Тематическое планирование
факультативного курса
«Подготовка к ЕГЭ
по русскому языку»
в 11 классе.
Количество часов 34.
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ленинаульская СОШ»
Карагужин М.Т.
Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ.
Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. Работа с выразительными средствами языка не выделяется отдельно (кроме тем № 5-6), она систематически проводится в процессе работы с текстом.
Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Задачи:
- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания;
- заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- анализ готовых образцов сочинений;
- работа с тестами ЕГЭ;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование сочинений-рассуждений;
- самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Средства обучения: справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ЕГЭ (и другие тесты), схемы, таблицы, опоры, компьютер.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- выполнять тестовые задания типа А минимум на 60-70%;
- выполнять тестовые задания типа Б минимум на 50 %;
- анализировать содержание текста, выделять его проблематику;
- определять тип и стиль речи предложенного текста;
- создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения
(формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять
авторскую позицию и аргуметированно выражать свою)
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
1 | Введение. Каковы содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ, критерии её оценки? Фонетика и орфоэпия. Для чего нужно знать классификацию гласных и согласных звуков? Что такое орфоэпическая норма? | 2 | Тест. Выполнение задания А-1 |
2 | Лексика и фразеология. Что такое паронимы? Что такое контекстуальные синонимы и антонимы? Каковы признаки фразеологизма? Что такое лексическая норма? (Попутное повторение омонимов, групп слов по происхождению и употреблению, экспрессивной лексики) | 3 | Тест. Выполнение заданий А-2, А-11, А-30 |
3-4 | Речеведение. Что такое логика текста? Какие существуют средства связи предложений в тексте? Каковы основные способы сжатия текста? | 3 | Тест. Выполнение заданий А-6, А-7, А-27, А-28, В-7 |
5-6 | Какие существуют типы и стили речи? Каковы их композиционные и языковые особенности? | 2 | Тест. Выполнение заданий А-29, В-8 |
7 | Как создать собственный текст-рассуждение на основе предложенного текста? | 2 | Тест (на дом). Написать сочинение (Часть С) по предложенному тексту |
8-9 | Практикум. Написание, обсуждение и редактирование сочинений-рассуждений | 3 | Сочинение по предложенному тексту |
10 | Грамматика. Морфология. Синтаксис. Что такое грамматические нормы? (Грамматически верное построение предложений с деепричастным оборотом; согласование в роде, числе, падеже; употребление предлогов; образование степеней сравнения прилагательных и наречий; склонение числительных) | 3 | Тест. Выполнение заданий А-3, А-4, А-5, А-26 |
11-12 | Морфология. Как определить часть речи? Что такое омонимия частей речи? | 2 | Устный опрос. Тест. Выполнение заданий А-10, В-2 |
13 | Орфография. Сколько «Н» писать? (Н и НН во всех частях речи.) | 2 | Словарный диктант. Тест. Выполнение задания А-12 |
14 | Что нужно знать о правописании суффиксов различных частей речи? От чего зависит выбор Ь и Ъ знаков? | 2 | Словарный диктант. Тест. Выполнение заданий А- 16, А-14 |
15 | От чего зависит выбор приставок ПРИ- и ПРЕ-? Что нужно знать о правописании приставок на З, С и когда после приставок вместо И пишется Ы? | 2 | Словарный диктант. Тест. Выполнение задания А-14 |
16 | Чем отличаются проверяемые гласные от чередующихся? (Попутно повторяем непроверяемые гласные и согласные, правописание гласных букв после шипящих и Ц) | 2 | Тест. Выполнение задания А-13 |
17 | Для чего нужно знать спряжение глаголов? | 2 | Устный опрос. Тест. Выполнение заданий А-15 |
18 | От чего зависит выбор НЕ и НИ? Слитно или раздельно? (Правописание НЕ со всеми частями речи) | 2 | Устный опрос. Тест. Выполнение задания А-17 |
19 | Тренировочные тесты. | 2 | Задания А и Б |
3