодобр.).

4)перен., кем-чем и с кем-чем. Обращаться с кем-чем-н. легкомысленно, как с игрушкой, забавой. И. своей жизнью (понапрасну рисковать).
И. (шутить) с огнём
(обращаться легкомысленно с чем-н. опасным).
И. людьми
(обращаться с ними по своей воле). И. чьими-н. чувствами.



Вопрос 13

Без атмосферы – воздушной оболочки Земли – наша планета была бы такой же безжизненной, как и Луна. (2)Солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на неосвещённой стороне царил бы ледяной холод. (3)Атмосфера окутывает Землю, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает растительный и животный мир от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных и космических лучей.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -а, м.

1)Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле.

2)Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.

3)ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4)Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

5)Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

6)ед. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить
в миру. Уйти из мира в монастырь.

7)Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке – голому рубашка (посл.). Решить на миру (на сельской сходке).



Вопрос 14

(1)Обследование здоровья оркестрантов Цюрихской филармонии показало, что из 77 музыкантов 18% жалуются на слишком шумную обстановку в процессе работы, 14% — на снижение слуха, 13% страдают тиннитом (писк, звон или свист в ушах) и 10 % говорят о других расстройствах слуха. (2)... 20% жалуются на боль в плечах или шее (остеохондроз), а 12% — на проблемы со зрением из-за плохого освещения в оркестровой яме и на нотных пюпитрах.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОЦЕНТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) и во втором (2) предложениях текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРОЦЕНТ, -а, м.

1)Сотая доля какого-л. числа, принимаемого за целое, за единицу (обозначается значком %). Количество кого-, чего-л., измеряемое в сотых долях чего-л. Примеры: сорок процентов локомотивов, выполнить задание на 100 процентов.

2)Доход, получаемый на каждые сто рублей (или сто других денежных единиц) капитала или денег, вложенных в банк. Примеры: Где вы найдёте другое дело, которое давало бы триста процентов? Деньги эти лежат в банке и дают нам четыре процента.

3)Плата, получаемая кредитором от должника за пользование отданными в ссуду деньгами. Пример: Он бросился к банкирам и предлагал им баснословные проценты.

4)Вознаграждение, исчисляемое в зависимости от оборота, дохода. Пример: Ему процент с добычи причитался, и работал он с большой охотой.

5) Полностью. На все сто процентов. Пример: Вы на сто процентов правы



Вопрос 15

(1)Опрос 300 школьников в возрасте от 14 до 18 лет из Германии и Нидерландов показал, что в обеих странах учителя родного или иностранного языка кажутся школьникам симпатичнее, общительнее, креативнее и эмоциональнее, чем преподаватели точных и естественных наук. (2)... этих последних ученики считают более умными. (3) Образ учителя сильно влияет на то, какую специальность выбирают школьники в дальнейшем.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОКАЗАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.


ПОКАЗАТЬ

1)Дать увидеть, представить для разглядывания, рассматривания. Публично продемонстрировать. Представить для осмотра, просмотра. Примеры: показал письма, велел показать язык, показал собор, показать больного врачу.

2)Движением, жестом обратить чьё-л. внимание, указав на кого-л., что-л. Примеры: показать на новое здание, показал глазами на стул.

3)Изобразить, копируя кого-, что-л., подражая кому-, чему-л. Изобразить в художественном произведении. Примеры: Тема, показать тебе, как ты ходишь? Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает.

4)Разъяснить наглядно, обучая чему-л. Примеры: показать, как нужно держать инструмент в руках; показать, как пользоваться компасом.

5)Проявить, обнаружить какое-л. свойство, качество, состояние, количественные результаты. Примеры: показать стойкость, показать честность, показать лучший результат в беге.

6)Сделать явным, очевидным; обнаружить, раскрыть что-л. Примеры: Дальнейшее покажет исследование. Жизнь покажет, кто прав.

7)Дать какие-л. показания при допросе или на процессе. Пример: показать под присягой, Жандарм показал, что Матвея убили Яков и Аглая.

Вопрос 16

(1) Цифровая фотокамера с объективом, скопированным с фасеточного глаза насекомых, создана в университете Иллинойса (США).

(2) Новый объектив имеет полусферическую форму, как глаза пчёл, жуков или стрекоз, и состоит из большого числа пластиковых микролинз.(3) Каждой из них соответствует миниатюрный фотодиод.  (4)... изображение получалось неискажённым, матрица, на которой расположены фотодиоды, также выпуклая, полусферическая в отличие от плоской матрицы обычной цифровой камеры. (5) Преимущество системы — очень широкое поле зрения (до 180 градусов), низкий уровень оптических абераций и огромная глубина резкости.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧИСЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.


ЧИСЛО, -а, ср.


1)Понятие, служащее выражением количества, при помощи которого производится счёт. Примеры: простые числа, целые числа, положительные числа, теория чисел.

2)День месяца в порядковом ряду других дней. Примеры: первое апреля, пятнадцатое августа, одиннадцатого мая.

3)Количество кого-, чего-л. Примеры: шестьсот тысяч га, одна сестра, пять зданий.

4)Состав, ряд, совокупность кого-, чего-либо. Примеры: Он был один из числа влиятельнейших людей города. Он был в числе издаваемых писателей.

5)Грамматическая категория, выражающая средствами языка единичность или множественность предметов или лиц. Примеры: множественное число, единственное число.


Вопрос 17

(1) В 2013 году исполнилось пятьсот лет со дня открытия Гольфстрима. (2) В 1513 году экспедиция испанца Хуана Понсе де Леона направилялась к берегам Америки. (2) В этом плавании было открыта Флорида. (3) Но ещё до прибытия к материку опытный рулевой флагманской каравеллы Антон де Аламинос заметил нечто странное. (4) Он записал в судовой журнал: «Тут такое сильное течение, что корабли даже при сильном ветре и всех парусах не могли продвинуться вперёд и были вынуждены повернуть. (5) ...течение сильнее ветра». (6) Открытие держали в секрете, чтобы течением не воспользовались конкуренты. (7) Первая карта Гольфстрима появилась только в 1770 году по заказу американской почты, которая искала возможности побыстрее доставлять корреспонденцию в Европу.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАРТА. Определите значение, в котором это слово употреблено в седьмом (7) предложении текста.

КАРТА, -ы, ж.

1)Чертёж земной поверхности. То же с преимущественным учётом того или иного специального признака. Примеры: географическая карта, карта мира, политическая карта Европы.

2)Каждый из составляющих игральную колоду картонных листков, различающихся по изображённым на них фигурам и очкам, а также по масти. Примеры: колода карт, червонная карта, тасовать карты.

3)Определённым образом разграфлённый лист бумаги, подлежащий заполнению какими-л. сведениями; бланк. Примеры: санаторно-курортная карта, технологическая карта.

4)Листок с перечнем кушаний и напитков в ресторане (устар.). Примеры: Спросил закусить. Подали карту.

5)Подвергать что-л. опасности, риску в надежде на выгоду или успех — ставить на карту.


Вопрос 18

(1)Своим основным выводом Галилей считал утверждение, что падающее тело проходит в последовательные равные промежутки времени отрезки, пропорциональные последовательным нечетным числам. (2)Он хочет проверить это. (3)Но как это сделать? (4)Нельзя же продолжать кидать шары с Пизанской башни, да он и жил уже в Падуе. (5)В лаборатории же падение происходит очень быстро. (6)... Галилей находит остроумный выход: он заменяет свободное падение более медленным движением тел по наклонной плоскости. (7)Он заметил, что из предположения о равноускоренности свободного падения следует равноускоренность движения тяжелой точки по наклонной плоскости. (По С.Г. Гиндикину)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫХОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в шестом (6) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВЫХОД, -а, муж.

1) Действие по глаголу выходить. Примеры: Выход на работу, выход книги в свет, выход кораблей в море.

2) Место, через которое выходят. Примеры: Запасный выход, стоять у выхода.

3) Способ разрешить какую-н. трудность, выйти из сложных обстоятельств (перен., обычно в сочетании с сущ.: затруднение, положение).  Примеры: Найти выход из затруднения. Искать выход из положения.

4) Количество произведённого продукта. Примеры: Норма выхода, выход масла из семян.

5) Обнажение горных пород, пластов. Пример: Выход вулканического туфа.


Вопрос 19

(1)Греция — каменистая бесхлебная страна, край пастухов и рыбаков. (2)Плодородных долин было мало, и перенаселение грозило ей голодом. (3)Спасаясь от голода, Греция искала новых земель для заселения. (4)Мы видели, как были заселены ближние заморские земли — малоазиатский берег Эгейского моря, и вот теперь пришел черед и для дальних заморских земель. (5)Есть старинное русское слово «выселки», когда часть жителей селения снимается с места, перебирается на новое и там ставит отдельное селение. (6)Именно таковы были новые заморские города греков. (7)Мы их называем латинским словом «колонии», которое не надо понимать в современном смысле слова: «зависимые и эксплуатируемые земли». (8)Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители, и нимало не эксплуатировались ими. (9)Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: «метрополия», ... «город-мать».
(По М.Л. Гаспарову)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ, -и., женск.

1) Третья от Солнца обитаемая нами планета (с прописной буквы). Пример: Земля движется вокруг Солнца.

2) Суша, земная твердь. Пример: Возникает мысль о близости берега, земли.

3) Верхний, поверхностный слой планеты, почва, грунт. Примеры: Пахать землю, в недрах земли; колосья, согнутые до земли.

4) Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Примеры: Комок земли, холм вырытой земли.

5) Территория, находящаяся в чьём-то владении, пользовании. Примеры: Колхозная земля, помещичья земля, церковные земли.

6) Страна, государство. Пример: Русская земля стала расти. 


Вопрос 20

(1)Время шло, жизнь изменялась, становясь всё сложнее и сложнее. (2)Люди жили уже не родовыми поселками, а городами и государствами, общих дел стало гораздо больше, споров и несогласий вокруг этих дел — тоже. (3)Раньше все дела были привычные, повторяющиеся из поколения в поколение; теперь все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать, как с ними сообща управляться. (4)В дополнение к старым обычаям понадобились новые законы. (5)Но ... государство не может держаться без законов, то тем более не может держаться без законов огромный мир: никакому олимпийскому семейству сразу всюду не поспеть, всего не решить и обо всем не договориться. (6)Очевидно, и в мире действуют какие-то общие законы, которым подчиняются и боги, и звезды, и земля, и люди. (7)Каковы же они?
(По М.Л. Гаспарову)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕЛО, -а., ср.

1) Работа, занятие, деятельность. Примеры: Домашние дела, хозяйственные дела.

2) Практическая деятельность в противоположность словам, мысли; поступок. Примеры: Судят по делам.,  разговоры мы готовы принять за дела.

3)  То, что непосредственно, близко касается кого-н. (чьё). Примеры: Лезть не в своё дело, считать своим делом, моё личное дело.

4) То, что полезно, важно, существенно (разг.). Примеры: Вот это дело! Я дело говорю.

5) Специальность, профессия, круг занятий (с определением). Примеры: Военное дело,  инженерное дело, библиотечное дело.


Вопрос 21

(1)Мысль о всеобщих законах, управляющих и природой, и человеческим обществом, овладела умом грека и уже не покидала его. (2)Законы природы были предметом теоретическим, до них приходилось доходить умом. (3)Законы общества приходилось осваивать практически: их нужно было составлять самим. (4)И здесь начиналась жестокая борьба. (5)Знать говорила: «Мы потомки богов и героев, наши деды и прадеды правили этим государством и передали свой опыт нам, мы богаты, крепки телом, даже грамотны — по справедливости власть должна принадлежать нам». (6)Народ говорил: «Нас много, на войне наш строй спасает государство, в мирное время наш труд кормит государство, без нас знатные правители бессильны — по справедливости власть должна принадлежать нам». (7)Справедливость спорила со справедливостью, ... решать спор должен был закон.
(По М.Л. Гаспарову)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в седьмом (7) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗАКОН, -а., муж.

1) Нормативный акт, принятый в предписанном порядке и обладающий юридической силой. Пример: Действовать по закону, решать по закону, кодекс законов.

2) Строгое предписание, веление. Пример: Она примет ваше мнение за закон. Его воля была законом.

3) Общепринятое правило, обычай. Пример: Законы дружбы, закон гостеприимства, законы приличия, неписаный закон.

4) Основные положения в каком-либо деле, деятельности (обычно во мн. ч.). Пример: Законы правописания, законы шахматной игры.

5) Объективно существующая связь между предметами. Пример: Закон природы, закон всемирного тяготения.


Вопрос 22

(1)Джероламо Кардано родился 24 сентября 1501 г. в Павии. (2)Его отец — Фацио Кардано, образованный юрист с широкими интересами, упоминается у Леонардо да Винчи. (3)Он был первым учителем сына. (4)Окончив университет в Падуе, Джероламо решает посвятить себя медицине. (5)Он был незаконнорожденным ребенком, ... это закрыло ему доступ в коллегию врачей Милана. (6)Кардано долго практиковал в провинции, пока в августе 1539 г. его все же не приняли в коллегию, специально изменив для этого правила. (7)Кардано был одним из самых знаменитых врачей своего времени, вероятно, вторым после Андрея Везалия, его друга.
(По С.Г. Гиндикину)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИНТЕРЕС. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИНТЕРЕС -а, муж.

1) Внимание, любопытство, направленность мысли на объект. Примеры: Читать с интересом, интерес к книгам.

2) обычно в мн. ч. То, что составляет преимущественное содержание мыслей, забот. Примеры: Его интерес,в русле её интересов, ваши интересы.

3) Разг. устар. Прибыль, выгода. Примеры: Не понимаю, в чём ваш интерес. Мой интерес невелик.

4) обычно во мн. ч. То, что составляет благо кого-л., служит на пользу кому-л. Примеры: Классовые иинтересы, интересы общества, интересы компании.

5) остаться при пиковом интересе — потерпеть неудачу, остаться ни с чем.


Вопрос 23

(1)Первую музыку специально для кино написал французский композитор Камилл Сен-Санс. (2)Его сочинение в исполнении камерного оркестра сопровождало немой французский фильм 1908 года «Убийство герцога де Гиза».

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОЧИНЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

СОЧИНЕНИЕ, -я, ср.

1)Действие по глаголу сочинять. Примеры: сочинение стихов, сочинение танцев.

2)Литературное, научное или музыкальное произведение. Примеры: собрание сочинений, написать сочинение. После оперы и сюиты я напишу наконец образцовое сочинение (Чайковский).

3)Письменная школьная работы, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждений на заданную тему. Примеры: сочинение на тему, сочинение ученика 8 класса.

4)Грамм. Способ связи двух или нескольких самостоятельных слов и предложений.


Вопрос 24

Эксперименты испанских и английских психологов показали, что горячий шоколад кажется вкуснее, когда его подают в чашке оранжевого цвета. (2)В опытах использовали посуду белого, красного, кремового и оранжевого цветов.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАШКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

ЧАШКА, -и, ж.

1)Небольшой сосуд для питья округлой формы, обычно с ручкой, из фарфора, фаянса и т.п. Примеры: фарфоровая чашка, старинная чашка, голубая чашка, чашка с молоком.

2)Прост. Миска. Примеры: Все ели картошку из одной чашки деревянными ложками. Он поставил перед собакой чашку с жидкой кашицей.

3)Предмет или часть предмета, имеющие округлую форму. Примеры: чашки весов, чашка шпаги.

4)Спец. Полукруглая выемка на конце бревна для связывания брёвен в венец.

5)Коленная чашка — то же, что коленная чашечка.


Вопрос 25

По оценке ООН, в мире ежегодно выбрасывается 1,3 миллиарда тонн пригодных к употреблению пищевых продуктов. (2)Это в четыре раза больше, чем понадобилось бы для полного решения проблемы голода на Земле. (3)Каждый американец или европеец ежегодно выбрасывает на помойку в среднем по 95 — 115 килограммов вполне качественных продуктов.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОДУКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

ПРОДУКТ, -а, м.

1)Предмет как результат человеческого труда или результат труда в какой-л. отрасли производства. Примеры: готовый продукт, стоящий денег; продукты сельского хозяйства, продукты обрабатывающей промышленности.

2)Перен. Порождение, следствие, результат чего-л. Примеры: продукт наблюдения и сравнения, продукт капитализма.

3)Обычно мн.ч. Предметы питания, съестные припасы. Примеры: молочные продукты, продукты на неделю, запас продуктов.

4)Вещество, образующееся химическим или иным путём из другого вещества. Примеры: продукты сгорания топлива, продукты разложения окиси железа.

5)То, что служит для изготовления чего-л. Примеры: продукт для изготовления бумаги, продукт для производства вина.


Вопрос 26

(1)При ознакомлении с укладом жизни аборигенов подкупает то, что люди даже в традиционных деревнях-поселениях, куда по договорённости допускаются туристы, просто живут своей повседневной жизнью, лишь слегка наряжаясь к приходу гостей. (2)«Артисты» после представления не сбрасывают с себя традиционные наряды и не переодеваются в китайские джинсы, чтобы потом разъехаться по домам, как это происходит в большинстве «экзотических» стран мира, а продолжают жить своим укладом, который мало изменился за сотни лет.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

МИР, -а, м.

1)Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве. Вселенная. Пример: происхождение мира.

2)Земной шар. Земля со всем существующим на ней. Примеры: во всём мире, половина мира; Весь мир затих.

3)Отдельная часть Вселенной; планета. Пример: Остатки миров, где люди открыли атомную энергию и не смогли договориться.

4)С определением. Человеческое общество, объединённое определённым общественным строем, культурными и социально-историческими признаками. Примеры: Античный мир. Новый мир. Старый мир разлагается, зазеленели новые всходы жизни — жизнь зовёт к себе, открывает всем свои объятия.

5)Чего или какой. Какая-л. сфера жизни или область явлений в природе. Примеры: растительный мир, животный мир, мир насекомых.

6)Чего или какой. Какая-л. сфера деятельности людей. Примеры: мир актёров, мир театра, мир науки.


Вопрос 27

(1)Подъём на вулкан занял каких-то сорок минут перед закатом. (2)Ясур грохотал так, что закладывало уши и не было слышно ни слова из уст собеседников. (3)Под ногами дрожала земля, и казалось, что, если тряхнёт чуточку посильнее, мы обязательно скатимся вниз. (4)А ведь по местным меркам у вулкана сейчас минимальный уровень активности.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОДЪЁМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

ПОДЪЁМ, -а, м.

1)Действие по гл. поднять—поднимать и подняться—подниматься. Примеры: подъём флага, подъём груза, подъём на гору.

2)Энергичный рост, сильное развитие чего-л. Примеры: промышленный подъём, подъём экономики, подъём уровня культуры.

3)Воодушевление, возбуждение. Примеры: духовный подъём, петь с подъёмом, с большим подъёмом.

4)Участок дороги, поднимающийся в гору. Примеры: спуск и подъём; Ехали медленно, на подъёмах шли пешком.

5)Верхняя часть стопы от пальцев к щиколотке. Примеры: высокий подъём, низкий подъём.

6)Сигнал к пробуждению, а также к отправлению в поход. Пример: Пролетел звук трубы, заигравшей подъём.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!