КГУ "Средняя школа им. А.С.Макаренко"
Согласовано Утверждаю
зам.дир. по УВР Директор школы
________ Есалиева А.Е. ________ Бердыбекова Г.Б.
Письменная экзаменационная работа по физике
на итоговой аттестации 11класс
Часть А.
На схеме показаны векторы a и b. Какой из векторов будет результатом сложения векторов?
b
a
D
C
B
A
[1]
Найдите путь и перемещение по заданному рисунку
A) 200 м; 5080 м
B) 4180 м; 200 м
C) 100 м; 200 м
D) 220 м; 100 м [1]
3. Тело падает из состояния покоя в воздухе и достигает предельной скорости. На каком графике показано изменение скорости v со временем t?
[1]
4. Если при равномерном движении бруска массой 300 г по горизонтальной поверхности с коэффициентом трения 0,3 пружина растянулась на 2 см, то жесткость пружины равна (g = 10 м/ с2)
A) 0,45 Н/м
B) 4500 Н/м
C) 4,5 Н/м
D) 45 Н/м [1]
5. Тепловоз массой 130 т приближается со скоростью 2 м/с к неподвижному составу массой 1170 т. С какой скоростью будет двигаться состав после сцепления с тепловозом?
А) 0.2 м/с
В) 2 м/с
С) 0.02 м/с
D) 0.1 м/с [1]
6. На графике показана зависимость смещения волны Х от времени
Чему равны период, частота и циклическая частота волны?
| Период, с | Частота, Гц | Циклическая частота, рад/с |
A | 2 | 0.5 | 3.14 |
B | 6 | 0.17 | 1.05 |
C | 4 | 0.25 | 1.57 |
D | 2 | 0.5 | 1.57 |
[1]
7. Если баллон, содержащий 12 л кислорода при давлении 1 МПа, соединить с пустым баллоном, вместимостью 3 л, то в процессе изотермического расширения газа в баллонах установится давление, равное
A) 4*106 Па
B) 8*107 Па
C) 0,8*106 Па
D) 106 Па [1]
8. Число атомов золота в слое толщиной 1 мкм, площадью 20 см2 (NА= 6,02* 1023 моль-1, M= 197 г/ моль, 19.3 г/см3 )
A) 4,61017
B) 4,61018
C) 1,21019
D) 1,21020 [1]
9. Температуру нагревателя и холодильника теплового двигателя повысили на одинаковое число градусов. Как изменился при этом КПД двигателя?
Увеличился
Уменьшился
Нет верного ответа
Не изменился [1]
10. Сколько радиостанций может работать без помех в диапазоне 20 0000 − 5 000 м, если каждой отводят полосу частот 4 кГц? (с=3*108 м/с)
11
101
111
10
[1]
11. Выберите правильную последовательность излучений по принципу увеличения частоты:
Гамма-лучи, рентгеновские, ультрафиолетовые, видимый свет, инфракрасные, радиоволны
Радиоволны, инфракрасные, видимый свет, ультрафиолетовые, рентгеновские, гамма-лучи
Инфракрасные, видимый свет, ультрафиолетовые, рентгеновские, гамма-лучи, радиоволны
Ультрафиолетовые, видимый свет, радиоволны, инфракрасные, рентгеновские, гамма-лучи
[1]
12. Какое изображение дает собирающая линза, если предмет расположен между линзой и фокусом
мнимое, прямое и увеличенное
действительное, перевернутое и увеличенное
мнимое, прямое и уменьшенное
действительное, прямое и уменьшенное
[1]
13. Луч света проходит через плоскопараллельную стеклянную пластинку толщиной 1 см. Найдите горизонтальное и боковое смещение луча при угле падения 45 градусов.
0,37 м, 0,26 м
0,37 см, 0,26 см
0,63 см, 0,26 см
0,37 см, 0,63 см
[1]
14. Дифракционная решетка, период которой равен 0,005 мм, расположена параллельно экрану на расстоянии 1,6 м от него и освещается пучком света длиной волны 0,6 мкм, падающим по нормали к решетке. Определите расстояние между центром дифракционной картины и вторым максимумом. Считать, что sinφ ≈ tgφ.
3.84 м
38.4 мкм
384 мм
38.4 мм
[1]
15. Как изменится сила тока в цепи, если перейти от соединения резисторов на рис.1 к соединению, как показано на рис.2? Напряжение не изменяется.
рис.1 рис.2
Увеличится в 1.5 раза
Уменьшится в 1.5 раза
Увеличится в 4.5 раза
Уменьшится в 1.5 раза
[1]
16. Медный анод массой 66 г погружен в ванну с водным раствором медного купороса. Через сколько времени анод полностью растворится, если электролиз идет при силе тока 4А?
(k=0,33⋅10−6кг/Кл)
2*105 с
2*104 с
5*104 с
0.05*104 с
[1]
17. Цезий освещают желтым монохроматическим светом с длиной волны 590 нм. Работа выхода электрона – 1,7⋅10−19 Дж. Кинетическая энергия вылетающих из цезия фотоэлектронов равна (h=6,62*10-34 Дж*с, с=3*108м/с)
1,1 эВ
1,7 эВ
590 эВ
0 эВ
[1]
18. Каково массовое число ядра Х в реакции
250
249
98
96
[1]
19. Какой вид ионизирующих излучений наиболее опасен при внешнем облучении?
Альфа-лучи
Бета-лучи
Х -лучи
Гамма-лучи
[1]
20. Какими инструментами пользуются нанотехнологи?
дрелью
опытным микроскопом
туннельным микроскопом
3d микроскопом
[1]
Итого 20 баллов
Часть В.
21. Автобус начинает свое движение от остановки и за 5с увеличивает свою скорость до 36 км/ч. Затем 20с автобус едет с постоянной скоростью и перед светофором тормозит, останавливается, до полной остановки движется в течение 10 с.
(а) опишите вид движения автобуса
(i) на последнем участке пути _____________________________________ [1]
(в) вычислите
(i) ускорение на 1 участке пути ___________________________________ [2]
(ii) длину 1 участка пути _________________________________________ [2]
(iii) перемещение на участке с постоянной скоростью ________________________________________________________________[2]
(с) вычислите
(i) ускорение во время торможения автобуса _______________________________________________________________ [1]
(ii) длину тормозного пути _______________________________________________________________ [1]
(iii) общий пройденный путь
_______________________________________________________________ [1]
22. (a) (i) Сформулируйте закон Гей-Люссака для изобарного процесса термодинамической системы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]
(ii) Сравните давление р1 и р2. Запишите рассуждение __________________________________________________________________________ [1]
(b) На рисунке изображен график зависимости давления от объема.
(i) Найдите работу газа при расширении
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]
23. Микроволны, видимый свет и ультрафиолетовое излучение – это три области спектра электромагнитного излучения.
(a) (i) Укажите два общих свойства для всех электромагнитных волн.
1 ____________________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________________ [2]
(ii) Укажите название ещё одной области спектра электромагнитного излучения. Опишите в общих чертах один из примеров её применения. название применение ___________________________________________________________________________[2]
(b) Дифракционная решетка, постоянная которой равна 0,004 мм, освещается светом с длиной волны 687 нм.
(i) Запишите формулу связи периода дифракционной решетки и длины падающего света _________________________________________________________________________ [1]
(ii) Под каким углом к решетке нужно проводить наблюдение, чтобы видеть изображение спектра второго порядка? ______________________________________________________________________ [2]
24. В природе существуют два изотопа рубидия:
стабильный рубидий- 85 и бета-радиоактивный рубидий – 87.
(i) Запишите число протонов в ядре рубидия _________________________ [1]
(ii) Вычислите число нейтронов в ядре рубидия-87 _____________________ [1]
(i) Вычислите дефект массы для ядра изотопа рубидия-87, масса ядра 86,909186 а.е.м. Масса протона 1.00783 а.е.м, нейтрона 1.00866 а.е.м. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]
Объясните, почему суммарная масса нуклонов больше массы ядра ___________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]
(ii) Вычислите энергию связи ядра рубидия-87 в МэВ _________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]
Итого 30 баллов
Часть С
25. Изменение координаты телом заданы уравнением х=5+2t+3t2.
(а) (i) Составьте таблицу значений координаты и времени для построения графика [2]
(ii) Выберите масштаб для осей времени и координаты, постройте график зависимости x(t)
[2]
(iii) опираясь на уравнение зависимости координаты от времени, постройте график зависимости скорости от времени. Масштаб выберите произвольно
[2]
(b) (i) Анализируя график (a)(ii), опишите и объясните характер движения тела. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]
(ii) Используя график зависимости скорости от времени, найдите путь, совершенный за 2с. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________[2]
Итого 10 баллов
Схема выставления баллов
Часть А
№ вопроса | Ответ | Балл |
| А | 1 |
| Д | 1 |
| В | 1 |
| Д | 1 |
| А | 1 |
| С | 1 |
| А | 1 |
| Д | 1 |
| В | 1 |
| А | 1 |
| В | 1 |
| А | 1 |
| В | 1 |
| С | 1 |
| Д | 1 |
| Д | 1 |
| А | 1 |
| В | 1 |
| Д | 1 |
| С | 1 |
Часть В
№ вопроса | Ответ | Балл | Дополнительные указания |
(a)(i) | равнозамедленное | 1 | |
(b) (i) | | 2 | |
(b) (ii) | | 2 | |
(b) (iii) | | 2 | |
(c)(i) | | 1 | |
(c)(ii) | | 1 | |
(c)(iii) | | 1 | |
22 (a)(i) | | 2 | |
(a)(ii) | Давление р1 будет больше, чем давление р2 так как чем выше температура, тем выше давление. С другой стороны при понижении объема газа давление растет. | 1 | |
(b) (i) | Значения давления и объема возьмем из графика и подставим в формулу | 2 | |
23 (a)(i) | 1.Это поляризованные волны, 2.движутся с одинаковой скоростью в вакууме с=3*108 м/с | 2 | Могут быть описаны другие свойства: нести энергию / отражение / преломление / помех / дифракци |
(a)(ii) | Рентгеновское излучение Применяют в промышленности для дефектоскопии при отливке металлических изделий, в медицине для диагностики заболеваний | 2 | Могут быть описаны инфракрасные лучи, гамма-лучи, радиоволны |
(b) (i) | | 1 | |
(b) (ii) | | 2 | Принимается любая буква, обозначающая порядок |
24 (a)(i) | Z=37 | 1 | |
(a)(ii) | N=A-Z, N=87-37=50 | 1 | |
(b) (i) | (37*1,00783+50*1,00866-86,909186)= 0,813524 а.е.м Масса и энергия взаимосвязаны. Всякое тело с массой m обладает энергией покоя. Уменьшение энергии покоя нуклонов связано с работой по преодолению ядерных сил при разрыве ядра. Эта энергия связи ядра, которая пропорциональна дефекту масс. | 2 2 | |
(b) (ii) | Е=0,813524*931,5=757,7976 МэВ=758 МэВ | 2 | |
Часть С
25 (a)(i) | Подставляет в уравнение значения времени и вычисляет координаты | 2 | |
(a)(ii) | Выбирает масштаб по осям Строит график зависимости координаты от времени (ветка параболы) | 2 | |
(a)(iii) | Определяет значения скорости Выбирает масштаб Строит график зависимости скорости от времени | 2 | |
(b) (i) | Так как в уравнении зависимости координаты от времени имеет квадрат времени, то график зависимости представляет собой ветку параболы. Так как проекции скорости и ускорения больше нуля. То ветка параболы направлена вверх | 2 | |
(b) (ii) | Площадь трапеции на графике равна перемещению При времени равном 2 с перемещение равно 16 м | 2 | |
Ответы к тестовым задачам
21. Автобус начинает свое движение от остановки и за увеличивает свою скорость до . Затем автобус едет с постоянной скоростью и перед светофором тормозит, останавливается, до полной остановки движется в течение . Определите полный пройденный путь этим автобусом.
Р ис. 2. К условию задачи 2
Решение задачи мы начинаем с того, что определим первый участок пути, т. е. тот, на котором автобус разгоняется. Обозначим его как и вычислять мы будем его по уравнению Галилея. Записывается оно следующим образом:
Чтобы вычислить , требуется обязательно знать ускорение. Ускорение обозначим .
Движение начинается от остановки, это означает, что начальная скорость . Найдем ускорение, не забыв перевести значение скорости в СИ:
Вычисляем теперь пройденный путь . С учетом того, что , формула приобретает вид: .
Если теперь подставить сюда все известные значения, то мы получаем значение: .
Итак, первый этап: автобус разогнался от до , пройдя расстояние .
Следующая часть посвящена равномерному движению, когда автобус движется равномерно в течение , и замедленному движению, когда автобус начинает останавливаться. Определяем пройденное расстояние при равномерном прямолинейном движении. В этом случае .
Третий пункт – это момент остановки автобуса, т. е. расстояние, которое он проходит до остановки. Здесь .
В этом уравнении, чтобы определить , требуется знать значение ускорения:
Это означает, что движение замедляется. Ускорение направлено против выбранной оси. Подставив все значения, мы получаем выражение для :
.
До полной остановки автобус проходит 50 м. Чтобы вычислить окончательный ответ, нужно все пройденные расстояния сложить:
Ответ: