Задача №1. Выполнение работ по договору подряда из материалов подрядчика
При строительстве объекта устанавливаемое в нем оборудование чаще
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. |
Д-т | К-т |
Перечисление 5 июня аванса подрядчику |
Перечислен аванс под выполнение работ | 60 | 51 | 5 310 000 |
Согласно п.9 ст.172 НК РФ, сумма налога, предъявленная подрядной организацией при проведении капитального строительства, принимается к вычету при перечислении предоплаты и получении счета-фактуры от подрядчика: |
отражен в составе налоговых вычетов НДС с аванса | 68 | 19 | 810 00 |
Подписание акта приемки-передачи выполненных работ будет отражено записями за 20 сентября: |
приняты строительно-монтажные работы от подрядчика | 08 | 60 | 9 000 000 |
отражена сумма налога на добавленную стоимость по принятым работам | 19 | 60 | 1 620 000 |
Согласно п.5 ст.172 НК РФ, на основании счета-фактуры подрядчика после подписания акта приемки-передачи работ мы можем принять к вычету предъявленный подрядчиком НДС. При этом частично сумма этого НДС уже была принята к вычету после перечисления аванса (на основании выписанного подрядчиком счета-фактуры на аванс). На основании пп.3 п.3 ст.170 НК РФ принятую ранее к вычету сумму НДС по авансу необходимо восстановить: |
восстановлена ранее принятая к вычету сумма НДС с аванса (п.12 ст.171 НК РФ и пп.3 п.3 ст.170 НК РФ) | 76 | 68 | 810 000 |
После этого принимаем всю сумму НДС по счету-фактуре, выставленному поставщику (исполнителем работ) после подписания акта приемки-передачи: |
зачтен НДС по принятым работам | 68 | 19 | 1 620 000 |
Перечисление 30 сентября оставшихся 50% стоимости работ по объекту: |
погашена задолженность за выполненные работы | 60 | 51 | 5 310 000 |
Допустим, что объект после выполнения всех сопутствующих процедур (приемки госкомиссией, регистрации и т. д.) будет введен в эксплуатацию в сентябре: |
отражен ввод объекта в эксплуатацию | 01 | 08 | 9 000 000 |
всего приобретает заказчик. В монтаж подрядчику оно передается по сохранной расписке и принимается после монтажа по акту выполненных работ. В акте подрядчик указывает только стоимость выполненных монтажных и пуско-наладочных работ, без стоимости оборудования.
Задача №2. Строительство объекта основных средств хозяйственно-подрядным способом
Затраты на строительство объекта надлежит отразить в следующем порядке.
Всего фактические затраты на строительство объекта за истекший месяц составили 730 000 руб. (50 000 руб. +500 000 руб. + 180 000 руб.)
СМР собственными силами (хозспособом) не выполнялись.
Отдел капитального строительства оказывал услуги по осуществлению технического контроля (что никоим образом не признается работами), пере- дача материалов подрядчику под определение работ также не подпадает.
1-й месяц
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. |
Д-т | К-т |
Отражены затраты на содержание отдела капитального строительства, осуществляющего контроль за строительством объекта | 08 | 70, 69, 60 | 50 000 |
Переданы материалы подрядчику для производства СМР | 10 | 10 | 180 000 |
Приняты от подрядчика выполненные им строительно- монтажные работы | 08 | 60 | 500 000 |
НДС по принятым от подрядчика СМР | 19 | 60 | 90 000 |
Стоимость переданных подрядчику материалов отнесена на затраты по строительству объекта | 08 | 10 | 180 000 |
НДС по выполненным подрядчиком СМР принят к вычету | 68 | 19 | 90 000 |
2-й месяц
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. |
Д-т | К-т |
Отражены затраты на содержание отдела капитального строительства, осуществляющего контроль за строительством объекта | 08 | 70, 69, 60 | 55 000 |
Выполнены СМР силами работников организации | 08 | 70, 69, 10, 25 | 150 000 |
Начислен НДС от выполнения СМР собственными силами | 19 | 68 | 27 000 |
Переданы материалы подрядчику для производства СМР | 10 | 10 | 200 000 |
Приняты от подрядчика выполненные им строительно-монтажные работы | 08 | 60 | 700 000 |
НДС по принятым подрядчиком СМР | 19 | 60 | 126 000 |
Стоимость переданных подрядчику материалов отнесена на затраты по строительству объекта | 08 | 10 | 200 000 |
НДС по выполненным подрядчиком и хозспособом СМР принят к вычету | 68 | 19 | 126 000 |
За второй месяц затраты по строительству объекта увеличились еще на 1 105 000 руб. (55 000 руб. + 150 000 руб. + 200 000 руб. + 700 000 руб.).
Из них СМР собственными силами выполнено на сумму 150 000 руб.
Это привело к увеличению начисленного налога на добавленную стоимость на 27 000 руб.
Задача №3. Начисление амортизации основных средств нелинейным методом
Срок полезного использования нашего объекта – 8 лет. Это значит, что
он входит в V амортизационную группу (см. п.3 ст.258 НК РФ и таблицу 1).
Для этого (см. п.5 ст.259.2 НК РФ) месячная норма амортизации установлена как коэффициент 2,7 (см. таблицу 2).
Используя формулу 3, получаем сумму амортизации за первый месяц эксплуатации объекта:
А = В × k / 100 = 200 000 ×2,7 : 100 = 5 400 руб.
Суммарная стоимость амортизационной группы (из которой состоит
наш объект) для расчета его амортизации за 2-й месяц составит
194 600 руб. (200 000 руб. – 5 400 руб.). Соответственно, сумма амортизации за второй месяц определяется по той же формуле, но уже
исходя из новой суммарной стоимости:
А = В × k / 100 = 194 600 × 2,7 : 100 = 5 254 руб.
Суммарная стоимость амортизационной группы (из которой состоит
наш объект) для расчета его амортизации за 3-й месяц составит
189 346 руб. (194 600 руб. – 5 254 руб.). Соответственно сумма
амортизации за третий месяц определяется по той же формуле, но уже исходя из новой суммарной стоимости:
А = В × k / 100 = 189 346 ×2,7 : 100 = 5 112 руб.
И так далее… Суммы начисленной таким образом амортизации за пер-
вый год найдете в таблице 3.
Таблица 3
Начисление амортизации нелинейным методом
в течение первого года эксплуатации объекта
Месяц начисл. амортиз. | Месяц начисл. амортиз. | Месяц начисл. амортиз. | Месяц начисл. амортиз. | Месяц начисл. амортиз. |
1-й | 200000 | 2,7 | 5400 | 194600 |
2-й | 194600 | 2,7 | 5254 | 189346 |
3-й | 189346 | 2,7 | 5112 | 184233 |
4-й | 184233 | 2,7 | 4974 | 179259 |
5-й | 179259 | 2,7 | 4840 | 174419 |
6-й | 174419 | 2,7 | 4709 | 169710 |
7-й | 169710 | 2,7 | 4582 | 165128 |
8-й | 165128 | 2,7 | 4458 | 160669 |
9-й | 160669 | 2,7 | 4338 | 156331 |
10-й | 156331 | 2,7 | 4221 | 152110 |
11-й | 152110 | 2,7 | 4107 | 148003 |
12-й | 148003 | 2,7 | 3996 | 144007 |
Итого за год | 55993 | × |
Итого за 12 месяцев (1-й год начисления амортизации по данному объекту) нелинейным методом начислено 55 993 руб. амортизации.
В бухгалтерском учете за этот же период при тех же условиях похо-
жим по смыслу способом уменьшаемого остатка было бы начислено
75 000 руб. амортизации.
При использовании линейного метода мы смогли начислить за первые
12 месяцев всего 416 667 руб. (формула 2).
Если продолжать расчеты дальше, мы получим следующие данные: за 2-
й год будет начислено 40 317 руб. амортизации, за 3-й – 29 030 руб.
(почти совпадает с данными бухгалтерского учета и т. д.
И наконец, в седьмом году начисления амортизации (через 73 месяца) остаточная стоимость нашего основного средства (т.е. суммарный баланс его амортизационной группы, поскольку оно там одно) станет меньше
20 000 руб.
В этот момент (т. е. в 74-м месяце) мы получаем право согласно п.12
ст.259.2 НК РФ не начислять дальше амортизацию, а списать всю стоимость сразу как внереализационные расходы. При этом у нас больше не будет V амортизационной группы до тех пор, пока не появится новый объект основных средств, который следует отнести к этой группе. Напоминаем, что такие действия являются правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Задача №4. Реализация объекта основных средств с убытком
Содержание хозяйственных операций | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. |
Д-т | К-т |
Начислена выручка от реализации объекта основных средств | 76 | 91.1 | 295 000 |
Отражен НДС по проданному основному средству | 91.2 | 68 | 45 000 |
Списана первоначальная стоимость проданного объекта основных средств | 01в | 01 | 318 750 |
Списана амортизация по проданному объекту основных средств | 02 | 01в | 318 750 |
Списана остаточная стоимость проданного основного средства | 91 | 01в | 281 250 |
Выявлен финансовый результат от реализации основного средства | 99 | 91.9 | 31 250 |
В налоговом учете остаточная стоимость будет равна 187 500 руб.
(295 000 руб. – 45 000 руб.)
Прибыль от реализации объекта для целей налогообложения прибыли составит 62 500 руб. (295 000 руб. –45 000 руб.- 187 500 руб.).
Разница между убытком в бухгалтерском учете и прибылью в учете налоговом составила 31 250 руб. (62 500 руб. - 13 250 руб.).
Она образовалась за счет того, что для целей налогообложения прибыли
амортизации начислена как раз на эту сумму больше, чем для целей бухгалтерского учета.
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. |
Д-т | К-т |
Начисление отложенного налогового обязательства в регистрах бухгалтерского учета отражалось записями: |
начислено отложенное налоговое обязательство от выявленной налогооблагаемой временной разницы по начислению амортизации | 68 | 77 | 62 500 |
При реализации объекта начисленное ранее отложенное налоговое обязательство следует погасить, что в бухгалтерском учете будет отражено проводкой: |
погашено начисленное ранее отложенное налоговое обязательство в связи с реализацией объекта основных средств | 51 | 68 | 62 500 |
Если не принимать во внимание другие хозяйственные операции, произведенные организацией в отчетном периоде, то от суммы полученного убытка по данным бухгалтерского учета, согласно п.20 ПБУ 18/02, следует начислить условный доход по налогу на прибыль в размере ……………… руб. (……………… руб. ×20%) |
начисление условного дохода по налогу на прибыль | 99 | 68 | 62500 |
Задача №5. Включение транспортно-заготовительных расходов в фактическую себестоимость материалов
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. |
Д-т | К-т |
Поступил от поставщиков материал А | 10 | 60 | 25 000 |
НДС по приобретенному материалу А | 19 | 60 | 4 500 |
НДС по оприходованным материалам принят к вычету | 68 | 19 | 4 500 |
Поступил от поставщиков материал Б | 10 | 60 | 15 000 |
НДС по приобретенному материалу Б | 19 | 60 | 2 700 |
НДС по оприходованным материалам принят к вычету | 68 | 19 | 2 700 |
Произведены расходы на транспортировку материалов | 44 | 60 | 5 000 |
НДС по транспортным расходам | 19 | 60 | 900 |
НДС по полученным транспортным услугам принят к вычету | 68 | 19 | 900 |
Задача №6. Учет транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете к балансовому счету 10 «Материалы»
Приобретение материалов в регистрах бухгалтерского учета следует
отразить проводками:
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. |
Д-т | К-т |
Поступил от поставщиков материал А | 10 | 60 | 25 000 |
НДС по приобретенному материалу А | 19 | 60 | 4 500 |
НДС по оприходованным материалам принят к вычету | 68 | 19 | 4 500 |
Поступил от поставщиков материал Б | 10 | 60 | 15 000 |
НДС по приобретенному материалу Б | 19 | 60 | 2 700 |
НДС по оприходованным материалам принят к вычету | 68 | 19 | 2 700 |
Произведены расходы на транспортировку материалов | 10 тзр | 60 | 5 000 |
НДС по транспортным расходам | 19 | 60 | 900 |
НДС по полученным транспортным услугам принят к вычету | 68 | 19 | 900 |
Транспортно-заготовительные расходы учитываются на отдельном
субсчете к счету 10 «Материалы» и не изменяют стоимость приобретения
материалов в регистрах аналитического учета при учете движения материалов в течение месяца (внутреннем перемещении и пр.).
Стоимость материалов подлежит увеличению на величину транспортно-заготовительных расходов при их отпуске в производство, реализации и
прочем выбытии в соответствии с методом, который организация закрепила в своей учетной политике.
Задача 7. Учет транспортно-заготовительных расходов на балансовом счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Поступление материалов в договорных ценах в регистрах бухгалтерского
учета будет отражено проводками:
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. |
Д-т | К-т |
Приняты к учету материалы А | 10 | 60 | 25 000 |
НДС по поступившим материалам А | 19 | 60 | 4 500 |
НДС по оприходованным материалам принят к вычету | 68 | 19 | 4 500 |
Приняты к учету материалы Б | 10 | 60 | 15 000 |
НДС по поступившим материалам Б | 19 | 60 | 2 700 |
НДС по оприходованным материалам принят к вычету | 68 | 19 | 2 700 |
Транспортно – заготовительные расходы, то есть затраты по доставке материалов на склад, учитываются также на счете 15.
Затраты на доставке материалов в бухгалтерском учете будут отражены проводками:
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. |
Д-т | К-т |
Затраты по доставке материалов | 15 | 60 | 5 000 |
НДС по доставке материалов | 19 | 60 | 900 |
НДС по полученным транспортным услугам принят к вычету | 68 | 19 | 900 |
Поступившие материалы в учетных ценах (в данной ситуации под учетными ценами можно понимать договорные цены) подлежат учету на счете 10
«Материалы», а транспортно – заготовительные расходы – на балансовом
счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Принятие материалов к учету, таким образом, следует отразить проводками:
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. |
Д-т | К-т |
Оприходованы материалы А и Б в учетных (договорных) ценах | 10 | 60 | 47 200 |
Отражены отклонения между учетными ценами и фактической стоимостью приобретения материалов | 16 | 15 | 7 200 |
Транспортно – заготовительные расходы подлежат списанию на соответствующие статьи расходов (расходы на производство, расходы на продажу и т.д.)