1. Несогласованное приложение Несогласованное приложение – это название книги, журнала, фильма, картины и т. д., заключенное в кавычки. В предложении изменяется по падежам родовое слово, а несогласованное приложение стоит в начальной форме и не изменяется: в романе «Война и мир»; картину Левитана «Золотая осень», на станции метро «Тверская». Если родового слова в предложении нет, изменяется по падежам само приложение: герои «Войны и мира»; смотрю на «Золотую осень» Левитана, встретимся на «Тверской». | Грамматическая ошибка: В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. Правильный вариант: В основе произведения «Повесть о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. |
2. Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчиненное предложение. Сравните: Проводник сказал: «Я принесу вам чай» — Проводник сказал, что он принесет нам чай. | Грамматическая ошибка: Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной. Правильный вариант: Базаров говорит Аркадию, что его отец — человек отставной. (Личное местоимение должно измениться.) Грамматическая ошибка: Пассажир спросил, что может ли он открыть окно Правильный вариант: Пассажир спросил, может ли он открыть окно. (В предложении есть ЛИ в роли союза, союз ЧТО недопустим в предложении.) |
3. Причастный оборот 1. Внутрь причастного оборота не может попасть определяемое (главное) слово, оно может стоять до или после него. 2. Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с главным словом, которое определяется по смыслу и по вопросу. Обратите внимание: одно из событий, случившееся прошлым летом (согласуем причастие со словом ОДНО – речь идет об одном событии). Вспоминается ряд событий, случившихся прошлым летом (задаем вопрос от СОБЫТИЙ «каких?»). 3. У причастия есть настоящее время (ученик, запоминающий правило), прошедшее время (ученик, запомнивший правило), но нет будущего времени (ученик, запомнящий правило – грамматическая ошибка). 4. Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота. | 1. Грамматическая ошибка: Пришедшие зрители на встречу с режиссером прошли в зал. Правильный вариант: Пришедшие на встречу с режиссером зрители прошли в зал. или Зрители, пришедшие на встречу с режиссером, прошли в зал. 2. Грамматическая ошибка: Жители гор, напуганных ураганом, спустились в долину. Правильный вариант: Жители гор, напуганные ураганом, спустились в долину. 3. Грамматическая ошибка. Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. Правильный вариант: Это рассказ о человеке, возвратившемся после войны в родной город. Грамматическая ошибка: Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев. Правильный вариант: Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг. или Состоящий в основном из хвойных деревьев лес тянется с севера на юг. |
4. Деепричастный оборот Запомните: Деепричастие называет добавочное действие, а глагол-сказуемое – основное. Деепричастие и глагол сказуемое должны относиться к одному действующему лицу! В определенно-личном предложении легко восстановить подлежащее: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ: Составляя предложение, учитывайте (вы) грамматическое значение слова. Рассуждаем: вы учитываете и вы составляете – ошибки нет. Глагол-сказуемое может быть выражен инфинитивом в безличном предложении: Составляя предложение, надо учитывать грамматическое значение слова. | Грамматическая ошибка: Идя на первый бал, у Наташи Ростовой возникло естественное волнение. Правильный вариант: Рассуждаем: волнение возникло — Наташа Ростова шла – разные действующие лица. Находим в предложении подлежащее и проверяем, выполняет ли оно действие, названное деепричастием Идя на первый бал, Наташа Ростова испытывала естественное волнение. Грамматическая ошибка: Прочитав предложение, мне кажется, что ошибки нет. Правильный вариант: Рассуждаем: МНЕ не может быть подлежащим, так как стоит не в начальной форме. Прочитав предложение, я решил, что ошибки нет. |
5. Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым. 1. Ошибка может скрываться в сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», | Грамматическая ошибка: Никто из тех, кто побывал там летом, не были разочарованы. Правильный вариант: Анализируем предложение. НИКТО НЕ БЫЛИ – грамматическая ошибка. КТО |
«КАЖДЫЙ, КТО…», «ВСЕ, КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО…», «МНОГИЕ ИЗ ТЕХ, КТО…», «ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО…». В каждом простом предложении в составе сложноподчиненного будет свое подлежащее, надо проверить, согласуются ли они со своими сказуемыми. КТО, КАЖДЫЙ, НИКТО, ОДИН, сочетаются со сказуемыми в единственном числе; ТЕ, ВСЕ, МНОГИЕ сочетаются со своими сказуемыми во множественном числе. 2. Если подлежащим является несклоняемое сложносокращённое слово, то сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование, т.е. так, как оно согласовалось бы при полном названии: МГУ праздновал свой юбилей (Московский государственный университет). Если сложносокращённое слово склоняется, то согласование происходит по общим правилам: Вуз начал приёмные экзамены. Неприятельский дот был разрушен (слова вуз и дот относятся к существительным 2-го склонения мужского рода). 3. При несклоняемом географическом названии форма сказуемого определяется грамматическим родом того нарицательного существительного, которое выступает в роли родового понятия по отношению к индивидуальному названию. Например, Баку – существительное мужского рода, так как город – мужского рода. | ПОБЫВАЛ – ошибки нет. Никто из тех, кто побывал там летом, не был разочарован. Грамматическая ошибка: МГУ выпустило новый альманах. Правильный вариант: МГУ выпустил новый альманах. Грамматическая ошибка: Ориноко вышло из берегов. Правильный вариант: Рассуждаем. Ориноко – река. Ориноко вышла из берегов. |
неправильное употребление времени глагола ведет к путанице в последовательности действий. | Грамматическая ошибка: Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок. Правильный вариант: Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате делаю много нелепых ошибок. ( Оба глагола несовершенного вида стоят в настоящем времени.) Я работал невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок. (Оба глагола стоят в прошедшем времени, первый глагол — несовершенного вида – указывает на процесс, второй – совершенного вида – указывает на результат.) |
7. Однородные члены предложения Использование союза и. 1. Союз И не может связывать один из членов предложения с целым предложением. 2. Союз И не может связывать однородные члены, выраженные полной и краткой формой прилагательных и причастий. 3. Союз И не может связывать инфинитив и существительное: 4. Трудно распознать ошибку в такой синтаксической конструкции: Декабристы любили и восхищались русским народом. В этом предложении дополнение НАРОДОМ относится к обоим сказуемым, но грамматически связано только с одним из них: ВОСХИЩАЛИСЬ (КЕМ?) НАРОДОМ. От глагола ЛЮБИЛИ задаем вопрос КОГО? Обязательно задавайте вопрос от каждого глагола-сказуемого к | 1. Грамматическая ошибка: Я не люблю болеть и когда получаю двойку. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. Когда Онегин вернулся в Петербург и встретив Татьяну, он не узнал её. Слушали лекцию о значении спорта и почему им нужно заниматься. Правильный вариант: Я не люблю болеть и получать двойку. Москва – город, который был родиной Пушкина и был описан им. Когда Онегин вернулся в Петербург и встретил Татьяну, он не узнал её. Слушали лекцию о том, какое значение имеет спорт и почему им нужно заниматься. 2. Грамматическая ошибка: Он высок и худощавый. Она умная и красива. Правильный вариант: Он высок и худощав. Он высокий и худощавый. Она умна и красива. Она умная и красивая. 3. Грамматическая ошибка: Я люблю стирать, готовить и чтение книг. Правильный вариант: Я люблю стирать, готовить и читать книги. 4. Грамматическая ошибка: Автор в этой статье исследует и рассуждает о природе света. Правильный вариант: Автор в этой статье исследует природу света и рассуждает о ней. |
дополнению. Вот типичные ошибки: родители заботятся и любят детей; я понимаю и сочувствую тебе; он изучил и пользовался правилом; я люблю и горжусь сыном. Исправление такой ошибки требует введения разных дополнений, каждое будет согласовываться со своим глаголом-сказуемым: Я люблю сына и горжусь им. Использование составных союзов. 5. Учитесь распознавать в предложении следующие союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО». В этих союзах нельзя пропускать отдельные слова или заменять их другими. 6. Части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из однородных членов. Неправильный порядок слов ведет к грамматической ошибке Обобщающие слова при однородных членах 7. Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены стоят в одном и том же падеже: Занимайся двумя видами спорта: (чем?) лыжами и плаваньем. Предлоги при однородных членах 8. Предлоги перед однородными членами можно опускать только в том случае, если эти предлоги одинаковы. | 5. Грамматическая ошибка: Не только мы, но наши гости были удивлены. Атмосферу эпохи в комедии создают не только действующие лица, а также внесценические персонажи. Как и днем, так и ночью кипит работа. Правильный вариант: Не только мы, но и наши гости были удивлены. Атмосферу эпохи в комедии создают не только действующие лица, но и внесценические персонажи. Как днем, так и ночью кипит работа. 6. Грамматическая ошибка: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. В сочинении надо как о главных героях, так и рассказать о художественных особенностях. Правильный вариант: Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах. В сочинении надо рассказать как о главных героях, так и о художественных особенностях. 7. Грамматическая ошибка: Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота. Правильный вариант: Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благородством, простотой 8. Грамматическая ошибка: Он побывал в Греции, Испании, Италии, Кипре. Правильный вариант: Он побывал в Греции, Испании, Италии, на Кипре. |
8. Сложноподчиненное предложение Очень распространены ошибки, связанные с неправильным использованием союзов, союзных слов, указательных слов. Вариантов ошибок может быть много, рассмотрим некоторые из них. 1. Лишний союз. 2. Смешение сочинительных и подчинительных союзов. 3. Лишняя частица БЫ. Отсутствует указательное слово: Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь. (Пропущено В ТОМ.) 4. Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано от определяемого слова | 1. Грамматическая ошибки: Меня мучил вопрос, что надо ли всё рассказать отцу. Я не подумал, что насколько я был далек от истины. Правильный вариант: Меня мучил вопрос, надо ли всё рассказать отцу. Я не подумал, насколько я был далек от истины. 2. Грамматическая ошибки: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда нибудь поспать. Правильный вариант: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, она уходила куда-нибудь поспать. 3. Грамматические ошибки: Надо, чтобы он зашел бы ко мне. Правильный вариант: Надо, чтобы он зашел ко мне. Грамматическая ошибка: Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались растения. Правильный вариант: Теплый дождик, в котором нуждались растения, смочил землю. |
9. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, | Грамматическая ошибка: Согласно сложившихся на |
НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ: благодаря умению, согласно расписанию, вопреки правилам. Предлог БЛАГОДАРЯ лексически связан с глаголом БЛАГОДАРИТЬ и употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным. 2. Предлог ПО может употребляться в значении «ПОСЛЕ». В этом случае существительное стоит в предложном падеже и имеет окончание И: по окончании школы (после окончания), по приезде в город (после приезда), по истечении срока (после истечения срока). Запомните: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по истечениИ, по приездЕ, по прилетЕ. 3. Запоминаем особенности управления в следующих словосочетаниях: Доказывать (что?) правоту Избегать (чего?) опасности Отчитаться (в чём?) в расходах Поражаться (чему?) терпению Привести пример (чего?) ошибки Подвести итог (чему?) работе Признаться (в чём?) в преступлении Скучать, грустить (по ком?) по вас Уделять внимание (чему?) мелочам Указывать (на что?) на недостатки Упрекать (в чём?) в жадности Запоминаем пары: Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына Верить в победу – уверенность в победе Вопрос о строительстве – проблемы со строительством Извлекать доход из аренды – получать доход с аренды Неосведомленность в проблеме – незнакомство с проблемой Обидеться на недоверие – обидеть недоверием Обращать внимание на здоровье – уделять внимание здоровью Озабоченность делами – тревога о делах Оплатить проезд – заплатить за проезд Отзыв о сочинении – рецензия на сочинение Отчитаться в своей работе – отвечать за свою работу Плата за услугу – оплата услуги Превосходство над ним – преимущество перед ним Предостеречь от опасности – предупредить об опасности Различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов Удивляться терпению – удивлен терпением Характерно для него – присуще ему | флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием. Правильный вариант: Согласно сложившимся на флоте традициям, переход через экватор считался знаменательным событием. Грамматическая ошибка: Благодаря крушению поезда пострадали люди. Правильный вариант: Из-за крушения поезда пострадали люди. 2. Грамматическая ошибка: По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо. По прилёту в Москву следует посетить Красную площадь. Правильный вариант: По прибытии в Москву он почувствовал себя плохо. По прилёте в Москву следует посетить Красную площад |